Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Оценка рисков ОД/ФТ от преступной деятельности и борьба с теневой экономикой в Национальной системе ПОД/ФТ Узбекистана
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 6
Глава 1. Теоретические аспекты и характеристика
рисков ОД/ФТ от преступной деятельности и борьба с теневой экономикой. 11
1.1. Подходы к исследованию и классификации рисков
ОД/ФТ от преступной деятельности. 11
1.2. Методы борьбы с теневой экономикой. 16
1.3. Мировой опыт борьбы с теневой экономикой. 24
Глава 2. Анализ рисков ОД/ФТ от преступной
деятельности и организации Национальной системы ПОД/ФТ Узбекистана. 29
2.1. Нормативно-правовая база ПОД/ФТ Республики
Узбекистан. 29
2.2. Оценка рисков и организации надзорной
деятельности в сфере ПОД/ФТ Республики Узбекистан. 40
2.3. Сравнение национальной системы ПОД/ФТ
Республики Узбекистан и Российской Федерации. 52
Глава 3. Основные направления борьбы с теневой
экономикой в Республике Узбекистан и снижение рисков ОД/ФТ от преступной
деятельности. 60
3.1. Действующий механизм борьбы с теневой
экономикой в Республике Узбекистан 60
3.2. Предложения по снижению и страхованию рисков
ОД/ФТ от преступной деятельности. 73
3.3. Рекомендуемый механизм борьбы с теневой
экономикой в Республике Узбекистан. 79
Заключение. 86
Список использованной литературы.. 91
Введение:
Несмотря на тот факт, что деятельность по легализации преступных доходов
имеет достаточно длительную историю, сам термин «легализация (отмывание)
доходов, полученных преступным путём» для правовой системы относительно
новый. Впервые понятие «отмывание доходов» (money laundering) появилось в конце 1920-х гг. в США и обозначало процесс
преобразования капитала, полученного нелегальным путём, в легальный.
Данное понятие применялось в те времена в отношении доходов, полученных от
деятельности по торговле наркотиками и незаконному обороту
алкогольных напитков. В указанный период деятельность преступных
группировок по сокрытию нелегальных доходов лишь частично отвечала
современному пониманию термина «отмывание доходов». В правовой сфере США
концепция «отмывание денег» появилась примерно в 1973 году и активно
использовалась в прессе в период Уотергейтского скандала. В
конвенциях ООН, а также в ряде международных актов тезис «отмывание доходов»
получил закрепление в начале 1980-х. В 1984 году Комиссия
по организованной преступности при президенте США трактовала термин
отмывание денег как процесс, с помощью которого осуществляется сокрытие факта
существования, незаконного происхождения капитала, используемого таким образом,
который затрудняет процесс определения незаконности их получения [4].
В настоящее время
отмывание преступных доходов и финансирование терроризма представляют собой два
опаснейших типа финансовых преступлений, которые скрываются, на первый взгляд,
за безобидными финансовыми транзакциями.
В июле 1989 года на
саммите G-7, состоявшемся в Париже, была создана международная группа по
разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег FATF (ФАТФ). Помимо ФАТФ
существует ещё целый ряд региональных международных организаций в ПОД/ФТ.
Основополагающими для
системы ПОД/ФТ являются рекомендации ФАТФ. Всего их 49: 40 из них по борьбе с
отмыванием денег и 9 специальных по борьбе с финансированием терроризма.
Узбекистан – правовое
демократическое государство. Глава государства – Президент. Высший
государственный представительный орган – Олий Мажлис Республики Узбекистан.
В Узбекистане внедрена
традиционная двухуровневая банковская система, возглавляемая Центральным банком
Республики. Национальная валюта Узбекистана – сум.
Состояние режима ПОД/ФТ в
Республике Узбекистан до последнего времени вызывало крайнюю обеспокоенность
мирового финансового сообщества, несмотря на то, что формирование этого режима
началось еще в 2004 году.
Функции органа финансовой
разведки Республики Узбекистан возложены на Департамент по борьбе с налоговыми,
валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной
прокуратуре, изначально образованный в 2001 году для борьбы с налоговыми
преступлениями.
Подразделение финансовой
разведки (ПФР) – Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при
Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан. Образован по Постановлению
Правительства от 06.07.2001 г.
Закон Республики
Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности,
и финансированию терроризма» был принят в августе 2004 года. Однако в апреле
2007 года в Узбекистане на период до 1 января 2013 года был введен мораторий на
некоторые требования антилегализационного закона. Было заявлено, что это
сделано в «целях дальнейшего повышения уровня капитализации коммерческих
банков, укрепления доверия населения и хозяйствующих субъектов к банковской
системе, легализации их доходов, увеличения объемов вкладов на депозитных
счетах, а также сокращения вне банковского оборота наличных денежных средств».
Вслед за этим, в феврале
2008 года ФАТФ выпустила официальное заявление, в котором обратилась к органам
власти Узбекистана с призывом принять меры для исправления существующей
ситуации и приведения национальной системы ПОД/ФТ в соответствие с
общепринятыми международными стандартами. Также ФАТФ отметила, что не полностью
функционирующий режим ПОД/ФТ Узбекистана создает дополнительные риски для
глобальной финансовой системы, и рекомендовала остальным странам уделять
повышенное внимание операциям с узбекскими компаниями.
В апреле 2009 года
мораторий был отменен, и была принята новая версия антилегализационного закона.
Если предыдущая версия закона была схожа с российским аналогом, то в новой
следует отметить ряд существенных отличий.
ФАТФ приветствовала
восстановление режима ПОД/ФТ Узбекистана, что нашло отражение в официальных
заявлениях ФАТФ, сделанных по результатам пленарных заседаний, к примеру,
июльского заседания в Лионе. Кроме того, в феврале 2010 года ФАТФ исключила
Узбекистан из списка стран, имеющих существенные недостатки в законодательстве
по ПОД/ФТ.
С момента основания
Евразийской группы государство входит в ее состав: до 2005 г. Узбекистан имел
статус наблюдателя, а затем присоединился к Группе в качестве полноправного
члена. В 2009 г. состоялась взаимная оценка ЕАГ Республики Узбекистан[2].
Интеграция Республики
Узбекистан в глобальную экономику непосредственно связана с комплексом работ по
совершенствованию национальной системы противодействия легализации преступных
доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в соответствии с международными
стандартами.
Объектом исследования
является национальная система ПОД/ФТ Республики Узбекистан.
Предметом исследования
является оценка рисков и организации надзорной деятельности в сфере ПОД/ФТ
Республики Узбекистан.
Цель написания выпускной
квалификационной работы – разработать предложения по снижению и страхованию
рисков ОД/ФТ от преступной деятельности.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть подходы к исследованию и классификации
рисков ОД/ФТ от преступной деятельности;
— охарактеризовать оценку рисков и организации
надзорной деятельности в сфере ПОД/ФТ Республики Узбекистан;
— провести сравнение национальной системы ПОД/ФТ Республики
Узбекистан и Российской Федерации;
— проанализировать действующий механизм борьбы с
теневой экономикой в Республике Узбекистан;
— разработать предложения по снижению и страхованию
рисков ОД/ФТ от преступной деятельности и рекомендуемый механизм борьбы с
теневой экономикой в Республике Узбекистан.
Теоретической
базой исследования послужила нормативно-правовая база и учебно-методическая
литература в области борьбы
с теневой экономикой в Республике Узбекистан и РФ.
Научная
новизна исследования заключается в соотношении показателей
эффективности работы систем внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ до и после
внедрения автоматизированной системы, разработке алгоритма, основанного на
нейронных сетях, который позволит с одной стороны, произвести необходимую
автоматизацию процесса оценки риска ОД/ФТ, а с другой уменьшить влияние
человеческого фактора на данный процесс.
В основе данного алгоритма лежит код, основанный на предсказывающем
моделировании. Опираясь на практический опыт различных типов деятельности,
включенных в разряд подозрительных, в рамках банка аналитики строят различных
предсказательные технологии, например дерево решений и альтернатив,
регрессионный анализ, основанный на нейронных сетях или сами нейронные сети,
которые используются для оценки любой новой деятельности с точки зрения ее
подозрительности. Однако это подразумевает обладание достаточными данными
истории работы предмета, то есть — анализировать признаки и последствия тех или
иных событий.
Методическая
база исследования: анализ нормативных и литературных источников, сравнительный
анализ показателей, прогнозирование.
Работа
состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованной
литературы.
Заключение:
Таким
образом, сформулируем основные выводы по проведенному исследованию. В процессе
исследования была изучена российская практика системы противодействия
легализации доходов, полученных преступным путем.
В теоретической части исследования
рассмотрены основные аспекты и понятие легализации доходов, полученных
преступным путем.
Легализация (отмывание) доходов,
полученных преступным путём, можно определить в четырех аспектах: материальном,
процедурном, экономическом и
правовом. Операции и сделки, связанные с имуществом характеризуют
материальный аспект. Трансфер наличных денежных средств в безналичную форму и
иного имущества из теневой экономики в легальную характеризует экономический
аспект.
Понятие легализации преступных доходов
рассматривается в четырех аспектах. Процедурный аспект легализации (отмывании)
преступных доходов дает возможность раскрыть первичное происхождение и реальных
собственников имущества, полученного в процессе правонарушения, с целью
исключения уголовного или административного преследования. Правовой аспект
отмывания криминальных доходов
характеризует юридически важные действия по отношению к активам для придания
видимой легальности источникам происхождения данного имущества с целью сокрытия
его истинного происхождения.
В настоящее время, проблема легализации
(отмывании) денег в течение последних 20 лет стала одной из глобальных проблем
современности, в решение которых вовлечено большинство государств. Применение
системы финансового мониторинга – это один из важнейших методов решения поставленных
проблем. Процедура легализации (отмывания) денег присуща всем направлениям
организованной преступности, которая осложняет процедуру принятия экономических
решений, осложняет работу финансовых организаций, ведет к высокому уровню
коррумпированности.
Доходы, получаемые криминальными путями,
используются на различные цели, в частности, для покрытия расходов,
обусловленных совершением преступлений, для инвестиционных вложений в сфере
деятельности преступных организаций, для развития преступности, для
инвестирования в реальный сектор экономики. Очевидно вся та часть доходов,
которая подлежит инвестированию в легальные отрасли экономики и размещению на
международных финансовых рынках, нуждается в отмывании (легализации).
Актуальность проблемы противодействия
легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма,
возрастает вследствие сокращения доходов всех уровней бюджетной системы,
повышения расходов, требуемых для финансирования правоохранительных органов,
дефицита бюджета, сбалансированности государственной денежно-кредитной
политики. Исследования в области легализации преступных доходов и высокого
уровня коррумпированности в органах власти, и подтверждается переменами,
происходящими в национальных системах финансового мониторинга.
Одним из важнейших стратегических
направлений обеспечения экономической безопасности страны является борьба с
легализацией преступных доходов, которая включает их обнаружение, изъятие и
конфискацию. Так или иначе, она будет способствовать решению следующих задач:
— страны-участники должны серьёзно
относиться к легализации (отмыванию) денег как к преступлению, за которое
обязательно должна предусматриваться ответственность;
— финансовые организации должны
проверять всех своих клиентов без исключения и вести соответствующий мониторинг
за ними.
Также рассмотрены экономико-правовые
основы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
Рассмотрены основные характеристики
системы легализации доходов, полученных преступным путем, а также построена
концептуальная модель, позволяющая проследить этапы отмывания криминальных
денег. Изучены основные нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс
противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Среди них
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»,
Федеральный закон от 6 марта 2006
г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный
закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ, Директива Совета
Европы 1991г. №91/308/EEC «О предотвращении использования финансовой системы в
целях отмывания денег», нормативно-правовые акты Банка России, рекомендации
ФАТФ и Базеля.
Особый акцент
сделан на практике кредитных организаций, которая сопровождается рисками
совершения мошенничества, как со стороны персонала банка, так и со стороны
клиентов. Банк России также в своем Письме раскрывает основные внешние и
внутренние факторы операционного риска:
1) случайные или
умышленные действия физических или юридических лиц, направленные против
интересов коммерческого банка;
2) несовершенный
механизм организационной структуры и структуры управления в коммерческом банке,
низкая эффективность организации внутреннего контроля;
3) неполадки и
сбои программного и технического обеспечения;
4) чрезвычайные
обстоятельства, неподконтрольные кредитной организации.
В практической части исследования
представлена классификация направлений системы противодействия легализации
доходов, полученных преступным путем и российскую практику противодействия.
Основные
направления системы противодействия легализации доходов, полученных преступным
путем, осуществляемые финмониторингом, можно классифицировать следующим
образом:
1.
Выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование.
2.
Регулирование деятельности финансовых институтов.
3.
Международная деятельность.
4.
Противодействие финансированию терроризма.
5.
Мониторинг финансовых потоков, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
6.
Регулирование реального сектора экономики и работа с бюджетной сферой.
7.
Работа с региональными рисками.
4. Выявлены проблемы организации работы по
предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем.
В результате аналитического
исследования было выявлено, что в Российской Федерации на сегодняшний день
сформировалась модель противодействия легализации доходов, полученных
преступным путем, но ее низкая эффективность обусловлена следующими причинами:
1. Высокий удельный вес
налично-денежного обращения в структуре платежей.
2. Высокая доля теневого сектора в
экономике.
3. Значительная коррумпированность
государственных органов власти.
4. Отсутствие ответственности за
уклонение от уплаты налогов как разновидности легализации доходов, полученных
преступным путем.
5. Низкая величина наказания за
легализацию преступных доходов.
По результатам выявленных проблем
разработаны предложения по совершенствованию системы мер противодействия
легализации доходов, полученных преступным путем на основе экономической и
правовой оптимизации.
Правовая оптимизация системы противодействия
легализации доходов, полученных преступным путем, предполагает
совершенствование национальной антикоррупционной политики, внесение изменений в законодательство о дополнении
перечня доходов, полученных преступным путем, повышение ответственности за
уклонение от уплаты налогов, повышение
наказания за легализацию доходов, полученных преступным путем и укрепление
системы внутреннего контроля в кредитном секторе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты и
характеристика рисков
ОД/ФТ от преступной деятельности и борьба с теневой экономикой 1.1. Подходы к исследованию и
классификации рисков
ОД/ФТ от преступной деятельности Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным
путем, понимается совершение действий, направленных на придание правомерного
вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами и иным
имуществом, полученным от таких видов преступлений, как незаконная торговля
наркотиками, создание фирм-однодневок, структуризация и распыление кадров,
финансовые мошенничества и другие. Легализация (отмывание) доходов, полученных
преступным путём, можно определить в четырех аспектах: материальном,
процедурном, экономическом и
правовом. Операции и сделки, связанные с имуществом характеризуют
материальный аспект. Трансфер наличных денежных средств в безналичную форму и
иного имущества из теневой экономики в легальную характеризует экономический
аспект [9].
Процедурный аспект легализации (отмывании) преступных доходов дает
возможность раскрыть первичное происхождение и реальных собственников
имущества, полученного в процессе правонарушения, с целью исключения уголовного
или административного преследования. Правовой аспект отмывания криминальных доходов характеризует юридически
важные действия по отношению к активам для придания видимой легальности
источникам происхождения данного имущества с целью сокрытия его истинного
происхождения. Финансирование терроризма представляет собой деятельность по
аккумулированию и передаче активов или другой недвижимости, а также
предоставлению иной материальной выгоды лицами, осуществляющими
террористическую деятельность, посредством оказания услуг и выполнения работ
для целей создания и функционирования