Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Организация адаптивного физического воспитания в семье.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
АДАПТИВНРОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В СЕМЬЕ. 5
1.1. Адаптивная физическая культура:
понятие и сущность. 5
1.2 Психолого-педагогическая
характеристика детей с задержкой
психического развития. 10
1.3. Организация адаптивного
физического воспитания в семье детей с ЗПР. 15
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
РАБОТА ПО АДАПТИВНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ С ЗПР. 19
2.1. Методы исследования. 19
2.2. Комплекс физических упражнений
по адаптивному физическому воспитанию детей с ЗПР. 20
2.3. Результаты исследования. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
Список использованной литературы.. 40
Приложение. 43
Введение:
Адаптивное физическое
воспитание — относительно молодая и развивающаяся научная дисциплина. Она
призвана обеспечить условия для полноценного развития детей с ограниченными
возможностями.
Одна из этих
нозологических групп состоит из учащихся специальных дошкольных образовательных
учреждений — детей с задержкой психического развития (ЗПА). Эксперты, работающие в этой
области, указывают, что их скорость построения когнитивных, аффективных и
физических полей низка.
Многообразие
особенностей дизонтогенеза у детей с задержкой психического развития диктует
необходимость поиска корректирующих действий в плане четкой рациональной
организации и разнообразной психолого-педагогической поддержки их развития.
В государственной политике России в настоящее время
утверждается приоритет интересов семьи как основного гаранта здоровья и
социального благополучия подрастающего поколения. Семья по праву считается
главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Семье принадлежит важная роль в воспитании детей, так как
ребенок значительную часть своей жизни проводит в родительском доме, родители
имеют возможность уделять его воспитанию гораздо больше времени, чем
образовательные учреждения. Постоянный контакт с ребенком дает возможность
родителям глубже изучить его индивидуальные психологические, интеллектуальные и
физические возможности и в соответствии с этим воспитывать его, коррегируя
недостатки и развивая положительные задатки личности ребенка.
Объект исследования физическое воспитание детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования физическое
воспитание детей с ЗПР средствами адаптивной физической культуры в семье
Цель исследования – выявить
особенности физического развития детей с ЗПР
в семье и определить методики адаптивной физической культуры,
направленные на коррекцию двигательных нарушений данной категории детей.
Гипотеза исследования — предполагается, что
применяемая комплексная методика адаптивного физического воспитания младших
школьников с ЗПР, специально разработанная на основе учета их возможностей,
будет способствовать улучшению показателей физического и двигательного развития
данной категории детей.
Задачи исследования:
-Составить психолого — педагогическую характеристику
детей с ЗПР;
-Определить особенности физического воспитания детей с
задержкой психического развития;
-Разработать рекомендации по организации физического
воспитания детей, имеющих задержку психического развития, средствами адаптивной
физической культуры.
Структура аттестационной работы состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Заключение:
В процессе написания аттестационной работы
были поставлены задачи. Исходя из поставленных задач, можно сделать вывод, что
адаптивная физическая культура является наиболее распространенным видом
адаптивной физической культуры, занятия по которой проводятся преимущественно в
образовательных учреждениях и являются обязательными для занимающихся, так как
дисциплина, по которой проводятся эти занятия, является входит в федеральные
компоненты государственных образовательных стандартов.
Содержание
занятий по адаптивной физической культуре регламентируется, как правило,
государственными программами или авторскими (инновационными) программами,
сдавшими соответствующий экзамен. К занятиям допускаются только специалисты с
соответствующим уровнем образования и квалификации.
Адаптивное
физическое воспитание (как вид адаптивной физической культуры) — физическое
воспитание (как вид физической культуры) для людей с ограниченными
возможностями, в том числе, конечно, инвалидов.
Поэтому все существующие сегодня формы
физического воспитания предназначены для лиц с ограниченными возможностями
здоровья, для лиц с отклонениями в развитии, для лиц с ограниченными
возможностями, для лиц с ограниченными возможностями всех возрастов и нозологических
групп и т. Д., А именно занятия по физическому воспитанию , ритмические
занятия, уроки физического воспитания и многое другое — сегодня правильнее
относить к формам адаптивного физического воспитания и называть его: уроки
адаптивной физической культуры, уроки адаптивной физической культуры или уроки
адаптивной физической культуры.
Необходимость
коррекции недостатков двигательной сферы у детей с нарушениями развития и
положительное влияние такой работы на формирование психики детей отмечали
многие исследователи.
При организации коррекционной работы с
детьми с различными нарушениями развития большое значение имеет
целенаправленное преодоление двигательного дефицита, развитие движений, защита
и улучшение здоровья детей. Конечно, подходы к организации физического воспитания
детей с разными отклонениями в развитии неодинаковы. В них учитывается
структура дефекта, тяжесть нарушений, состояние здоровья детей и многое другое.
Однако физическое воспитание всегда является важной частью общей системы
обучения, воспитания и лечения детей с нарушениями развития.
Неоднородность в группе детей с умственной
отсталостью обусловлена медленностью формирования эмоционально-волевых
характеристик и произвольной регуляции поведения, хотя интеллектуальные
нарушения могут быть выражены слабо. Для детей с минимальной церебральной
дисфункцией характерны различные формы инфантилизма, наиболее ярко
проявляющиеся к окончанию дошкольного возраста и в начальной школе. Нарушение
функционирования отдельных уровней аффективной системы регуляции поведения у
детей с ХБП существенно влияет на формирование их личности.
У детей с ЗПР есть особенности формирования
двигательной сферы. Некоторые отклонения в развитии двигательной сферы у
студентов, отмеченные с самого начала выделения и изучения данной категории,
нарушение произвольной регуляции движений — характерная черта данной категории,
а также отсутствие сформированности техники выполнения движений и недостаточных
двигательных качеств. Практически все авторы отмечают недостаточность мелкой
моторики пальцев рук у детей с ХБП, а также отсутствие одного вида двигательных
нарушений, наличие двигательно-возбудимых и двигательно-пассивных детей.
Процесс коррекции основных двигательных
действий у детей с задержкой умственного развития осуществляется с учетом
данных о замедленном процессе формирования двигательных навыков, наличии
различных двигательных нарушений. В этом случае адекватными средствами являются
упражнения для коррекции двигательных нарушений, тренировочные упражнения и
средства, направленные на развитие мелкой моторики. Комплексное использование
этих средств является основой повышения эффективности процесса адаптивной
физкультурной тренировки, направленной на коррекцию основных двигательных
действий.
Обобщая информацию о коррекции основных
двигательных действий, помимо вышеперечисленных средств, предусмотрены:
использование приемов строго регламентированного упражнения (целостного,
расчлененного, вариативного), метода пассивных движений с трудностями в
обучении; методические приемы: выполнение упражнений в режиме объективных
действий с использованием музыкального сопровождения, вариативных положений и
условий выполнения упражнений; индивидуальные методы воспитания и обучения.
Экспериментальная проверка разработанных
методических подходов в практике адаптивного физического воспитания детей с
задержкой умственного развития показала их высокую эффективность. По
результатам констатирована положительная динамика развития основных двигательных
действий, связанных с координацией движений, двигательной сферы, что напрямую
связано с развитием моторики рук и пальцев рук, а также физических качеств у
детей с умственная отсталость, участвовавшая в эксперименте.
На основании
вышеизложенного мы пришли к выводу, что об эффективности разработанных
практических рекомендаций по коррекции основных двигательных действий у детей с
ЗПР средствами адаптивной физической культуры можно говорить только при условии
правильного проведения занятий. организованное определение основных
двигательных действий, связанных с координацией движений, уровня двигательной
сферы, которая напрямую связана с развитием моторики рук и пальцев у детей с ХБП.
А также при правильном определении степени этих нарушений у ребенка, соблюдении
практических рекомендаций, предложенных в последнем пункте работы, и создании
особых условий для целенаправленно организованной коррекционно-развивающей
работы в образовательном процессе.
Фрагмент текста работы:
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
АДАПТИВНРОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В СЕМЬЕ 1.1. Адаптивная физическая культура: понятие
и сущность Адаптивная физическая
культура — это комплекс мероприятий спортивно-оздоровительного характера,
направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде
инвалидов, преодоление психологических барьеров, мешающих им чувствовать себя
полноценной жизнью, а также осознание необходимости личного вклада в социальное
развитие общества[1].
Адаптивная — это название подчеркивает цель физического
воспитания людей с ограниченными возможностями. Это говорит о том, что
физическая культура во всех своих проявлениях должна стимулировать
положительные морфологические и функциональные изменения организма и тем самым
формировать необходимую координацию физических движений, качеств и
способностей, направленных на поддержку жизни, развития и совершенствования
организма.
Основная цель АФК —
развитие максимально возможных способностей человека с постоянными тенденциями
к здоровью путем обеспечения оптимального режима активности его физических
характеристик и психических сил, существующих с природой (оставшихся в жизни),
согласовывая их для максимальной саморегуляции как социальной темы.
Максимальное развитие способностей человека
средствами и методами физического воспитания, поддержание его оптимального
психофизического состояния позволяет каждому человеку с ограниченными
возможностями проявлять свои творческие способности и добиваться выдающихся
результатов не только в соответствии с результатами здоровых людей, но и больше
их. Адаптивная физическая
культура положительно влияет на развитие тела и личности: развиваются
физические и психические параметры. Положительно влияет на сознание, необходимо
совершенствовать и пропагандировать активный и здоровый образ жизни [3].
В состав
адаптивной физической культуры входят адаптивная физическая подготовка,
адаптивная двигательная релаксация, адаптивные упражнения и физическая
реабилитация. Они охватывают все возможные виды физической активности с физическими
и умственными недостатками, помогая им адаптироваться к окружающему миру, так
как изучение различных типов движений связано с развитием психофизической,
коммуникативной, эмоциональной, познавательной и творческой деятельности.
По словам С.П. Евсеева,
каждый вид адаптивной физической
культуры имеет свою цель: физическая
подготовка адаптации призвана сформировать базовые основы физического
воспитания; моторно-адаптационный отдых — для здорового отдыха, активного
отдыха, игр, общения; адаптивный спорт — для развития и реализации физических,
умственных, эмоциональных и волевых способностей; физическая реабилитация — для
лечения, реабилитации и компенсации утраченных способностей.
Физкультурно-оздоровительные
тренировки позволяют решить проблему интеграции человека с ограниченными
возможностями в общество. У человека с инвалидностью по физическому или
психическому здоровью формы физической подготовки формируют[5]:
-сознательную
ответственность за собственные силы по отношению к силам среднего здорового
человека; способность преодолевать не только физические, но и психологические
барьеры, мешающие полноценной жизни;
-компенсаторные навыки, т.е. позволяет
использовать функции различных систем и органов вместо отсутствующих или
нарушенных;
— способность преодолевать
физические нагрузки, необходимые для полноценного функционирования общества;
— необходимость здоровья и максимального продвижение здорового
образа жизни;
— осознание необходимости личного вклада в общество;
— желание улучшить свои личные качества;
— попытки улучшить умственные и физические способности.