Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Организационно-содержательные основы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с декоративно-прикладным искусством

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6

1.1. Характеристика понятия «творческие способности» 6

1.2 Особенности развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи 15

2. ВОЗМОЖНОСТИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 20

2.1 Культурное воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства 20

2.2 Воспитательное и развивающее значение декоративно-прикладного искусства для детей дошкольного возраста с ОНП 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

  

Введение:

 

Среди различных источников воспитательного влияния на учеников особое место занимает влияние учителей. Согласно исследованиям социально-психологической теории и опыту общения, существует два основных способа передачи влияния посредством коммуникации: убеждение и внушение.

Любое воздействие со стороны преподавателей в конечном итоге направлено на формирование, исправление или изменение установок, мнений, мыслей, чувств, действий учащихся, т.е. на влияние на некоторые аспекты их психологии и поведения. Однако психологические механизмы убеждения и внушения не одинаковы. Каждый из способов информационного воздействия учителя на учащихся имеет свое специфическое содержание, которое будет рассмотрено далее.

Теоретические и практические аспекты эстетического развития детей дошкольного возраста как важного средства морально-психологического воспитания до сих пор активно исследуются. В последнее время растет интерес к использованию в детском творчестве произведений народного искусства и ремесел: керамики, резьбы, аппликации из меха, тиснения, росписи по дереву в стиле хохломы, городецкой и других росписей. Изучая искусство своего народа, дети могут лучше понять искусство других народов и получить начальное эстетическое образование.

Корни человеческого творчества можно проследить в детстве — времени, когда творческое самовыражение в значительной степени непроизвольно и жизненно необходимо. Необходимость в творчестве является первостепенной. Эта потребность возникает из особого эмоционального отношения к окружающему миру, в котором ребенок находит за формами предметов и явлений резонирующую внутреннюю сущность. Получив достаточное количество таких впечатлений, дети могут и хотят выразить свой личный опыт в создаваемых ими образах. Искусство и ремесла обеспечивают необходимый эмоциональный контекст для творческой деятельности детей.

Положительное влияние декоративно-прикладного искусства на эстетическое развитие детей дошкольного возраста очевидно. Народное искусство оказывает значительное влияние на дошкольников, так как его специфика заключается в образном и эмоциональном отражении мира, а как отмечает В.В. Анисимов, они мыслят категориями формы, цвета, звука и эмоций, что делает актуальным предмет исследования.

В то же время существует противоречие между признанием декоративно-прикладного искусства как действительного источника эстетического развития детей старшего дошкольного возраста и отсутствием комплексного подхода в этом направлении. Это определяет вопрос нашего исследования: подход к эстетическому развитию детей дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство.

Данный факт предопределяет особую актуальность представленного исследования.

Объект исследования — творческие способности детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Предмет исследования – особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с декоративно-прикладным искусством.

Цель исследования состоит в раскрытии особенностей организационно-содержательных основ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством ознакомления с декоративно-прикладным искусством.

Для достижения цели, поставленной в работе, были определены следующие задачи:

— исследовать общую характеристику понятия «творческие способности»;

— изучить особенности развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

— .рассмотреть культурное воспитание детей средствами декоративно-прикладного искусства ;

— выявить воспитательное и развивающее значение декоративно-прикладного искусства для детей дошкольного возраста с ОНП.

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования.

Методика исследования. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают: C.JI. Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым и х Б.М.Теплова, К.А. Абульхановой-Славской и др.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


На основании проделанного нами исследования, можно сделать следующие выводы.

Структура творческих способностей в декоративно-прикладном искусстве (как и других способностей) представляет собой сложное явление. И в каждом конкретном виде деятельности роль свойств, составляющих структуру, различна.

В связи с этим принято делить творческие способности на основные и вспомогательные свойства. Названные свойства наиболее успешно развиваются при совершенстве зрительного анализатора, обеспечивающего в процессе деятельности восприятие пропорций, особенностей объемов и плоских форм, направления линий, пространственных отношений объектов, светотеневых отношений, ритма, цвета, гармонии тона и цвета, перспективных сокращений трехмерных объектов, движения, пластики. Развитие творческих способностей возможно только в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков. Отсутствие необходимых знаний и умений является непреодолимым барьером на пути развития творческих способностей. Таким образом, образование и воспитание служат решающим фактором в развитии творчества и у детей дошкольного возраста. И задача воспитателя — уметь отличать способности детей от имеющихся у них знаний, умений и навыков. Если у ребенка есть сильная, целенаправленная и длительная склонность к декоративно-прикладному творчеству (лепке из различных материалов и рисованию), то это является важным показателем творческих способностей ребенка. Как правило, склонность детей к декоративно-прикладному творчеству сопровождается интересом к цветам, особенностям форм окружающих предметов, работе с различными материалами. Им становится интересно все, что так или иначе связано с искусством, они очень долго и внимательно рассматривают открытки, репродукции из глины и теста, книги, с удовольствием слушают рассказы педагога о художниках, мастерах и их работах. Устойчивый интерес детей к изобразительному искусству обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, способствует расширению общего умственного кругозора, способствует возникновению у ребенка мечты стать художником или почти приблизиться к этому уровню. Таким образом, развитие у детей интереса к изобразительному искусству является необходимым условием для успешного развития их творческих способностей. Интенсивное обучение ребенка рисованию обычно является показателем способности ребенка к изобразительной деятельности. Когда речь идет о начальных этапах развития зрительных навыков ребенка, необходимо отметить, что такие моменты могут служить первым стимулом для этой деятельности. Одним из таких факторов часто является глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления, поразившего его воображение — яркой картинки, книги, игрушки, животного и т.д.

Эмоциональное переживание ребенком увиденного создает потребность рассказать другим о поразившем его предмете или явлении. Поскольку он или она еще не в состоянии говорить об этом полностью и осмысленно словами, он или она начинает «завершать историю», рисуя карандашом на бумаге.

Визуальное отражение увиденного на бумаге заставляет ребенка заново переживать то, что он испытал в реальности. Таким образом, ребенок получает огромное удовольствие от процесса рисования. У него или нее есть желание рисовать каждый день и изображать на рисунке то, что он или она видит вокруг себя. Очень часто движущей силой возникновения интереса к рисованию и желания им заниматься является личный пример, помощь и содействие.

Личный пример, помощь, демонстрация и объяснение преподавателя оказывают большое влияние на развитие творческих способностей ребенка. В целом, раннее проявление способностей в художественной деятельности не означает, что последующее развитие невозможно.

Учитывая все это, уроки эстетического развития творческого рисования начинаются с рисования узоров; узоры делаются по образцам или составляются творчески, на основе декоративно измененных форм предметов — листьев, цветов, бабочек.

Дети также знакомятся с особенностями искусства и ремесел, развивая творческие навыки и умение самостоятельно работать над разнообразными декоративными и поделочными изделиями.

Однако особое внимание уделяется раскрытию перед учащимися художественной выразительности народного искусства. Элементы декоративно-оформительской работы включают выполнение узоров, украшений, эскизов оформления предметов быта и эскизов для праздничных открыток. Узоры помогают детям понять ритм, гармонию цветовых отношений, визуальный баланс формы и цвета, а знания, полученные на уроках рисования, применяются в различных видах деятельности: коллаже, изготовлении сувениров и поделок.

На занятиях декоративно-прикладным искусством у детей развиваются нравственные и волевые качества: потребность доводить работу до конца, собранность и ориентация на цель, преодоление трудностей. Групповая работа учит детей работать вместе для решения общих проблем, договариваться об общей задаче, учитывать интересы друг друга, действовать согласованно, учиться уступать, делать свою часть работы самостоятельно и помогать другим, когда это необходимо.

Ознакомление детей с различными видами искусства и ремесел на основе народных промыслов является одним из главных условий целостного эстетического воспитания детей и развития их художественно-творческих способностей.

Не каждый ребенок, приходящий в мир, может стать художником, но верно, что каждый ребенок, приходящий в мир, имеет определенный потенциал для художественного развития и что этот потенциал должен быть использован.

Главная задача учителя — суметь вызвать у детей интерес, зажечь их сердца и развить творческие способности, не навязывая при этом своего мнения и вкуса. Учителя должны поощрять детей верить в собственное творчество, индивидуальность и неповторимость, а также в радость, которую приносит создание добра и красоты..

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО доШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Характеристика понятия «творческие способности»

Смена парадигмы образования со знаниево-центрированной на личностно-центрированную, появление новых образовательных стандартов подготовили почву для радикальной перестройки всего образовательного процесса. Стремясь к гармоничному развитию личности каждого человека и подготовке к быстро меняющейся жизни в условиях стремительного развития техники, науки и других сфер общественной жизни, проблема развития творческих способностей детей выходит на первый план. А проблема воспитания способностей остается одной из самых важных в педагогической и психологической науках.

Чтобы определить сущность творческих способностей, рассмотрим сначала основные понятия, необходимые для этого. Для нашего исследования это «творчество» и «способности».

В научной литературе креативность определяется по-разному. Новая философская энциклопедия Института философии Российской академии наук определяет творчество следующим образом». Творчество — это иерархическое единство присущих человеку способностей, определяющих уровень и качество мыслительных процессов, предназначенных для адаптации к изменяющимся и неизвестным условиям в форме сенсомоторной, визуальной, операциональной деятельности и логических теорий». Творчество также представляет определенные аспекты развития личности, связанные с переходом на более высокие уровни интеллекта.» [1].

Словарь по психологии объясняет творчество как «практическую или теоретическую деятельность человека, в ходе которой возникают новые

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы