Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Оперативно-розыскное обеспечение противодействия организованной преступности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА
1. ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ
ПРЕСТУПНОСТЬЮ… 10
§ 1.
Значение уголовно-правовых и уголовно-процессуальных институтов для
оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью 10
§ 2. Понятие,
классификация категорий оперативно-розыскных мероприятий, основания и условия
для их проведения. 21
ГЛАВА
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В
ПРОЦЕССЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ.. 28
§ 1. Сущность, содержание и
правовые условия осуществления оперативно-розыскного обеспечения
противодействия организованной преступности. 28
§ 2. Содержание отдельных
оперативно-розыскных мероприятий и особенности осуществления в процессе
противодействия организованной преступности 37
ГЛАВА
3. ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИЕМЫ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ
ПРЕСТУПНОСТЬЮ… 54
§ 1.
Оперативно-розыскная тактика, применяемая в борьбе с организованной преступностью.. 54
§ 2.
Оперативно-розыскное прогнозирование и оперативно-аналитический поиск,
применяемое в борьбе с организованной преступностью.. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 63
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 67
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 72
Введение:
Актуальность
темы выпускной квалификационной работы. Стабильность развития
социально-экономических процессов и общественных отношений являются одними из
главных ориентиров функционирования демократического государства, что достигается
за счет господства законности и защиты государством прав и свобод человека.
Правовая реальность стоит на страже демократических ценностей, но она не
является незыблемой, поскольку общественные процессы довольно часто выходят за
пределы юридического регулирования. И именно способность вернуться их к
границам правового поля является той характеристикой, которая качественно
отличает правовое государство. Вместе с тем, общественным процессам, как и
любым другим динамическим процессам, присущи определенные отклонения от
нормального вектора развития отвечающий требованиям законности, установленным в
стране. Такие отклонения приводят к появлению преступности, а неспособность
власти оперативно реагировать влечет ее распространение и укоренение в
социальной среде. Современные тенденции в Российской Федерации, а также
многолетнее проникновения криминальных элементов на все уровни власти создали
предпосылки появления чрезвычайно организованной, структурно выстроенной
системы преступных группировок, искоренение которых является первоочередной
задачей новой политической власти страны.
Организованная
преступность — сложнейшая и наиболее опасная форма преступности, которая
посягает на политические, экономические, социальные и правовые сферы любого
общества. Проблема организованной преступности постепенно превращается в одну
из крупнейших глобальных проблем современности, которая своими корнями уходит в
стремление криминальных структур легализовать собственную деятельность или
построить параллельную легальной систему государственного управления превратив,
таким образом, государство в целом в собственную корпоративную структуру. В
организованной преступности доминирующие позиции имеет вертикальное
распределение труда. Акцент переносится на создание и обеспечение эффективного
функционирования сложной подсистемы организованной преступности. Провал одной
или даже нескольких групп исполнителей не изменит существенно позиции
организованной преступности, если сохраняется управленческая вертикаль,
поскольку имеющийся капитал, связи, организаторские навыки организаторов позволяют
достаточно быстро восстановить утраченные исполнительные звена.
Организация
преступной деятельности закономерно переходит в свою высшую форму — организацию
преступной среды. Особое значение приобретает организация самих преступных
группировок, которая является закономерным процессом в условиях роста их
количественного состава и масштабов деятельности. Это, прежде всего, получает
проявление в закреплении за отдельными членами группировки функций, необходимых
для обеспечения его развития и осуществления преступной деятельности на
постоянной основе. Наряду с функцией обеспечения руководства группировкой и его
деятельностью, так или иначе присущей каждому подобному преступному объединению
с момента его зарождения, появляются функции охраны его руководителя,
поддержания связей между отдельными членами группировки, сокрытия добытого преступным
путем имущества, разведки и контрразведки и тому подобное. Наличием таких
функций, которые непосредственно не связаны с совершением преступлений, ради
которых создаются преступные группировки, последние в корне отличаются от
групп, совершающих преступления по предварительному сговору или без таковой. В
то же время именно благодаря их существованию значительно возрастает эффективность
совместной преступной деятельности.
Рассматривая
организационно-правовые основы борьбы с организованной преступностью следует
отметить, что они напрямую зависят от криминологических свойств, которые
проявились в связи с ее проникновением в сферу легального хозяйства страны. В
основе организованной преступности лежит фактор группы, то есть способ
организации преступников, преступных групп, сообществ, предприятий, осуществляющих
те или иные виды преступлений, в том числе и экономические преступления, без этого
доминирующего фактора само понятие организованной преступности не имеет смысла.
Об
актуальности выбранной темы также свидетельствует тот факт, что при общей тенденции
к сохранению уровня преступности за последние несколько лет (изменение динамики
количества зарегистрированных преступлений в пределах 1-3,3%), количество предварительно
расследованных преступлений, совершенных организованной группы за последние 5
лет только растет, по состоянию на сентябрь 2021 уже наблюдается рост на 28,3%
по сравнению с прошлым годом (см. приложения 1 и 2).
В Российской
Федерации, законом, в котором установлен такой перечень, а также условия и
основания проведения оперативно-розыскных мероприятий является Федеральный
Закон № 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности». Помимо
этого, порядок деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскные
мероприятия определен в ведомственных документах закрытого характера. Но не
смотря на большое количество нормативного закрепления и научного материала, а
также значительного количества проводимых исследований в этом направлении вопросы концепции соблюдения законности в оперативно-розыскном
процессе не получили должного освещения. Что же касается
организационно-правовых основ борьбы с этим явлением, то следует выделить ряд нормативных
актов, направленных на координацию усилий различных правоохранительных органов
в контексте преодоления феномена организованной преступности. Ключевое место в
системе организационно-правовых основ борьбы с организованной преступностью
занимает институциональная составляющая, определяющая совокупность органов и
учреждений, деятельность которых непосредственно направлена на преодоление
проблемы распространения организованной преступности. В структуру таких органов
входят: органы полиции, статус которых определяется Законом России «О полиции».
Среди основных направлений деятельности указанных органов по борьбе с
организованной преступностью следует выделить те, которые считаются наиболее
эффективными и целесообразными с точки зрения дальнейшего совершенствования их
правового регулирования: предотвращение возникновения организованных преступных
группировок; выявление, расследование, пресечение и предотвращение
правонарушений, совершаемых участниками организованных преступных группировок,
привлечения виновных к ответственности, обеспечение возмещения ущерба физическим
и юридическим лицам, государству в результате деятельности организованных
преступных группировок; предотвращения установления коррумпированных связей с
государственными служащими и должностными лицами, вовлечения их в преступную
деятельность; противодействие использованию участниками организованных преступных
группировок в своих интересах объединений граждан и средств массовой информации;
предотвращение легализации средств, добытых преступным путем, использованию
субъектов предпринимательской деятельности для реализации преступных намерений.
В таких условиях возникает насущная необходимость повышения
эффективности мер борьбы с организованной преступностью и совершенствования
организационно-правовых основ такой борьбы. При этом чрезвычайно важным является
построение двухуровневой системы борьбы с организованной преступности. Первый
уровень, которой включает мероприятия направленные непосредственно на
ликвидацию и нейтрализацию деятельности преступных организаций силами системы
правоохранительных органов. Второй уровень такой борьбы предусматривает
приобщение чрезвычайно широкого круга органов государственной власти, которые
отвечают за социально-экономическое развитие. Целью деятельности органов и
учреждений второго уровня является системное снижение уровня социальной напряженности,
повышение уровня жизни населения, создание условий для формирования правового
государства и гражданского общества с высоким уровнем правового сознания, что
уже само по себе сделает невозможным появление негативных социально-экономических
явлений, наиболее опасным из которых является организованная преступность.
Степень
научной разработки. Проблематика развития системы борьбы с организованной преступностью
нашла свое отражение в трудах многих ученых, в частности таких как В. Глушков,
И. Гриненко, И. Даньшин, С. Ефремов, В. Лунеев, Е. Макаренко, А. Никифоров, Е.
Скулиш, А. Шостко, В. Тимошенко и др.
Цель выпускной квалификационной работы заключается
в комплексном теоретико-правовом анализе оперативно-розыскного обеспечения
противодействия организованной преступности. Из представленной цели вытекает ряд
основных задач, в частности:
— рассмотреть значение
уголовно-правовых и уголовно-процессуальных институтов для оперативно-розыскной
деятельности в борьбе с организованной преступностью;
— проанализировать
понятие, классификацию категорий оперативно-розыскных мероприятий,
основания и условия для их проведения;
— определить сущность,
содержание и правовые условия осуществления оперативно-розыскного обеспечения
противодействия организованной преступности;
— рассмотреть содержание
отдельных оперативно-розыскных мероприятий и особенности осуществления в
процессе противодействия организованной преступности;
— изучить оперативно-розыскную
тактику, применяемую в борьбе с организованной преступностью;
— исследовать оперативно-розыскное прогнозирование и
оперативно-аналитический поиск, применяемое в борьбе с организованной преступностью.
Объектом
выпускной квалификационной работы выступают правоотношения, складывающиеся в
ходе осуществления оперативно-розыскного обеспечения противодействия организованной
преступности.
Предметом
исследования является правовые и организационно-тактические аспекты противодействия
организованной преступности.
Теоретическая
основа выпускной квалификационной работы состоит из научных трудов ученых в
сфере оперативно-розыскной деятельности занимавшихся данной и смежной проблематикой.
Была использована различная правовая литература: учебники и пособия авторов
(В.Г. Бобров, К.К. Горяинов, Е.С.
Дубоносов, Т.В. Кашанина, И.А. Климов, В.С.
Овчинский, Г.К. Синилов, А.Ю. Шумилов и др.) и различных научных статей.
Эмпирическая база выпускной квалификационной работы включает в себя анализ
научных публикаций иных исследователей по схожей тематике.
Нормативная
основа выпускной квалификационной работы состоит из Конституции Российской
Федерации, федеральных и федеральных конституционных законов, ведомственных
документов, регламентирующих работу оперативных подразделений при осуществлении
ими оперативно-розыскной деятельности, нормативных актов Президента и
Правительства Российской Федерации.
Методология и
методика исследования. Методологической основой исследования является
диалектика, как общенаучный метод познания. В качестве частных методов познания
использованы сравнительный (сравнительно-правовой), системный,
логико-юридический, анализ, синтез и другие.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из
введения, трех глав (включающих 6 параграфов), заключения, списка использованной
литературы и приложения.
Сведения об апробации материалов выпускной квалификационной
работы. Результаты выполнения выпускной квалификационной работы обсуждались на
заседаниях кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Крымского
филиала Краснодарского университета МВД России; опубликованы.
Заключение:
Оперативно-розыскное противодействие организованной
преступности включает в себя совокупность действий правоохранительных органов в
пределах, предоставленных им законом полномочий, направленных на профилактику
преступной деятельности, предупреждение и устранение причин и условий,
способствующих совершению преступлений, выявление, пресечение и расследование
преступлений.
Представляется, что предложенный подход соответствует как
современным представлениям об оперативно-розыскном противодействии
преступности, так и действующему законодательству, определяющему содержание
деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью, в том
числе с организованными ее проявлениями с целью обеспечения безопасности государства
и общества.
Представляется, что дальнейшая активизация усилий по борьбе
с организованной преступностью и коррупцией требует, чтобы эти меры носили
системный, целенаправленный и скоординированный характер. Однако многие из
ранее выдвинутых предложений с участием правоохранительных органов, в том числе
программного характера, не были реализованы. Решения, принимаемые высшими
органами государственной власти, не реализуются полностью, их выполнение часто
не контролируется, причины этого глубоко не анализируются.
Среди мер, которые существенно расширяют возможности
правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью и
коррупцией, важное значение имеет дальнейшее совершенствование
законодательства. Прежде всего, необходимо:
— привести нормы УК РФ, определяющие понятия организованной
группы, преступной организации, в соответствии с требованиями Конвенции;
определение понятия организованной преступности, конкретных форм ее проявления;
— расширить компетенцию органов МВД России, ФСБ России путем
установления альтернативного расследования коррупционных преступлений, совершенных
в составе организованных преступных групп или в связи с содействием деятельности
преступных организаций.
Проведение ОРМ требует от оперативных сотрудников строгого
соблюдения законодательства, поскольку осуществление ими своей деятельности не
может не затрагивать конституционные права граждан. Под основаниями проведения
оперативно- розыскных мероприятий понимаются фактические данные о
непосредственных признаках противоправности деяния или угрозы общественной
безопасности, требующие реагирования оперативно- розыскных органов, а под
поводом понимаются поступившие к оперативному сотруднику сведения о признаках
противоправного деяния, которые входят в сферу оперативно-розыскных отношений.
Под условиями проведения ОРМ понимают неукоснительные
правила, соблюдение которых обеспечивает эффективность деятельности оперативных
сотрудников, законность, соблюдение конституционных прав человека и граждан.
Условия проведения ОРМ проводят жесткие границы во взаимодействии между
личностью и государством в решении задач борьбы с преступностью.
Противодействие подразделений уголовного розыска
организованной преступности заключается в реализации сотрудниками и
руководителями подразделений уголовного розыска органов внутренних дел
правовых, организационно-управленческих, организационно-тактических, оперативно-тактических,
административных и финансовых мер по воспрепятствованию преступной деятельности
банд, организованных групп и преступных сообществ при подготовке, совершении
преступлений, сокрытии следов их совершения, направленных на повышение эффективности
борьбы с преступностью и подавление активности организованных преступных
структур, и представляет собой совокупность оперативно-розыскных и профилактических
методов предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования
преступлений, подготавливаемых, совершаемых и совершенных бандами, организованными
группами и преступными сообществами.
Оперативно-розыскное противодействие организованной
преступности подразделениями уголовного розыска является частной научной
теорией ОРД, поскольку обладает специфическим предметом, объектом, методом
исследования, включая задачи, функции, принципы, а также разработанные методики
и формы ОРД для решения задач предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия
преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами.
(преступными организациями).
Установлено, что изменения в социальной структуре общества и
обнищание населения, привели к потере нравственных ориентиров, нарастанию
негативных социальных проявлений — все это обуславливает всплеск преступности и
превращение ее единичных проявлений в системное явление с глубоким уровнем
организации и материально-технического обеспечения. В таких условиях возникает
насущная необходимость повышения эффективности мер борьбы с организованной
преступностью и совершенствования организационно-правовых основ такой борьбы.
При этом чрезвычайно важным является построение двухуровневой системы борьбы с
организованной преступности. Первый уровень, который включает мероприятия
направленные непосредственно на ликвидацию и нейтрализацию деятельности преступных
организаций силами системы правоохранительных органов. Второй уровень такой
борьбы предусматривает приобщение чрезвычайно широкого круга органов
государственной власти, которые отвечают за социально-экономическое развитие
страны. Целью деятельности органов и учреждений второго уровня является
системное повышение уровня жизни и снижение уровня социальной напряженности,
формирование условий для развития правового государства и гражданского общества
с высоким уровнем правового сознания, что уже само по себе сделает невозможным
появление негативных социально-экономических явлений, наиболее опасным из
которых является организованная преступность.
Необходимо отметить, что оперативно-розыскные мероприятия
ограничивающие конституционные права граждан проводятся только на основании
судебного решения или при наличии информации о признаках подготавливаемого,
совершаемого или совершенного противоправного деяния. Необходимо подчеркнуть,
что в качестве основания проведения ОРМ достаточно наличия лишь отдельных признаков
самого противоправного деяния, а не состава преступления в целом, к тому же
позволяющих сделать не окончательную, а лишь предварительную квалификацию
деяния как соответствующего преступления.
Те оперативно-розыскные мероприятия, которые требуют ведомственного
санкционирования, в силу своей сложность, а порой, и опасности для здоровья и
жизни. Руководители органов внутренних дел, с которыми согласовываются данные
мероприятия, в силу своего профессионального и жизненного опыта, дают согласие
на проведение этих мероприятий, беря на себя определенную ответственность за
лиц, их осуществляющих.
При проведении ОРМ в процессе противодействия организованной
преступности оперативно-розыскные мероприятия являются наиболее сложными в
подготовке и проведении, так как требуют особой профессиональной подготовки
сотрудников оперативных подразделений. Широко используется взаимодействие
оперативных подразделений органов внутренних дел с другими органами государственной
власти Российской Федерации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ § 1. Значение уголовно-правовых и
уголовно-процессуальных институтов для оперативно-розыскной деятельности в
борьбе с организованной преступностью В современных условиях развития экономических и социальных
процессов в Российской Федерации имеются предпосылки для существования организованной
преступности, элементы которой по мере становления интеграции российской
экономики в международное сообщество приобретают также международные преступные
связи. В целом тенденцией развития организованной преступности не только в
России, но и в мире, является смещение приоритетов организованных преступных
посягательств в сферу экономических отношений, все чаще приобретающих международный,
транснациональный характер. Данные обстоятельства приводят к тому, что
получаемые организованными преступными группами доходы позволяют распространять
влияние данных групп на социальную систему, политические процессы, и в итоге создавать
угрозы национальной безопасности государства.
Угрозы, исходящие от организованной преступности, всегда находились
в поле внимания органов государственной власти. На настоящий день опасность
распространения организованной преступности обозначена в нормах Стратегии
национальной безопасности 2021 г.[1].
Борьба с организованной преступности осуществляется силами
правоохранительных органом в рамках реализации средств уголовно-правового,
уголовно-процессуального, оперативно-розыскного противодействия криминальным проявлениям. [1] Указ
Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.