Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Нормативно-правовое регулирование гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях историческом и сравнительно-правовом аспекте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА I РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ 11
1.1 Исторический аспект нормативно-правового регулирования гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 11
1.2 Порядок определения и законодательное закрепление перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей 21
ГЛАВА II СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ 27
2.1 Нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти 27
2.2 Нормативно-правовые акты региональных субъектов Российской Федерации районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей 33
ГЛАВА III ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ 40
3.1 Особенности государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в историческом и сравнительно-правовом аспекте 40
3.2 Актуальные проблемы и направления развития норм законодательства, регламентирующего правовое регулирование труда лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Введение:
Актуальность темы исследования. Север России как территория с дискомфортными условиями жизнедеятельности и выраженной спецификой социально-экономического развития является зоной стратегических интересов России, так как обладает уникальным геополитическим, природно-ресурсным и социально-экономическим потенциалом. На северных территориях сосредоточены минеральные и топливно-энергетические ресурсы − газ, нефть, уголь, металл, лес и другие важнейшие природные ресурсы, которые играют ключевую роль в удовлетворении потребности российской экономики в стратегически важных видах сырья .
Одним из важнейших направлений государственной северной политики является освоение северных территорий с их природными ресурсами и сохранение и привлечение с этой целью квалифицированных работников.
Согласно прогнозам Минвостокразвития России, в ближайшей перспективе нефтегазодобывающая, угольная и рыбная отрасли, сферы транспорта, обеспечения электрической энергией, строительства, сельского хозяйства, здравоохранения, образования северных областей будут испытывать повышенную потребность в квалифицированных кадрах.
В РФ для привлечения и закрепления населения в северных областях предпринимаются следующие меры: предоставляются государственные гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в северных областях (далее – меры поддержки северян), устанавливается повышенный размер оплаты труда, развивается социальная инфраструктура и доступность социальных услуг в северных областях.
Нормативными актами РФ для северян устанавливаются государственные меры поддержки. Особые права северянам предоставляются для снижения риска здоровью, связанному с работой и проживанием в северных областях, возмещения повышенных расходов в связи с более высокой стоимостью жизни в северных областях (если сравнивать с другими регионами России).
Несмотря на предпринимаемые меры, в РФ происходит миграция населения из северных областей.
За 20 лет численность постоянного населения северных территорий сократилась на 1,1 млн человек (с 10,9 млн. человек — в 2001 году до 9,8 млн. человек — в 2020 году). Сохраняются негативные тенденции в сфере миграционного прироста населения. Так, миграционный прирост населения в 2000 году составлял минус 51,1 тыс. человек, в 2019 году — минус 30 тыс. человек, в 2020 году — минус 10,7 тыс. человек .
Это во многом связано с тем, что действующая система государственных мер поддержки северян требует реформирования.
Таким образом, в России существует необходимость разработки действенной системы государственных мер поддержки северян с целью снижения риска здоровью и возмещения повышенных расходов при осуществлении трудовой деятельности и проживании в суровых географо-климатических условиях, что обуславливает актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы .
Цель настоящей выпускной квалификационной работы − изучение и анализ нормативного регулирования мер поддержки для северян в историческом и сравнительно-правовом аспекте, что подразумевает: изучение научных исследований, анализ действующего законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, установление проблем законодательства и правоприменительной практики в сфере нормативного регулирования мер поддержки для северян и разработка направлений развития законодательства, регламентирующего правовое регулирование труда работников-северян.
Задачами настоящего исследования являются следующие:
1) раскрыть исторический аспект нормативно-правового регулирования гарантий и компенсаций для жителей северных областей;
2) раскрыть порядок определения и законодательное закрепление перечня северных областей;
3) рассмотреть нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти в рассматриваемой сфере правоотношений;
4) рассмотреть содержание нормативно-правовых актов региональных субъектов РФ северных областей;
5) раскрыть особенности государственных гарантий и компенсаций для жителей северных областей в историческом и сравнительно-правовом аспекте;
6) рассмотреть и выявить актуальные проблемы и определить направления развития норм законодательства, регламентирующего правовое регулирование труда работников-северян.
Объектом исследования настоящей выпускной квалификационной работы являются общественные отношения в сфере нормативно-правового регулирования гарантий и компенсаций для жителей северных областей.
Предметом исследования настоящей выпускной квалификационной работы являются нормы федерального и регионального законодательства, устанавливающие гарантии и компенсации для жителей северных областей.
В процессе написания исследования были изучены научные работы Фаузер В.В., Корчак Е.А., Дмитриевой И.К., Куренного А.М., Соловьевой С.В., Филиповой И.А., Анбрехт Т.А., Волгина Н.А., Живаевой Е.И., Кузнецовой М.В., Куприной Н., Куревиной Л., Маякунова А.Э., Мелисектян А.Г., Оглезневой Т.Н., Паниной Л.А., Петровой Е.В., Подгорных Т.И., Сагдиевой Э.М., Стырова М.М., Тяпухина С.В., Шулубиной С.А. и других авторов. Также проанализированы нормы Конституции РФ , федеральных законов, подзаконных актов, регулирующих меры поддержки для жителей северных областей, правоприменительная практика.
При написании настоящей выпускной квалификационной работы использовались общенаучные методы: системно-структурный, логический, а также частнонаучные методы: формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой и другие методы.
По результатам выполнения настоящей выпускной квалификационной работы были выявлены некоторые проблемы законодательства и правоприменительной практики в сфере правового регулирования мер поддержки для северян. Для решения выявленных проблем разработаны предложения.
Выпускная квалификационная работа включает введение, три главы, состоящие из шести параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение.
Заключение:
В настоящей выпускной квалификационной работе изучено нормативно-правовое регулирование мер поддержки для северян в историческом и сравнительно-правовом аспекте.
Законодательство о мерах поддержки для северян развивалось в связи с необходимостью освоения северных областей, привлечения населения в края с суровыми холодными северными природными условиями.
В настоящее время оказание мер поддержки северянам регулируется Трудовым Кодексом РФ, Законом РФ от 19 февраля 1993 г. и ранее принятыми нормативными актами Союза ССР и РСФСР при отсутствии противоречий действующим законам РФ.
В целях оказания мер поддержки северянам Правительством РФ утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
Федеральные нормативные документы о мерах поддержки для северян содержат общие меры поддержки для всех граждан РФ (в том числе для северян) и дополнительные меры поддержки для северян. Субъектами РФ устанавливаются дополнительные меры поддержки для северян, разрабатываются и реализуются программы повышения мобильности трудовых ресурсов, которыми предусматривается создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектов РФ.
Сравнивая законодательные акты о мерах поддержки для северян в историческом аспекте, следует отметить, что, закрепив большое количество гарантий, государство не смогло финансово обеспечить их реализацию, в результате в настоящее время число мер поддержки, закрепленных в законодательных актах, уменьшилось.
В настоящее время северянам оказываются следующие меры поддержки: гарантии, связанные с оплатой труда, гарантии, связанные с продолжительностью отпусков, продолжительностью рабочей недели, временем отдыха, компенсация транспортных расходов, гарантии при увольнении, гарантии медицинского обеспечения, гарантии в области социального страхования, гарантии в области пенсионного обеспечения, гарантии в области жилищных правоотношений.
В РФ существует необходимость разработки действенной системы мер поддержки северян, которые позволяли бы компенсировать работу в суровых холодных северных природных условиях.
В РФ в настоящее время продолжается осуществление мероприятий, направленных на совершенствование системы мер поддержки для северян.
В 2015 году в России была запущена Программа повышения трудовой
мобильности. Программа реализуется в 18 субъектах РФ, в том числе в северных районах (на территории республик Бурятия, Коми, Саха (Якутия), Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Приморского, Хабаровского краев, Амурской, Архангельской, Магаданской, Сахалинской областей, Чукотского автономного округа).
Программа направлена на стимулирование граждан России к переезду в другие области для трудоустройства. Работодателям предоставляется государственная финансовая поддержка на создание условий для переезда работников и закрепления их на рабочем месте (например, компенсация расходов на проезд, обустройство, наём или аренду жилья, обучение работников).
В Камчатском крае за время действия программы привлечено 335 квалифицированных специалистов в области энергетики, сельского хозяйства и животноводства, морской транспортировки, производства молока и молочной продукции, горнорудной промышленности, в сфере перевозки воздушным пассажирским транспортом, торговли, в деятельности по складированию и хранению нефти и продуктов ее переработки. Интерес работодателей к программе растет с каждым годом. Так, в 2016 году в программе принимало участие одно предприятие. В 2017-2018 годах количество предприятий увеличилось до трех, в 2019 году участниками программы стали 5 предприятий, в 2020 году − 9, в 2021 году − 10. В 2022 году было запланировано участие 16 предприятий .
При выполнении мероприятий по предоставлению мер поддержки для северян выявляются проблемы, предлагаются и внедряются пути их решения, проводится анализ выполняемых мероприятий.
Так, например, при выполнении настоящей выпускной квалификационной работы автором выявлены следующие актуальные проблемы предоставления мер поддержки северянам: устаревшее законодательство, проблемы при выплате северных коэффициентов и северных надбавок, финансирование льгот для северян из разных бюджетов, невозможность воспользоваться предоставляемыми мерами поддержки для некоторых категорий работников, привлечение молодежи к работе в северных краях.
В настоящей выпускной квалификационной работе разработаны рекомендации по решению выявленных проблем, в том числе предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего меры поддержки для северян, такие как:
1) Разработка новых нормативных правовых актов, регулирующих предоставление мер поддержки для северян;
2) Внесение дополнений в Трудовой кодекс РФ и Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», закрепляющих порядок определения размеров и порядок применения северных коэффициентов и северных надбавок при расчете заработной платы северян;
3) Закрепление в Законе РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях» новых мер поддержки от государства для потенциальных работников-северян (например, компенсация расходов за наем жилья, на оплату медицинских услуг);
4) Предоставление работодателям, привлекающим работников в северные края, мер поддержки (например, снижение ставок налогов, предоставление субсидий, льготное кредитование);
5) Обеспечение финансирования мер поддержки из федерального или регионального бюджета;
6) Принятие законодательного положения о выплате северянам денежной компенсации или замены мер поддержки на другие в том случае, если они не имеют возможности воспользоваться какими-либо из мер поддержки;
7) Восстановить ч. 2 ст. 11 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в которой было предусмотрено, что «молодежи (в возрасте до 30 лет) процентная надбавка выплачивается в полном размере с первого дня работы в северных регионах, если они прожили в северных регионах не менее 5 лет».
Результаты, полученные при выполнении настоящей выпускной квалификационной работы, могут применяться в практической деятельности организаций, а также для совершенствования законодательства, регулирующего меры поддержки северянам, в целях снижения негативного воздействия неблагоприятных природных условий на здоровье северян, возмещения повышенных затрат труда и удорожания стоимости жизни, сохранения и привлечения квалифицированных кадров в северные края.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ
1.1 Исторический аспект нормативно-правового регулирования гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Законодательство, регулирующее меры поддержки для северян, начало формироваться после Октябрьской революции 1917 года.
Анализ северного законодательства свидетельствует о том, что освоение северных областей было главной задачей государства, и, следовательно, приоритетным было нормативное регулирование гарантий и льгот, предоставляемых северянам .
История законодательства о мерах поддержки северян в зависимости от содержания и от уровня экономического развития государства включает 4 периода:
1) с 1917 г. по 1940 г. – период формирования основ северного законодательства;
2) с 1940 по 1945 г. – период предвоенного времени и Великой Отечественной войны (период приостановления действия северного законодательства);
3) с 1945 по 2004 г. – период с окончания Великой Отечественной войны до 2004 г. (период совершенствования северного законодательства);
4) с 2004 г. и далее – современный период развития северного законодательства .
В общих положениях о труде северян особенности, относящиеся к тем, кто трудился в суровых климатических условиях, регулировались в централизованном порядке изначально законодательством СССР, а в последующем законодательством РФ .
Различные этапы становления законодательства о труде северян применительно к историческому опыту характеризовались формированием перечня мер поддержки, объем которых регулярно изменялся под влиянием экономических и политических факторов, с учетом возможностей государства и стратегической важности северных областей .
Началом для развития и совершенствования специальных норм в северных областях послужили меры поддержки для рабочих и служащих при перемещении из одной местности в другую, установленные в КЗоТ РСФСР 1922г. Так, ст. 82 устанавливались меры поддержки для рабочих и служащих при переводе в связи с переменой места жительства, в виде возмещения расходов по переезду, выплаты суточных, выплаты единовременного пособия .
В 1923 году был принят Декрет от 14.12.1923 г., устанавливающий льготы служащих военного и морского ведомств отдаленных территорий СССР, а также первый официальный перечень отдаленных областей .
Одним из первых общесоюзных документов, закрепляющим гарантии работникам, переезжавшим на работу в отдаленные местности, было Постановление от 11.05.1927г., устанавливающее льготы работникам отдаленных территорий СССР . Этот документ стал основополагающим для будущих законодателей, разрабатывающих перечень мер поддержки для привлечения и закрепления населения в отдаленных местностях .
Положением 1930 года отдаленные местности были разделены на два пояса в зависимости от их удаления от центра и трудности условий работы. К I поясу относились самые отдаленные местности и местности с наиболее тяжелыми условиями труда, остальные относились ко II поясу .
Следующий период с 1932 года характеризуется совершенствованием законодательного регулирования и определением территорий со специальным правовым регулированием.
С 1932 года, когда вышло Постановление от 26 октября 1932 года , в отечественном законодательстве впервые был закреплен термин «Крайний Север», и его понятие было разграничено от понятия «отдаленные территории» .
Было принято Положение от 10 мая 1932 г. , получившее в специальной литературе название «Северного кодекса», в котором была определена система мер поддержки для северян, основное содержание которой нашло отражение и в современном трудовом законодательстве. Данным Положением была установлена система мер поддержки: регламентировались вопросы оплаты труда, времени отдыха, жилищные отношения, переводы, исчисление подоходного налога, исчисление трудового стажа.
В связи с началом Великой Отечественной войны действие указанного Положения 1932 г. с 1 октября 1942 г. было приостановлено.