Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Общее представление о возрасте и периодизации психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Понятие и особенности возрастного развития 4
2. Стадиальность в развитии высших психических функций 8
3. Периодизация жизненного цикла 9
Заключение 11
Список литературы 13
Введение:
Особенности и закономерности психического и личностного развития ребенка исследуются в рамках научной психологии достаточно давно. В настоящее время исследователи предлагают различные концепции возрастного психологического развития. При этом многие представители научной психологии сходятся в том, что процесс развития является стадиальным. Говоря иначе, в ходе развития человека могут быть выделены определенные этапы, которые протекают в соответствии с конкретными закономерностями.
Автором одной из наиболее разработанных концепций возрастного развития является Л.С. Выготский. В своей концепции он выделяет несколько ступеней психологического развития человека в течение жизни. Для разграничения стадий он предлагает комплекс критериев: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования возраста. Для каждой из стадий развития эти критерии являются уникальными.
Научные взгляды Л.С. Выготского и в настоящее время не утратили своей актуальности. На представления исследователя о стадиальности психического развития опираются другие представители научной психологии, а также педагоги и психологи-практики.
Цель исследования: изучить понимание Л.С. Выготским стадиальности развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать общее понимание возрастного развития;
2. Рассмотреть особенности психологического развития человека в соответствии с концепцией Л.С. Выготского.
Заключение:
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Вопрос возрастного развития интересовал очень многих ученых в области психологии. Это связано с многими аспектами: и формированием полноценных представлений о человеке. Также на основании закономерностей периодизации происходит разработка основных форм и оснований развивающей деятельности и форм обучения в каждом возрастном периоде.
Основания для выделения этапов возрастного развития выбираются самые разные: от особенностей психосексуального развития до ведущих видов деятельности. При этом следует отметить, что большей объективностью обладают те теории, в которых в качестве основания для разграничения этапов развития берутся несколько параметров, нежели те, где в основание дифференциации положен один параметр.
Стадиальность развития следует считать одним из основных понятий, на котором строится концепция о психическом развитии Л.С. Выготского. Относительно к психическому развитию детей и подростков критические периоды, называемые кризисами, были наиболее полно проанализированы Л.С. Выготским. Он выделял несколько, основными из них можно считать кризисы одного года, 3, 7 и 13 лет. Первый отделяет младенчество от раннего детства, второй обеспечивает переход к дошкольному детству, третий является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом, последний представляет собой перелом в развитии при переходе к пубертату. Указанные Л.С. Выготским сроки протекания кризисов, по-видимому, в настоящее время могут быть оспорены, хотя бы уже по причине эпохальной акселерации/децелерации развития. Однако содержание и последовательность выделенных кризисов, безусловно, сохраняются, поскольку отражают нормативные закономерности психического развития.
Основными критериями, по которым выделяются и разграничиваются стадии развития личности выступаю следующие: социальная ситуация развития, новообразования, ведущий вид деятельности. В концепции Л.С.Выготского выделяются два типа стадий развития в онтогенезе: нормативные, спокойные и кризисные. Нормативные стадии протекают спокойно, достаточно длительно, формирование новообразований происходит постепенно, внешне незаметно для окружающих. Кризисные периоды достаточно непродолжительные, при этом течение их достаточно бурное. Формирование новообразований в данные периоды происходит бурно, с достаточно болезненным сломом ранее функционирующих конструктов. Однако возникающие в кризисные периоды новообразования являются достаточно нестойкими, они постепенно замещаются другими новообразованиями в спокойные периоды. Тем не менее значение кризисных периодов достаточно велико: они выполняют роль некоего переходного периода.
Концепция Л.С. Выготского весьма актуальна в современной науке. Понимание закономерностей перехода между стадиями, особенностей ведущей деятельности, социальной ситуации развития позволяет педагогам, психологам максимально эффективно выстраивать деятельность с теми или иными субъектами. Важную роль представление о стадиальности играет в работе в лицами с ОВЗ. Развитие детей с ОВЗ протекает по тем же закономерностям, что и детей с нормативным развитием, хотя зачастую темп этого развития существенно снижен. Однако понимание того, на какой стадии психического развития и формирования психических процессов (несмотря на реальный возраст) находится индивид становится отправной точкой для конструирования маршрута его развития.
Таким образом, концепция стадиальности развития Л.С. Выготского имеет большое значение в становлении и развитии детской и возрастной психологии, педагогики, дефектологии и специальной психологии и др.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие и особенности возрастного развития
Культурно-историческая теория развития, разработчиком которой является Лев Семенович Выготский, дифференцирует жизненный цикл человека на стабильные периоды развития, которые сменяются кризисами. Кризисы рассматриваются как переход от одной стадии развития к другой. Причиной кризиса является внешний или внутренний конфликт, обусловленный новыми сложившимися качествами и невозможностью в данных условиях реализовать их . Следствие – возникновение новых навыков, которых не было в предыдущем периоде. Каждый этап жизни начинается с кризиса, после чего следует период стабильного развития и освоение этих навыков.
Возрастное развитие, в особенности детское, – сложный процесс, который по причине наличия специфических характеристик становится источником преобразования всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие – это, в первую очередь, развитие нового. Для стадий развития является типичным возникновение различных возрастных новообразований, которые можно понимать как качества или характеристики, которые до этого не функционировали в готовом виде. Однако данные новообразования не возникают просто так, их развитие закономерно обусловлено спецификой предыдущей стадии развития .
Источником развития выступает социальная среда. Каждая ступень в развитии ребенка становится источником преобразований в особенностях воздействия среды: среда практически полностью изменяется, когда ребенок переходит от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С. Выготский сформулировал определение «социальная ситуация развития» – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, внутри которого протекают процессы становления и формирования его личности, и задает те специфические параметры развития, результатом которых становится появление возрастных новообразований.
Социальная ситуация развития преобразуется в самом начале возрастного периода. К концу очередной стадии развития формируются новообразования, среди которых специфический статус отводится центральному новообразованию, обладающему максимальной важностью для развития на следующей стадии.