Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Опыт социальной работы с осуждёнными в странах западной Европы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические аспекты социальной работы с осуждёнными в странах западной Европы 7
1.1. История развития социальной помощи осужденным за рубежом 7
1.2. Система социальной работы в пенитенциарной системе 15
1.3. Правовая политика западных стран по ресоциализации осужденных 18
Глава 2. Практические особенности изучения социальной работы с осуждёнными в странах западной Европы 22
2.1. Социальная работа в тюрьмах Германии 22
2.2. Особенности социальной работы с осуждёнными во Франции 29
2.3. Условно-досрочное освобождение как один из вариантов английской прогрессивной системы 35
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Введение:
Актуальность темы выпускной квалифицированной работы заключа-ется в том, что в современном обществе, как в России, так и в странах Запад-ной Европы, находящихся в кризисной ситуации, происходят существенные изменения в системе ценностей, норм, отношение людей. Старая система цен-ностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей. Резко возросло количество уголовных преступлений, совершае-мых в обществе. Общепринятые нормы поведения и правила свойственны любому человеческому обществу. Соблюдение этих правил является обязан-ностью каждого члена этого сообщества. Развитие общества привело к фор-мированию двух нормативных систем — моральных (этических) норм, нару-шение которых влекло за собой изменение отношения других членов обще-ства к правонарушителю, и правовых норм, преступление которых наказы-валось. Особенно актуальна проблема социальной работы в пенитенциарных учреждениях.
Пенитенциарная система служит общепринятой цели перевоспитания в соответствии с общественными нормами и ценностями лица, совершившего противоправное деяние и получившего наказание в виде лишения свободы, а также предотвращения совершения им повторного преступления. В условиях изоляции от общества, изоляции от негативного воздействия алкоголя и наркотиков осужденным приходится переоценивать многие привычные для них ценности. Принцип возможности и необходимости ресоциализации пра-вонарушителей содержится в Минимальных стандартных правилах обраще-ния с заключенными ООН (Правила Манделы 2015 г.): цели наказания могут быть достигнуты только в том случае, если «использован срок лишения сво-боды… обеспечить реинтеграцию (ресоциализацию) таких лиц в общество после их освобождения, чтобы они могли вести законопослушный и самосто-ятельный образ жизни» [3].
Ресоциализацию осужденных в зарубежных странах осуществляют пе-нитенциарные учреждения, службы надзора и пробации, различные религи-озные и общественные организации и объединения. Пенитенциарные учре-ждения в своей деятельности руководствуются международными норматив-ными правовыми документами, определяющими основные права и свободы граждан, а также требованиями, непосредственно влияющими на
По мнению исследователей, зарубежные страны имеют положительный опыт ресоциализации осужденных. В Великобритании наряду с государ-ственными социальными структурами широко развита сеть неправитель-ственных, общественных структур или полугосударственных образований, которые финансируются и контролируются государством. В их функции входит разработка конкретных социальных программ, их реализация, ока-зание социальной помощи, привлечение к социальной работе необходимых специалистов на общественных началах и оказание помощи осужденным [38].
В Германии социальные работники занимаются проблемами осужден-ных на протяжении всего срока отбывания наказания, оказывают социаль-ную поддержку и после освобождения. Поэтому в исправительных учрежде-ниях Германии созданы целые социальные службы, в состав которых входят специалисты по социальной работе, психологи, педагоги, духовные работни-ки. При этом количество социальных работников в два с лишним раза пре-восходит такие категории, как учителя, врачи, психологи [13].
Следует отметить важную роль общественных объединений, частных организаций и лиц, попечительских советов (Германия), а также священно-служителей в ресоциализации осужденных (служба тюремных капелланов в США, Великобритании, Германии, Финляндии, Норвегии, в странах восточ-ной Европы). Целенаправленная политика исправления правонарушителей и реинтеграции их в общество в зарубежных странах делает социальную рабо-ту с осужденными достаточно эффективной.
— Во-первых, в системе исполнения уголовных наказаний Англии, Германии, США и многих других стран заняты сотрудники различных кате-горий: социальные работники, педагоги, психологи, священнослужители, ме-дицинские работники.
— Во-вторых, там созданы психологические службы для изучения личности осужденного, истории ее криминального развития, мотивов и фак-торов ее криминального поведения, выяснения психологических особенно-стей для успешного перевоспитания осужденных [5]. Полученные данные ис-пользуются для осуществления дифференцированного подхода к ресоциали-зации осужденных, позволяют выбрать наиболее эффективные формы и ме-тоды работы.
Цель выпускной квалифицированной работы заключается в изуче-нии опыта социальной работы с осуждёнными в странах западной Европы.
Объектом настоящей работы является система социальной работы с осуждёнными.
Предметом исследования являются – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие различные аспекты социальной работы с осуждёнными в странах западной Европы.
Задачи:
1) изучить историю развития социальной помощи осужденным за рубежом;
2) показать систему социальной работы в исправительных учрежде-ниях уголовно-исполнительной системы;
3) рассмотреть правовую политику западных стран по ресоциализа-ции осужденных;
4) выяснить особенности социальной работы в тюрьмах Германии и во Франции;
5) проанализировать особенности условно-досрочного освобожде-ния как один из вариантов английской прогрессивной системы.
Степень изученности темы. Большое внимание проблеме изучения становления и развития социальной работы с осуждёнными в странах запад-ной Европы в своих работах уделяют следующие исследователи: Адоевская О. А., Бери Дж. У., Куренкова О. Е., Куркина И. Н., Латышева Л. А., Марков В. П., Маркова С. Д., Молчанова Т. Ю., Намазова Ф. Ф., Пархоменко А., Смирнов А., Шабанов В. Б., Шапарь М. А., Щербаков А. В. и др.
Источниковая база исследования представлена документами: Всеоб-щая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года, Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950), Мини-мальные стандартные правила в отношении обращения с заключенными (приняты Резолюцией Генеральной Ассамблии ООН 17 декабря 2015 г.) и др.
Научная новизна исследования определяется предпринятого анализа опыта социальной работы с осуждёнными в странах западной Европы.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении истории развития социальной помощи осужденным за рубежом; системы социальной работы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы; в рассмотрении правовой политики западных стран по ресоциализации осуж-денных; особенностей социальной работы в тюрьмах Германии и во Фран-ции; условно-досрочного освобождения как один из вариантов английской прогрессивной системы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержа-щиеся в работе научные результаты и теоретические выводы могут быть ис-пользованы в преподавательской деятельности, а также в целях дальнейших теоретических исследований по рассматриваемой проблематике.
Методологической основой работы послужили традиционно исполь-зуемые в юридической науке общенаучные методы — статистический, систем-ный, сравнительный, а также сравнительно-правовой, логико-юридический, конкретно-социологический, социологические методы.
Структура выпускной квалификационной работы определяется це-лью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала. Исследование включает введение, две главы, состоящие из пара-графов, заключение и список использованных источников и литературы.
Заключение:
В данной работе в результате проведенного анализа и изучении опыта социальной работы с осуждёнными в странах западной Европы, можно сде-лать следующее заключение.
Зарубежный опыт социальной работы с заключенными чрезвычайно интересен и актуален. В течение последнего десятилетия пенитенциарная си-стема России находится в состоянии реформирования всех сторон своей дея-тельности. Сегодня уже нет политико-воспитательного направления работы исправительных учреждений, а новая концепция еще не разработана.
Европа включает в себя не только одни из самых экономически и соци-ально развитых стран мира, но и одни из самых бедных. Социальная работа как профессия хорошо зарекомендовала себя более 100 лет в рамках раз-личных моделей социального обеспечения; страны Центральной и Восточной Европы восстановили социальную работу с 1990-х годов. Финансовый кри-зис 2007-2008 гг. и его последствия, за которыми последовали проблемы ми-грации из зон боевых действий и Африки, оказали значительное влияние на политику и социальную политику в регионе, а также ресурсы, доступные для социальных услуг и социальной работы в большинстве стран. Эти события провоцируют переоценку европейской социальной модели.
С учетом Конституции приговоры к тюремному заключению и меры безопасности должны быть направлены на социальную реинтеграцию. Об-щество знает, что тюрьмы не могут быть просто местами изоляции. Поэтому пенитенциарная система должна иметь в основе ориентацию на реинтегра-цию и соблюдение прав лиц, лишенных свободы. Не отрицая устрашающего эффекта лишения свободы, реабилитация достигается тогда, когда, помимо ограничения агрессоров, они должны получить такое образование, которое обогатит их навыками. Это делается для того, чтобы в будущем они могли реинтегрироваться в общество и выжить, не прибегая к преступлению.
Хотя первые тюремные системы появились в Северной Америке и Оре-гоне в конце 18 века, родиной прогрессивной системы исполнения наказаний стала Англия. Название «прогрессивной» получила английская пенитенци-арная система в первой половине XIX в. Главной ее особенностью было по-ощрение заключенных за добросовестный труд и хорошее поведение. До этого основной формой наказания в Англии было изгнание. Чаще всего пре-ступников отправляли в Америку или Австралию. Эта система называлась подсобной: заключенные попадали в полную кабалу к своим хозяевам на длительный срок, достигавший иногда 10-12 лет, и не имели права работать на себя. Это было для них тяжелым бременем и, кроме того, прямо затраги-вало интересы свободного населения. В результате ситуация обострилась до предела, поэтому британское правительство было вынуждено пересмотреть практику национальной ссылки и постепенно проводить тюремную реформу.
Осужденный к лишению свободы в любой стране Европы, отбывая наказание в пенитенциарном учреждении, является специальным объектом воспитательного воздействия, организованного в целях его исправления. Условия изоляции и режима пенитенциарного учреждения необходимо рас-сматривать как обязательные элементы принудительности, сопутствующие воспитательному процессу, оставляя приоритет за воспитательной деятель-ностью, а не за фактом лишения свободы. Организация такой работы в пени-тенциарном учреждении должна ориентироваться на объект воспитания, то есть на личность осужденного со всеми присущими ей специфическими при-знаками. Воспитательный процесс предусматривает наличие в пенитенциар-ных учреждениях социально-педагогической системы, обеспечивающей ис-правление осужденных.
Подводя итоги всего вышесказанного, можно сказать, что анализ ис-полнения тюремного заключения и воспитательного воздействия на осуж-денных в Европе способствует развитию и преобразованию института лише-ния свободы в нашей стране. Как выяснили, английская пенитенциарная си-стема до сих пор остается одной из ведущих, а потому служит образцом для аналогичных систем в других странах.
Фрагмент текста работы:
.1,1. История развития социальной помощи осужденным за рубежом
Исторические особенности формирования западной пенитенциарной системы отличаются тем, что велись постоянные споры, с одной стороны, между сторонниками репрессивного подхода к проблеме исполнения уго-ловного наказания в виде лишения свободы, и сторонники гуманистического подхода, исходившего изначально из принципа возможности и необходимо-сти исправления преступников, с другой стороны. Данные направления нашли отражение в ряде пенитенциарных концепций, одни из которых отри-цали цель исправления преступников, другие выдвигали ее как основную. Формированию научных основ концепции, реализуемой в реинтеграционной (ресоциализационной) модели исполнения уголовного наказания, способ-ствовали современные философские, социологические, криминологические, уголовно-правовые, психологические теории американского и западноевро-пейского происхождения [6].
Социальная работа в пенитенциарной системе является составной ча-стью и элементом многоуровневой системы государственной и негосудар-ственной помощи гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуа-ции. Это специфический вид профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи, поддержки и защиты осужденным в целях их исправле-ния и ресоциализации в период исполнения уголовного наказания, а также адаптации (реадаптации) в обществе после освобождения [18].
Специалисты по социальной работе осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о группе социальной защиты осужденных ис-правительного учреждения уголовно-исполнительной системы. Этот доку-мент определяет назначение и содержание, его основные цели, задачи, функ-ции, права и обязанности работников, а также перечень документации, кото-рая составляется и ведется специалистами по социальной работе. Целью со-циальной работы с осужденными в исправительном учреждении является со-здание предпосылок для исправления и ресоциализации осужденных, а также для их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы [9].