Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Обучение декоративной аппликации дошкольников с нарушением интеллекта
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ АППЛИКАЦИИ
НОРМОТИПИЧНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 5
1.1 Понятие «аппликация», ее виды и
технические приемы.. 5
1.2 Развитие личности ребенка средствами
аппликации. 10
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛОНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ АППЛИКАЦИИ.. 17
2.1 Создание условий для аппликативной деятельности. 17
2.2 Отбор
форм и методов работы с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта в
аппликативной деятельности. 22
Заключение. 37
Список литературы.. 40
Введение:
Изобразительная деятельность имеет
большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему
характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий
изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного,
для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной
деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое
воздействие на ребенка. Аппликация имеет большое значение для обучения и
воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию
многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и
психологических исследованиях доказывается необходимость занятий
изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в
дошкольном возрасте.
В работах Запорожца А.В., Давыдова
В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе
предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять
существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными
предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно
заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные
способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение
самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать
свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость
занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного
творчества, в том числе и аппликацией, что и определило актуальность данной
работы.
Цель работы – изучить методику
обучения декоративной аппликации дошкольников
с нарушением интеллекта.
Объект
исследования: декоративная аппликация.
Предмет
исследования: методика обучения декоративной аппликации дошкольников
с нарушением интеллекта.
Актуальность, цель,
предмет и объект исследования сформулировали следующие задачи:
1. Изучить теоретические
основы обучения технике аппликации нормотипичных детей дошкольного возраста.
2. Изучить особенности
обучения технике аппликации детей дошкольного возраста с интеллектуальными
отклонениями.
3. Подобрать формы и
методы работы с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта в
аппликативной деятельности.
Методы
исследования: анализ литературы по изучаемой теме,
анализ результатов исследования, интерпретация данных.
Теоретическая и практическая значимость исследований в этой сфере
заключается в том, что понимание формы и методов работы с
детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта в аппликативной
деятельности, изучение их свойств и структуры позволяют повысить
эффективность работы при обучения технике аппликации детей
дошкольного возраста с интеллектуальными отклонениями, а также материалы исследования могут послужить для дальнейшего изучения
данной темы.
Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка литературы.
Заключение:
В начале работы нами была
обоснована необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и
специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией, что
и определило актуальность данной работы.
Целью работы стало изучение методики
обучения декоративной аппликации дошкольников
с нарушением интеллекта.
Объектом исследования:
декоративная аппликация.
Предметом исследования: методика
обучения декоративной аппликации
дошкольников с нарушением интеллекта.
В первой части работы
нами были изучены теоретические основы обучения технике аппликации
нормотипичных детей дошкольного возраста.
понятие «аппликация» включает
способы создания художественных произведений из различных по свойствам и
фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал
имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику
выполнения аппликации. В аппликации употребляются самые различные материалы:
кожа, войлок, сукно, береста, мех, ткань, соломка, бумага
На занятиях дошкольники овладевают
целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание,
вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка). У
них формируется культура труда, совершенствуются и координируются движения рук,
формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится
возможным при систематическом, плановом проведении занятий.
Во второй части работы нами были изучены особенности обучения
технике аппликации детей дошкольного возраста с интеллектуальными отклонениями,
а также подобраны формы и методы работы с детьми дошкольного возраста с
нарушением интеллекта в аппликативной деятельности.
Наличие
познавательного интереса и познавательной активности способствует повышению
активности дошкольников на занятиях и самостоятельности при выполнении поставленных
воспитателем заданием.
Успех обучения
дошкольников с нарушением интеллекта во многом может зависеть от корректности
выбора сущности детских работ, методики, последовательности процесса обучения,
учета возрастных особенностей детей и т.д. При знакомстве детей четырех — пяти
лет с приемами выполнения аппликации обращается
внимание на красоту окружающей природы, на разнообразие форм, величин и
цветовой гаммы.
Чаще всего школьники с
интеллектуальной недостаточностью не понимают назначения предметов, которые
надо изобразить на листе бумаги. Это непонимание подтверждается неадекватными
действиями с предметами изобразительной деятельности (кисточками, красками,
баночкой для воды) и игрушками. Также они плохо понимают роль плоскостного
изображения того или иного предмета (рисунки и аппликации). Для развития
понимания таких рисунков, учеников вначале учат обыгрывать предметы (игрушки),
на втором этапе переходят к обыгрыванию самих изображений. Все это способствует
обучению детей применять полученные знания в практических действиях.
Использование
разнообразных методов и приемов могут помочь в осуществлении аппликативной
деятельности в целях формирования познавательной деятельности у дошкольников с
нарушением интеллекта. Самое главное, что в подобного рода творческой атмосфере
ребенок может развиваться гораздо быстрее и полноценнее, поскольку ребенок
чувствует, что способности его могут востребованы, то есть, он нужен
коллективу. Таким образом, можно
утверждать, что цель работы достигнута через выполнение поставленных задач:
1. Изучены теоретические
основы обучения технике аппликации нормотипичных детей дошкольного возраста.
2. Изучены особенности
обучения технике аппликации детей дошкольного возраста с интеллектуальными
отклонениями.
3. Подобраны формы и методы работы с детьми дошкольного
возраста с нарушением интеллекта в аппликативной деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ АППЛИКАЦИИ НОРМОТИПИЧНЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «аппликация»,
ее виды и технические приемы Основными признаками аппликации
являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность
цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен [3, c.224].
Аппликация может быть предметной,
состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица,
дом, человек и т.д.); сюжетной, отображающей совокупность действий, событий
(«Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); декоративной,
включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы [4, c.208].
Аппликация является одним из
древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым
и поныне у многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим
временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных. Разные
народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы,
например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто —
желтой корой степного кустарника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте
игру светотени и объема [7, c.126].
Многие столетия аппликация находит
широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии,
Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена
рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков — гербов. Гербы
должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки
аппликацией [8, c.250].
На смену аппликации из ткани пришла аппликация из
бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом
аппликации