Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Народные игры как средство формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
Глава I. Теоретическое изучение проблемы формирования
произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития посредством народных игр. 7
1.1 Анализ психолого – педагогической и методической
литературы по проблеме развития детей с задержкой психического развития. 7
1.2 Особенности развития произвольного внимания
дошкольников с задержкой психического
развития. 27
1.3 Народная игра как средство формирования произвольного
внимания дошкольников с задержкой психического развития. 33
Выводы по I
главе. 40
Глава II. Эмпирическое исследование проблемы формирования
произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития. 42
2.1 Диагностические методики для изучения произвольного
внимания дошкольников с задержкой психического развития. 42
2.2 Методические рекомендации к организации и проведению
народных игр, направленных на формирование произвольного внимания у детей
старшего возраста с задержкой психического развития. 57
Выводы по II
главе. 60
Заключение. 62
Список литературы.. 65
Введение:
Дошкольное образование
позиционируется как первая ступень во всей системе непрерывного обучения.
Дошкольное учреждение призвано создавать условия для интеллектуального,
творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществлять его
подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе
является развитие произвольного, преднамеренного внимания в старшем дошкольном
возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в
плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать
получаемый результат.
«Под вниманием понимается
направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении
или деятельности. Направленность сознания есть выбор объекта, а
сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к
этому объекту» [2].
Дошкольники старшего возраста, даже с
учетом эмоциональных стимулов, уже способны связывать свою деятельность с
речевой установкой. У них пока еще непроизвольное внимание превалирует над
произвольным, однако уже приблизительно с шести лет можно замечать постепенное
развитие произвольного внимания. Его появление определено развитием лобных
долей коры головного мозга. С его формированием дошкольники старшего возраста
обретают потенциал точно обращать свое сознание на необходимые объекты и
явления, сохранять его на протяжении какого-то времени» [1]. Однако,
организовывая обучение детей старше шести лет необходимо иметь во внимании то,
что такие дети могут плодотворно выполнять одно задание не более 10-15 минут.
О том, какой уровень развития
внимания у детей старшего дошкольного возраста будет указывать развитость его
свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. «У старших
дошкольников трансформации касаются всех видов и свойств внимания. Поднимается
его объем: ребенок уже может функционировать с 2-3 объектами. Внимание
становится более устойчивым [3].
«Развитие произвольного внимания —
основная задача дошкольного развития. Нарушение каждого из перечисленных
свойств приводит к патологиям в поведении и деятельности ребенка» [2]. При
плохо сформированной переключаемости внимания ребенку тяжело переключаться с
выполнения одного рода занятий на другой. Для устранения данных несовершенств
требуется, как показывают исследования, специально организованная работа с
детьми. Таким образом, одним из актуальных вопросов, связанных с развитием
внимания детей старшего дошкольного возраста, является своевременно начавшаяся
диагностическая и развивающая работа.
В последние годы в Российской
Федерации большое внимание уделяется проблеме обучения, воспитания и интеграции
в современное общество детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с
этим наблюдается увеличение таких детей, обучающихся совместно с обычными. Для
того чтобы грань между этими детьми не была слишком выраженной, необходимо
проведение с детьми с ОВЗ мероприятий, направленных на коррекцию психического и
физического развития.
Одним из самых распространенных
проявлений нарушения в развитии является задержка психического развития. ЗПР
рассматривается педагогами, как промежуточный этап между нормой и патологией
развития.
В современном обществе проблема детей с ограниченными
Заключение:
Дети с
задержкой психического развития составляют одну из самых многочисленных групп
детей с проблемами в развитии. Эти дети чаще всего попадают в
общеобразовательные учреждения и их всестороннее изучение является одной из
актуальнейших задач современной специальной психологии и инклюзивной практики.
Однако как
показал теоретический анализ психолого-педагогической литературы в науке
несформирован даже единый подход трактовке термина «произвольное внимание», не
говоря уже о других аспектах данной проблемы (влияние развития произвольного
внимания на интеллектуальное развитие).
Анализ
исследований таких авторов как М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, Г.Е.Сухарева,
И.А.Юркова, В.В.Ковалева, Е.А.Аркин, Н.А.Берштейн, Н.П.Вайзман, А.В.Запорожец,
Е.М.Мастюкова, позволил сделать вывод о том, что детям с ЗПР свойственны
следующие особенности развития психомоторной сферы: запаздывание становления
произвольных двигательных и статических функций; сенсомоторные нарушения;
недоразвитие мелкой моторики, нарушение зрительно-двигательной координации,
трудности в организации двигательного контроля.
В
результате проведѐнного изучения теоретических источников было выявлено, что
дети с ЗПР представляют собой неоднородную группу с искажѐнным развитием всех
высших психических функций: воображения, внимания, памяти, речи, моторики,
мышления, волевой регуляции, игровой деятельности. Поэтому данная категория
детей нуждается в создании не только специально организованной педагогической
деятельности, но и особых психолого-педагогических условий.
Мы выяснили, что развитие
произвольного внимания – важнейшая задача дошкольного воспитания. Именно в этом
возрасте необходимо скорректировать особенности внимания детей с задержкой в
развитии, которые отрицательно влияют на протекание всех познавательных
процессов и снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками.
Фрагмент текста работы:
Глава
I. Теоретическое изучение проблемы формирования произвольного внимания у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством
народных игр
1.1 Анализ психолого – педагогической и методической
литературы по проблеме развития детей с задержкой психического развития Чтобы рассмотреть, какие условия
необходимы для развития внимания у старших дошкольников с ЗПР, необходимо
прежде всего рассмотреть само понятие «внимание», чтобы понять, на какие
характеристики внимания следует направить условия нашего исследования.
Вы можете найти множество определений
этого термина в литературе. (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский и многие другие).
Итак, Урунтаева Г.А. тщательно
понимает направление и концентрацию умственной деятельности на определенном
объекте, если черпает ее у других. Таким образом, этот психический процесс
является условием успешного осуществления любой внешней и внутренней
деятельности, а его продуктом является ее качественное выполнение [45].
По мнению С.Л. Рубинштейна, внимание
— это выборочная фокусировка на определенном объекте и концентрация на нем,
глубина познавательной деятельности, сфокусированной на объекте [36].
Стоит отметить, что обращают внимание
на внешние проявления, такие как: напряженная поза, сосредоточенный взгляд и
внутренние проявления, которые могут проявляться в виде различных изменений в организме:
учащение пульса, дыхания, выброс адреналина в кровь.
Внимание связано с деятельностью, так
как это одна из основ всех видов сознательной деятельности, особенно
познавательной [36].
В литературе встречается большое количество типов
внимания и его характеристик. Мы остановимся на характеристиках Г.А. Урунтаевой
и А.А. Осиповой, где оно было разделено на стандартные виды внимания, уделяемое