Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Наставничество как средство адаптации молодых специалистов в профессиональной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. Теоретико-методологические
аспекты изучения наставничества как средства адаптации молодых педагогов в
профессиональной деятельности.. 8

1.1. Наставничество как психолого-педагогический механизм
совершенствования положения учителей в современной образовательной системе. 8

1.2. Понятие процесса адаптации и его структурно-функциональные основы……………………………………………………………………………17

1.3. Содержательные и процессуальные характеристики наставничества в
системе обеспечения адаптации молодых педагогов. 23

2. Эмпирическое исследование эффективности наставничества в процессе
адаптации молодых специалистов в профессиональной деятельности.. 28

2.1.
План исследования, характеристика испытуемых и методов сбора эмпирических
данных. 28

2.2.
Анализ эмпирических данных диагностики состояния адаптации молодых
педагогов и интерпретация результатов
практического исследования. 30

2.3.
Практические рекомендации по применению наставничества в системе
адаптации молодых педагогов. 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54

Глоссарий.. 57

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 59

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 65

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 71

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Современное общество
находится в условиях трансформации и требует от системы образования
основательных, а иногда и кардинальных изменений и дальнейшего
усовершенствования. В условиях модернизации и реформирования системы
образования перед наукой встает комплекс задач, к которым относится обеспечение
качественной подготовки конкурентоспособных специалистов, в том числе и
учителей, их успешной профессиональной адаптации.

Значимость указанных аспектов актуализируется в
государственных законодательных документах, а именно: федеральном законе «Об
образовании в Российской Федерации», государственной программе РФ «Развитие
образования» (до 2030 года), национального проекта «Образование» и других.

Условия труда учителя предусматривают высокий уровень
ответственности, интеллектуального и эмоционального напряжения, а
профессиональная деятельность имеет ряд особенностей, среди которых:
многопредметность; необходимость эмоциональной окраски и создания ситуаций
успеха для учащихся в процессе их учебно-познавательной деятельности;
направленность на формирование у учащихся ключевых компетенций, базовых
навыков, норм поведения для дальнейшего непрерывного образования и успешной
самореализации и прочее. Такие особенности профессии могут усложнить процесс
профессиональной адаптации молодых педагогов.

Практика показывает, что адаптироваться к новым
условиям профессиональной деятельности за максимально короткое время без
посторонней помощи достаточно сложно. Очерченный вопрос можно решить,
целенаправленно руководя адаптацией молодых специалистов через предоставление
полномочий наставнику по их всесторонней поддержке непосредственно на рабочем
месте.

Наставничество может осуществляться в различных
формах: руководство школы (создать условия для
адаптации молодого специалиста; обеспечить необходимыми умениями, навыками;
обеспечить методической литературой), преподаватели с многолетним стажем работы
(поделиться личным опытом; поддерживать молодого педагога) и педагог-наставник
(совместно планировать карьеру; приобщать молодого специалиста к корпоративной
культуре). Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов:
обучаемого, самого наставника и организации-работодателя. Вместе с
педагогом-наставником молодому специалисту в первые месяцы работы следует
наметить «траекторию», по которой он будет двигаться. Представлено это может
быть в виде составления «Индивидуального образовательного маршрута».

Степень научной разработанности. Во многих
исследованиях ученые указывают на особую значимость этапа профессиональной
подготовки для успешной профессиональной адаптации преподавателя вуза и его
профессиогенеза вообще, ведь именно тогда происходит формирование
профессиональной готовности будущего специалиста, закрепляется профессиональное
адаптивное поведение, развивается профессиональный адаптационный потенциал,
отстраиваются адаптивные стратегии (В.Т. Ащепков, Р. Бойц, С.А. Дружилов,
Е.А. Климов, А.В. Коржуев, Г.И. Насирова и др.).

Жизненная необходимость молодого специалиста в
поддержке со стороны опытного педагога — наставника, способного оказать ему
неотложную практическую помощь на рабочем месте, повысить его теоретическую и
профессиональную компетентность представлены в исследованиях О.А. Лапиной, Г.
Льюиса, Л.А. Магальник и др.

Проблема исследования заключается в том, что несмотря
на имеющиеся исследования в области наставничества, на значительную работу,
проведённую вышеуказанными авторами, институту наставничества как целостной
системе в процессе адаптации молодых специалистов к профессиональной
деятельности в современной научно-педагогической литературе уделено
недостаточное внимание.

Цель исследования: на основе
теоретического исследования, отталкиваясь от результатов эмпирического изучения
наставничества как средства адаптации молодых специалистов, разработать
практические рекомендации по применению наставничества в системе адаптации
молодых педагогов.

Объект исследования: процессы адаптации молодых
специалистов в профессиональной деятельности.

Предмет исследования: наставничество, как средства
адаптации молодых специалистов в профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования: считаем, что процесс
профессиональной адаптации будет проходить более успешно, если:

— в процесс оптимизации профессиональной адаптации
будут подключены наставники,

— в процессе наставнической работы будут
использоваться тренинговые упражнения, ролевые и деловые игры.

Задачи исследования:

1. Путем анализа источников уточнить феномен
наставничества как психолого-педагогического средства адаптации молодых
специалистов в профессиональной деятельности.

2. Определить содержательные и процессуальные характеристики
наставничества в системе адаптации молодых педагогов.

3. Экспериментально проверить результативность
наставничества в системе адаптации молодых педагогов.

4. Разработать практические рекомендации по применению
наставничества в системе адаптации молодых педагогов.

Для реализации цели и решения задач исследования были
применены следующие методы

— теоретические: изучение и анализ
психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, сравнение,
классификация, систематизация и обобщение, интерпретация полученных
эмпирических данных,

— эмпирические: наблюдение,
собеседование, тестирование – «Мотивы выбора деятельности преподавателя» (автор
Е.П. Ильин), Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (авторы А.Г. Маклаков и С.В.Чермянин), Методика
диагностики социально-психологической адаптации (автор К. Роджерс),

— методы математической
статистики для обработки результатов экспериментальных данных и сравнение их с
исходными, оценки достоверности различий между показателями контрольной и
экспериментальной групп по результатам экспериментальной работы.

Эмпирическая база
исследования: МОУ Гимназия № 21 г. Электросталь, Московской
области. В исследовании в качестве испытуемых выступили 10 молодых
педагогов (выпускники педвуза), а также 10 опытных педагогов, которые стали
наставниками для новичков – с целью актуализации использованных
психолого-педагогических приемов и средств общения в процессе их наставнической
работы.

Методический
замысел исследования:

1. На
основе изучения первоисточников и специальной психолого-педагогической
литературы, рассмотреть сущность наставничества как психолого-педагогического
механизма адаптации новичков к работе в условиях
современной образовательной системы.

2. Опираясь на данные, представленные в
исследованиях, выполненных другими авторами, выявить особенности процесса
адаптации и его структурно-функциональные основы.

3. На основе данных, полученных из научной
литературы и из специальных психолого-педагогических источников, обосновать
содержательные и процессуальные характеристики наставничества в системе
обеспечения адаптации молодых педагогов.

4. Подобрать эмпирическую базу эксперимента,
согласовать возможность проведения практического исследования, сформировать
выборку и во взаимодействии со школьным психологом реализовать план сбора
эмпирических данных.

5. Обработать полученные данные, провести их
качественную и количественную оценку и осуществить интерпретацию результатов
исследования, делая акцент на доказательстве или опровержении гипотез.

6. Во взаимодействии со школьным психологом
разработать практические рекомендации по внедрению наставничества в системе обеспечения адаптации молодых педагогов
в эффективной деятельности в образовательной организации.

Теоретико-методологическую
основу исследования составляют: положения акмеологического (К.А.
Абульханова-Славская), аксиологического (Д.А. Леонтьев), личностно
ориентированного (И.Д. Бех, Л.С. Божович, А.А. Леонтьев), компетентностного (И.
Бех, В. Луговой, А. Пометун, А. Савченко, В. Химинец и другие) и научных подходов
к вопросам психологической адаптации (И.М. Карелиной, Т.А. Кухаревой, Р.Л.
Мучинова, С.В. Овдей, Н.Л. Руфовой, В.А. Самойловой, А.И. Ходакова).

Практическое значение полученных результатов
заключается в том, что предложенные формы работы наставничества в системе
адаптации молодых педагогов, а также системы тренингов для молодых педагогов,
могут быть использованы психологами по вопросам организации работы с молодыми
педагогами. Полученные результаты могут быть использованы в образовательном
процессе учреждений образования, во время преподавания профессиональных
дисциплин в учреждениях высшего образования и во время проведения курсов
повышения квалификации педагогов в системе последипломного педагогического
образования.

Структура работы обусловлена поставленной целью и
задачами исследования, включает: введение; две главы, по три параграфа каждая;
заключение; список использованных литературных источников, включающий 55
наименований, и 2 приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обзор теории, исторических
традиций и современной практики наставничества показывает, что сегодня оно не
исчезло, а лишь изменило свою форму, стало более разнообразным и более
функциональным. Результаты изучения теоретических основ и практического опыта
мы учли в разработке технологии наставничества в соответствии с задачами нашего
исследования.

Динамика
профессиональной адаптации молодого специалиста выражается в первичном освоении
новичком профессиональной среды и последующем формировании индивидуального
стиля профессиональной деятельности, в чем, собственно, и проявляется
адаптированность работника. Показателем успешной полной адаптации молодых
специалистов является степень реализации активной позиции. Ведущий фактор
профессиональной адаптации – фактор гармоничной активности во всех сферах
педагогической деятельности.

На основании анализа научной
литературы определили, что наставничество является одной из форм межличностного
субъект-субъектного взаимодействия в совместной деятельности, направленной на
взаєморазвитие прикладных профессиональных компетенций молодого педагога и
наставника с целью целенаправленного профессионального развития молодого
педагога и наставника. Вся эта система работы с молодыми специалистами
позволяет значительно сократить адаптационный период и побуждает начинающего
учителя к творческому развитию. Это возможно при условии комплексного подхода к
психолого-педагогическому сопровождению профессионального становления педагога,
когда различные формы работы не являются разрозненными, а способствуют
конструктивному решению проблемы. Надо принимать во внимание, что быстрый
профессиональный рост происходит именно на первом этапе после окончания высшего
учебного заведения. Эффективным для решения проблемы управления адаптацией
молодого учителя является назначение руководителем наставника — опытного
коллеги.

Основной целью проводимого
исследования стало определении эффективности наставничества в процессе
адаптации молодых педагогов в профессиональной деятельности. В исследовании в качестве
испытуемых выступили 10 молодых педагогов (выпускники педвуза), а также 10
опытных педагогов, которые стали наставниками для новичков – с целью
актуализации использованных психолого-педагогических приемов и средств общения
в процессе их наставнической работы.

Полученные по результатам
опроса педагогов-наставник данные свидетельствуют о том, что, с одной стороны,
наставниками осознается важность их участия в процессе профессиональной
адаптации, но, с другой стороны, прослеживается недостаточное понимание
необходимых форм и средств, способствующих эффективно адаптироваться молодым
педагогам с помощью наставников.

Был составлен комплекс мер по адаптации молодых педагогов, реализованных
наставниками.  В основу были положены
компоненты профессионального развития и трудности, которые были обозначены
участниками группы при опросе. Таким образом, разработанный и апробированный
проект по повышению уровня адаптации молодых педагогов проводился поэтапно, с
учетом индивидуальных достижений и уровня профессионального мастерства каждого
молодого педагога, принимающего участие в исследовании.

С целью подтверждения или
опровержения гипотезы исследования, необходимым является сопоставление данных
по результатам констатирующего и контрольного измерения. Целесообразным, по
нашему мнению, является осуществление сравнительного анализа эмпирических
данных двух срезов: констатирующего и контрольного.

По методике «Мотивы выбора
деятельности преподавателя» Е.П. Ильина выявлено, что на контрольном этапе — высокий
уровень наличия мотивов к успеху имеют 50% 
педагогов, средний уровень — 30%, низкий уровень 20%.

В частности, положительная
динамика существенно повлияла на развитие профессиональной адаптации, мотивации
и творческого отношения к профессиональной деятельности. Таким образом,
средствами объективной диагностики подтверждено, что разработанные условия,
повлекли за собой изменения в адаптации молодых педагогов.

Методика диагностики
социально-психологической адаптации, позволила показать уровень
социально-психологической адаптации молодых педагогов на констатирующем
этапе молодые педагоги имеют низкий уровень адаптации, характеризуются средним
уровнем самопринятия, принятия других и эмоциональной комфортности. Зачастую
они критично относятся к себе, не удовлетворены собственным поведением, уровнем
достижений. Они низко оценивают уверенность в себе, способность справится с
трудностями. Молодые
педагоги полагают, что большинство событий их жизни являются результатом случая
или только своих собственных усилий, отсюда и низкий показатель по шкале «доминирования»,
и средний по шкале «интернальность». Чаще всего расстройства адаптации были
представлены преобладанием смешанного сочетания тревоги и депрессии с другими
эмоциями: озабоченностью, страхом, напряжением, а иногда даже с озлоблением и
гневом, циничными высказываниями и неодобрительными оценками как в свой адрес,
так и в отношении других. На контрольном этапе, показатели по всем шкалам –
повысились. С
помощью многоуровневого личностного опросника «Адаптивность»  были определены особенности адаптации молодых
педагогов. Было выявлено, что уровень общей адаптивности молодых педагогов стал
значительно выше по всем шкалам методики.

Таким образом,
результаты этой части исследования полезны в организации мероприятий по
повышению эффективности института наставничества, а также по улучшению
социально-психологического самочувствия молодых педагогов, что существенно
будет способствовать их успешной профессиональной адаптации. Так же были
разработаны практические рекомендации по
применению наставничества в системе адаптации молодых педагогов.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретико-методологические
аспекты изучения наставничества как средства адаптации молодых педагогов в
профессиональной деятельности 1.1. Наставничество как психолого-педагогический механизм
совершенствования положения учителей в современной образовательной системе Прежде всего, считаем
необходимым определить наше понимание понятия «наставничество», которое
основывается на анализе теоретических исследований и изучении передового опыта.
Заметим, что проблема наставничества была предметом научного интереса в разные
времена истории.

Само слово «наставник», которое является
переводом с английского слова «mentor»
греческого происхождения, связано с именем наставника Телемаха, сына Одиссея в
поэме Гомера «Одиссей», за долгие времена неоднократно меняло свое
первоначальное значение.

В педагогике, еще со времен Ж.Ж.
Руссо, под наставником понимались «воспитатель», «учитель»

В современной теории образования
под наставником понимается:

— человек, обладающий опытом,
готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного
доверия. Главной характеристикой наставника должно быть совмещение в одном лице
ролей родителя и сверстника, он должен быть своего рода переходной фигурой в
развитии индивида, что предполагает не самолюбование, поражая своего протеже
знаниями и опытом, а в способности поднимать дух и поощрять ученика, делясь с
ним своим энтузиазмом по поводу своей работы [43, с. 43],

— является субъектом
профессионально-педагогической деятельности, который сознательно и
целенаправленно координирует процесс личностного и профессионального роста
молодых специалистов путем трансляции собственного опыта. Наставник наряду с
обучением профессии вводит нового сотрудника в сферу социально-психологических
отношений, через которые происходит реализация профессиональной роли рабочего
[7, с. 12].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы