Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Невротическое поведение. Отличие невротической позиции от позиции морально здорового человека.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ НЕВРОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 5
1.1 НЕВРОТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ 5
1.2 РАЗНОВИДНОСТИ НЕВРОЗА, ЕГО ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИЗНАКИ 10
1.3 РАЗЛИЧИЯ В ЛЕЧЕНИИ НЕВРОЗА ЛИЧНОСТИ У ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ 15
ГЛАВА 2. ОТЛИЧИЕ НЕВРОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ОТ ПОЗИЦИИ МОРАЛЬНО ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА 20
ГЛАВА 3. ПРОФИЛАКТИКА И ПРОГНОЗ ЛЕЧЕНИЯ НЕВРОЗА 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Современное активно развивающее общество выдвигает иные требования к личности. Представляются возможности для развития внутреннего потенциала личности, что требует от нее значимых ресурсов и энергозатрат, самостоятельности и настойчивости. Критичное отношение к социальной реальности, информационной действительность и одновременно ощущение, и понимание собственных потребностей и затем удовлетворение их может являться истинным диссонансом для личности. Конфликт между социальными требованиями и внутренними потребностями личности, удовлетворение одних и игнорирование или вытеснение других приводит к внутреннему конфликту, а затем проявлению его и во внешнем мире. Стрессы на работе, активный ритм жизни, межличностные конфликты, неудовлетворенность материальным и социальным положением – все это является стрессогенными факторами и обуславливает нарастание психоэмоционального и физиологического напряжения. В результате чего это может спровоцировать эмоциональные и физиологические срывы, истерии, психозы, невротические расстройства. Повышенная требовательность общества к личности вызывает в ней ряд внутриличностных конфликтов. Одни находят разрешение их в аддиктивном поведении, у других срабатывает механизм компенсации, а третьи выбирают «уход» или «побег» – «уход в болезнь» – психосоматические реакции, обсессивно-компульсивные и фобические проявления.
Политическая и социально-экономическая ситуация в нашем государстве, которая характеризуется нестабильностью, является причиной увеличение стрессовых состояний, следовательно, и психической дезадаптированностью. Непрерывное изменение действительности ведет к истощению запаса адаптационной энергии, что, в свою очередь, является причиной дезорганизации поведения и психики, а также ведет к формированию невротических расстройств.
Наше исследование посвящено довольно актуальной теме – психологическое здоровье современного общества, а именно невротические отклонения в психике.
Объектом нашей работы является невроз личности, предметом – сравнительная характеристика индивида, имеющего психические отклонения от нормы, и здоровой личности.
Определим нашу цель как исследование невротической личности, а также сравнительный анализ ее поведения с моделью поведения здорового индивида.
Для достижения нашей цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Установить сущность понятия «невростическое расстройство личности», определить его предпосылки и этапы развития;
2. Исследовать классификации невроза и способы лечения;
3. Дифференцировать лечение невроза у взрослых и детей;
4. Изучить различия в поведении индивида, подверженного неврозу, и здоровой личности.
Методологическую основу данного исследования составили работы Фрейда З., Мясищева В.Н., Павлова И.П., Карвасарского Б.Д., Адлера А., Хорни К. и других.
Ввиду того, что в современной психотерапевтической практике еще не ясно выделены границы невротического расстройства, практическая значимость нашей работы будет заключаться в сравнении подходов к исследованию заболевания и поиска компромиссного вывода.
Структура работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Объем работы – 27 страниц. Список литературы содержит 5 позиций.
Заключение:
Таким образом, подводя итоги, можно сказать следующее. Невротический конфликт — это противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, непродуктивно и нерационально разрешаемое, что сопровождается появлением болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей и пр.
Мы выяснили, что неврозы – большая группа расстройств психики, изучением которой занимаются как медицинские специалисты, так и специалисты смежных профессий психологи. Объединяющим основанием неврозов является то, что они не имеют органического поражения мозга, однако могут повлечь за собой соматические проявления.
Также на основании нашего исследования мы сделали вывод, что развитие личности может быть как конструктивным, так и деструктивным. Конструктивное личностное развитие направленно на гармоничное формирование личности. Деструктивное развитие сопровождается формированием личностных дисгармоний.
В ходе нашей работы мы:
• Проанализировали сущность невроза как психогенного заболевания;
• Изучили его классификацию, этапы течения, способы лечения, а также дифференциацию его протекания как у взрослых пациентов, так и у детей;
• Выявили особенности поведения у пациентов с нарушения психики и без отклонений.
Таким образом, можем считать, что цели и задачи, поставленные нами перед началом хода работы, успешно достигнуты, однако, в разработке данного направления намечаются перспективы, в основном, связанные с исследованием развития темы невротического расстройства личности, как заболевания.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ НЕВРОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 НЕВРОТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Современное общество, как справедливо отмечают ряд психотерапевтов, является духовно больным и психологически деструктивным. Наши современники в преобладающем своем большинстве находятся в состоянии хронического душевного дискомфорта. Душевное смятение, потеря самообладания, безволие – именно от этого происходит множество ссор, конфликтов, болезней, семейных нестроений. Все эти психологические проблемы являются лишь печальным следствием невротического развития личности, которое в последние десятилетия приобрело характер так называемой «невротической эпидемии». Сегодня по данным Всемирной организации здравоохранения около 10 % населения индустриально развитых стран больны неврозами и за последние 65 лет их число возросло в 24 раза. Это только учтенная заболеваемость, которую можно рассматривать как вершину айсберга. Жертвами невротической депрессии становятся не только пожилые люди, но и молодежь. Уныние, хандра, безрадостность, к сожалению, свойственны многим нашим современникам, несмотря на относительную успешность их внешней жизнедеятельности.
Вся эта печальная статистика настойчиво акцентирует внимание психологической науки и психотерапевтической практики на актуальность проблемы изучения психологических факторов невротического развития личности.
Многие авторы посвятили свои труды исследованию неврозов, в которых находит отражение мнение, что любые неврозы — это результат драматического столкновения личности определенного склада с конкретной травмирующей психику ситуацией, как правило, воздействующей на личность в течение длительного времени.
Возрастающее количество стрессовых факторов, характерных для современного общества, экономическая, политическая и социальная нестабильность ведут к изменению значения психологических факторов в деятельности человека и в известной мере объясняют относительное увеличение удельного веса болезней, в возникновении и течении которых существенную роль играет нервно-психическое перенапряжение. [3, 123]
Развитие невротических расстройств может сопровождаться многочисленными симптомами, которые отражают нарушения в познавательной и в личностной сферах.
Понятие «невроз» ввел в 1776 году известный шотландский врач и один из ведущих профессоров медицинской школы Эдинбургского университета У. Куллен. С этого времени актуальность этой темы неизменно возрастает.
Невроз представляет собой сложную дискуссионную проблему, как в связи с терминологическими разногласиями, так и недостаточным пониманием клинических границ этого расстройства.
На протяжении всего времени изучения неврозов выдвигалось множество различных концепций о возможных причинах их развития. В историческом контексте можно выделить биологический, психологический и культурный подходы к изучению неврозогенеза. Большинство этих моделей до последнего времени были тесно связаны с психологическими теориями личности, которые различным образом концептуализируют человеческое поведение как в норме, так и в патологии. Представители одних концепций смогли экспериментально подтвердить выдвигавшиеся ими гипотезы (это прежде всего когнитивная и социально‐когнитивная школа, а также теория черт), последователи других направлений не сумели найти научных доказательств существования выделяемых ими моделей личностного функционирования.
На протяжении развития психологии как науки отношение исследователей к неврозу претерпевало значительные изменения и до сих пор остается предметом горячих споров. И.П. Павлов называл неврозами продолжительный срыв высшей нервной деятельности, вызванный перенапряжением нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий. Биохевиористы (Г.Ю. Айзенк, Дж. Вольпе) под неврозом понимали набор симптомов неправильного поведения и не признавали за ним права представлять отдельную группу заболеваний с уникальной этиологией и патогенезом. Представители «антипсихиатрического» направления в западной психиатрии считали невроз нормальным поведением в ненормальном обществе. В классическом психоанализе невроз – это невротический конфликт между подсознательными сексуальными и агрессивными импульсами Ид и установками и правилами сознания Супер-Эго. В гуманистической психологии индивидуально-психологические предпосылки невротизации личности невроз является проявлением отчуждения человека от себя и от мира. Он блокирует способность к самоактуализации и возникает по причине отсутствия у индивида смысла жизни.
В психотерапии принято считать, что любые неврозы – это результат драматического столкновения личности определенного склада с конкретной травмирующей психику ситуацией, которая, как правило, воздействует на личность в течение длительного времени. В современной классификации психических расстройств термин «невроз» заменен на «невротическое расстройство» [2, 57]
Анализ большинства современных определений невроза в справочной литературе позволяет сделать вывод о том, что наиболее частотными в дефинициях являются характеристики его как функционального, пограничного, обратимого и временного расстройства, вызываемого действием психотравмирующих факторов.
Многолетняя психотерапевтическая практика авторов показывает, что наибольшее распространение в нашей стране получила патогенетическая концепция неврозов В.Н. Мясищева и разработанная на ее основе личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия [2, 64]. Наиболее эффективное и удобное в работе определение невроза принадлежит Б.Д. Карвасарскому, который определяет невроз как психогенное (конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека и проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. В диагностике невроза выделяются такие критерии как: психогенная ситуация; личностные особенности, которые не позволяют человеку разрешить конфликтную ситуацию; характер психологической травмы; фиксация на фрустрации, вызванной этой психотравмой.