Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «Онлайн-курс по основам дизайна для старших школьников»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Методические аспекты  обучения дизайну   старшеклассников  6

1.1 Современные
технологии построения концепции онлайн-курсов по основам дизайна для старших
школьников. 6

1.2 Методы и
методики преподавания дизайна в старших классах. 15

Глава 2. Теоретические аспекты онлайн обучения. 35

2.1 Виды
онлайн-курсов и их характеристика. 35

2.2
Отличительные особенности и преимущества видео уроков. 40

Глава 3. Концептуальный проект онлайн курса по основам
дизайна. 47

3.1
Предпроектный анализ ситуации. 47

3.2
Концептуальное решение проекта. 57

Глава 4. Рабочий проект. 64

4.1 Логика
формирования онлайн курсов. 64

4.2 Визуальное
сопровождение онлайн курсов. 69

Заключение. 77

Список использованных источников. 78

  

Введение:

 

В современной социокультурной ситуации новые образовательные
технологии становятся ориентиром для саморазвития личности студентов,
формирования автономии и творческих способностей не только в определенный
период обучения, но и во всей последующей профессиональной деятельности.

ХXI век – это век инноваций в области развития
информационных технологий, демократизации и компьютеризации. Это отражается на
художественно-эстетических вкусах и сознании общества, которое сталкивается с
необходимостью вступать в диалог и взаимодействие с дизайнерами, давать
эстетическую оценку и делать эстетический выбор в области предметов дизайна.
Поэтому обеспечить готовность учащихся к самостоятельной жизни в современном
мире и гармонизировать связь потребности общества и деятельность школы можно
используя в процессе обучения дизайн-деятельность.

В настоящее время дизайн представляет собой сложную
междисциплинарную деятельность в области дизайна и искусства, которая сочетает
в себе науку, технологии, гуманитарные науки, инженерное дело и художественное
мышление. Основная цель дизайна — создать объективный культурный мир, который с
эстетической точки зрения считается гармоничным и целостным. В связи с этим при
обучении дизайну особенно важно сочетать инженерные и естественные науки и
использовать гуманистические знания: философию, культурологию, социологию и
психологию.

 «Дизайн» в переводе с
английского означает «идея», «проект» и «модель». В строго профессиональном
смысле дизайн — это дизайнерская и художественная деятельность, используемая
для разработки промышленных продуктов с высоким потреблением и эстетическим
качеством. Это деятельность, которая организует комфортную тематическую среду
для людей: жилье, промышленность и социальная культура.

Реализация методической основы построения образовательного
процесса обеспечивается за счет использования некоторых методических приемов
(принципов) и общеобразовательных приемов. Педагог применяет приемы и методы
реализации методов обучения в соответствии с особенностями учебных материалов и
конкретными обстоятельствами учебного процесса, своими личными качествами и
степенью усвоения элементов учебных умений. Методические приемы и методы
обучения рассматривались в исследованиях Ю.Ф. Катханова, С.Я. Батышева, А.
Беляева, С. Маркова, М. Марченко, Н.В. Фомина, Н. Думченко, Д. Чернилевский, М.
Махмутова, А. Новикова, Г. Салтыкова, А.Я. Найна, М. Скаткина, А. Шильникова.

Выбор метода обучения зависит от следующих диспозиций:
психолого-педагогические приемы, функциональная определенность, ориентация на
организацию деятельности учителя и ученика: общение, обсуждение, применение
знаний; особенности мышления и памяти студентов, эмоционального развития,
жизни. опыт и характер изучаемого содержания, а также последовательность формы
обучения, взаимосвязь и взаимодействие между методами, взаимная терпимость и
применение между ними. Выбор и разнообразие методов и приемов, а также
использование этих методов для решения задач и эффективного управления
развитием творческих способностей студентов, кажется одним из важных моментов
всего процесса обучения.

Являясь актуальным направлением современности, дизайн
привлекает подростков тем, что данная проектная деятельность может
соответствовать их собственным представлениям о современном имидже, стиле,
престижности и эстетическом идеале. Но в силу влияния коммерческого искусства,
его неоднозначности и разнообразия, можно наблюдать разбросанность,
разностильность и принятие подростком антигуманных ценностей.

Художественно-эстетическое воспитание, основанное на
преподавании дизайна в школе, помогает подросткам решать многие задачи. Дизайн
совмещает в себе совокупность мировой художественной культуры, инновационные
компьютерные технологии, поэтому подросток, изучающий данную дисциплину,
одновременно осваивает теорию и применяет свои знания на практике и его интерес
подкрепляется практической частью с современными программами.

Таким образом, объектом исследования является обучение
дизайну учеников старших классов, а его предметом – современные методы обучения
дизайну учеников старших классов.

Цель исследования – создание  онлайн-курса по основам  дизайна для старших классов.

Задачи исследования:

— изучить методические аспекты обучения дизайну
старшеклассников;

— рассмотреть теоретические аспекты онлайн обучения дизайну;

— проанализировать прототипы и аналоги;

— разработать рабочий проект онлайн-курса по основам
дизайна.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Старший школьный возраст — это возраст критического ума,
стремительно развивающегося логического мышления, стремления к познанию всего
вокруг, активности, инициативы, отваги, отваги, а также нравственного и
эмоционального развития. В этом возрасте продолжается формирование личности,
дальнейшее развитие интеллектуальных и волевых качеств характера.
Старшеклассник активен, а значит, способность к абстрактному мышлению и
формирование творческого мышления растет с каждым годом. В отличие от младшего
школьника он способен не только к индивидуальным произвольным действиям, но и к
волевой деятельности.

Вхождение страны в мировое сообщество требует, не
отказываясь от лучших традиций национальной школы, укрепления ее
личностно-практической направленности, повышения эволюционного и творческого
характера образования. Перед современной школой стоит задача найти возможности
для воспитания творческой и активной личности.

Базовое школьное дизайнерское образование ориентировано в
основном на воспитание духовного мира школьников, развитие их
эмоционально-сенсорной сферы, образного мышления и умения оценивать окружающий
мир по законам красоты.

Был разработан онлайн курс обучения дизайну, для старших
школьников который включает в себя
разработку 3D-модели реалистичной натюрмортной композиции по выбранному
референсу. Именно благодаря разработке реалистичной 3D-модели, процесс создания
которой требует знаний основ дизайна, понимания взаимодействия освещения,
материалов, знаний перспективы и многих других составляющих формирующих верное
построение натюрморта, мы сформируем у учащихся пространственное мышление
которое в последующем поможет гораздо более точно понимать физические формы
каждого объекта реалистичного натюрморта и всего окружающего пространства.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1.
Методические аспекты обучения дизайну старшеклассников

1.1
Современные технологии построения концепции онлайн-курсов по основам дизайна
для старших школьников

Глобальный процесс, в
котором оцифровываются не только артефакты, окружающие людей, но также
межгрупповые и индивидуальные отношения передаются в виртуальном пространстве,
а условия жизни становятся зависимыми от мобильных технологий, мы предлагаем
понять, как социальная оцифровка.

По мнению Х. Нюссбаума и
Д. Л. Интрона, растущая с каждым днем коммуникационная открытость общества
выступает в качестве формообразующего социального контекста дигитализации
современного общества [24, c. 78].

Процесс внедрения принципов открытости в Российской Федерации
восходит к 1990-м годам, что проявилось в свободе слова, выбора, самовыражения,
мобильности и открытии государственных и территориальных границ. Отличительные
черты открытых систем — свобода, высокая степень конкуренции за статус,
безличные социальные связи, анонимность и одиночество. Естественным
ограничением закрытых систем является табу институтов, которое строго
регулирует все аспекты жизни и определяет безопасность общества, защищая
дисфункциональный план от внешнего вмешательства [18, с. 34].

В открытом обществе начала 21 века люди сталкиваются с иной
открытостью, которая приобретает характеристики неконтролируемого. Российский
социолог С.А. Кравченко утверждает, что границы нашей страны больше не являются
защитными границами по отношению к другим культурным, субкультурным и
контркультурным ценностям, которые достигают нас по каналам глобализации.

Ученый утверждает, что открытость как таковая имеет двойственные
последствия. Общество индивидуальных свобод одновременно привлекает своим
разнообразием и соблазном, но также поглощает опасности других людей
(межэтнические конфликты, терроризм в других странах), подвергая опасности
людей во всем мире.

Соответствующие характеристики неконтролируемости переносятся на
массовое вовлечение граждан в постоянный и неконтролируемый процесс
взаимодействия, опосредованный Интернетом. Интернет как продукт «нового
мышления» также неоднозначен.

С одной стороны, его полезный потенциал заключается в чистом
либерализме выбора, обмена, мобильности и общения. С другой стороны, именно
мобильный Интернет стал катализатором неконтролируемости описываемого открытия
и в то же время сопутствующих ему рисков и неопределенностей [19, с. 76].

По словам В.М. Сазанова, отсутствие механизма, регулирующего коммуникационные
процессы в Интернет-пространстве, делает среду онлайн-общения рискованной, что
создает угрозы для системы безопасности компании. В доказательство этого тезиса
исследователь приводит данные международной службы кибербезопасности Symantec
Security, согласно которым ежесекундно 12 человек во всем мире подвергаются
кибератаке, а количество ежегодно фиксируемых киберпреступлений превышает 500
миллионов, что наносит ущерб более 100 млрд долларов США [23, с. 81].

На этом основании
становятся понятными опасения социологов по поводу эйфории, вызванной свободой
передвижения, чреватой угрозами, связанными с неконтролируемым
интернет-пространством. При этом, при анализе путей выхода из сложившейся
ситуации,  речь не идет о возвращении к
закрытому обществу и внедрение тотального контроля.

Минимизации рисков,
открытых всепроникающих интернет-опосредованных взаимодействий, способствуют
механизмы управления телекоммуникационным пространством и социологическое
осмысление возможных проявлений риска с целью недопущения хаоса системы.

Лидером в
развитии онлайн обучения остается США, страна известная такими онлайн
платформами курсами как: edX, Udacity, Coursera.
На данный момент онлайн курсы на базе Coursera предоставили следующие российские университеты:
ВШЭ, МФТИ, НГУ и СПбГУ. МООК в Российском образовании используют пока для
решения следующих задач: продвижение бренда университета в международном
образовательном обществе, внедрение передовых образовательных технологий в
очное обучение, восполнение нехватки преподавателей по отдельным направлениям.
К сожалению, своей платформы ДО в России нет.

Для того чтобы
наиболее полно понимать изучаемый объект необходимо установить точное
определение онлайн обучения и определить различия с дистанционным образованием.

Шапавалова А.
С. в статье «От «E-learning» к «E-learning 2.0» и  «massive open online courses»: развитие
онлайн обучения» дает следующее определение онлайн обучение: «Онлайн обучение
сегодня — это наиболее характерное проявление процесса дигитализации процесса
обучения в эпоху всеобщей виртуализации общества и всеобщего распространения
информационных технологий» [33, c. 52]. Другими словами, онлайн обучение
– новый прорыв, новый способ получения знаний в эпоху технического переворота.

Следующее
официальное определение представлено в документе о парламентских слушаниях, о
применении и реализации электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий: «Под электронным обучением понимается организация образовательного
процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при
реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий, технических средств, а также
информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям
связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного
процесса» [28]. В этом же документе подчеркивается главное различие электронной
формы от дистанционной формы обучения, которое состоит в том, что дистанционное
предполагает именно взаимодействие обучающихся и педагогических работников, в
то время как во время электронного обучения взаимодействие с преподавателем не
обязательно.

Впервые термин
«Электронное дистанционное образование» появился около 20 лет назад, на заре
развития интернета. Тогда под электронным образованием понимался огромный
учебник в электронном варианте, о двустороннем взаимодействии с преподавателем
речи не шло.  Но быстрое развитие долго
себя ждать не заставило. Следующие причины появления и становление в обществе
онлайн образования выделяет Т.М. Шкапенко в статье «Электронное обучение:
актуальное состояние проблемы в вузовской системе образования России и
зарубежных стран»: быстрые темпы развития интернет-технологий, которые
внедрились и укоренились в жизни практически каждого из нас; рост объема
информации и знаний (по данным ЮНЕСКО в 2008г. создано информации больше, чем
за 5000 предыдущих лет); действие рыночных механизмом (с ростом спроса на
высшее образования и появлением рынка образовательных услуг «вузы стали
конкурировать субъектами в области дистанционной поставки образовательного
контента») [34, c.
71].

Многие авторы в статьях выделяли
различные классификации онлайн-обучения. Рассмотрим  подробнее 
классификацию Я. И. Кузьминова, которая объединяет большинство
классификаций и будет наиболее удобна в использовании.

Существует три уровня онлайн
обучения:

1. Электронные ресурсы
библиотек;

2. Онлайн-организация
учебного процесса;

3. Онлайн курсы с
системой контроля:

4. «Удаленный» курс

5. MCOC
(massive closed online course)

6. MOOC
(massive open online course) [15, c. 8].

Остановимся подробнее на каждом
уровне.

Электронные ресурсы библиотек –
один из элементов онлайн обучения, при котором студенту доступна информация не
только библиотеки местного университета, но со всего мира, выложенная в сеть.
Данный элемент расширяет возможности не только студента, но и библиотек каждого
вуза, так как создает возможность хранить информацию в большем объеме.

Онлайн-организация учебного
процесса (так же смешанное обучение) – возможность студента и преподавателя
взаимодействовать с помощью онлайн ресурсов, что значительно ускоряет процесс
коммуникации. А также расширяет возможности поиска курсов в университете,
запись на курсы, выполнение домашнего задания для студента и др.

«Удаленный» курс предполагает
взаимодействие преподавателя и студента, находящихся на расстоянии друг от
друга. Как правило, имеется в виду онлайн трансляция лекции преподавателя на
широкую аудиторию. Это дает возможность студентам из отдаленных районов
получать знания в режиме реального времени, а также использовать редкие
преподавательские ресурсы для более широкой аудитории.

MCOC (massive
close online course)
– онлайн курсы для ограниченного круга лиц (закрытые) внутри университета.
Распространены в университетах, имеющих большое количество филиалов. Например:
в главном отделении университета преподаватель транслирует лекцию на филиалы
этого же вуза, в котором, однако, не имеется столь компетентных преподавателей
для чтения лекций такого же уровня.

MOOC
(massive open course)
– онлайн курсы доступные всем желающим, осуществляемые посредством Интернет
коммуникации. Предполагает большое количество участников со всего мира
(массовые), бесплатность (открытые), находятся в открытом доступе в сети
Интернет (онлайн).

МООС от других видов онлайн
обучения отделяют следующие признаки:

1. Бесплатность;

2. Массовость и
глобальность,

3. Привлечение
преподавателей со всех университетов мира;

4. Наличие элементов
традиционного образования – графики расписания, дедлайны, экзамены;

5. Наличие многочисленных
каналов для обратной связи между всеми элементами образовательной сферы …;

6. После курсов
информация остается в сети и продолжает дополняться участниками;

7. Стирается роль
преподавателя, преподаватель теперь – посредник.

8. Использование
специально приготовленных лекций, а не просто электронного содержания материала
[1, c.
3].

Здесь же автор выделяет
классификацию МООС: сМООС (цель обучения определяется самим учеником,
подходит слушателям, нацеленным на самостоятельное обучение, которые научились
отбирать необходимое содержание образования), task-based
MOOC
(основой является выполнение определенного набора задания самостоятельно или
совместно с другими слушателями), хМООС (курсы больших международных
университетов, в подобных курсах имеется четкий учебный график, расписание,
дедлайны и различного рода аттестации слушателей). Наиболее популярными
порталами МООС являются Coursera, Udacity, eDx, Khan Academy и другие. К
сожалению, все данные направления пока не решают проблемы традиционного высшего
образования, и пока, не могут служить альтернативой.

Дафна Колер, сооснователь проекта
Coursera выделяет следующие положительные характеристики образовательных
онлайн-курсов:

1. Знание и образование,
которые раньше были доступны лишь малому количеству людей, сейчас открылось
практически всем, у кого есть компьютер и Интернет (большое количество
бесплатных курсов);

2. Студенты интегрируются
и кооперируются не только оффлайн, но и онлайн;

3. Так как количество
студентов велико, студенты сами проверяют задания друг у друга, если речь идет
о сложных проверках, как например оценка эссе или других творческих заданий;

4. Такая система
образования (mastery learning) намного эффективней классической и становится
ближе к эффективности обучения 1 на 1 (индивидуальное получение знаний: один
студент – один преподаватель). Если рассмотреть распределение студентов при
классическом лекционном обучении – то успешно усвоят материал примерно 50%.
Тогда как при обучении 1 на 1 успешно усвоят материал 98% студентами.

На медиа-проекте об образовании
«Newtonew» была опубликована статья «Доказано: MOOC более эффективны, чем
традиционное обучение», где рассказано, что журналом исследований в сфере
открытого и дистанционного обучения были исследована успешность обучения
студентов Массачусетского технологического института, полученных как в
аудитории, так и в онлайн-форме: до и после прохождения онлайн курсов.
Выяснилось, что даже неуспевающие раннее студенты по курсу «механика» после
прохождения данного курса онлайн показали результаты, схожие с их успешными
сокурсниками.

Однако эффективность данного
способа получения знаний не столь однозначна. Бебнев в статье «Массовые онлайн
курсы как новая инновационная тенденция образовательной сферы» выделяет
проблемы, которые могут или возникают при использовании онлайн курсов в любой
образовательной сфере: проблема сертификации (перед слушателями встает вопрос:
зачем проходить курсы, чей сертификат не учитывается работодателям), проблема
качества обучения (отсутствие контроля и идентификации личности студента при сдаче
экзамена, а также ограниченность курсов в практических занятиях, так как
представляются только те знания, которые можно проверить автоматически),
проблема доступности технологий (не надежный и не постоянных доступ к сети
Интернет во многих регионах России). Так же автор отмечает, что в России МООС в
явной форме не существует, называя одну из причин – нехватка финансирования.

Слабое развитие онлайн обучения
находит свое отражение и в проблеме технического «разрыва» поколений. Марк
Пренски описал два типа поколения: поколение, которое родилось и выросло в мире
современных технологий, получило название digital native – «цифровое
коренное население», в то время как старшие поколения относятся к digital
immigrants
– «цифровым иммигрантам». Это противоречие находит себя в образовательной среде
в целом: обучаемая аудитория состоит из digital native, в то время как
преподавательский состав представлен поколением digital immigrants. Данное
противоречие актуально и для трудностей, связанных с получением онлайн обучения.
Цифровое коренное население «говорит с техникой на одном языке», сам процесс
получения знаний в онлайн форме дается им проще, чем «цифровым иммигрантам».

Образование
превращается в обучение на протяжении всей жизни и помогает справиться с
проблемами на каждом этапе развития индивида, будь это традиционная детская
педагогика или бизнес-тренинги и курсы медитации. Так или иначе, обучение в
каждом возрасте соответствует поставленным целям, а значит, выполняет
определенные задачи. «Универсариумом» (российская открытая
образовательная платформа). Аналитики данной платформы составили рейтинг топ-10
самых популярных образовательных программ. По результатам собранных данных
оказалось, что программы финансовой и бизнес-тематики занимают первые позиции в
рейтинге «Универсариума». В топ-10 также попали лекции и по искусству, точным и
гуманитарным наукам. Большой интерес вызвали курсы по философии и практической
электронике. Однако в этой же статье отмечается, что только небольшой процент
обучающихся проходит весь курс целиком, большинство предпочитает знакомиться с
лекциями выборочно [3].

Интересный
взгляд на систему сертифицирования представляется исследователям из
Гарвардского университета и Массачусетского технологического института,
которые  провели исследование MOOC,
изучив более 1,7 миллиона слушателей. В результате исследователи выяснили, что
число слушателей постоянно растет. Более того, завершаемость курсов сильно
зависит от его тематики («показатели по компьютерным наукам вместе с курсами в
области естественных наук в среднем в два раза ниже, чем гуманитарных и
социально-экономических курсов: 7% и 6% против 14% и 11% соответственно»).
Интересен тот факт, что исследователи считают, что не следует оценивать
эффективность МООС по показателю получения сертификатов отдельными слушателями:
«Главная ценность MOOC сейчас видится во взаимном обмене разнообразным
педагогическим опытом между традиционными учебными аудиториями и виртуальной
системой образования. … Так MOOC смогут поспособствовать внедрению педагогических
инноваций и удобных инструментов для повышения эффективности аудиторных часов,
что в долгосрочной перспективе гораздо важнее, чем получение сертификата
отдельными слушателями» [9].

Boston Consulting Group
провела исследование ожиданий и отношения к МООС. На основании полученных
данных они смогли создать классификацию получателей онлайн курсов.

1. Апологеты – студенты,
которым нравятся онлайн курсы и они удовлетворены качеством такого обучения,
так как имеют возможность асинхронного обучения в собственном темпе. Эта группа
признает онлайн обучение как альтернативу традиционному.

2. Противники – группа,
которая разочаровалась в результатах онлайн курсов и не собирается больше
проходить обучение в интернете.

3. Охотники за опытом –
делают акцент на эмпирических, социальных и эмоциональных преимуществах
образования. Видят большой плюс в получении практического опыта и приобретения
нового навыка.

4. Счетоводы – группа
лиц, которой принципиально важно уменьшить затраты на образование. Их цель —
получить реальную отдачу от инвестиций в образование, найти лучше работу и
заработать больше денег.

5. Открытые умы- люди,
ищущие по-настоящему интересный опыт (не обязательно практически полезный),
открывающий новые горизонты. Обладают неиссякаемыми познавательными
потребностями.

Об онлайн экскурсиях стало
известно не так давно. Чуть больше полутора месяцев назад группа гидов из
разных стран решила выложить в Instagram-аккаунты или каналы в YouTube старые
записи своих экскурсий. А те, у кого осталась возможность свободно передвигаться,
вели трансляции онлайн прямо с пустеющих улиц. В первые же дни карантина на
аккаунты сетевых экскурсоводов подписались тысячи зрителей по всему миру.
Онлайн-гиды планируют расширять количество своих экскурсий и лекций, а также
увеличивать их интерактивность для тех, кто, например, подписался и заплатил за
контент. Пока четких прайсов нет.

А в ряде случаев цены могут
оказаться довольно высокими. В Москве растет спрос на шлемы и очки для
виртуальной реальности. А значит, что в теории, технологию вполне можно
применить и для экскурсий с эффектом погружения. Сейчас, например, доступен
сервис, позволяющий прогуляться по сгоревшему собору Парижской Богоматери. Но
позволить себе такие масштабные проекты смогут только крупные компании из-за
высокой стоимости.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы