Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Нарушение критичности у больных шизофренией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Психологические особенности больного
шизофренией. 8
1.1. Критичность мышления как психологическая особенность
личности. 8
1.2 Особенности протекания шизофрении как психической болезни. 24
1.3 Психологические особенности личности при
шизофрении. 27
Глава 2.
Эмпирическое исследование критичности мышления у больных шизофренией. 37
2.1 Программа исследования у больных шизофренией. 37
2.2 Психологические особенности критического мышления у больных шизофрении 40
2.3 Психологическое сопровождение личности с шизофренией при нарушении
критичности. 55
Заключение. 73
Список использованной литературы.. 76
Приложение 1. 80
Приложение 2. 82
Введение:
Проблема
нарушения критичности — одна из важнейших для теории и практики патопсихологии
и психиатрии. Наличие или отсутствие критичности — один из важнейших критериев
оценки психического состояния пациентов и прогноза заболевания в целом. Этот
вид расстройства имеет особое значение при решении многих практических задач в
психиатрической клинике. Специалисты фиксируют проявление нарушения критичности
в разной степени и в разных формах у пациентов с разными нозологиями. Например,
для пациентов с прогрессирующим параличом характерно снижение критики и
особенно самокритики. Пациенты с так называемым «лобным синдромом» не критикуют
свое состояние[1].
При
старческом слабоумие пациенты не осознают свое заболевание, они считаются
завершенными. Клиницисты отмечают, что пациенты с инволюционной меланхолией
осознают свое состояние и даже преувеличивают его. У больных шизофренией
уменьшается критика своего состояния или недостаточная критика их нелепых
заявлений и поведения. Больные маниакально-депрессивным психозом
характеризуются недостаточной критикой своего состояния, а иногда и полным его
отсутствием. С другой стороны, при улучшении психического состояния пациентов,
а также при оценке степени их психического упадка внимание в первую очередь
уделяется возникновению критического отношения.
Таким
образом, критичность является одним из наиболее важных критериев психического
состояния больных. Многие психиатры в своих работах также уделяли особое
внимание критичности (В.А. Гиляровский, М.О. Гуревич и М.Я. Серейский, С.С.
Корсаков, Г.Е. Сухарева и др.).
Распространенность этого
заболевания в мире относительно высока, в то время как шизофрения является
тяжелым психическим расстройством, которое приводит к тяжелой социальной и
профессиональной дезадаптации пациентов в особо тяжелых формах. Успех лечения и
реабилитации в значительной степени зависит от поддержки близких и приема таких
пациентов другими, поэтому важно, чтобы проблема шизофрении была понятной и
актуальной для людей, не связанных с психиатрией и психологией.
Когнитивные расстройства
занимают ведущее место в структуре шизофренического дефекта, их дальнейшее
понимание и изучение очень важно для выяснения и совершенствования
диагностических подходов, разработки новых, более эффективных методов лечения и
последующей реабилитации пациентов.
Актуальность. Поскольку
шизофреническое расстройство тесно связано с изменениями личности пациентов, их
психических функций, и отсутствует объективная диагностика заболевания, то
психологические исследования по данной теме выглядят весьма уместными и
помогают глубже проникнуть в структуру болезни, понять закономерности ее
развития, увидеть пути коррекции и помощи больным в их социальной адаптации.
Таким образом, исследование по
данной теме выглядит весьма актуальным.
Целью данного
исследования является описание когнитивных нарушений как ведущего компонента
шизофренического дефекта.
Основными задачами
являются: 1) описание различных подходов к проблеме, экспериментальных исследований
по данной теме, 2) изучить психологические особенности личности при шизофрении,
3) исследовать критичности мышления у больных шизофренией, сделать вывод и дать
рекомендации.
Объект
исследования: когнитивные нарушения.
Предмет исследования: рассмотрение
нарушений познавательных функций у больных шизофренией.
Гипотезы исследования.
Основная гипотеза: у больных
параноидной шизофренией имеет место вьфаженное нарушение социального
восприятия.
Гипотезы следствие:
1. Нарушение социального
восприятия у больных параноидной шизофренией детерминировано позитивными и
негативными симптомами.
2. Нарушение социального
восприятия у больных параноидной шизофренией обусловливает снижение уровня их
социального функционирования и качества жизни.
Теоретико-методологической основой исследования выступили:
Гаранян Н.Г. — соотношение
положительных и отрицательных эмоций, Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова
Я.А. — психосоциальная терапия и психосоциальная реабилитация в психиатрии. Елигулашвили
Е.И. — взаимодействия личности с реальностью. Критская В.П., Мелешко Т.К.,
Поляков Ю.Ф. — патология психической деятельности при шизофрении. Рассматриваются основные нарушения когнитивных
функций у больных шизофренией, выявляемые в рамках проведения
патопсихологического обследования, принципы организации патопсихологического
эксперимента, ограничения применяемого 11 подхода, особенности и проблематика
исследования мышления у больных шизофренией (Зейгарник Б.В., Крук И.В., Боков
С.Н. Рубинштейн С.Я.). Описывается порядок оценки психического дефекта у
больных шизофренией в клинической практике, при проведении МСЭ (Войтенко Р.М.,
Саковская В.Г., Филлипова М.П., Мелехов Д.Е., Кабанов М.М.). Указывается методология проведения исследования, которую
составили теоретические положения комплексного (Ананьев Б.Г.), системного (Ганзен
В.А, Ломов Ф.Б.), качественного и личностного (Зейгарник Б.В.) подходов в
изучении психологии человека; методологические принципы клинической психологии
(Платонов К.К.), культурно-историческая теория Л.С.Выготского, теория
деятельности С.Л.Рубинштейна, концепция развития психического дефекта
А.В.Снежневского. Методы
исследования:
1. теоретические
— синтез и анализ
2. эмпирические
— психологическое тестирование по методикам….
3. статистические
— описательная статистика, обработка результатов проводилась при помощи
программы SPSS 17.0
В методический комплекс
вошли следующие блоки методик:
1. Для клинической оценки выраженности
психопатологических симптомов: клинико-анамнестическое интервью, Шкала
позитивных и негативных расстройств — Positive and Negative Syndrome Scale
(PANSS) (S.R.Kay et al., 1987; С.Н.Мосолов, 2001), в том числе использовалась
«пятифакторную модель PANSS» (J.P.Lindermayer, et al., 1995), шкала тревоги А.
Бека (BAI), опросник депрессивности А. Бека (BDI).
2. Для оценки параметров
социального интеллекта: Тест «Социального интеллекта» Дж.Гилфорда, М.Салливена
(адаптация Е.С.Михайловой, 1996), тест «Распознавание эмоций», предназначенный
для выявления уровня способности идентифицировать эмоциональное состояние
человека по его мимическим проявлениям (Н.Г.Гаранян, Н.С.Курек, 1984), тест
«Поза и жест» использовался для диагностики особенностей восприятия эмоций
другого человека по позе и жесту (Н.С.Курек, 1984), методика «Hinting Task»,
разработанная в рамках концепции «модель психического» («theory of mind»),
предназначенная для изучения способности к пониманию того, что думает,
планирует, какой смысл и намерения скрывает другой человек (R.Corcoran,
G.Mercer, C.D. Frith, 1995, модификация Н.Ю.Поляковой, 2007), «Шкала социальной
ангедонии» — RSAS, включающая 40 утверждений, и позволяющая оценить снижение
потребности в общении с другими людьми (M.L.Eckblad, et al., 1982),
самооценочные шкалы. Поведенческий компонент социального интеллекта оценивался
на основании показателей ряда субшкал PANSS (Н-1, Н-2, Н-3, Н-4, Н-6, О-7,
О-16), представляющих собой экспертные, клинические оценки характеристик
социально-релевантного поведения больных. Для оценки регуляторного компонента
социального интеллекта – приемы самооценивания испытуемыми своей деятельности,
опросник «Запрет на выражение чувств» (ЗВЧ), тестирующая наличие запрета на
выражение базовых эмоций (печали, радости, гнева, страха) и общий запрет на
выражение чувств (В.К.Зарецкий, А.Б.Холмогорова, Н.Г.Гаранян, 2006), «Проективный
тест враждебности» позволяющий выявлять негативные установки по отношению к
другим людям (Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова, 2006).
3. Для оценки параметров
социального функционирования — опросник «Социальная поддержка F-SOZU-22»
(адаптация А.Б.Холмогоровой, Г.А.Петровой, 2007), «Опросник для оценки
социального функционирования и качества жизни психически больных» (И.Я.Гурович,
А.Б.Шмуклер, 2002).
4. Для оценки нейрокогнитивного
дефицита и нарушений познавательных процессов: ряд показателей PANSS, «Шкала
оценки когнитивных процессов» (Т.В. Филатова, 2002).
Работа состоит из введения, трёх
глав, заключения и списка использованной литературы. [1]
Михайлова (Алешина) Е.С. Диагностика социального интеллекта. Методическое
руководство. СПб.: Иматон. 1996.
Заключение:
В работе были описаны и
проанализированы основные нарушения когнитивной сферы у больных шизофренией,
такие как эмоциональная дефицитарность, аутистические проявления, нарушения
мышления («разноплановость», «разорванность»), характерные особенности восприятия и другие. В соответствии с патопсихологическим синдромальным
подходом, эти нарушения (прежде всего негативные симптомы) имеют в своей основе
коренные психологические изменения в личности пациента.
Помимо психофармакологических
воздействий весьма успешным бывает применение в лечении и реабилитации больных
шизофренией методов психологической коррекции, как деятельностных, так и
психотерапевтических.
Дальнейшие направления изучения
данной проблемы могут лежать в области выявления четкой системы диагностики
форм шизофрении в сочетании с определением методов помощи больным и их
социальной адаптации.
Исследования нарушений
когнитивных функций у больных шизофренией выявляет достаточно обширную
представленность проблемы эмоциональноволевых нарушений в структуре
психического дефекта у больных шизофренией, тогда как когнитивные нарушения,
наряду с возросшим интересом к когнитивным дисфункциям, представляются
недостаточно изученными.
Отмечается недостаточность
объективизированности процесса определения когнитивных дисфункций и степени
выраженности психического дефекта у больных шизофренией.
Больных шизофренией с умеренной степенью выраженности
психического дефекта отличают снижение внимания в легкой степени, снижение
мнестической функции в умеренной степени, снижение уровня обобщений, искажение
процесса обобщений и снижение уровня критичности в умеренной степени, нарушение
мотивационно-23 личностного компонента мышления в легкой степени.
Больных шизофренией с выраженной степенью выраженности
психического дефекта отличают снижение внимания и мнестической функции в
умеренной степени, снижение уровня обобщений и искажение процесса обобщений в
выраженной степени, нарушение мотивационно личностного компонента мышления в
умеренной степени, снижение уровня критичности в выраженной степени.
Теоретический и методологический
анализ различных направлений исследований социального познания при шизофрении,
осуществляемых исследователями-клиницистами и представителями современной
клинической психологии, обнаружил наличие большого числа концептуальных моделей
изучаемой области явлений; что требует интегративного подхода для обеспечения
целостного изучения нарушений социального познания и социального поведения у
больных шизофренией.
В
серии эмпирических исследований значительное нарушение СИ было обнаружено у
больных шизофренией с различными клиническими формами, длительностью
заболевания, социально-демографическими параметрами и преморбидными
характеристиками. Эти нарушения имеют значительный и сложный комплексный
характер, включают недостатки различных компонентов SI, выявленных в
соответствии с моделью, и описываются во многих конкретных аспектах:
1.
Больные шизофренией страдают от социального восприятия как особой способности
воспринимать социально значимые стимулы (эмоции другого человека, их мотивы,
намерения, характер отношений между людьми и т. Д.).
2. Существенно
страдает способность обрабатывать социально значимую информацию логически, у
пациентов выявляются грубые нарушения стратегий решения психических проблем
этого типа.
3.
Пациенты с шизофренией также имеют значительное снижение способности критически
оценивать трудности, возникающие при работе с социально значимой информацией,
добровольной и рефлексивной регуляции социального мышления, социального
поведения, в том числе деятельности совместно с другими людьми.
4.
Особая характеристика СИ, отражающая нарушение коммуникативной направленности у
пациентов и снижение аффективной составляющей опыта взаимодействия с
социальными объектами — социальная ангедония, выступает как условие,
препятствующее социальной активности больных шизофренией, накоплению и
консолидация социального опыта) социального интеллекта.
5.
Связь хирургического компонента СИ с параметром социальной ангедонии позволяет
усилить недифференцировку социального интеллекта больных шизофренией с
чрезмерным влиянием на эффективность социального познания эмоциональных
процессов.
6.
Пациенты с шизофренией продемонстрировали значительное снижение уровня
воспринимаемой социальной поддержки, в том числе — снижение эмоциональной и
инструментальной поддержки, пациенты переживают свою изоляцию, отсутствие
удовлетворительных отношений и стабильной социальной сети. Среди выделенных
компонентов СИ его мотивационная составляющая — социальная ангедония — во
многом определяет неудовлетворенность социальной поддержкой, отказ от активного
социального взаимодействия, неспособность испытывать удовлетворение от
различных сторон жизни и снижение показателя «качество жизни».
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Психологические особенности
больного шизофренией 1.1. Критичность мышления как психологическая
особенность личности При
шизофрении наиболее значимыми являются особые расстройства, характеризующие
изменения личности пациента. Выраженность этих изменений отражает
злокачественность болезненного процесса. Эти изменения влияют на все
психические качества человека. Однако наиболее типичны интеллектуальные и
эмоциональные.
Нарушения
интеллекта проявляются в различных вариантах нарушения мышления: пациенты
жалуются на неконтролируемое течение мыслей, их блокировку, параллелизм. Для
шизофрении также характерно символическое мышление, когда пациент по-своему
объясняет отдельные предметы, явления, имея в виду только его[1].
Например, он считает вишневую косточку своим одиночеством, а безымянный окурок
— умирающей жизнью. В связи с нарушением внутреннего торможения у пациента
развивается залипание (агглютинация) понятий[2].
Он
теряет способность отличать одно понятие от другого. В словах, предложениях
больной имеет особое значение, в речи появляются новые слова — неологизмы.
Мышление часто расплывчато, как будто вы переходите от одной темы к другой в
утверждениях без видимой логической связи. Логическая несостоятельность в
высказываниях многих больных с далеко идущими болезненными изменениями
принимает характер нарушения речевой речи в виде «словесной степи» (шизофазии).
Это связано с потерей единства умственной деятельности.
Эмоциональные расстройства
начинаются с утраты моральных и этических качеств, чувства привязанности и
сострадания к близким, иногда сопровождаются враждебностью и гневом. Интерес к
любимому делу со временем падает и полностью пропадает. Больные беспечны, не
соблюдают элементарных гигиенических правил ухода за собой. Поведение пациента
также является значимым признаком болезни. Ранним признаком этого может быть
возникновение аутизма: изоляция, отчуждение от близких [1]
Гурович И.Я., Шмуклер А.Б., Сторожакова Я.А. Психосоциальная терапия и
психосоциальная реабилитация в психиатрии. М.: Медпрактика, 2004. [2]
Общая психиатрия [Текст]/ под ред. А.С. Тиганова —
http://www.psychiatry.ru/lib_show.php?id=16