Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Обучение культуре речевого общения в средней школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Понятие культуры речевого общения 7
1.2 Особенности общения и взаимодействия учащихся средней школы 15
1.3 Возможности учебной деятельности в обучении культуре речевого общения 21
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 30
2.1 Организация и методика исследования 30
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования 38
Выводы по второй главе 48
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 50
3.1 Реализация условий обучения культуре речевого общения 50
3.2 Динамика процесса обучения культуре речевого общения 68
Выводы по третьей главе 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84
Введение:
Данная работа посвящена теме обучения культуре речевого общения в средней школе. Самая первая сложность состоит в определении специфики самого понятия «культура речевого общения». Учеными было совершено достаточно много попыток определить содержание этого понятия. Изначально ученые обращались к понятию культуры общения, которое рассматривалось исключительно в научно-педагогическом смысле – как воспитанность личности, то есть имелась в виду нормативность ее поведения, детерминированная познавательным и нравственным опытом.
Термин «культура общения», как свидетельствуют литературные источники, был введен в научный оборот еще в 80-е годы прошлого века (работы Б.В. Бушелевой, В.С. Гозмана, В.С. Грехнева, О.Б. Добровича, В.А. Кан-Калика и др.) и получил распространение в 90-е годы. Интерес к проблеме общения и его культуре вызван прежде всего потребностями общественной практики, и, в частности, значимости психологических факторов – потребностей и мотивов, эмоций и воли, способностей и психических состояний, качеств и умений и т.д. – для эффективности деятельности.
Отсутствие у части молодых людей навыков конструктивного общения, культуры межличностного взаимодействия, непонимание ими сущности простейших социальных процессов и явлений приводит к конфликтам, стрессовым ситуациям, неадекватному социальному поведению. Как следствие ‒ «бегство молодежи от реальной действительности» в алкоголизм, наркоманию, виртуальную компьютерную среду.
Главный акцент в учебном процессе должен переноситься с усвоения определенного количества знаний на воспитание личности, что обеспечит ее гармоничное развитие, творческую деятельность, успешную самореализацию, что будет способствовать ее становлению как носителя высокой личной культуры в целом и культуры речевого общения, в частности.
В современном обществе XXI века отмечается тенденция к трансформации жизненных ориентаций его членов, усилении потребности в социально важных личностных качествах и коммуникативных умениях, которые способствовали бы нравственности и гармонизации поведения в межличностном взаимодействии. Все это обусловлено кардинальными изменениями во всех сферах бытия нашего общества. На повестку дня встал вопрос выяснения психологических возможностей улучшения культуры речевого общения в социуме. В связи с этим приобрела особую актуальность потребность в изучении коммуникативной культуры не только в когнитивной или деятельностной парадигме, а прежде всего в контексте становления личности как носителя культуры.
Были обнаружены следующие противоречия между:
1. В соответствии с действующими нормативно-правовыми документами, в учебных заведениях в учебной деятельности большое внимание уделяется обеспечению защиты общественной морали, созданию условий для реализации права учащихся на информационное пространство, свободное от материалов, представляющих угрозу их физическому и психическому здоровью. Определены приоритетные направления развития образования, в частности: обеспечение полноценного интеллектуального, духовного и физического развития детей и учащейся молодежи, приобщение их к культурной жизни, формирование уважения к правам и свободам человека, семьи, национальным ценностям, формированию сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, собственной безопасности и безопасности окружающих, готовности к самостоятельной жизни в динамичной социокультурной среде, которые подчеркивают важность этой составляющей образовательной системы и возлагают на нее особую ответственность.
2. Обозначенная позиция государства подтверждает его потребность в гражданах гуманных, культурных, образованных, сознательных, разносторонне развитых, преданных своему делу и стране, поэтому формирование культуры речевого общения учащихся выступает важной составляющей реализации общегосударственных задач в социальной сфере.
Исходя из вышеизложенного, проблему исследования мы определили следующим образом: каковы условия обучения культуре речевого общения в средней школе.
Целью данной работы является выявление обучения культуре речевого общения в средней школе.
Объектом исследования является процесс обучения культуре речевого общения в средней школе.
Предметом исследования являются особенности обучения культуре речевого общения учащихся в средней школе.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что:
‒ эффективной формой организации учебной деятельности учащихся средней школы, направленной на обучение культуре речевого общения, является групповая форма, особенно в комплексе с нетрадиционными уроками;
‒ для эффективной организации учебно-познавательной деятельности по обучению культуре речевого общения в средней школе необходимо учитывать способы взаимодействия субъектов учебного процесса.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие культуры речевого общения.
2. Рассмотреть особенности общения и взаимодействия учащихся средней школы.
3. Описать возможности учебной деятельности в обучении культуре речевого общения.
4. Изучить уровень развития культуры речевого общения в средней школе.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по обучению культуре речевого общения в средней школе.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение;
2) эмпирическое: педагогический эксперимент; количественный и качественный метод обработки результатов диагностики.
Научная новизна исследования состоит в обобщении материала относительно о бучения культуре речевого общения в средней школе.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса.
Практическая значимость исследования состоит в выделенных условиях развития культуры речевого общения в средней школе (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №89 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани) и в возможности их реализации в практической деятельности педагогов в процессе обучения культуре речевой деятельности учащихся средней школы.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
В результате написания данной работы была достигнута ее цель – выявлены условия обучения культуре речевого общения подростков в средней школе как сложного личностного образования.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач:
1. Раскрыто понятие культуры речевого общения. Установлено, что культура речевого общения является многоаспектным понятием, в котором синтезированы не только высокая культура общества в целом, но и общая культура индивида, в частности, усвоены правила речевого этикета и образцы речевого поведения. Это важный элемент коммуникативной культуры, предполагающий соблюдение говорящим норм современного литературного языка, совокупность знаний и навыков, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное пользование языком.
2. Рассмотрены особенности общения и взаимодействия учащихся средней школы. Мы пришли к выводу, что решающее значение для становления личности как субъекта общения, усвоения им образцов поведения и социальных ролей, приобретения опыта общения, его культуры отводится именно подростковому возрасту, являющемуся сенситивным к развитию культуры речевого общения. Ситуация школьных учебно-воспитательных воздействий и межличностного взаимодействия позволяет подростку как овладеть навыками культурного поведения и общения, так и способствует становлению и развитию мотивационно-содержательных структур его личности, необходимых для взаимодействия с окружающими. В первую очередь речь идет о развитии у учащихся средней школы таких качеств, которые имеют нравственный смысл и являются основой для выработки умений психологически комфортного и эффективного взаимодействия.
Также анализ литературы по теме исследования позволил сделать выводы, что культура речевого общения подростка ‒ это личностное образование, в котором интегрированы знания общепринятых правил социокультурной среды, эмоционально-ценностное отношение к ним, сформированные коммуникативно значимые качества, что обеспечивает соционормативное умение взаимодействовать с другими людьми и объектами окружающей действительности.
3. Описаны возможности учебной деятельности в обучении культуре речевого общения. Было установлено, что, в соответствии с ФГОС, педагог в учебной деятельности должен обеспечить комплекс условий для формирования у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий, в частности, для обучения школьников культуре речевого общения.
Данная цель в учебной деятельности достигается путем использования различных технологий, средств, методов и приемов организации этой учебной деятельности. Наиболее подходящими предметами, по нашему мнению, являются уроки русского языка, литературы, иностранного языка.
Итак, учебная деятельность подростков, методы и формы ее организации предоставляют широкие возможности в развитии их коммуникативной культуры.
4. Изучен уровень развития культуры речевого общения в средней школе. На констатирующем этапе исследования было установлено, что у испытуемых экспериментальной группы выявлены следующие уровни развития культуры речевого общения: низкий уровень выявлен у 2 испытуемых (10%); средний уровень ‒ у 11 испытуемых (55%); высокий уровень ‒ у 7 испытуемых (35%).
Испытуемые контрольной группы были разделены на следующие группы: с низким уровнем развития культуры речевого общения выявлены 2 испытуемых (10%); со средним уровнем ‒ 10 испытуемых (50%); с высоким уровнем ‒ 8 испытуемых (40%).
Сравнение результатов исследования в экспериментальной и контрольной группах показало, что уровни развития культуры речевого общения учащихся средней школы экспериментальной и контрольной групп практически одинаковы.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по обучению культуре речевого общения в средней школе. Разработаны условия учебной деятельности по формирования коммуникативной культуры. Такими условиями считаем:
‒ использование нетрадиционной формы организации уроков;
‒ применение форм групповой работы как на уроках, так и в процессе подготовки к ним;
‒ учет способов взаимодействия субъектов учебного процесса;
‒ обеспечение активного взаимодействия между участниками учебного процесса.
На контрольном этапе в контрольной группе по результатам исследования динамика выявлена не была. Однако в экспериментальной группе было отмечено повышение уровня развития культуры речевого общения: низкий уровень развития культуры речевого общения подростков не выявлено по сравнению с 2 испытуемыми (10%) на констатирующем этапе исследования; со средним уровнем выявлено 5 подростков (25%) по сравнению с 11 испытуемыми (55%) на констатирующем этапе исследования; с высоким уровнем выявлено 15 подростков (75%) по сравнению с 7 испытуемыми (35%) на констатирующем этапе исследования.
Результаты исследования на констатирующем и контрольном этапах были подтверждены на уровне статистической значимости посредством U-критерия Манна-Уитни.
Проведенное исследование показало эффективность разработанных условий, предполагающих групповую форму работы учащихся на уроках, где ученики учатся строить эффективное взаимодействие как со сверстниками, так и со взрослыми. Методы и средства развития культуры речевого общения должны предполагают включение подростков во взаимодействие, активизацию речевой деятельности и использование соответствующих речевых штампов и клише.
Итак, задачи исследования решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
В данном параграфе мы рассмотрим сущность понятия «культура речевого общения», определим содержательную характеристику данного понятия. Стоит отметить, что оно рассматривается с позиции коммуникативной компетенции, в состав которой входит.
Культура речевого общения реализуется непосредственно в общении, являющимся, в свою очередь, важнейшим фактором формирования личности школьника. С точки зрения психологии это обусловлено тем, что общение способно порождать такие феномены, как обмен информацией, восприятие людьми друг друга, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатия и антипатия и тому подобное. Отечественная психологическая наука имеет давние традиции, по исследованию категории «общение» и выявления ее специфически психологического аспекта. Прежде всего принципиальным является вопрос взаимосвязи общения и деятельности. Основываясь на положениях ученых (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) о единстве общения и деятельности, Н.А. Канаева определяет общение в качестве реальности человеческих отношений, которая предусматривает любые формы общественной деятельности людей [Канаева, 2010, с. 200-201]. Рассматривая общение, Г.М. Андреева склоняется к широкому пониманию связи между общением и деятельностью. В данном контексте ученый предлагает рассматривать общение в двух аспектах: как совместную деятельность и как ее своеобразный дериват [Цит. по: Карушева, 2016, с. 1004-1006]. Иначе говоря, общение выступает и процессом совместной деятельность и ее продуктом [Лемберг, 2014, с. 131-136].
Говоря об общении, Я.В. Лето отмечает, что оно часто отождествляется с таким понятием, как «коммуникация». Наряду с этим коммуникация также может рассматриваться в качестве акта общения. Коммуникация при этом трактуется как более узкое понятие по сравнению с общением. В науке существуют две противоположные точки зрения на соотношение понятий «общение» и «коммуникация».