Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Оценка уровня и качества жизни населения региона (на примере Рязанской области).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретико-методологические
основы оценки уровня и качества жизни населения региона. 5
1.1. Понятие и подходы к определению
сущностных характеристик уровня и качества жизни населения. 5
1.2. Методы оценки уровня и качества
жизни населения региона. 9
1.3. Зарубежный опыт оценки качества
жизни. 20
Глава 2. Анализ состояния уровня и
качества жизни населения Рязанской области. 25
2.1. Общая характеристика
социально-экономического развития Рязанской области 25
2.2. Динамика качества жизни
населения Рязанской области. 30
2.3. Методика оценки уровня и
качества жизни Рязанской области. 44
Глава 3. Проблемы оценки и повышения
уровня и качества жизни населения региона и возможные пути их решения. 50
3.1. Проблемные аспекты оценки и
повышения уровня и качества жизни населения региона. 50
3.2. Направления совершенствования
оценки и пути повышения уровня и качества жизни населения региона. 58
Заключение. 64
Список использованных источников. 66
Введение:
Актуальность исследования повышения
качества жизни населения, обусловлена, в первую очередь, экономическим
развитием муниципальных образований, не только в сторону новых возможностей, но
и появившихся проблем. Привлекательность любого региона, степень благополучия
его населения, а соответственно и тенденции развития, отождествляются
показателями качества жизни населения. Вопросы повышения качества жизни
населения закреплены на законодательном уровне, являются приоритетными в его
социальной политике, ориентируя на это всю систему публичного управления.
Приоритетом любого государства во всех сферах выступает решение важных проблем
населения социально-экономического характера, основное место в котором занимает
муниципальное управление, непосредственно взаимодействующее с населением,
напрямую сталкиваясь с социальными вопросами граждан. Благодаря чему показатели
качества жизни населения фактически выступают результатом работы с населением. Полноценное определение критериев
экономического развития города или целого региона дает возможность комплексной
оценки данного развития, правильности выбора важнейших направлений деятельности
органов исполнительной власти, направленных на повышение качества жизни
населения.
При формировании социально устойчивых
обществ, наделенных свойствами по созданию условий социальной стабильности и достойного
существования граждан, необходим учет модели национальной экономики России при общемировой
тенденции. Данная проблема актуальна еще и потому, что при сложившихся обстоятельствах
существования муниципальных систем органы местного самоуправления обязаны быть ответственны
за развитие подведомственной им территории. Когда отсутствует единый общегосударственный
подход к управлению социально-экономическими системами муниципальных образований,
создаются условия для развития конкретных территориальных единиц с разнонаправленным
характером. Основная причина сложившейся ситуации заключается в отсутствии системы
управления, которая могла бы обеспечить устойчивое развитие социально-экономических
муниципальных систем. Особенности планирования и прогнозирования
социального развития территорий проанализированы в работах таких отечественных исследователей
как Н.В. Бондаренко [1],
И.В. Данилова, А.С. Годовых
[2],
А.В. Одинцова [3],
П.С. Черкасов [4]
и
др.
Целью настоящей работы является исследование
оценки уровня и качества жизни населения региона (на примере Рязанской области).
Задачи исследования:
—
раскрыть понятие и подходы к определению сущностных характеристик уровня и качества
жизни населения;
—
рассмотреть методы оценки уровня и качества жизни населения региона;
—
проанализировать зарубежный опыт оценки качества жизни;
—
дать общую характеристику социально-экономического развития Рязанской области;
Заключение:
В последние десятилетия становится также важным
вопрос роста населенных пунктов. Для обеспечения качественного расширения границ
территорий необходимо объективно подходить к подобным возможностям с точки зрения
несения обязательств перед жителями новых территорий по их благоустройству и содержанию.
Вместе с тем важно учитывать и возможный прирост населения независимо от вызвавших
его причин и заранее предусмотреть территории возможного развития, то есть определить
необходимый и достаточный объем мероприятий по развитию инфраструктурных объектов,
а также проработать вопрос юридической подготовки земельного участка под новое строительство
(например, перевод земельных участков из одной категории в другую).
Комплексный подход к оценке социально-экономического
развития территории важен и с точки зрения учета запросов и возможностей населения
(в первую очередь местного), а также удобства пользования конкретной территорией.
Так, необходимо определить «соотношение зон малоэтажной и многоэтажной застройки,
жилой и многофункциональной зон, границы зон особо охраняемых природных территорий
и объектов культурного наследия. С одной стороны, именно в этих решениях могут проявляться
конфликты. С другой стороны, с помощью функциональных зон можно влиять на привлекательность
территории муниципального образования для различных видов деятельности и косвенно
на собираемость налогов и сборов».
К этой же проблеме можно отнести недостаток
территории для строительства дорожной сети, причем отсутствие проработанности данного
вопроса обнаруживается и в современном строительстве, и в только проектируемых объектов.
При этом территории отдаются инвестору под застройку объектами различного назначения
(жилого, торгового и других), что повышает социальную напряженность по причине отсутствия
в достаточном количестве парковочных мест.
Кроме того, принимая во внимание труды современных исследователей
в данной сфере определим следующие принципы, предъявляемые к территориальному планированию,
которые при их комплексном учете будут способствовать более эффективному развитию
муниципального района:
— в приоритете должны быть вопросы качества жизни населения и
среды его обитания;
— необходимо в большей степени уделять внимание именно общественным
интересам, широко обсуждаемым на различных площадках необходимое время и в достаточном
объеме для принятия взвешенного решения, а не концентрироваться на интересах ограниченной
группы лиц;
— принятие решений в вопросах территориального планирования должно
основываться на комплексной оценке территорий, включая градостроительные возможности
и ограничения, а также перспективы развития;
— реализация планов по внесению изменений в проекты территориального
планирования также должна строиться на учете стратегических соображений.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические
основы оценки уровня и качества жизни населения региона
1.1. Понятие и подходы к определению
сущностных характеристик уровня и качества жизни населения Вопрос об установлении определения «качество жизни» уже несколько
десятилетий остается обсуждаемым как в зарубежном, так и в отечественном
научном сообществе. Одними из важнейших показателей
государственного развития выступают социальные показатели, главенствующими из
которых являются показатели качества жизни населения. Данная категория
представляет собой интегральную характеристику жизни людей, которая расшифровывает
не только жизнедеятельность, жизнеобеспечение, но и жизнеспособность общества
как целостного социального организма. Впервые анализируемый термин был упомянут
в 1960 г. в трудах Дж. Гэлбрейта «Общество изобилия», а затем интерпретировано
социологом Д. Рисменом. В широкое распространение термин вошел в 1963 г.,
благодаря американскому президенту Дж. Кеннеди в работе «Доклад о положении
нации». В те времена о качестве жизни населения говорили: «качество
американской жизни должно идти в ногу с количеством американских товаров». [5] Затем, в 1964-1974 гг. были
проведены первые исследования показателя качества жизни населения, подхватывая
это во многих странах, а не только в Америке, в связи с чем данный показатель
все в больших странах становился основным критерием оценки развития
государства.
В
настоящее время существует три основных подхода изучения качества жизни
населения: [6]
— экономический подход,
который способствует формированию в большей степени объективного понимания
качества жизни населения. Данного подхода придерживались такие ученые и
экономисты, как Арона, Дж. Кн. Гэлбрейта, Ж. Фурастье и другие. Современными
представителями данного подхода выступают В.Ф. Безъязычный, П.Д. Коссинский,
А.И. Субетто. При данном подходе качество жизни обозначается как более
расширенное понятие, объективное, и включает в себя не только уровень
потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных
потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия среды, окружающей
человека, морально-психологический климат, душевный комфорт;
— следующим подходом
выступает философско-психологический, который раскрывается в субъективном
понимании качества жизни населения, а также в субъективной оценке уровня и
полноты удовлетворенности потребностей населения, преимущественно материальных
и духовных. Представителями данного подхода являются А. Кэмбэлл, Ф. Конверс, В.
Роджерс;
— и еще один подход – социально-экономический,
который представляет качество жизни населения как целостное понимание,
представителями которого выступают современные ученные и экономисты Е.Г.
Анимица, А.Л. Васильев, Г.М. Зараковский.
На сегодняшний же день качество жизни
населения хоть и сохранило корни первостепенного обозначения, однако изменило
его с развитием государственного управления и социума. Так, качество жизни
населения представляет собой структурное определение, содержащее в себе
совокупность обозначений, показателей и критериев, раскрывающих человека как
биологическое и духовное существо, его жизнедеятельность и окружающую среду. [7]