Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Экономические науки Таможенное дело

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Нетарифное регулирование в ЕАЭС

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………3
1. Система мер нетарифного регулирования международной
торговли………6
1.1.
Понятие, сущность и классификация нетарифных мер регулирования…6
1.2.  Нормативно-правовая база и механизм
реализации мер нетарифного регулирования внешней торговли товарами………………………………………………………22
2. Анализ международного и российского опыта применения мер
нетарифного регулирования в таможенной практике на современном этапе………29
2.1.
Российская практика применения нетарифных мер регулирования в условиях
членства в ВТО и ЕАЭС…………………………………………………………………….29
2.2.
Зарубежный опыт применения мер нетарифного регулирования внешней торговли (на
примере ЕС и США)………………………………………………………37
3. Совершенствование института нетарифных мер регулирования
в условиях членства РФ в новых торговых интеграционных объединениях………….48
3.1.
Пути повышения эффективности нетарифного регулирования в условиях членства
России в ВТО………………………………………………………………………48
3.2.
Пути повышения эффективности нетарифного регулирования в условиях ЕАЭС………………………………………………………………………………………………..56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………….65

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования обусловлена высокой ролью нетарифных мер в
системе регулирования внешнеэкономической деятельности. Так, в условиях
глобализации мировой экономики, в том числе торгово-экономических отношений,
практика применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической
деятельности, несмотря на декларативную часть приверженность принципу свободы
торговли, свидетельствует об очень жестком, зачастую скрытом использовании различных
механизмов защиты национальных экономических интересов.

Особенно это проявляется в периоды
экономических кризисов. При осуществлении государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности используется широкий спектр разнородных мер, которые действуют в
отношении импорта и экспорта товаров. Традиционно данные меры делят на две
самостоятельные группы: тарифные и нетарифные. Таможенно — тарифное
регулирование осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин,
нетарифное регулирование — путем введения количественных ограничений и иных запретов
и ограничений экономического характера.

Произошедшее в течение последнего года
кардинальное изменение геополитической обстановки существенно изменило ситуацию
на внутреннем и международном положении России. Сформировалось принципиально
новое пространство взаимодействия отечественной экономики с зарубежной,
внутреннего рынка – с внешним.

На сегодняшний день самыми масштабными и
динамичными процессами для Российской Федерации являются развитие Евразийского экономического
союза. И, несмотря на то, что нетарифные методы ограничения внешней торговли
всегда приводят к чистым потерям благосостояния, они широко используются в
странах Таможенного союза.

В этих условиях наиболее актуальными
проблемами становятся гармонизация и унификация законодательств государств —
участников Таможенного союза с учетом общепризнанных норм и принципов международного
права в той мере, в какой это необходимо для функционирования Евразийского
экономического союза и обеспечения экономической безопасности стран участников,
также не менее важным является вопрос эффективности и необходимости применения
мер нетарифного регулирования.

Объектом
исследования являются общественные отношения, складывающиеся в
результате применения мер нетарифного регулирования в Евразийском экономическом
союзе.

Предметом
исследования являются нормы международного, административного,
таможенного и других отраслей права, регламентирующие институт нетарифного
регулирования в таможенном деле.

Целью дипломной
работы является
изучение нетарифного регулирования как одного из основного метода регулирования
внешнеторговой деятельности, а также выявление проблем и поиск путей их решения.

Достижение указанной цели обеспечивается
путем решения следующих

задач:

— охарактеризовать понятие и сущность
нетарифного регулирования;

— рассмотреть особенности и структуру
нетарифного регулирования;

— рассмотреть валютные ограничения и
валютный контроль как нетарифный метод регулирования;

— оценить эффективность применения мер
нетарифного регулирования в Таможенном союзе ЕАЭС;

— проанализировать влияние эмбарго на
внешнеторговую политику Российской Федерации.

Теоретическую
основу исследования составили учебные, научно-практические
материалы, а также научные статьи и публикации по теме исследования таких
авторов, как Лукьянов Ф., Райзберг Б.А., Ершова И.В., Дюмулен И.И., Килин В.В.,
Кирпичев В.В. и др.

Нормативно-правовой основой исследования являются:
Таможенный кодекс Таможенного союза (далее ТКТС) (приложение к Договору о
Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного
Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17); Решение Коллегии
Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного
регулирования"; Приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом
союзе «Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран»,
Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в
торговле с третьими странами и Положения о порядке ввоза и (или) вывоза этих
товаров (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N),
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом
регулировании" и др.

Методологическую основу исследования
составляет комплекс мер научного познания, среди которых методы системного,
исторического, сравнительного анализа, а также подхода предполагающего изучения
проблемы на микро- и макроуровне.

Научная новизна исследования. Проведен
анализ международного и российского опыта применения нетарифных мер
регулирования в таможенной практике, в рамках которого выявлены особенности и
проблемы механизма его реализации в условиях членства РФ в новых торговых
интеграционных объединениях ВТО и ЕАЭС и предложены пути повышения
эффективности нетарифного регулирования

Структура работы обусловлена выдвинутыми
целью и задачами исследования и включает введение, три главы, заключение,
список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование позволило сделать
следующие выводы:

1. В связи с отсутствием общепринятого и
нормативно зафиксированного определения нетарифного регулирования научная
ценность проанализированных классификаций состоит в формировании единообразного
подхода к определению объекта исследования – понятия «нетарифные меры». В
практическом плане выработка общепринятого понятийного аппарата является
необходимым условием достижения международных договоренностей по вопросам
торговой политики. В соответствии с логикой унификации правил международной
торговли основным вариантом классификации нетарифных мер становится схема,
разработанная ВТО.

2. В настоящее время роль нетарифных мер
регулирования внешней торговли как достаточно эффективного инструмента
протекционизма возросла. Среди них, в свою очередь, особое значение приобрели
антидемпинговые меры, и прежде всего антидемпинговые пошлины, направленные
против иностранных компаний, осуществляющих поставку товаров по бросовым ценам.

3. Нетарифные меры регулирования
регламентируются довольно широкой законодательной базой. В соответствии с
законодательной базой осуществляется механизм реализации мер нетарифного
регулирования, путем проверки разрешительных документов.

4. В 2014 году против России были введены
санкции которые повлекли за собой эмбарго на поставки продуктов питания из
различных стран (ЕС, США), что негативно отразилось на наших отношениях со
странами участницами ЕАЭС в особенности с Республикой Беларусь. По состоянию на
1 апреля 2021 года Белоруссией на товары из России введены такие нетарифные
меры как, санитарные и фитосанитарные меры, а также другие нетарифные меры.

5. Эффективным нетарифным инструментом
экономического характера в ЕС остаются налоги и сборы. Несмотря на значительное
продвижение в деле унификации правил применения нетарифных инструментов в ЕС, в
сфере налогообложения ведущую роль по-прежнему играют национальные регуляторы.
Существенной особенностью торговой политики США, касающейся, в том числе,
нетарифных мер, является заметное усиление двусторонних механизмов в ущерб
многостороннему регулированию.

Для американской модели нетарифного
регулирования характерны общие для большинства зарубежных стран тенденции
преобразования нетарифного инструментария, появления новых способов и приемов
регулирования внешнеторговой деятельности.

Эффективными инструментами в современной
американской практике нетарифного регулирования выступают антидемпинговые
пошлины и налоговое законодательство.

Современными тенденциями развития
нетарифного регулирования в ЕС и США являются обеспечение его прозрачности,
усиление роли в арсенале нетарифного регулирования антидемпинговых и
компенсационных мер, обладающих особой избирательностью воздействия, а также
разделение выбора нетарифной меры в зависимости от степени экономического
развития страны — торгового контрагента.

6. 
Для повышения эффективности в условиях членства России в ВТО, необходимо
создание подразделения в рамках Минэкономразвития или на независимой основе,
которое будет осуществлять экспертизу действующих законов и законопроектов на
предмет их соответствия терминологии и нормам правовых документов ВТО, а также
вносить свои предложения.

7 По прошествии года работы ЕАЭС очевидно,
что для достижения главной цели – создания единого рынка с четырьмя свободами –
необходимо двигаться дальше по пути снижения (вплоть до полной отмены)
барьеров, изъятий и ограничений (так называемые нетарифные барьеры), к которым
относятся: различия в санитарных и фитосанитарных требованиях, техническом
регулировании, непризнание разрешительных документов для ведения бизнеса,
негармонизированное налоговое и торговое законодательство, неунифицированные
подходы и процедуры осуществления контроля и надзора, различия в национальном
регулировании государственных и муниципальных закупок и т. д. Важно отметить,
что снижение нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами внутри ЕАЭС
приведет к существенному макроэкономическому эффекту для Армении (до 11% ВВП) и
Белоруссии (до 17% ВВП) и к не очень значимому эффекту для Казахстана и России
(менее 1% ВВП). В целом для ЕАЭС макроэкономический эффект может составить до
1,5% ВВП.

8. Государство, используя меры нетарифного
регулирования, поддерживает отечественных предпринимателей, тем самым повышая
их конкурентоспособность перед иностранными производителями. Наиболее
эффективными и распространенными способами поддержки является введение
технических и антидемпинговых мер по отношению к товарам из третьих стран.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.
Система мер нетарифного регулирования международной торговли 1.1. Понятие, сущность и
классификация нетарифных мер регулирования В настоящее время в России происходят
процессы экономической интеграции, а также появляются новые обязательства в
процессе присоединения к ВТО. Либерализация тарифной защиты поставила на первый
план в качестве эффективного средства защиты рынка нетарифные меры. Список
нетарифных мер достаточно велик и содержит почти 500 видов, которые затронули,
по различным оценкам, до ¼ мирового импорта. В соответствии с классификаторами
ВТО и Конференции ООН по торговле и развитию (далее ЮНКТАД) к нетарифным
методам регулирования торговли относятся санитарные и фитосанитарные стандарты,
технические стандарты, меры торговой защиты, количественные ограничения,
лицензии и другие разрешения, мониторинг импорта и другие. К нетарифным мерам
относится большинство мер, используемых государством для регулирования
торговли, исключение составляют тарифы. Нетарифные меры регулирования внешней
торговли охватывают две группы мер, связанных с запретами и ограничениями в
отношении импорта и экспорта товаров. К ним относят прямое ограничение ввоза
или вывоза товаров, регулирование внешней торговли с помощью количественных
ограничений, лицензирования, запретов и т.д., а также различные акции
административной, финансовой, торговой, кредитной, технологической политики,
санитарных и экологических мер безопасности, при которых ограничения торговли
товарами и услугами становятся их сопутствующим результатом [19].

В зарубежной научной литературе средства
нетарифного характера, ограничивающие международную торговлю, также принято
называть нетарифными мерами. Встречаются и другие обозначения данного понятия:
"нетарифные барьеры", "нетарифные ограничения",
"нетарифные искажения", "нетарифные препятствия".

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы