Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Юриспруденция Юриспруденция

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Нормативное регулирование цифровой среды

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6

1.1. Теоретические и нормативные основы цифровой среды национальных проектов 6

1.2. Цифровое право и особенности цифровой среды 15

1.3. Проблема баланса доверия и недоверия в цифровой среде 26

ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ 33

2.1. Цифровизация экономики в рамках нормативного регулирования цифровой среды 33

2.2. Цифровая экономическая среда и развитие гражданско-правовых сделок 46

ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

  

Введение:

 

Актуальность темы. Развитие общественных отношений в информационном обществе с сопутствующим транзитом к цифровой общественной среде и цифровому обществу обусловливает необходимость качественного изменения регулирования. Последние годы технологического развития, обусловленные рядом внешних средовых факторов, демонстрируют увеличивающуюся необходимость поступательного нормативно-правового регулирования общественных отношений в цифровой среде. Характерной чертой подобных цифровых изменений является тенденция к опережающему развитию и внедрению цифровых технологий, не подпадающих под законодательное регламентирование.

Законодательные органы Российской Федерации стремятся к принятию норм в русле действующей «цифровой» повестки, но вместе с тем подобные законодательные нормы носят в большинстве своем рамочный характер, такая тенденция характерна для многих стран, и Российская Федерация здесь не является исключением. Все большую роль играют подзаконные нормативные акты, принимаемые для развития и проектного регулирования определенных сфер общественной жизни. В Российской Федерации такие подзаконные акты принимаются в рамках различного рода национальных и федеральных проектов. Во многом такая ситуация объясняется определенной динамикой и процедурой принятия подобных актов, их проектной природой, которая в дальнейшем предполагает (при достижении целевых показателей) внедрение проектных правовых институтов в законодательную сферу регулирования и распространения на всей территории Российской Федерации.

Нормативное регулирование цифровой среды в общих чертах можно охарактеризовать как формирование новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием.

Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» предусматривает поэтапную разработку и реализацию законодательных инициатив, направленных на снятие первоочередных барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики, и созданию благоприятного правового поля для реализации в российской юрисдикции проектов цифровизации.

Предполагается создание гибкой системы правового регулирования цифровой экономики, снятие первоочередных барьеров для развития современных технологий и осуществления предпринимательской деятельности в таких сферах, как гражданский оборот, финансовые технологии, интеллектуальная собственность, телекоммуникации, судопроизводство и нотариат, стандартизация. Кроме того, должны быть урегулированы вопросы идентификации субъектов правоотношений, электронного документооборота, сбора, хранения и обработки данных.

Актуальность темы настоящего исследования также обусловлена ростом взаимодействий сетевого характера между участниками общественных отношений (т.е. совокупностью взаимосвязей, отличающихся отсутствием иерархии между различными по своей природе субъектами, в данном случае: обществом и государством, имеющими взаимный интерес в отношении определенных целей и использующими собственные ресурсы для их достижения, признавая партнерскую форму кооперации наиболее эффективной) в информационном поле, а также активным внедрением передовых средств и способов электронной коммуникации в элементы государственного управления и гражданского оборота.

Объект работы – цифровая среда как продукт цифровой трансформации хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства, общества и государства, основа для экономического потенциала развития страны.

Предмет работы – нормативные правовые акты, создающие правовые основы регулирования цифровой среды, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.

Цель исследования состоит в изучении и комплексном анализе цифровой среды на территории Российской Федерации в контексте ее нормативно-правовых аспектов регулирования.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:

1. Определить теоретические и нормативные основы цифровой среды национальных проектов.

2. Рассмотреть цифровое право и особенности цифровой среды.

3. Изучить проблему баланса доверия и недоверия в цифровой среде.

4. Охарактеризовать цифровизацию экономики в рамках нормативного регулирования цифровой среды.

5. Исследовать влияние цифровой экономической среды на развитие гражданско-правовых сделок.

6. Проанализировать особенности реализации проекта цифровой образовательной среды.

Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.

Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющие шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Приходим к выводу о том, что в настоящее время государство прикладывает огромные усилия к успешной интеграции цифровых механизмов в систему осуществления государственного управления. Однако, к сожалению, в некоторых сферах еще не удалось достичь желаемых результатов. Именно поэтому во благо усовершенствование государственной политики в данной сфере. Для этого следует необходимость правового просвещения населения, которое должно быть направлено на предоставление актуальной информации о действующих государственных программах, цифровых сервисах и иных формах регулирования цифровой среды.

Реализация данной инициативы возможна в рамках внедрения специализированных образовательных программ для обучающихся учебных заведений различного уровня. Реализация подобной инициативы позволит искоренить возможное формирование идей правового нигилизма у граждан, которые возникают в силу неправильного толкования действий государства или непонимания принципов действия соответствующих сервисов.

Сделан вывод о том, что в отличие от цифровизации права, представляющей собой процесс, набор действий, цифровое право есть некоторый результат такого процесса, т.е. представляет собой новую форму существования правовой системы, получаемую в процессе глубокого проникновения информационно-коммуникационных технологий в общественную жизнь, имеющую цифровую природу и характеризующуюся изменениями по сравнению с классическим правом всех структурных элементов (субъект, взаимодействие субъектов, объект, права человека), а также деятельности юриста и всей юридической системы, включая законотворчество, правоприменение и т.д.

Общественное значение цифрового права составляют те же признаки, что и права классического: связь с государством, нормативный характер, общеобязательность правовых норм, обеспеченность волей государства, волевая природа, формальная определенность и системность.

У цифрового права существует и ряд отличий от классического права, обусловленных особенностями цифровой среды (возможностью точного копирования и распространения информации, идемпотентностью сложения информации) и виртуального пространства (глобальность, трансграничность и проч.). В частности, изменения затрагивают состав субъектов права, который расширяется из-за появления виртуальных субъектов разного вида (искусственный интеллект, виртуальное отражение реальной личности).

Обобщение результатов проведенного исследования по вопросам доверия к цифровой среде дает возможность утверждать, что укрепление цифрового доверия становится важным условием внедрения цифровых технологий, а также одним из главных инструментом развития социальных институтов и экономики. Его формирование – длительный процесс. Оно требует объединения усилий всех заинтересованных сторон. Необходимы и дальнейшие научные исследования по данной проблематике, особенно учитывая ее новизну.

В заключение вопроса и цифровизации экономики отметим, что использование цифровых технологий создает новые цепочки производственных отношений, которые не укладываются в традиционные подходы для их правовой квалификации. Зарекомендовавшие себя институты, регулирующие статусы участников гражданских правоотношений, подвергаются переосмыслению на предмет их релевантности запросным ожиданиям участников рынка.

Многое уже сделано в части обновления гражданского законодательства для стимулирования рынка цифровых технологий и защиты участников этих отношений. Теперь пришло время дать оценку, как обновление законодательства и практики его применения влияет на развитие цифровых технологий и рост экономики. Предстоит оценить, станет ли правовое регулирование гибким и получится ли преодолеть парадигму императивного и диспозитивного регулирования.

Исследование особенностей развития нормативного регулирования сделок в цифровой экономической среде приводит нас к пониманию того, что в настоящее время существенно видоизменяется форма сделки. Между электронной и письменной (простой) формами сделок определен ряд радикальных различий.

Если рассматривать ситуацию шире, то традиционные институты права требуют коррекции в соответствии с условиями настоящих цифровых реалий. Правовое поле при этом должно дополниться и усовершенствоваться правовыми конструкциями, более соответствующими гражданскому обороту в условиях цифровой среды. Возможно, уже сегодня можно вести речь о формировании цифрового права вне рамок сегодняшней научно-философской системы гражданского права.

Приходим к выводу о том, что дальнейшее развитие нормативно-правовой базы развития образования в условиях цифровой трансформации в соответствии с обозначенными в Указе целевыми показателями в стратегическом смысле трансформируют и дополняют уже действующие показатели национального проекта «Образование». Общее направление дальнейшего развития нормативно-правового регулирования вопросов цифровой трансформации образования в свете указанных конституционных изменений будет опираться именно на создание единого правового регулирования образования в Российской Федерации. В связи с этим наиболее значимым аспектом в общем направлении построения единых правовых основ на федеральном уровне в области образования должен стать аспект создания общих принципов регламентации цифровой трансформации образования.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК ПРЕДПОСЫЛКА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

1.1. Теоретические и нормативные основы цифровой среды национальных проектов

Понятие цифровой среды (пространства) во многом идентично мировому пониманию информационного пространства, определяемого как совокупность информационных ресурсов, созданных субъектами информационной сферы, средств взаимодействия таких субъектов, их информационных систем и необходимой информационной инфраструктуры.

Что касается понятия информационной инфраструктуры России, то используется определение, даваемое в Доктрине информационной безопасности . Это совокупность объектов информатизации, информационных систем, сайтов в сети Интернет и сетей связи, расположенных на территории России, а также на территориях, находящихся под юрисдикцией России или используемых на основании международных договоров России.

Информационная среда существует столько же, сколько существует человечество. Менялись лишь средства коммуникации, способы хранения и предоставления информации, уровень ее доступности. Цифровое пространство представляет собой метафору, характеризующую пространство распространения сигналов в любых управляющих системах. Очевидно, что цифровая среда (пространство) получила принципиально новое качество с появлением Интернета, базирующегося на информационных технологиях и электронно-вычислительной технике.

В основе любых вычислений лежат операции с цифрами. Поэтому буквально в последние годы и в официальных выступлениях, и в публикациях, и в терминологии различных профессиональных сообществ, включая политиков, военных и т.п., и в повседневном языке все чаще используется термин «цифровая среда».

В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача по созданию системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрению гражданского оборота на базе цифровых технологий.

Решению этой задачи посвящен федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды», разработанный Минэкономразвития России совместно с АНО «Цифровая экономика», фондом «Сколково» и федеральными органами исполнительной власти .

Необходимо решить две ключевые задачи. С одной стороны, сформировать нормативные предпосылки для развития современных технологий и внедрения их во все сферы общественной жизни. С другой стороны, дать ответы на многочисленные проблемные вопросы, связанные с развитием цифровой экономики.

Перечень приоритетных законопроектов можно условно разделить на несколько блоков.

Первый блок – регулирование вопросов оборота цифровых финансовых активов и краудфандинга.

Второй блок – это формирование электронной цифровой среды доверия. Подготовлен законопроект, который ужесточает требования к удостоверяющим центрам, выдающим электронную подпись. В результате работа удостоверяющих центров станет более прозрачной и подконтрольной. При этом законопроект предусматривает сохранение частных удостоверяющих центров, что позволит остаться на рынке организациям, которые имеют положительный опыт работы и отвечают требованиям законодательства.

Также для создания цифровой среды доверия необходимо расширить способы и виды идентификации граждан в онлайн-среде, чтобы облегчить им пользование услугами различных организаций.

Третий блок – это регулирование электронных сделок. Подготовлен законопроект, который закрепляет за электронной формой сделки самостоятельное значение, тождественное письменной форме.

Кроме того, требуется урегулировать правила ведения электронных архивов. С развитием цифровой экономики взаимодействие все больше переходит в цифровой формат, и документы уже не нужно составлять на бумаге. При этом организации по-прежнему несут серьезные издержки на создание и поддержание бумажных архивов. Исходя из этого, необходимо закрепить механизмы создания электронных архивов, а также продумать вопросы юридической значимости создаваемых и сохраняемых документов: как поместить электронный документ на архивное хранение, какой подписью заверить, что делать, если истек срок действия электронной подписи, и многое другое .

Для дальнейшего перехода гражданско-правовых отношений в цифровой формат также подготовлен ряд законодательных инициатив в области нотариата. Они предусматривают возможность использования электронных документов и совершения дистанционных действий нотариусами.

Четвертый блок предусматривает ряд мер по налоговому стимулированию. Сейчас продолжается дискуссия вокруг перечня конкретных мер.

Наконец, пятый блок – это регулирование оборота данных. Это деликатная тема, требующая внимательного сопоставления интересов бизнеса с защитой прав граждан. Все признают, что согласие на обработку персональных данных, оформленное и подписанное на бумаге, – это крайне устаревший и неэффективный механизм. Также сложно каждый раз требовать согласие гражданина на каждую новую задачу для работы с персональными данными.

Необходимость облегчения работы с согласиями на обработку персональных данных не вызывает серьезных нареканий, в то же время есть задачи, которые требуют содержательной дискуссии. Например, при каких условиях обезличенные данные следует выводить из-под действия законодательства о персональных данных или можем ли мы на подзаконном уровне расширять случаи обработки чувствительных категорий персональных данных, касающихся расовой или национальной принадлежности, политических взглядов или состояния здоровья .

Одним из наиболее эффективных направлений деятельности в сфере осуществления государственного управления и предоставления гражданам государственных услуг можно назвать реализацию проекта «Открытое правительство» на федеральном и региональном уровнях. Нельзя не сказать о техническом и организационном обеспечении возможности подачи обращений (заявлений, жалоб, предложений и иных форм) в органы государственной власти и местного самоуправления. Например, несмотря на то, что сервисы «Активный гражданин», «Наш город», «Портал открытых данных Правительства Москвы» и «Портал городских услуг» в городе Москве действуют уже на протяжении нескольких лет, производится постоянное увеличение их функциональных возможностей.

Помимо органов государственной власти цифровизация «пришла» и в сферу осуществления судебного производства: посредством Государственной автоматизированной системы «Правосудие» и сервиса «Мой арбитр» предоставлены возможности по подаче ходатайств и иных форм процессуальных документов в соответствующие судебные инстанции. Необходимо отметить, что это открывает обширные горизонты для дальнейшего развития системы отправления правосудия в современной цифровой среде. Например, уже сейчас имеются результаты деятельности в сфере признания юридической силы электронных доказательств. Однако в данном направлении предстоит еще обширный пласт работы, в рамках которого необходимо систематизировать имеющиеся знания по данной проблематике в науках юридического цикла, установить науковедческие связи между существующими теориями и выработать общие точки зрения на предметы в целях комплексного решения, связанных с получением, фиксацией и использованием электронных доказательств проблем .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы