Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Обучение легкоатлетических упражнений на этапе начального образования с использованием игровых включении и игрового метода
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Игровые упражнения и методы их применения на
занятиях по легкой атлетике. 7
1.1. Классификация, особенности подбора игровых упражнений
и общие методические особенности по их применению.. 7
1.2. Содержание и методика проведения легкоатлетических
упражнений с элементами игровой деятельности для младшего школьного возраста. 25
1.3. Анализ содержания раздела «Легкая атлетика» в
современных программах по физической культуре в общеобразовательной школе. 27
1.4. Анатомо-физиологические особенности детей 10-11 лет. 33
Глава 2. Организация и методы исследования. 38
2.1. Методы исследования. 38
2.2. Организация исследования. 39
Глава 3. Результаты исследований. 41
3.1. Результаты исследований, полученные при применении
игрового метода на занятии по легкой атлетике. 41
3.2. Обсуждение полученных результатов. 49
Вывод. 57
Заключение. 58
Библиографический список. 60
Приложение. 65
Введение:
На уроках физической
культуры перед учителем стоит задача воспитания у детей физических качеств.
Одним из разделов программы является «Легкая атлетика», с ее помощью
развиваются основные физические качества — выносливость, сила, быстрота,
ловкость и гибкость, которые широко применяются в повседневной жизни. Легкая
атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического
воспитания школьников. Проведение уроков физической культуры по разделу учебной
программы Легкая атлетика содействует достижению основной цели воспитания:
укрепления физического здоровья детей, формирования полноценного крепкого и
здорового подрастающего поколения.
Легкая атлетика — вид
спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: ходьбу,
бег, прыжки, метание. Разнообразие легкоатлетических упражнений и широкие
возможности варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках, метании позволяют
успешно использовать эти упражнения для занятий детей и подростков разного
возраста и разной степени физической подготовленности. При выполнении
легкоатлетических упражнений в работу вовлекается значительное количество мышц
человека, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других
систем организма. В процессе проведения уроков легкой атлетики развиваются
кондиционные (быстрота, силовые качества, выносливость, гибкость) и
координационные качества. Результаты в легкой атлетике имеют строгое
количественное измерение, что обеспечивает их объективность и возможность
использования в качестве критериев уровня физического развития школьников.
Немаловажно и то, что многие упражнения не требуют специального дорогостоящего
оборудования и могут выполняться на простых площадках и на пересеченной
местности.
К числу важнейших
физических качеств относится быстрота, которую определяют, как способность
человека совершать двигательные действия с минимальной для данных условий
затратой времени. В настоящее время актуально изучение игровых упражнений,
игровых заданий и игрового метода, как средства воспитания физических качеств,
в частности быстроты, у учащихся среднего школьного возраста. Анализ литературы
по теории и методике физического воспитания и спорта свидетельствует о том, что
игры и игровой метод активно используются учителями физической культуры.
Игровой метод
используется в процессе физического воспитания для комплексного улучшения
движений, физических качеств, поскольку в игровом методе существуют
благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, скорости, выносливости.
При обучении с использованием игровой формы на уроке вводятся упражнения,
которые носят конкурентный характер. В игровой форме проводятся
подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, в которых есть
элементы соперничества. Вспомогательные игры включают в себя: простые, сложные,
переходные и командные игры. Упражнения, выполненные в игровой форме —
подвижные игры, игровые задачи, использование различных снарядов, стендов и
т.д. различаются глубиной и универсальностью воздействия на физические качества
участвующих. Такие мероприятия повышают интерес к спорту и физической культуре,
стимулируют процесс усвоения методов отдельных элементов физических упражнений,
способствуют преодолению трудностей в решении задач, возложенных на тех, кто
участвует.
Игровой метод на уроках
физического воспитания в начальных классах является одним из важных средств
комплексного воспитания детей. Его характерной особенностью является сложность
воздействия на организм и со всех сторон: игра одновременно осуществляет
физическое, умственное, моральное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная
двигательная активность и положительные эмоции, усиливают все физиологические
процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Неожиданные
ситуации, возникающие в игре, обучают детей использовать приобретенные моторные
навыки целесообразно. В подвижных играх созданы самые благоприятные условия для
развития физических качеств младших школьников.
Огромные возможности для
совершенствования физических и функциональных возможностей учащихся младших
классов, а также укрепления их здоровья, заложены в уроках физической культуры
с преимущественным использованием подвижных игр. Это обстоятельство связано с
тем, что особенности развития и функционирования основных систем организма
детей младшего возраста в наибольшей степени привыкают именно к игровой
деятельности (В.К. Бальсевич, Б.Ф. Прокудин, В.П. Ратников, и др.).
Игры находятся на самом
высоком уровне интересов детей, поэтому мы можем предположить, что научно
обоснованное использование игрового метода на уроке будет способствовать
оптимальному решению проблем физического воспитания, способствовать строению
гармоничной личности (Г. Л. Богданов, А. П. Матвеев, В. И. Лях и др.).
Цель исследования:
изучить эффективность применения игрового метода на уроках легкой атлетики.
Объект исследования:
обучение легкоатлетических упражнений на этапе начального образования.
Предмет исследования:
применение игрового метода на уроках по обучению легкоатлетических упражнений
на этапе начального образования.
Гипотеза исследования
заключается в том, что если на занятиях по легкой атлетике использовать игровой
метод, то обучение легкоатлетических упражнений на этапе начального образования
будет более эффективным.
Задачи исследования:
1. Проанализировать
научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить уровень
развития физических качеств (выносливости, быстроты и координации) у детей
10-11 лет.
3. Составить комплекс
игровых упражнений для развития выносливости, быстроты и координации детей
10-11 лет.
4. Оценить эффективность
применения игрового метода на уроках по легкой атлетике.
Методы: I. Теоретические
методы: 1. Анализ научно-методической и специальной литературы по данной теме
исследования. 2. Обобщение анализируемой литературы. II. Эмпирические методы:
1. Педагогический эксперимент. 2. Анализ, сравнение и обобщение результатов,
количественная и качественная обработка результатов. 3.Тестирование (упражнения
на гибкость и координацию).
Практическая значимость:
результаты исследований могут быть использованы учителями физической культуры в
качестве методических рекомендаций при проведении занятий по легкой атлетике с
детьми 10-11 лет.
Заключение:
Младший школьный возраст
является особенным этапом жизни, в котором ребенок в первый раз начинает
увлекаться социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. В
возрасте семи лет ребенка ожидает первое большое изменение. Переход в школьный
возраст, связан с важными переменами в его деятельности, общении и отношениях с
другими людьми. Происходят изменения в образе жизни, появляются новые
обязанности, новые отношения ребенка с окружающими. Первостепенной
деятельностью становится обучение, по результатам которых появляются
психические новообразования. Для того, чтобы ребёнок чувствовал себя более
комфортно и не испытывал больших психический нагрузок, в его учебную
деятельность включают игровую деятельность. Такая деятельность, в основном,
содержится на уроках по физической культуре.
В первом классе у детей
происходят значительные изменения в опорно-двигательном аппарате, а также, у
детей начинают формироваться: забота, сочувствие. А значит, сюжетно-ролевая
игра остается ведущей деятельностью ребенка. В этом возрасте учителя физической
культуры проводят игры, благодаря которым формируется опорно-двигательный
аппарат и дисциплинированность. К таким играм относятся: гуси-лебеди, пятнашки,
караси и щука. Также, проводятся командные игры, в которых необходима помощь
игрока. Развитие двигательных функция, которые обеспечивают быстроту реакций,
свойственно детям 8-9 лет, это учащиеся второго класса. Дети в этом возрасте
хорошо адаптируются к скоростным нагрузкам, и этому возрасту присуще высокая
растяжимость связок. Поэтому, в этом возрасте используют такие подвижные игры,
как: кошечка, жираф, гигантские шаги, меняйся местами. У детей третьего класса
продолжают формировать и развиваться двигательные функции. У детей высокие
результаты в тех видах, где значимое место занимает быстрота. Также, происходит
формирование координации движений. На уроках используются такие игры, как:
кошки и мышки, мяч в корзине. В четвертом классе идет приобщение и заинтересованность
ребенка к различным видам спорта. В этом возрасте ребенка необходима привлечь к
какому-либо виду спорта. поэтому учителя на уроках физической культуры
используют подвижные игры. приближенные к спортивным. Например: пионер бол, мяч
среднему, вышибалы, эстафета по кругу.
Теоретическое изучение
позволило сформулировать следующие выводы:
-Применение игрового
метода в младшем школьном возрасте способствует совершенствованию учебного
процесса на занятиях физической культуры.
-Благодаря игре, у младших
школьников эффективнее развиваются процессы мышления, поэтому, игровой метод
благоприятно сказывается на процессе обучения.
-Присутствие в игре
элементов соперничества требует от занимающихся серьезных физических усилий,
собственно, что делает ее эффективным методом воспитания физических
способностей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Игровые
упражнения и методы их применения на занятиях по легкой атлетике 1.1. Классификация,
особенности подбора игровых упражнений и общие методические особенности по их
применению
Игры и соревнования
относятся к тем общественным явлениям, значение которых далеко не
ограничивается сферой физического воспитания и физического развития. Они
возникли давным-давно и получили свое развитие одновременно с общественной
культурой. При помощи игр и соревнований удовлетворяются самые разные
потребности самосознания, развития — как физического, так и духовного,
межличностных контактов, развлечений и отдыха. Но, кроме прочего, они несут в
себе и педагогическую функцию, то есть служат замечательным и немаловажным
средством воспитания [43].
Особенности игрового
метода заключаются в следующем:
1. Играющие организуют
собственную деятельность соответственно условному либо образному сюжету (плану
игры, замыслу). В подобном сюжете подразумевается, что цель игры будет
достигаться на условиях постоянных перемен игровой ситуации, имеющих случайный
характер. Сценарии, как правило, заимствуются из действительности, которая
непосредственно окружает участников.
В игре находят свое
образное отражение определенные прикладные действия и наблюдаемые в жизни
отношения. Участники имитируют труд, бытовые хлопоты, охоту и многое другое.
Сюжет игры может быть намеренно создан с ориентацией на нужды физического
воспитания и существовать в виде условной схемы действия игроков между собой.
Такой характер носят все современные спортивные игры.
2. Другая характерная
особенность заключается в многообразии способов, которыми цель может быть
достигнута. То есть выигрыш (достижение цели), как правило, не связывается с
одним-единственным