Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Надзор прокуратуры за законностью в деятельности органов внутренних дел
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические и правовые основы прокурорского надзора за законностью деятельности органов внутренних дел 7
1.1 Исторический и правовой аспект организации прокурорского надзора 7
1.2 Понятие, принципы и правовой механизм организации деятельности прокуратуры по реализации функции надзора 38
Глава 2. Основное направление прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел и пути его совершенствования 56
2.1 Организация и функции прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел 56
2.2 Организация и функции прокурорского надзора за осуществлением дознания и предварительного следствия в органах внутренних дел 86
2.3 Надзор прокуратуры за работой органов внутренних дел с обращениями граждан 90
2.4 Основные направления совершенствования прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 112
Введение:
Одной из важных и основополагающих целей Российского государства является становление правового государства с гражданским обществом. Важным аспектом в достижении данной цели является соблюдение правопорядка и правовой защиты граждан, что входит в задачи государственного надзора.
Одной из разновидностей государственного надзора являются прокурорские проверки, которые своим огромным значением обуславливают необходимость изучения их теоретических и правовых аспектов, а также возникающие при проведении прокурорских проверок проблемы и нахождение путей их решений.
Прокурорский надзор заключается в непрерывном, систематическом наблюдении за деятельностью неподчинённых им органов или лиц, для осуществления основной задачи органов, деятельность которых специализируется в данной сфере, — предупреждение и выявление нарушений законности.
В Российской Федерации оперативно-розыскная деятельность занимает важную позицию в правовом аспекте жизни современного общества. Почти во всех российских силовых ведомствах и правоохранительных органах, за исключением следственного комитета РФ существуют службы и подразделения, наделенные государством полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности.
Оперативно-розыскная деятельность в Российской Федерации с течением времени регулярно совершенствуется, реформируется и подвергается из года в год новым преобразованиям. Это происходит в связи с новыми вызовами, с которыми сталкивается современное российское общество, потому что преступность в стране идет в ногу со временем и создает себе новые условия процветания, с помощью которых препятствует раскрытию преступлений и иных противоправных действий.
Органы внутренних дел выполняют большой объем работы из-за высокого уровня преступности в нашей стране, что требует постоянного надзора со стороны государства в лице прокуроров. Важность исследования системы прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел диктуется происходящими в современном обществе изменениями экономического и социально-политического характера. Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данной работы.
Степень научной разработанности достаточно высокий. Вопросы прокурорских проверок разрабатывались такими авторами, как: Н.С. Артемьев, С.Л. Алексеев, В.А. Винокуров, Р.С. Абдулин.
Проблематика исследования. В научной литературе подробно рассмотрены вопросы о становлении, развитии российской прокуратуры, произведен анализ зарубежного опыта. На сегодняшний день представляется актуальным рассмотрение статуса прокуратуры на современном этапе развития с предложениями по совершенствованию, а также в комплексном рассмотрении конституционно-правового положения органов прокуратуры в Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в результате осуществления органами прокуратуры их надзорных функций.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения прокурорских проверок, научные и учебные труды.
Целью данной работы является исследование прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть исторический и правовой аспект организации прокурорского надзора.
2. Изучить понятие, принципы и правовой механизм организации деятельности прокуратуры по реализации функции надзора.
3. Рассмотреть организацию и функции прокурорского надзора за оперативно розыскной деятельностью органов внутренних дел.
4. Раскрыть организацию и функции прокурорского надзора за осуществлением дознания и предварительного следствия в органах внутренних дел.
4. Изучить надзор прокуратуры за работой органов внутренних дел с обращениями граждан.
5. Выявить основные направления совершенствования прокурорского надзора за деятельностью органов внутренних дел.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительноправовой, системный, комплексный, правового моделирования, нормативный.
Гипотезы исследования.
Изучение правовых и теоретических аспектов прокурорского надзора позволит вывить основные проблемы в осуществление надзора за деятельностью органами внутренних дел и предложить меры по решению этих проблем. Прокурорские проверки – это одно из средств осуществления прокурорского надзора – за органами внутренних дел, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, нацеливают на борьбу с преступностью, её предотвращению. В силу принципа негласности оперативно-розыскной деятельности могут нарушаться закон, а также и права, свободы и законные интересы человека и гражданина. Единственный кто может и должен защищать права и свободы, отстаивать правопорядок – это прокурор. Уже давно пред государством стоят вопросы о реформировании правоохранительных органов не только системно, но и функционально. Под реформу попадает и система прокуратуры РФ.
Теоретическую базу исследования составили труды таких авторов, как:
— В.А. Байдуков ;
— А.В. Паламарчук ;
— В.Б. Ястребов ;
— Ю. Ковязина ;
— А.В. Еремин и др.
Нормативную основу исследования составило законодательство РФ. Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В рамках данной работы провели исследование прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью органов внутренних дел. Цель и задачи исследования достигнуты, предмет и объект исследования изучены в полном объеме. В ходе исследования пришли к следующим выводам.
1. Прокуратура прошла долгий путь развития, прежде чем функционировать в действующем виде. Выяснили, что в органы прокуратуры входит прокуратура субъектов РФ, военные прокуратуры, специализированные прокуратуры, образовательные учреждения. Отметили, что основной функцией является надзор за исполнением и соблюдением законодательства. Кроме того органы прокуратуры могут выступать в суде в целях защиты прав и свобод граждан.
2. Правовую основу организации делопроизводства в органах прокуратуры составляет:
— Конституция Российской Федерации;
— Федеральные законы;
— Законы и подзаконные акты.
3. Прокурорская проверка включает в себя такие понятия, как: проверка, прокурор надзор. Прокурорская проверка представляет собой деятельность по контролю и надзору за соблюдением законности, осуществляемая должностными лицами органов Прокуратуры.
4. Основаниями проведения прокурорских проверок служат как обращения граждан и учреждений, так и инициатива самих органов Прокуратуры. Направляющие обращение в органы прокуратуры о преступлении должны иметь в виду, что подобного рода обращения не разрешаются органами прокуратуры.
Поступающие обращения с сообщением о преступлении перенаправляются в тот орган, который в соответствии со ст.ст. 144 и 151 УПК РФ правомочен их рассматривать.
После перенаправления обращения в соответствующий государственный орган прокуратура уведомляет лицо, направившее обращение, о том, что обращение было направлено и передает реквизиты принявшего обращение органа.
Данный порядок предусмотрен для тех обращений, которые было высланы по почте в письменном виде или через интернет-приемную в электронном виде.
Если же заявление о преступление делается на личном приеме, то представитель прокуратуры направляет заявителя обратиться в тот орган, который компетентен рассматривать обращения подобного рода.
Направляя обращения с сообщением о преступлениях, заявитель в обязательном порядке должен указывать данные, удостоверяющие его личность. В противном случае обращение органами прокуратуры не будет принято, поскольку оно отправлено анонимно.
5. Эффективность проведения прокурорской проверки, главным образом, зависит от тактики проведения прокурорской проверки, в рамках которой определяются задачи и границы прокурорских проверок. Кроме того, проведение прокурорских проверок должно соответствовать принципам своевременности, полноты и глубины, что обеспечивает качественное осуществление надзора.
Эффективность проведения прокурорской проверки обеспечивает устранение нарушений, что является главной целью прокурорской проверки.
Выделим меры, которые могут быть применены в целях совершенствования проведения прокурорских проверок:
— в первую очередь должна быть грамотно выстроена система тактики проведения прокурорских проверок, а также своевременно должна проводиться ее оптимизация;
— во-вторых, построение системы тактики прокурорских проверок должно начинаться с четкой постановки конкретных целей и задач для каждого направления прокурорского надзора.
В ходе исследования данной темы выяснили, что на данный момент назрела необходимость в совершенствовании прокурорского надзора.
Во-первых, повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением наказания, не связанного с лишением свободы может быть обеспечено комплексом мер. Прежде всего, с ростом доли лиц, отбывающих наказание без лишения свободы, привлечения повышенного общественного внимания к самому институту отбывания наказания без лишения свободы, существует насущная необходимость усиления, а точнее, повышения качества и продуктивности прокурорского надзора.
В качестве неотложной меры считаем необходимым подготовку и издание специального приказа Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы…». В приказе целесообразно предусмотреть более частые, по сравнению с действующими, сроки проведения прокурорских проверок (не ежеквартально, а раз в два месяца), что обусловлено ростом общественной значимости института отбывания наказания без лишения свободы, который должен стать эффективным инструментом уголовно-правовой превенции правонарушений небольшой тяжести. Также в приказе целесообразно предусмотреть комплексный характер прокурорских проверок и алгоритм взаимодействия в ходе проверки УИИ, органов местного самоуправления и организаций, где работают осужденные.
Во-вторых, в целях повышения эффективности деятельности прокуроров по осуществлению взаимодействия с органами публичной власти и институтами гражданского общества необходимо сформулировать предложения о внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации, а именно:
а) дополнить разделом 4 «Иные направления деятельности прокуратуры»;
б) включить в него главу 1 «Взаимодействие прокуроров с органами публичной власти и институтами гражданского общества»;
в) включить в главу статьи 39.1 и 39.2, закрепляющие предмет взаимодействия и полномочия прокурора.
В-третьих, на основе изученного материала можно выделить следующие проблемы в осуществлении надзора за органами прокуратуры в Российской Федерации и путь, по которому пойдет российская прокуратура в будущем, зависит от многих факторов:
— будет ли в России проводиться политика, отвечающая национальным интересам, будет ли преобладать национальная идея, направленная на всемерное укрепление государства, его целостности, экономической, интеллектуальной и военной мощи и в конечном счете на спасение россиян;
— в каком направлении пойдет судебная реформа и к каким положительным результатам она может привести в плане защиты прав и свобод граждан;
— будет ли учтен положительный опыт организации и деятельности прокуратуры России, накопленный за несколько десятков лет существования.
Наконец, в связи с этим можно предложить следующие пути совершенствования:
— прокуратура должна оставаться федеральным централизованным органом надзора за правоохранительной деятельностью, возлагая на нее все задачи, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральным законом «О прокуратуре»;
— прокуратура должна оставаться защитой государственных и общественных интересов;
— уточнение приоритетов, задач, границ органов надзора и направлений деятельности прокуратуры, полномочий прокуроров;
— включить вместо ст. 129 Конституции РФ о прокуратуре, находящейся в гл. 7 «Судебная власть» самостоятельную главу «Прокуратура РФ», в которой изложить задачи, структуру, основные направления деятельности прокуратуры, порядок назначения на должности прокуроров и освобождения их от должностей, отказавшись от института согласования назначения прокуроров субъектов РФ с ее субъектами, наделить Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов РФ правом законодательной инициативы, а также правом обращения с запросом в КС РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Кроме того, представляется важным дополнить Раздел III Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» главой 5 «Ответственность и наказание за неисполнение актов прокурорского реагирования», которая закрепит пределы административной или уголовной ответственности и виды наказаний за указанное деяние. Действующий Федеральный закон не содержит подобного рода ответственности за отказ от исполнения актов прокурора, что ведет к некоторой вседозволенности со стороны субъектов правоотношений. Поэтому, в целях повышения правосознания физических и юридических лиц следует регламентировать последствия за неисполнение актов прокурорского реагирования в форме юридической ответственности с установлением конкретных видов наказания.
России сейчас необходима прокуратура, которая действительно эффективно работает, охраняет государственный строй и целостность, права и свободы ее граждан, законные интересы юридических лиц. Прокуратура – это орган, который отличается квалифицированностью кадров и качеством деятельности. Российское общество всегда будет нуждаться в прокуратуре, а основная ее задача всегда будет заключаться в надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Российская прокуратура не нуждается в глобальных переменах, а лишь требует расширения полномочий и более серьезного к ней отношения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические и правовые основы прокурорского надзора за законностью деятельности органов внутренних дел
1.1 Исторический и правовой аспект организации прокурорского надзора
Изучение исторического аспекта прокуратуры крайне важно для выявления и исправления существующих недостатков в деятельности данного органа.
В истории развития российской прокуратуры можно выделить три последовательных этапа:
1. Досоветская прокуратура – до 1917 г.
2. Советская прокуратура – 1917-1922 гг.
3. Российская прокуратура – с 1992 г. – по настоящее время.
Впервые прокуратура как надзорный орган за соблюдением законности была создана Петром I в 1922 году и заменила существовавшую ранее фискальную службу. Вместе с тем утверждается должность генерал-прокурора, основной задачей которого становится контроль за соблюдением исполнения указов в Сенате.
В 1802 году возникает Министерство юстиции, и прокуратура входит в его состав. При этом должности министра юстиции и генерал- прокурора сливаются в одну. Основным предназначением прокуратуры по-прежнему остается обеспечение соблюдения и исполнения законов Российской империи.
В 1862 году закрепляются принципы деятельности прокуратуры, в частности:
— централизация и единство органов прокуратуры;
— подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящих;
— независимость прокуроров от местных властей в части принятия решения и пр.
В 1864 году задачи прокуратуры расширились. Прокуратура стала отвечать не только за соблюдение законности, но и за уголовное преследование. В связи с этим на органы прокуратуры возлагалась, в частности, такая задача, как наблюдение за процессом предварительного следствия и одновременно контроль за законностью следственных действий и принимаемых решений .
Указанными вопросами прокуратура занималась до 1917 года.
В 1917 году был издан Декрет о суде №1, согласно которому упразднялись органы прокурорского надзора, а их функции возлагались на вновь созданные народные суды и революционные трибуналы.
В 1922 году Положением о прокурорском надзоре была создана Государственная прокуратура. В ее функции стало входить:
— осуществление контроля за соблюдением законности в принимаемых решения и действиях всех органов власти, учреждений и организаций;
— осуществление наблюдения за деятельностью следственных органов на этапе предварительного расследования;
— представление стороны обвинения на судебных заседаниях;
— контроль за правильностью содержания заключенных под стражей .
Прокуратура обретает особый правовой статус самостоятельного государственного надзорного органа в первые годы после Гражданской войны, т.е. после 1922 года.
Сотрудники прокуратуры, как и орган в целом, наделяются правовым статусом, к ним применяются моральные и этические нормы.
Правовое положение и статус органов прокуратуры ослабевает в годы правления Сталина, что связано с проводимой им репрессионной политикой.
В этот период наблюдается пренебрежение полномочий прокуроров. Кроме того в период правления Сталина отмечалось возросшее количество несанкционированных арестов со стороны прокуратуры.
Все это ознаменовало утрату прокуратурой своих правоохранительных функций.
Конституция СССР 1936 года несмотря на вышеуказанные факторы закрепляет основы прокурорского надзора, что свидетельствует о дальнейшем развитии законодательства о прокуратуре.
Следует отметить однако, что несмотря на закрепленный принцип самостоятельного органа прокуратура оставалась важнейшим инструментов в руках партии.
Данный факт обуславливался и тем, что все сотрудники надзорного органа состояли в различных партийных комитетах и были членами ВКП(б) .
В период Великой Отечественной войны значительное количество сотрудников прокуратуры отправились на фронт, а затем выступали участниками в Нюрнбергском судебном процессе над военными преступниками.
После окончания Великой Отечественной войны главной задачей органов прокуратуры стало противодействие преступности в сфере экономики.
Проводится реформа законодательства о прокуратуре, в результате которой борьба с преступностью начинает вестись и по таким направлениям, как промышленность, транспорт, сельское хозяйство и прочее.
Проводимая государством политика в этот период в качестве одного из приоритетных направлений определяет защиту и восстановление нарушенных прав граждан. Для обеспечения решения данной задачи государство наделяет органы прокуратуры полномочиями по надзору за соблюдением законодательства и защитой прав.
Правовой статус органов прокуратуры растет в результате выполнения задач по вновь выделенным направлениям борьбы с преступностью.
19 марта 1946 года следует отметить как дату возникновения новой должности – Генеральный прокурор СССР.
Вместе с тем законодательство о прокуратуре продолжает активно развиваться. В 1956 году было принято Положение о прокурорском надзоре в СССР, которое закрепляло:
— полномочия органов прокуратуры;
— задачи деятельности прокуратуры в части надзора за исполнением законодательства;
— методы проводимого прокуратурой надзора.
Данное положение играло весьма значительную роль в регулировании деятельности прокуратуры, поскольку не ограничивало сферу прокурорского надзора. Было принято, что «он (прокурорский надзор) может быть осуществлен во всех отраслях и сферах на территории СССР» .
В 1977 году была принята новая Конституция СССР, которая закрепляла прокуратуры как более централизованный орган.
Данный нормативный акт расширяет полномочия прокуратуры как правоохранительного органа. Требования, выносимые органами прокуратурой в части соблюдения законодательства, должны исполняться обязательно и беспрекословно.
В 1990 году был принят закон в части регулирования деятельности прокуратуры, который продолжил расширение полномочий органов прокуратуры.
Помимо прочего прокуратура согласно этому закону должна была осуществлять надзор за правомерностью деятельности таких структур, как:
— Совет народных депутатов;
— политических партий.
В 1991 году было принято Постановление о единой системе органов прокуратуры. Фактически этот правовой акт ознаменовал упразднение прокуратуры СССР и создание прокуратуры РФ, что связано с изданием Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» .
Данный нормативный правовой акт является основным законом, регулирующим деятельность органов прокуратуры в России.
Следует отметить, что в силу постоянного развития общества во всех сферах жизнедеятельности, роста преступности, законодательство, устанавливающее и регламентирующее надзорные функции прокуратуры РФ должно постоянно совершенствоваться, подстраиваться под существующие реалии.
Одним из главных этапов развития прокуратуры в России является создание Следственного комитета при прокуратуре в 2007 году.
В 2010 году вновь созданное подразделение стало самостоятельной структурой и взяло на себя основные функции уголовного преследования.
В настоящее время прокуратура является основным надзорным органом, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства во всех сферах жизнедеятельности.
Законодательное определение прокуратуры РФ дано в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» и звучит следующим образом: «единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции» .
Проанализировав данное определение, можно отметить присущие органам прокуратуры признаки:
1. Органы прокуратуры являются государственной структурой.
2. Главной задачей прокуратуры является надзор, другими словами, она представляет собой надзорный орган.
3. Прокуратура является централизованной системой органов и не относится ни к одной из существующих ветвей власти, т.е. законодательной, исполнительной, судебной.
4. Прокуратура, как и прочие структуры, осуществляет свои функции в соответствии с нормами правовых актов.
Ст. 11 ФЗ о прокуратуре закрепляет систему органов прокуратуры и устанавливает, что система органов прокуратуры представляет собой совокупность органов, которые могут быть представлены территориальными, военными и прочими прокуратурами, а также учреждениями и юридическими лицами, которые призваны обеспечивать законность и правопорядок на территории Российской Федерации.
Систему органов прокуратуры представим в виде схемы (рис. 1).