Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Образование как объект правового регулирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы развития образования как объекта правового регулирования. 5
1.1. Международный уровень правового регулирования
образования. 5
1.2. Российский уровень правового регулирования
образования. 9
Глава 2. Анализ правоотношений в сфере образования. 16
2.1. Основания возникновения правоотношений в
сфере образования. 16
2.2. Система правоотношений в сфере образования. 20
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования
правового регулирования образования 25
Заключение. 30
Список использованной литературы.. 33
Введение:
Актуальность темы аттестационной
работы. В последние годы особенный интерес исследователей вызывает проблема
правового регулирования сферы образования, объединяющей многогранные по своей
природе отношения. В системе образования возникают и функционируют общественные
отношения, представляющие собой формы социального взаимодействия, регулируемые
нормами разных отраслей права.
Следует подчеркнуть, что
изменения, происходящие на современном этапе развития образования по своему
объему и характеру настолько существенны, что требуют не частных поправок в
соответствующее законодательство, а системного обновления всего механизма правового
регулирования отношений в этой сфере.
Вместе с тем,
формирование целостного механизма правового регулирования в сфере образования в
значительной степени зависит от понимания образовательных отношений, их
взаимосвязи с иными правоотношениями, возникающими в этой сфере. Существенное
влияние на вопросы правового регулирования отношений в сфере образования
оказывает состояние государственной политики в области образования,
охватывающей комплекс мер, предпринимаемых государством, его органами и другими
субъектами политического действия в отношении образования как социального
института. Эти вопросы требуют тщательного изучения и научного обоснования.
Данные обстоятельства определили выбор темы аттестационной работы.
Объектом исследования в аттестационной работе являются общественные
отношения, возникающие в процессе развития образования как объекта правового
регулирования.
Предметом исследования в аттестационной работе выступает законодательство,
регулирующее сферу образования.
Целью аттестационной работы является
исследование и анализ образования
как объекта правового регулирования.
Для достижения
поставленной цели необходимо решение следующих основных задач аттестационной работы:
— раскрыть международный
уровень правового регулирования образования;
— изучить российский
уровень правового регулирования образования;
— рассмотреть основания
возникновения правоотношений в сфере образования;
— проанализировать систему правоотношений в сфере образования; Методология и методы аттестационной работы. При исследовании образования
как объекта правового регулирования использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и
дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (системный, функциональный,
сравнительный) методов познания.
Теоретическая и
практическая значимость результатов аттестационной работы заключается в том, что его выводы
характеризуют сегодняшнее положение и проблемы в сфере образования
как объекта правового регулирования, а также способы их решения.
Новизна аттестационной работы заключается в том, что сделанные выводы
могут быть использованы для дальнейшего совершенствования правового
регулирования сферы образования.
Аттестационная
работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной
литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в
рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные
теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Рссмотрев международно-правовые акты в области образования,
отметим: государства должны сделать начальное образование обязательным и
бесплатным, среднее образование в его различных формах — общественным
достоянием, обеспечивающим его доступность, высшее образование -доступным для
всех на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого.
Конвенция требует обеспечить во всех государственных учебных заведениях равной
ступени одинаковый уровень образования и равные условия в отношении качества
обучения, что особенно важно на современном этапе развития цивилизации.
Образование
должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению
уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно
содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами,
расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности
Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. Родители имеют право
приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
2. Сегодня развитие законодательной базы в области образования
невозможно без формирования основных положений государственной национальной
образовательной политики Российской Федерации. Реализация конституционного
принципа приоритета личных прав и интересов граждан становится не только целью,
но и служит критерием эффективности системы образования.
Конституция
РФ закладывает основу правового регулирования в образовании, а нормы
федеральных законов Российской Федерации призваны дополнить и уточнить
конституционные положения.
3. С учетом специфики совмещения гражданско-правовых и
административных начал в образовательных отношениях, и несомненного
преобладания воли сторон обязательств, считаем необходимым внесение изменений в
ст. 53 ФЗ «Об образовании» таким образом, чтоб учитывалась воля получателя
образовательных услуг, не исключалась добровольность таких отношений.
Ввиду
сказанного, предлагаем ст. 53 ФЗ «Об образовании» изложить следующим образом:
«1.
Основанием возникновения образовательных отношений является договор об оказании
образовательных услуг. По результатам обобщения заключенных организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, договоров на оказание
образовательных услуг, издается распорядительный акт о приеме на обучение.
2.
Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об
образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей
образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты,
указанной в договоре об образовании».
4. Следовательно, законодательство об
образовании направлено на урегулирование не простой механической совокупности
правоотношений в сфере образования, а системы взаимосвязанных друг с другом
общественных отношений, возникающих между участниками образовательных
отношений, обусловленных образовательной политикой государства, главной целью
которой является реализация конституционного права на образование.
5. Были определены варианты эффективной
систематизации в области образовательного законодательства. Среди них были
обозначено несколько путей:
«Первый путь — принятие кодекса об образовании
Российской Федерации, который позволил бы аккумулировать и интегрировать все
положительное в существующем законодательстве и стал бы единым, авторитетным и
эффективно действующим образовательным законом прямого действия на территории
всего государства.
Второй путь — последовательное увеличение
массива законодательных актов посредством разработки и принятия федеральных
законов в определенной последовательности, с учетом реальных требований
современности, но имея конечной целью также разработку кодекса об образовании
на основе уже достаточно полно разработанной законодательной базы в области
образования.
Третий — разработка федеральных законов по мере
возникновения и «смягчения» «острых» ситуаций в системе образования, разрешение
которых можно осуществить только законом».
Таким образом, анализ действующего
законодательства и практики его применения показал наличие пробелов и коллизий
правового регулирования права на образование, которые в значительной степени
затрудняют его реализацию. Гарантированное Конституцией Российской Федерации
право на общедоступное и бесплатное образование в настоящее время фактически не
обеспечивается действующими правовыми нормами Закона об образовании.
Представляется, что совершенствование правового регулирования права на
образование возможно путем модернизации действующего Закона об образовании.
Так, необходимо урегулировать целесообразность и исключительные основания
применения дистанционной формы обучения, закрепить обеспечение финансовой
поддержки семейного образования из федерального бюджета. Также в целях
обеспечения гарантированности права на получение основного общего образования,
считаем необходимым урегулировать обязательность его получения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
развития образования как объекта
правового регулирования
1.1. Международный уровень правового
регулирования образования Организация
Объединенных Наций в настоящее время разрабатывает и принимает международные
конвенции и рекомендации в области образования.
Другими
документами, регулирующими деятельность государств по развитию образования,
являются следующие акты, принятые в ХХ веке:
—
в 1998
году на конференции в Париже была принята Всемирная декларация о высшем
образовании в XXI веке;
—
в 1966
году — Рекомендация о положении учителей;
—
в 1974
году — Рекомендация о статусе научных работников;
—
в 1960
году — Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования и т. д.
В
частности, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования обязывает
государства-члены разрабатывать, разрабатывать и осуществлять национальную
политику, которая использует методы, соответствующие национальным условиям и
обычаям, для достижения равных образовательных возможностей.
Меморандум
о сотрудничестве между Российской Федерацией и ЮНЕСКО, подписанный в 1993 году
правительством нашей страны, символизировал окончательный переход российского
образования на цивилизационный путь развития после создания нового государства.
В Меморандуме Россия подтвердила «свою приверженность идеалам сотрудничества
народов в области образования, науки, культуры и информации в интересах
обеспечения всеобщего уважения справедливости, верховенства закона, прав
человека и основных свобод». Конвенция о признании квалификаций, относящихся к
высшему образованию в Европейском регионе, принятая в мае 1997 года в Лиссабоне
(Лиссабонская конвенция о признании), дала мощный импульс европейской
интеграции в образовании. Важно отметить, что на этом этапе общеевропейского
нормотворчества в сфере образования российская сторона впервые приняла активное
участие. Лиссабонская конвенция о признании, основанная на Основополагающих
принципах Великой хартии европейских университетов, расширила их права на
признание иностранных дипломов / квалификаций, ранее в большинстве стран
являвшихся исключительной компетенцией центральных правительств, создала
механизмы и принципы признания документов об образовании, соответствующих
современным требованиям. Лиссабонская конвенция заменила предыдущие конвенции по этому аспекту международного сотрудничества
из-за их устаревания. Новая конвенция, в частности, способствовала внедрению
таких новаторских принципов, как: «значительные различия в образовании»,
безусловное право заявителя на апелляцию в случаях непризнания, обязательство
компетентных органов организаций аргументировать и доказывать обоснованность
решения о признании. Особо отметим первый из них[1].
Принцип
«значительных различий» в образовании трактуется Конвенцией как наличие разницы
до 1 года в школьном образовании (для поступающих в университеты) и 1 года в
продолжительности образовательной программы для обладателя первого диплом
высшего образования, поступающий на программу следующего уровня. Новаторство
Лиссабонской конвенции также проявляется в том, что в ней фактически
отвергается такое понятие, как «нострификация» и «эквивалентность», заменяя их
единым термином «признание».
Это
является результатом перехода к совершенно другим, чем прежде, принципам и
практике оценки образовательных документов, основанным не на выявлении близости
— различий в списках дисциплин (содержании) сравниваемых образовательных
программ, а на сравнении всей совокупности знаний заявителя с точки зрения
возможности освоить программу последующего цикла — уровня на основе
предшествующего образования. Беспрецедентным достижением Конвенции является
создание постоянного международного форума в области образования,
представленного сетью ENIC, секретариат которого поручен Генеральному секретарю Совета
Европы и Генеральному директору ЮНЕСКО. Лиссабонская конвенция о признании
является живым международно-правовым документом, получившим значительное
развитие в последние годы в форме дополняющих ее документов. Далее представляем
новые официальные документы, разрабатывающие Лиссабонскую конвенцию.
К
ним относятся рекомендации и рекомендации по различным аспектам признания,
Кодекс профессиональной практики в области обеспечения транснационального
образования и Совместный статут ENIC / NARIC. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему
образованию в Европейском регионе, заложила основы для взаимодействия между
ранее разделенными частями Европы с использованием новых механизмов его
реализации, аналогов которых не было создано в других областях международной
деятельности, а также создала новый дух европейского сотрудничества в сфере
образования.
Конвенция
стала международно-правовым документом, впервые «объединив» все национальные
системы образования в европейском регионе путем сравнения их базовых уровней[2]. [1] Артамавичюс В.Л. Правовые акты
международного и российского законодательства в области образования // Лучшая
научно-инновационная работа 2020. — 2020. — С. 45-54. [2] Болдырева Е.В. Проблемные аспекты
международно-правового регулирования сферы образования // Ежегодник российского
образовательного законодательства. — 2020. Т. 15. — № 20. — С. 4-18.