Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Детская психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Общее представление о возрасте и периодизации психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Понятие и особенности возрастного развития 4

2. Стадиальность в развитии высших психических функций 8

3. Периодизация жизненного цикла 9

Заключение 11

Список литературы 13

  

Введение:

 

Особенности и закономерности психического и личностного развития ребенка исследуются в рамках научной психологии достаточно давно. В настоящее время исследователи предлагают различные концепции возрастного психологического развития. При этом многие представители научной психологии сходятся в том, что процесс развития является стадиальным. Говоря иначе, в ходе развития человека могут быть выделены определенные этапы, которые протекают в соответствии с конкретными закономерностями.

Автором одной из наиболее разработанных концепций возрастного развития является Л.С. Выготский. В своей концепции он выделяет несколько ступеней психологического развития человека в течение жизни. Для разграничения стадий он предлагает комплекс критериев: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования возраста. Для каждой из стадий развития эти критерии являются уникальными.

Научные взгляды Л.С. Выготского и в настоящее время не утратили своей актуальности. На представления исследователя о стадиальности психического развития опираются другие представители научной психологии, а также педагоги и психологи-практики.

Цель исследования: изучить понимание Л.С. Выготским стадиальности развития.

Задачи исследования:

1. Проанализировать общее понимание возрастного развития;

2. Рассмотреть особенности психологического развития человека в соответствии с концепцией Л.С. Выготского. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Вопрос возрастного развития интересовал очень многих ученых в области психологии. Это связано с многими аспектами: и формированием полноценных представлений о человеке. Также на основании закономерностей периодизации происходит разработка основных форм и оснований развивающей деятельности и форм обучения в каждом возрастном периоде.

Основания для выделения этапов возрастного развития выбираются самые разные: от особенностей психосексуального развития до ведущих видов деятельности. При этом следует отметить, что большей объективностью обладают те теории, в которых в качестве основания для разграничения этапов развития берутся несколько параметров, нежели те, где в основание дифференциации положен один параметр.

Стадиальность развития следует считать одним из основных понятий, на котором строится концепция о психическом развитии Л.С. Выготского. Относительно к психическому развитию детей и подростков критические периоды, называемые кризисами, были наиболее полно проанализированы Л.С. Выготским. Он выделял несколько, основными из них можно считать кризисы одного года, 3, 7 и 13 лет. Первый отделяет младенчество от раннего детства, второй обеспечивает переход к дошкольному детству, третий является соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом, последний представляет собой перелом в развитии при переходе к пубертату. Указанные Л.С. Выготским сроки протекания кризисов, по-видимому, в настоящее время могут быть оспорены, хотя бы уже по причине эпохальной акселерации/децелерации развития. Однако содержание и последовательность выделенных кризисов, безусловно, сохраняются, поскольку отражают нормативные закономерности психического развития.

Основными критериями, по которым выделяются и разграничиваются стадии развития личности выступаю следующие: социальная ситуация развития, новообразования, ведущий вид деятельности. В концепции Л.С.Выготского выделяются два типа стадий развития в онтогенезе: нормативные, спокойные и кризисные. Нормативные стадии протекают спокойно, достаточно длительно, формирование новообразований происходит постепенно, внешне незаметно для окружающих. Кризисные периоды достаточно непродолжительные, при этом течение их достаточно бурное. Формирование новообразований в данные периоды происходит бурно, с достаточно болезненным сломом ранее функционирующих конструктов. Однако возникающие в кризисные периоды новообразования являются достаточно нестойкими, они постепенно замещаются другими новообразованиями в спокойные периоды. Тем не менее значение кризисных периодов достаточно велико: они выполняют роль некоего переходного периода.

Концепция Л.С. Выготского весьма актуальна в современной науке. Понимание закономерностей перехода между стадиями, особенностей ведущей деятельности, социальной ситуации развития позволяет педагогам, психологам максимально эффективно выстраивать деятельность с теми или иными субъектами. Важную роль представление о стадиальности играет в работе в лицами с ОВЗ. Развитие детей с ОВЗ протекает по тем же закономерностям, что и детей с нормативным развитием, хотя зачастую темп этого развития существенно снижен. Однако понимание того, на какой стадии психического развития и формирования психических процессов (несмотря на реальный возраст) находится индивид становится отправной точкой для конструирования маршрута его развития.

Таким образом, концепция стадиальности развития Л.С. Выготского имеет большое значение в становлении и развитии детской и возрастной психологии, педагогики, дефектологии и специальной психологии и др.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Понятие и особенности возрастного развития

Культурно-историческая теория развития, разработчиком которой является Лев Семенович Выготский, дифференцирует жизненный цикл человека на стабильные периоды развития, которые сменяются кризисами. Кризисы рассматриваются как переход от одной стадии развития к другой. Причиной кризиса является внешний или внутренний конфликт, обусловленный новыми сложившимися качествами и невозможностью в данных условиях реализовать их . Следствие – возникновение новых навыков, которых не было в предыдущем периоде. Каждый этап жизни начинается с кризиса, после чего следует период стабильного развития и освоение этих навыков.

Возрастное развитие, в особенности детское, – сложный процесс, который по причине наличия специфических характеристик становится источником преобразования всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие – это, в первую очередь, развитие нового. Для стадий развития является типичным возникновение различных возрастных новообразований, которые можно понимать как качества или характеристики, которые до этого не функционировали в готовом виде. Однако данные новообразования не возникают просто так, их развитие закономерно обусловлено спецификой предыдущей стадии развития .

Источником развития выступает социальная среда. Каждая ступень в развитии ребенка становится источником преобразований в особенностях воздействия среды: среда практически полностью изменяется, когда ребенок переходит от одной возрастной ситуации к следующей. Л.С. Выготский сформулировал определение «социальная ситуация развития» – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением, внутри которого протекают процессы становления и формирования его личности, и задает те специфические параметры развития, результатом которых становится появление возрастных новообразований.

Социальная ситуация развития преобразуется в самом начале возрастного периода. К концу очередной стадии развития формируются новообразования, среди которых специфический статус отводится центральному новообразованию, обладающему максимальной важностью для развития на следующей стадии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы