Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Образ положительного героя в пенталогии Сергея Михалкова «дядя Степа»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ГЕРОЯ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ 6
1.1. Понятия «образ» и «образность» в литературоведении 6
1.2. Принципы формирования художественного образа в литературных произведениях 10
1.3. Стилистические приемы в формировании образа героя литературного произведения 15
1.4. Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ГЕРОЯ В ПОЭМЕ СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА «ДЯДЯ СТЕПА» 32
2.1. Структура произведения Сергея Михалкова 32
2.2. Характеристика приемов в формировании положительного образа героя литературного произведения 34
2.3. Художественные средства в формировании положительного образа героя 37
2.4. Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ «ОБРАЗ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ В ПЕНТАЛОГИИ СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА “ДЯДЯ СТЕПА”» 63
Введение:
Образ литературного героя играет ключевую роль в художественных произведениях. Через литературных героев любой автор может сформулировать и передать свой авторский замысел, отразить свои идеи в тексте. Кроме того, литературные образы имеют непосредственные связи с картиной мира народа, так как сам писатель неизменно несет в себе систему ценностей определенной культуры, а также и обращается к читателям, которые являются представителями культуры. По этой причине, литературные образы наполнены ассоциациями с культурой, что позволяет формировать положительное либо отрицательное впечатление от литературного героя у читателей.
Для того, чтобы сделать образ литературного героя более ярким, более полным, но при этом – более доступным для восприятия читателем, писатели активно используют для их создания и вербализации стилистические приемы. Использование выразительных средств языка позволяет не только в полной мере передать авторский замысел относительно сформированного литературного образа, но также и отразить выразительно-экспрессивный потенциал языка.
Актуальность темы исследования «Образ положительного героя в пенталогии Сергея Михалкова “Дядя Стёпа”» состоит в том, что оно рассматривает роль и место стилистических приемов в формировании литературных образов. Оно сочетает в себе компоненты стилистики, литературоведения и культурологии, что соотносится с распространенными на сегодняшний день кросс-дисциплинарными исследованиями. Более того, в исследовании рассматриваются литературные образы, выраженные стилистическими средствами, формирующие положительный образ литературного персонажа, то есть, речь идет о рассмотрении особенностей формирования ассоциативного аспекта в формировании литературного образа.
Объектом исследования является образ литературного героя, предметом – стилистические приемы, формирующие положительный образ литературного героя.
Цель исследования состоит в том, чтобы выявить специфические черты положительного образа литературного героя и приемы его формирования.
Поставленная цель подразумевает решение следующих задач:
1. охарактеризовать понятия «образ» и «образность» в литературоведении;
2. описать принципы формирования художественных литературных образов;
3. выявить особенности стилистических приемов разных уровней языка в контексте формирования литературных образов;
4. представить структуру пенталогии Михалкова «Дядя Степа»;
5. выявить роль стилистических приемов в формировании положительного образа главного героя поэмы;
6. проанализировать художественные средства и их роль в формировании образа положительного героя произведения;
Основным материалом исследования является пенталогия (т.е. произведение, состоящее из пяти частей, объединенных действующими персонажами, общей идеей, преемственностью сюжетной линии) С. Михалкова «Дядя Степа». Части этой книги формировались следующим образом: вначале была написана «Дядя Степа» (1936 г.), затем – «Дядя Степа в Красной Армии» (1949 г.), затем – «Дядя Степа – Милиционер» (1954 г.), затем – «Дядя Степа и Егор» (1968 г.). В финале на свет появилась пятая часть, названная «Дядя Степа – ветеран» (1981 г.).
Методология исследования представлена следующими методами:
1. обобщение сведений из научных источников относительно проблемы исследования;
2. метод сплошной выборки при формировании корпуса примеров, формирующих положительный образ главного героя поэмы;
3. метод классификации при формировании структуры корпуса примеров;
4. описательный метод и метод лингвистического анализа при выявлении особенностей использования стилистических приемов для формирования положительного образа главного героя поэмы;
5. метод количественного анализа, позволяющий выявить наиболее распространенные стилистические приемы в формировании положительного образа главного героя поэмы.
Теоретическая база исследования представлена трудами таких ученых, как И.В. Арнольд, О.С. Ахманова, Г.В. Векшин, А.Н. Веселовский, В.В. Виноградов, И.Р. Гальперин, А.Н. Гвоздев, Л.А. Гусева, М.Н. Кожина, В.А. Маслова, В.П. Москвин, Г.Я. Солганик, В.Е. Хализев, А.П. Чудинов, и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно рассматривает роль стилистических приемов в формировании литературных образов в контексте, существующих в культуре и языке ассоциаций и коннотаций.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут применяться в изучении литературоведческих проблем, в частности, при изучении принципов создания литературного образа, что включает в себя использование выразительного потенциала языка.
Апробация исследования. В период прохождения преддипломной практики в средней общеобразовательной школе № 26 г. Южно-Сахалинска происходила апробация отдельных фрагментов работы, в т.ч. урок по теме «Образ положительного героя в пенталогии Сергея Михалкова “Дядя Степа”».
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Список использованной литературы насчитывает 52 наименования источников, в том числе 1 на английском языке. В работе представлено приложение, основу которого составляет разработка урока по теме «Образ положительного героя в пенталогии С. Михалкова “Дядя Степа”».
Заключение:
Характерная особенность положительного художественного образа в цикле стихотворений о дяде Степе состоит в использовании экспрессивных средств и выразительного потенциала языка. Для образности как литературоведческого феномена характерна значительная экспрессивность, нарочитая картинность.
При этом, специфические черты художественного стиля очень разнообразны. Важнейшими из них можно назвать формирование особых художественных образов и метафоричность, которые создаются при помощи различных языковых средств выразительности. Важным элементом художественного текста является художественный образ. Наиболее ярко особенности художественного образа проявляются через описание литературных персонажей. Создание литературного персонажа отражает когнитивные особенности восприятия текста, так как речь идет о соотнесении персонажа вымышленного мира с опытом коммуникации с реальными людьми.
В современной исследовательской литературе существует разработанная классификация стилистических приемов языка, которые наиболее активно проявляют свой потенциал при написании художественных произведений. Каждый из стилистических приемов имеет свои характерные особенности, и факт их присутствия в тексте литературного произведения существенно влияет на особенности создаваемого образа.
Изучение текста источника показало, что структура поэмы-пенталогии «Дядя Степа» подразумевает, что оно описывает все периоды жизни главного героя – дяди Степы. Все они объединены выраженным положительным образом главного героя, по сути, сам по себе он остается неизменным, с течением жизни он получает новый опыт, проявляет себя по-новому, но его характер и взгляды на мир остаются неизменными. Так, читатель встречает героя юношей, затем герой служит в армии и выбирает для себя профессию милиционера. В то же время Дядя Степа женится, у него рождается сын, а впоследствии читатель видит уже постаревшего главного героя. Таким образом, структура пенталогии позволила читателю сформировать целостный образ литературного героя и проследить его жизненный путь.
Стоит отметить, что формирование образа положительного героя зависит от разных стилистических приемов. Обладая различным потенциалом и особенностями употребления, они позволяют писателю достигать поставленных целей в формировании литературного образа.
Проведенный анализ источника показал, что положительный образ формируется совокупностью и различными сочетаниями стилистических приемов разных уровней языка.
Так, ассонанс позволяет формировать образы на основе созвучия слов, что формирует в сознании читателя целостность описываемого эпизода, идеи.
Эпитеты отражают характеристики главного героя, они имеют положительные коннотации, представляя собой описание отношений к главному герою со стороны других персонажей поэмы. Сравнения детализируют образ главного героя, привнося в него образность, соотносимую с уже существующими в языке ассоциациями. Метафоры способствуют повышению образности текста, этот стилистический прием также основан на ассоциациях, что только улучшает восприятие авторского замысла в контексте формирования положительного образа главного героя.
Метонимия в тексте поэмы построена на описании роста Дяди Степы, от этого феномена отталкивается выражаемая с использованием этого стилистического приема образность.
Перифраз применяется в тех случаях, когда нет необходимости повторять имя героя, используются его характеристики, также основанные на ассоциациях с его внешностью и характером.
Ирония играет важную роль в формировании положительного образа главного героя, она во многом основана на том, как его воспринимают другие персонажи поэмы. Ироническая составляющая положительного образа главного героя во многом основана на описании его роста, этот признак отличает его от других людей, является его преимуществом в работе милиционера. По этой причине, выявленные примеры иронии имеют положительные коннотации, они не ставят перед собой цель унизить героя, сделать его менее значимым. Ирония в большей степени привносит юмористическую составляющую в текст поэмы.
Гипербола достаточно широко представлена в тексте поэмы при формировании образа главного героя. Этот прием позволяет передать исключительность внешности героя, что в сочетании с его справедливыми и порядочным поступками создает положительный образ. Употребление литоты формирует в сознании читателя ощущение того, что главный герой – скромный человек, который с легкостью, в силу своего роста и доброты характера, спасает людей и защищает их от несправедливости, ничего не требуя взамен.
Использование стилистических приемов синтаксического уровня позволяет формировать более целостные образы, полноценные картины, описывающие поступки, поведение, привычки главного героя пенталогии. Эти задачи решаются с применением синтаксического параллелизма, анафоры и эпифоры. Те лексические единицы, которые при этом употребляются, имеют положительные коннотации, что способствует формированию и детализации положительного образа главного героя поэмы. Эллипсис способствует повышению динамизма повествования, а также обозначает решительность героя при осуществлении своих действий. Использование антитезы позволяет подчеркнуть масштабность, указать на то, что Дядя Степа – уважаемый и ценный человек для большого количества людей.
В целом, роль стилистических приемов разного уровня в формировании положительного образа главного героя рассмотренной поэмы велика, так как они обеспечивают, с одной стороны, экспрессивно окрашенный, наполненный эмоциями образ, а с другой стороны, отражают ассоциации и коннотации положительной окрашенности, существующие в русском языке.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ГЕРОЯ В ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
1.1. Понятия «образ» и «образность» в литературоведении
Понятие «образ», процесс его создания, а также неотделимое от него понятие и «образность» изучаются многими науками, среди которых особенно выделяются философия, психология, культурология, литература и лингвистика. Однако именно лингвистика рассматривает данный феномен с разных сторон, его специфические черты и функции, а также изучает языковые средства, при помощи которых он формируется. Нужно отметить, что, говоря об образе в лингвистике, прежде всего подразумевается именно художественный образ.
А. А. Потебня определил следующие характеристики художественного образа. Согласно теории исследователя, «внутренняя форма слова есть отношение содержания мысли к сознанию: она показывает, как представляется человеку его собственная мысль. Этим только можно объяснить, почему в одном и том же языке может быть много слов для обозначения одного и того же предмета, и, наоборот, одно слово совершенно согласно с требованиями языка может обозначать предметы разнородные» .
По мнению Г. О. Винокура, сущность образного слова в том, что «одно содержание, которое выражается в особой звуковой форме, является формой другого содержания, которое не имеет особое звукового содержания» .
В лингвистическом словаре Т. В. Матвеевой понятие «образность» трактуется следующим образом: «Наличие изобразительности, конкретно-предметного представления, наглядности, «картинности» при обозначении предмета или явления словом или более крупной языковой (речевой) единицей» .
Художественный образ воспроизводит то или иное явление действительности и выражает его сущность. Этот образ двойственен по своей природе, т.к. с одной стороны является продуктом личного восприятия, а с другой – имеет функции символа и выражает собой обобщающее начало.
Как указывает Е. О. Опарина, «образ является целостным идеальным объектом, явлением сознания, который обладает неким содержанием, отражающим реальную действительность. Образ создается с помощью таких признаков, как типизация, обобщение, вымысел и обладает самостоятельным эстетическим значение» . Согласно мнению Ю. Д. Апресяна, образ представляет собой картину реального предмета или явления, характеризующуюся субъективностью, оригинальностью, что создается с помощью ассоциаций, фантазии, памяти, а также интуитивному восприятию .
В представлении В. В. Виноградова, «образность – это весь лексический строй литературного произведения… Содержание заключено в слове и постигается в нем, а не иллюстрируется лишь словом, как это чаще всего бывает при литературоведческом анализе образа автора и образов персонажей» . Как указывает И. Б. Голуб, образность может быть тропеической, основанной на употреблении слов и выражений в переносном значении, и нетропеической, основанной на высказываниях, отдельных частях текста или всем тексте, призванных соответствовать авторскому эстетическому заданию . Тропеическая образность и художественный образ выступают в виде эстетических категорий, характеризующих особый, характерный только для искусства способ освоения и преобразования действительности. Под нетропеической образностью понимается ее соответствие авторскому эстетическому заданию. Нетропеическая образность не всегда соотносима с изобразительностью; она может быть обусловлена лишь соответствием речевой единицы авторскому эстетическому заданию, ее художественной мотивированностью, целенаправленностью в составе целого произведения .
К основным характеристикам образности Е. Б. Борисова относит зрительность («картинность»), экспрессию, наличие переносных значений – главных «поставщиков» образности. Также исследователь дает определение понятию «художественный образ», под которым понимается «фрагмент, обладающий самостоятельной жизнью и содержанием, который создается автором с помощью богатства языка» .
По мнению Е. Б. Борисовой, отличительными чертами художественного образа являются: субъективность; сильное авторское начало; емкость содержания; целостность; обобщенность; самодостаточность; экспрессивность и индивидуальность. Художественный образ нельзя в полной мере назвать знаком, т.к. он создает новую эстетическую реальность. По своей природе этот образ многогранен, так как каждый читатель понимает и истолковывает его по-своему .