Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Обучение младшх школьников рациональным вычислениям
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы обучение младших школьников
рациональным вычислениям. 8
1.1. Общая характеристика процесса формирования
вычислительных навыков у младших школьников. 8
1.2. Методические подходы к обучению рациональным
вычислениям младших школьников. 14
1.3. Сравнительный анализ программ по математике в
начальной школе с точки зрения обучения рациональным вычислениям. 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обучению
младших школьников рациональным вычислениям. 33
2.1. Диагностика уровня сформированности навыков
рационального вычисления у младших школьников. 33
2.2. Содержание работы по обучению младших школьников
рациональным вычислениям. 41
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.. 44
Заключение. 49
Список литературы.. 51
Приложения 57
Введение:
Современная система
российского образования функционирует и развивается в соответствии с теми
ориентирами, которые задаются Федеральными государственными образовательными
стандартами, разработанными для каждой ступени обучения. ФГOС содержат широкий
перечень универсальных учебный действий – таких умений, которые обеспечивают
обучающемуся умение учиться и получать знания в систематизированном виде.
В области математического
образования ведущую роль играют такие предметные результаты, как вычислительные
навыки. Наличие таких навыков является фундаментом дальнейшего математического
образования. Строго говоря, без вычислительного навыка изучение математики
попросту невозможно.
Вычислительным навыкам
уделяли внимание многие ученые и методисты, такие как М.А. Бантова, М.И. Моро,
Н.Б. Истомина, С.Е. Царева, Т.Н. Тихоненко, А.В. Белошистая и др.
Каждое из исследований
стало важным вкладом в методику обучения математике и в дальнейшем нашло свое
продолжение в составлении учебников математики. Так, например, огромный вклад
внесла Бантова М.А., которая преимущественно исследовала разработку качеств
вычислительных навыков. Продолжили ее работу Моро М.И. Истомина Н.Б. которые
также описывают методику формирования вычислительных навыков, рассматривают
различные методические приемы, которые способствуют лучшему усвоению
вычислительных навыков. Авторы исследований указывали, что очень важно, во-первых,
развивать культуру устного счета, так как она отодвинута в большинстве случаев
на второй план, во-вторых, отмечают снижение качества вычислений учащихся.
Вычислительные навыки
формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа ее
закладывается с первого по шестой класс обучения. В этот период учащиеся
обучаются именно умению осознанно использовать законы математических действий
(сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, извлечение
корня). В последующие годы полученные умения и навыки совершенствуются и
закрепляются в процессе изучения математики, экономики, химии, информатики,
физики и других предметов.
Есть такое правило, что у
детей с богатым инструментом вычислительных навыков существенно меньше проблем
с математикой и смежными науками. Но чтобы ребенок быстро считал, выполнял
простейшие алгебраические преобразования, необходимо время для их отработки,
оно конечно варьируется в зависимости от каждого ребёнка. 5-7 минут устного
счета на уроке недостаточны не только для развития вычислительных навыков, но и
для их закрепления, если нет системы устного счета. Приёмы устного счёта должны
применяться также во всех подходящих случаях не только на небольших числах, но
также и на больших, тем не менее удобных для устного счета. Задача учителя
состоит в том, чтобы найти задания, в которых ученик стремится производить в
уме, или же на начальном этапе письменные арифметические действия.
В педагогической практике
разработано множество методов и приёмов формирования прочных навыков
рационального вычисления младших школьников, однако проблема низкого уровня
активности учащихся в процессе формирования вычислительной культуры остаётся
по-прежнему актуальной.
Из всего вышесказанного
возникает противоречие между необходимостью формирования навыков рационального
вычисления обучающихся как одной из основных задач обучения математике и
недостаточностью систематизированного научно-методического и практического
сопровождения учебного процесса.
Объект исследования: процесс
формирования вычислительных умений у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические
условия обучения младших школьников рациональным вычислениям на уроках
математики в 3 классе.
Цель
исследования: выявление педагогических условий обучения
младших школьников рациональным вычислениям.
Гипотеза
исследования: обучение младших школьников рациональным
вычислениям будет способствовать повышению уровня сформированности
вычислительных умений при соблюдении следующих условий:
· поэтапная организация процесса по
формированию вычислительных умений применять рациональные способы вычислений:
1 этап: в процессе
обучения будут использоваться специально разработанные задания, направленные на
нахождение различных способов их решения, сравнение найденных способов и выбор
из них рационального
2 этап: использование
специально разработанных заданий с указанием на возможность их
рационализировать
3 этап: использование
специально разработанных заданий, допускающих рационализацию, но не имеющих
специальных указаний; поощрение ученика за рациональное решение задания · внедрение упражнений на нахождение
рационального способа вычислений на разных этапах урока;
· выполнение мотивирующих заданий, таких как
демонстрационный пример. Задания убеждают детей в существенных преимуществах изучаемого
приема (1+2+3+4+5+6…=);
· использование разных способов организации
работы на уроке: групповые, фронтальные, дифференцированные.
Задачи
исследования:
1. Охарактеризовать
вычислительные приемы в начальной школе и изучить этапы их усвоения.
2. Выделить особенности
процесса формирования рациональных вычислений.
3. Обосновать
целесообразность обучения младших школьников рациональным вычислениям.
4. Выявить
методы и приемы обучения рациональным вычислениям младших школьников.
5. Провести сравнительный
анализ упражнений, направленных на формирование рациональных вычислений в
разных УМК.
6. Провести диагностику
уровня сформированности вычислительных умений у третьеклассников.
7. Разработать проект эксперимента по формированию умений рациональных
вычислений у третьеклассников.
6. Апробация и
результативность проекта эксперимента по формированию умений рациональных
вычислений у третьеклассников
Методологической
основой исследования стали: положения М. А. Бантовой, Е. С.
Дубинчук, Н. Б. Истоминой, С. С. Минаевой, М. И. Моро, С. В. Степанова, Н. Л.
Стефановой, А. А. Столяра, Т. И. Фаддейчевой, Я. Ф. Чекмарева и др. о
формировании вычислительных навыков младших школьников.
Методы
исследования: теоретические
методы – анализ научных источников по проблеме исследования, обобщение в виде
выводов; эмпирическое исследование – естественный педагогический эксперимент,
методы математической обработки результатов исследования.
База
исследования: ГБОУ СОШ №193
Центрального района г. Санкт-Петербурга. Ученики 3 «Б» класса, в котором
обучается 16 учащихся по УМК «Школа России». Практическая
значимость исследования заключается в разработке определенных
заданий для уроков математики, содержание которых направлено на формирование
вычислительных навыков у младших школьников.
Структура
исследования: выпускная квалификационная работа
представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и
приложением.
Заключение:
Изучив особенности
формирования навыков рационального вычисления в системе развивающего обучения,
можно утверждать следующее:
Формирование
вычислительных навыков у младших школьников остаётся одной из главных задач
начального обучения математике, поскольку вычислительные навыки необходимы как
в практической жизни человека, так и в учебной деятельности.
Под вычислительными
навыками понимается знание конкретного вычислительного приёма и его
использование для определённого вида выражений. Вычислительные навыки
характеризуются свёрнутостью операций, действием, доведённым до автоматизма.
При выборе способов
организации вычислительной деятельности необходимо ориентироваться на
развивающий характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям.
Используемые вычислительные задания должны характеризоваться вариативностью
формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных
закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных,
графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности
ребенка, предметно-действенное и наглядно-образное мышление.
Формирование прочных и
осознанных навыков рационального вычисления у младших школьников остаётся
основной задачей начального курса математики. С введением нового Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего
образования перед учителем стоит задача не только добиться определённого уровня
знаний и развития вычислительных навыков, но и придать учебному и
воспитательному процессу развивающий характер, активизировать познавательную
деятельность учащихся. Эти задачи можно решить включением устного счёта основным
этапом в урок математики.
Систематически
организованная вычислительная деятельность способствует совершенствованию
вычислительных навыков младших школьников. Содержание заданий для устного счёта
должно соответствовать учебной программе и возрастным особенностям учащихся, а
их количество – быть достаточным для отработки навыков на уровне автоматизма,
но разумным, чтобы не перенапрягать младших школьников. Задания должны быть
разнообразны как включением в себя различных видов упражнений, так и по форме
организации его проведения.
Результаты
опытно-экспериментальной работы, направленной на совершенствование навыков
рационального вычисления, показывают положительную динамику их развития. В ходе
исследования доказана важность устного счёта на уроках математики в начальной
школе.
Исходя из этого, можно
считать гипотезу исследования доказанной.
При использовании
определённых упражнений и заданий в процессе устного счёта на уроках математики
можно эффективно развивать вычислительные навыки младших школьников. Цель
работы достигнута.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы обучение младших школьников рациональным вычислениям 1.1. Общая характеристика
процесса формирования вычислительных навыков у младших школьников
Математика в системе
школьных предметов занимает особое место. Благодаря ей учащиеся получают
необходимые знания, умения и навыки, которые успешно применяются в курсе других
школьных предметов. Для усвоения математических знаний учащиеся должны
прикладывать определенные волевые усилия, обладать воображением и мышлением,
умением концентрировать свое внимание. Кроме этого, благодаря изучению
математики, школьники расширяют свой кругозор. Несмотря на это, математика
является одним из наиболее трудных предметов.
Вычислительные навыки
лежат в основе изучения не только математики, но и других школьных предметов.
Благодаря им у обучающихся развивается память, внимание, умение рационально
организовывать свою деятельность и другие качества, облегчающие образовательный
процесс в изучении предмета. Кроме этого, вычислительные навыки имеют большое
практическое применение в жизни. Поэтому формирование вычислительных навыков у
младших школьников является наиболее важной задачей в процессе обучения
математики. Кроме этого, актуальность решения данной задачи определяет
научно-техническое развитие современного общества. Появляется большое
разнообразие новых видов практической деятельности человека, идет процесс
развития разных наук и производства, происходит совершенствование
вычислительных инструментов и техники, наблюдается компьютеризация современного
общества и так далее – все это придает большую значимость формированию
вычислительных навыков у младших школьников.
Следовательно, понятие «вычислительная
культура» является одним из ведущих понятий в методике преподавания математики
в школе.