Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Православная педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Образ Законоучителя на примере св. прв. Иоанна Кронштадтского и сщмч. Фаддея Успенского

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ИСТОРИОГРАФИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА ЗАКОНОУЧИТЕЛЯ.. 6

1.1. Историография изучения
образовательно-просветительской деятельности  6

1.2. Роль законоучителя в религиозном
образовании и воспитании детей. 7

ГЛАВА 2.
ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ЗАКОНОУЧИТЕЛЯ НА ПРИМЕРЕ СВ. ПРВ. ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО И СЩМЧ.
ФАДДЕЯ УСПЕНСКОГО.. 9

2.1. Образовательно-просветительская
деятельность св. прв. Иоанна Кронштадтского и сщмч. Фаддея Успенского. 9

2.2. Образы св. прв. Иоанна
Кронштадтского и сщмч. Фаддея Успенского. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 16

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. Выводы о несостоятельности Закона Божия и
законоучителей, суждения о полной утрате их положительного воспитательного
влияния на сознание детей, прозвучавшие сначала в советской историографии, а
затем повторённые в ряде статей современных исследователей, сегодня уже не
подтверждаются фактами.

Известный художник И.Д.
Спасский, вспоминая о времени обучения в самарской гимназии в 1914 г., писал о
преподавателе Закона Божия как о человеке, по его выражению, тупом и
ограниченном. Говорилось о том, что законоучитель авторитарно заставлять учить
наизусть жития святых, слово в слово.

По Закону Божьему часто
ученики имели тройку в аттестате зрелости, поскольку нельзя было назвать
чьи-либо знания совершенными, а законоучитель требовал именно этою.

Художник И.Д. Спасский передал
свои личные ощущения и детские обиды, связанные с преподаванием Закона Божия,
формальным простаиванием на службе, которые не прибавляли в нем благоговения
при соприкосновении со Священной историей.

Архимандрит Сергий
(Савельев) (1899–1977) признавался в своих воспоминаниях, что он и его товарищи
«мучились от скуки на уроках Закона Божьего» в реальном училище. Он писал:
«Надо же умудриться так преподавать Закон Божий, закон Любви, что у учеников
пропадало всякое желание его изучать. Мы зубрили тексты Священного Писания по
таким бездушным учебникам, как катехизис митрополита Филарета (Дроздова), и в
то же время знали, что священник, преподававший этот катехизис, взял последнюю
овцу в бедной семье за исполнение какой-то требы. И если я, живя восемь месяцев
в году вне семьи, среди чужих людей, все-таки сохранил веру, то этим я обязан
прежде всего своим незабвенным родителям». Никогда не сомневавшийся в
божественном начале жизни и в духовных основах её, архимандрит Сергий считал,
что церковная действительность была полна искажениями и отступлениями от
евангельских истин и сама Церковь нередко отвращала людей от Христа. Но
сохранив веру, он, по собственному признанию, «не понимал тогда, что
законоучитель и подобные ему являлись всего лишь негодными участниками негодной
церковной организации, управлявшейся «законниками», которые, имея «ключ
разумения» для открытия людям двери вечного спасения, не только не стремились
сами войти в нее, но и желающим войти препятствовали (Лк. XI, 5)» [4].

Любопытно, что образ
законоучителя имел очень негативную коннотацию, что было связано с прецедентным
обращением с учениками ввиду непонимания того, как нужно учить, как совладать с
группами, которая едва ли хочет внимать Закон Божий.

Можно сказать, что такое
состояние отношений связано с тем, что у законоучителей не имелось твердой
методической основы. Они просто не знали, как им передать всю ту глубину
знаний, которой они сами обладают. И только через время в семинариях стали
проводить отдельные педагогические дисциплины, чтобы избежать негатива в
сторону того, кто может дать ценные знания Закона Божьего.

Современниками
признавалось, что законоучителю необходима подготовка богословская, общегуманитарная
и педагогическая. Особенно необходимым и важным для законоучителя было владение
психолого-педагогическими навыками и умениями. Но его главным качеством
считалась церковность, которую он и призван был вносить в уроки Закона Божия, а
также передавать детям дух евангельского учения, христианской нравственности.
Поэтому к безусловным требованиям к учащему относили глубокую веру и
методическую подготовленность. А главный результат изучения Закона Божия
виделся в том, чтобы учащийся осознал необходимость и направление изменения
самого себя – по Христу и ко Христу. Вероучение и нравоучение – неразделимы. В
этом сжато состоит весь смысл религиозного обучения.

Среди прочих
законоучителей очень интересна деятельность Иоанна Кронштадского и Фаддея
Успенского. Обзор источников дает основание говорить о том, что их образ
отличался от общепринятого образа законоучителя, то есть, не имел такой
негативной коннотации. Отсюда возникает проблема
исследования, состоящая в противоречии общепринятого образа земского учителя
и феномене благожелательного законоучительства Иоанна Кронштадского и Фаддея
Успенского.

Цель
исследования – определить образ законоучителя через
призму деятельности Иоанна Кронштадского и Фаддея Успенского.

Исходя из поставленной
цели необходимо решит следующие задачи:

— изучить историографию
проблемы образовательно-просветительской деятельности;

— рассмотреть роль
законоучителя в религиозном образовании и воспитании детей;

— проанализировать
образовательно-просветительскую деятельность св. прв. Иоанна Кронштадтского и
сщмч. Фаддея Успенского;

— выявить образы св. прв.
Иоанна Кронштадтского и сщмч. Фаддея Успенского.

Практическая
значимость исследования состоит в возможности использования
его при преподавании богословских дисциплин в процессе изучения соответствующих
тем.

Структура
работы состоит из введения, основной части, заключения,
списка использованной литературы и источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Ранее в школе священник,
который являлся законоучителем, считался по праву первым руководящим лицом в
религиозно-нравственном воспитании учащихся.

Суть в том, что преподавание
Закона Божия имело огромное очень сильное влияние на целое поколение детей.

Основным качество
законоучителя можно считать следующие:

— религиозность;

— честность;

— любовь;

— выдержка;

— справедливость;

 — аккуратность.

Святые отцы-законоучители
Иоанн Кронштадтский и Фаддей Успенский считали, что прививание любви к Богу
через Жития святых, через чтение Евангелия у учеников – это самое важное в
процессе преподавании Закона Божия. Любопытно, что Иоанна на данную
мировоззренческую позицию с подвиг личный выбор.

Архиепископ Фаддей, в
свою очередь, подчеркивал в своих работах то, что задача учителя не является
прикладной и не должна развивать исключительно прикладные навыки, такие как
чтение, письмо. По сути, это лишь маленький кирпичик – фундамент к большему
осознанию мира и пониманию взаимосвязей в нем.

Необходимо не только
учить, но и воспитывать детей. Детские сердца то же, что земля, принимающая
семена. Учитель исполнит свое призвание и достигнет успеха только в том случае,
если он внушит детям сознание не одного лишь человеческого достоинства, но и
христианского, приведет детей ко Христу.

Умственное просвещение
приносит пользу только тогда, когда оно достигает самых сокровенных движений
души. Только христианское воспитание соединяет в себе все то, к чему стремятся
педагоги. Это положение он подтверждает мыслями великого педагога К.Д.
Ушинского, который, в свою очередь, писал о том, что вся отечественная
педагогика выросла на христианской почве.

Говоря об образах
законоучительства обоих святых следует отметить то, что им, по большей мере,
отводилось самое большое значение в жизни обоих.

В то время, которое не
отличалось стабильностью в образовании, когда законоучители как феномен еще не
были до конца поняты обществом и зачастую даже отрицались, Иоанн Кронштадтский
и Фаддей Успенский смогли расположить к себе не только своих учеников, но и все
интересующееся общество.

Своей добротой, теплом,
расположенностью духа и желанием нести свет они доказали, что законоучитель –
это Педагог с большой буквы. примечательно, что и Иоанн Кронштадтский, и
Августин Успенский являлись очень душевными педагогами, причем, мы делаем
предположение о том, что Августин выступает в педагогическом контексте как
великолепный методист, имеющий собственные разработки, тогда как у Иоанна
особенную ценность приобретает его дар передавать знания на лекционных
занятиях.

Образ законоучителя,
представляемый через призму образовательно-просветительской деятельности Иоанна
Кронштадтского и Фаддея Успенского, возвышает эту стезю, положение которой было
весьма шатким. Они сумели своим трудом, напористостью, также духовностью и
расположенностью окружить себя желающими узнавать новое людьми, а также людьми,
которые прислушиваются на пути к Богу.

Таким образом, задачи
работы решены. Цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА ЗАКОНОУЧИТЕЛЯ

1.1. Историография изучения образовательно-просветительской
деятельности

Отношение к
законоучительству сложилось весьма противоречивым образом ввиду предвзятости к
вопросу советского периода. В частности, на противоречивость проблемы в
дореволюционном религиозном образовании указал казанский исследователь А.В.
Ермошин. Он полагал, что Закон Божий не являлся действительно главным предметом
в школе, которая в то время сильно пропитывалась духом неверия и нигилизма [8].

Соответственно,
талантливый законоучитель не всегда мог «раскрыться» в полной мере и часто мог понести
наказание за так называемое «реформаторство».

В особенности интересны работы
О.В. Фидченко, в которых подробно исследован вопрос о деятельности
законоучителей. По мнению исследователя, их труд как направление народного
образования был самоотверженным и зачастую не оплачивался. По её данным, в 1907
г. в России оплачиваемо работало только 7374 законоучителя, тогда как 19400 человек
не получали оплаты за труд. Соответственно, 72,5 % преподавателей Закона Божия работали
бесплатно [1, с. 79].

Отсюда можно сказать, что
материальное вознаграждение не являлось главным в мотивации труда
законоучителей.

Используя многочисленные
архивные свидетельства о полезной законоучительской деятельности священников,
О.В. Фидченко приводит факты истинно христианского духовного единения между
законоучителем и его учащимися. Одно то, что оценка по Закону Божию в
аттестатах светских учебных заведений стояла на первом месте, говорит о важном
идеологическом значении этого предмета в системе российского образования рубежа
XIX-XX вв. [1, с. 81].

Кроме того, О.В. Фидченко
подчеркнула то, что законоучительство хорошо влияло на развитие морально-нравственных
качеств учащихся: развивались разнообразные формы сотрудничества светской и
духовной власти в ракурсе воспитания учащихся [15, с. 117].

Протоиерей Глеб Каледа
аналогично писал, что в дореволюционной России «было много прекрасных
приходских школ, прекрасных преподавателей Закона Божия. Опыт их, конечно, надо
изучать» [10, с. 29].

К источникам, которые
освещают историографический аспект законоучительства, можно отнести:

— законоположения, указы,
инструкции и методические материалы, изданные к исполнению высшими правительственными
органами, Министерством народного просвещения, Св. Синодом и его комитетами;

— методические материалы
и пособия, статьи видных законоучителей, авторов учебников и методистов;

— материалы Всероссийских
учительских и законоучительских съездов;

— информационно-аналитические
публикации в периодической печати;

— публицистические
статьи, сообщения и заметки из общественно-политических, литературных и
церковных журналов и газет;

— воспоминания –
документальные, автобиографические и литературные;

— отдельные произведения
художественной литературы, в которых приводятся ярко написанные портретные
характеристики законоучителей, лишь отчасти соответствовавшие действительности.

Разработка таких
источников может позволить определить исторический образ законоучителя, ранее
являвшегося влиятельной фигурой в деле религиозного образования, которое в
советские годы полностью ушло.

Кроме того, рассмотрение
наиболее ключевых, на наш взгляд, трудов о законоучительстве позволяют понять
динамику образа в ретроспективе.

Стало ясно, что
законоучитель был альтруистом, цель его была в воспитании поколения на духовных
началах. Однако, в советский период ситуация изменилась под гнетом
государственной машины. В настоящее же время снова подчеркивается интерес к духовности.

1.2. Роль законоучителя в религиозном образовании и
воспитании детей

Безусловное право и
обязанность преподавания Закона Божия, в соответствии с канонами и
законодательством, принадлежало исключительно священнослужителям и лицам, которые
закончили духовные школы (не ниже семинарии).

Законоучитель, кроме
преподавания, руководил также молитвой учеников, чтением ими Священного Писания
и религиозных книг, и, в том числе, наставлял учеников в соблюдении правил
Церкви [1].

Примечательно, что в преподавании
Закона Божия имелись и отрицательные факты, например, формализм и халатность законоучителей.
Но, в основном, в воспоминаниях передается положительный образ ответственного и
одухотворенного законоучителя, который любит свое дело.

Например, одна из учениц
писала: «…Батюшка умел отлично ладить с нами и всех награждал по заслугам —
кого четверками и пятерками, а кого и единицами, и за последние никто не бывал
на него в претензии, потому что он сумел внушить всем нам уважение к себе, и
все были убеждены, что уж он никого не обидит понапрасну» [5, с. 58].

Также интересны
воспоминания И.Д. Гарусова, по мнению которого педагогическая успешность
зависела от личности законоучителя. К примеру, об о. Иларионе он писал достаточно
тепло, почитал его и относился с глубоким уважением [6, с. 10].

Существует сегодня большое
количество примеров положительного отношения учащихся к Закону Божию в том
числе и среди революционной молодежи.

К примеру, воспитанник
одного из учебных заведений З.С. Петров вспоминал следующее: «Закон Божий
преподавался хорошо, а остальное гадко»; «единственный преподаватель, которого
ученики не боялись и спокойно слушали, за что получали неплохие отметки, был
преподаватель Закона Божьего Лев Владыкин» [11, с. 8].

Несомненно, в каждой
губернии и уезде были законоучители, которые с достоинством исполняли свой долг
религиозного просвещения детей.

Интересно еще и то, что законоучителей
упрекали в том, что у них не было педагогического опыта. В какой-то степени это
соответствовало действительности, однако, в 1866 году в духовных семинариях
была введена педагогика. Это решение было принято для того, чтобы законоучители
церковно-приходских и светских школ могли полноценно преподавать, зная
методику.

Примечательно, что об
успешности преподавания Закона Божия до 1917 года говорить еще рано. Но,
существенные минусы не являлись показателями педагогической беспомощности. Законоучители
понимали необходимость исправления дела религиозного воспитания и его
совершенствования. Вместе с тем, выводы советской историографии о
несостоятельности Закона Божия и законоучителей, которые непосредственно
отвечали за религиозное обучение детей, фактически остаются неподтвержденными.

 По мнению одного из основоположников
религиозного образования в конце прошлого века протоиерея Глеб Каледы, в
дореволюционной России «было много прекрасных приходских школ, прекрасных
преподавателей Закона Божия. Опыт их, конечно, надо изучать» [10, с. 30].

Исходя из обзора разных
источников, можно говорить о том, что образ законоучителя на протяжении истории
оставался противоречивым, однако, имелись определенные подвижки к улучшению
отношений между законоучительством и государством.

Однозначно лишь то, что
законоучитель – это источник передачи Закона Божия, который не отрицался
светским правительством.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы