Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Международные исследования

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Музыкальные субкультуры США как социальный феномен

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. ФЕНОМЕН СУБКУЛЬТУРЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 8

1.1 Теоретические концепты, подходы к изучению субкультуры 8

1.2 Основные понятия и история возникновения музыкальных субкультур 22

2. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА АМЕРИКАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 39

2.1 История развития субкультур в США и классификация субкультур 39

2.2 Музыкальная субкультура и американское общество 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78


  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования состоит в том, что явление субкультуры имеет значительное влияние на немалое количество современных политических, общественных движений, стало основой для большого количества политических сил. Позиция субкультуры, в частности в экологической сфере, защите прав меньшинств, противодействии насилию и содействии толерантности, стала важным элементом государственной политики в странах Запада. Многие сообщества, которые используют опыт и практику субкультуры, возникшие на рубеже ХХ-ХХІ веков в связи с распространением ИТ-технологий и активно развивающихся в наше время с развитием интернет-сети.

В частности, речь идет о кибер-культуре, сетевых субкультурах. В этом контексте опыт контркультуры 50-70-х годов XX века позволяет лучше понять современные вызовы глобального и информационного мира. Значителен интерес к субкультуре и субкультурным движениям, с ней связанных, вызванный появлением и развитием в России за последние три десятилетия большого количества разнообразных молодежных субкультур, которые в значительной степени являются подражаниями по отношению к западным, прежде всего, американским движениям.

Существует более чем достаточно предположений о том, как музыка стала частью нашего мира. Теория эволюционного отбора Чарльза Дарвина утверждает, что музыка возникла как способ продемонстрировать прекрасную форму, чтобы привлечь потенциальных товарищей. А может быть, она возникла как способ успокоить и обучить наших детей. Возможно, это был ценный способ самоопределения и социального взаимодействия, которым могли воспользоваться племена и семьи. Или музыка произошла от первобытного языка, который позволял нам передавать необходимые сигналы еще до того, как у людей появились слова и предложения. Как же возникла и развивалась музыка, которую мы сегодня называем классической? С одной стороны, правильнее было бы считать, что музыка зародилась, когда первобытный шаман впервые танцевал вокруг костра, подпевая и аккомпанируя себе, притопывая ногами и хлопая в ладоши. Но, с другой стороны, мы так мало знаем о том историческом периоде, что неизбежно попадаем в сферу чистых догадок и теоретических построений. Именно поэтому принято начинать периодизацию классической музыки примерно с 1000 года, позднего Средневековья, и вплоть до 1600 года, эпохи Возрождения. Григорианский хорал (от лат. cantus gregorianus — григорианский напев) — традиционный литургический напев Римско-католической церкви. Исполняется мужским хором в унисон. Он является основой ранних форм европейской полифонии. Церковь оказывала огромное влияние на все сферы жизни того времени. Поэтому неудивительно, что пение священных текстов стало одним из первых музыкальных направлений. Григорианские хоралы известны и по сей день и заслуженно считаются одним из самых прекрасных образцов вокальной музыки.

Музыка — это и язык общения, и связь между людьми, и форма общественного сознания. Она отражает восприятие человеком мира, она объединяет, заставляет нас переживать, радоваться, мечтать, думать, расслабляться или, наоборот, испытывать беспокойство. Музыка обостряет духовное состояние, раскрывает эмоции, чувства, переживания, настроения.

Несмотря на то, что наиболее значимыми в процессе социализации и формирования личности считаются семья и общество, все чаще в современном мире одну из ведущих ролей социализации личности играет искусство в целом и музыка в частности. В современном мире существуют миллионы определений и теорий относительно музыки и ее роли в нашей жизни, и никто не станет отрицать тот факт, что мы не можем представить наш мир без нее. На протяжении всей истории человечества она оказывала огромное влияние на людей и общество. Не секрет, что музыкальные вкусы, которыми обладает человек, влияют на его принадлежность к социальной группе. Сейчас мы можем практически сразу определить, какая музыка нравится человеку, потому что ее влияние распространяется практически на все аспекты жизни и поведения человека. Каждый человек может легко найти тот музыкальный жанр или группу, которая ему подходит, а также подобрать музыку на любой случай жизни. Все это связано с развитием медиаиндустрии и усложнением потребностей людей. Так или иначе, мы тесно связаны с музыкой, даже если мы этого не замечаем, она стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, будь то просто прослушивание музыки по дороге на работу или в школу, поход в театр или обучение наших детей в музыкальных школах.

Степень изученности темы. Исследования, связанные с явлением субкультуры и ее влиянием на общественно-политический процесс начались во второй половине ХХ века. По времени их появления можно выделить несколько волн заинтересованности субкультурой. Первые научные работы касаются 1960 года (например, «Контра-культуры и субкультуры» Джона Милтона Ингера ). Значительное количество работ характерно во второй половине 60-х и начале 70-х годов. В связи с популяризацией явления и активностью молодежного движения не только в США, но и в большинстве стран Запада, вышли в свет многие исследования по проблематике субкультуры – от апологетических, до жестко критических.

Середина и вторая половина 70-х годов ХХ века отличились спадом интереса к субкультуре 60-х годов. Явление считалось уже исчерпавшим себя. Рассмотрение контркультуры проводилось в контексте панковского движения, как его антитезис (по движению «новых левых», хиппи). Но при этом отмечалось, что некоторые представители субкультуры 50-70-х годов ХХ века повлекли за собой важное идейное влияние (особенно это касалось произведений битников, прежде всего В. Берроуза). Развиваются определенные направления рок-музыки с соответствующими текстовыми и музыкальными месседжами (протопанк Stoogies, Iggy Pop, MC5, альтернативный рок – Лу Рид и Velvet Underground).

В первой половине 80-х годов появляется фундаментальная работа Джона Милтона Ингера «Контркультуры: перспективы и опасности всемирных мятежников» , в которой сделан своеобразный научный итог предыдущих публикаций автора на тематику субкультуры.

Ситуация начинает меняться в 1990-х и 2000-х годах. К теме субкультуры снова начинают обращаться ученые. В значительной степени это связано с новыми молодежными субкультурными движениями, рейв-культурой, активно осваивающими наследие «мятежных 60-х». Также актуализации исследований способствовало появление антиглобалисткого движения, альтернативных общественных движений и политических партий.

Объект исследования — музыкальные субкультуры.

Предмет исследования — музыкальные субкультуры США.

Цель курсовой работы. Определить особенности интегративного сочетание различных культур, например создания «музыкальных субкультур» в США.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать понятие музыкальной субкультуры.

2.Изучить историю распространения музыкальных субкультур.

3. Исследовать музыкальные субкультуры в глобализованном мире: эстетические ценности и поиск идентичности.

4. Изучить историю развития субкультур в США.

5. Выявить виды музыкальных субкультур в социальной системе США.

6. Определить музыкальные субкультуры как инструмент политики США.

Источники исследования. К источниковой базе исследования в первую очередь относятся сборники документов, статистические материалы, архивные материалы органов государственной власти, программные документы движения контркультуры, литературные произведения, публицистика, мемуары, воспоминания, периодическая печать.

Среди сборников документов, архивных материалов органов государственной власти важное место занимают документы Федерального Бюро Расследований, а также материалы слушаний в Сенате США по поводу деятельности радикальных организаций «нового левого» движения, «везерменов», «Партии черных пантер», а также материалы по незаконному противодействию им в рамках программы ФБР COINTELPRO .

Важными для изучения субкультуры являются программные документы, которые публиковались политическими организациями «новых левых». До этого всего это основной программный документ организации «Студенты за демократическое общество» — «Порт-Гуронская декларация» 1962 года. Также важны для понимания идеологической основы «Партии черных пантер» их политическая программа «Что мы хотим, во что мы верим». Соответствующие программные документы публиковались и радикальной организацией «везермены» .

Среди литературных произведений важное значение имеют работы представителей «разбитого поколения», прежде всего А. Гинзберга, В. Берроуза, Дж. Керуака, Г. Корсо, Л. Ферлингетти и других авторов, творчество которых существенно повлияло на формирование идейной основы субкультуры битников, субкультур. -х годов ХХ века .

Важны также публицистические источники, периодическая пресса, мемуары, воспоминания участников контркультурного движения, интервью с деятелями контркультуры 50–70 гг. ХХ века, сборники альтернативной контркультурной печати 60-х годов .

Методы исследования. В исследовании были применены следующие методы:

1. Структурно-функциональный метод позволил выделить субкультуру как условно-целостное явление по культуре США 1950-70-х гг., а также выделить из символической структуры этого феномена его существенные признаки.

2. Типологический способ применяется при выделении ценностных оппозиций в противопоставлении официальной культуры и субкультуры США. Кроме того, типологический метод позволил составить типологию функций культа иррациональности, спонтанности в движении битников и хиппи.

3. Биографический метод присутствует в работе фрагментарно культурологическом анализе произведений представителей американской субкультуры.

4. Активно используются базовые философские методы научного исследования, такие как: синтез и анализ, абстрагирование и конкретизация.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведя анализ по теме исследования, можно сделать следующие выводы:

1. В теоретическом дискурсе постсубкультурный подход к изучению субкультур связан, прежде всего, со сложными социальными процессами, а именно с глобализацией и информатизацией общества. Постсубкультурный подход включает в себя такие понятия, как постсубкультуры, нео-племена, клубная культура, субкультуры. Понятие субкультуры в классическом понимании включает в себя огромное понятие признаков, которые являются широкими обобщениями. Такая ситуация снижает инструментальную значимость понятия субкультуры.

Как отмечалось ранее, основополагающим элементом субкультур является стиль. Стиль включает в себя внешние атрибуты субкультурных групп, языковую составляющую, а также определенную идеологию. Субкультурные проявления отличаются протестом против устоявшихся социальных ценностей, внося «смысловой беспорядок» в общепринятое социокультурное состояние общества.

С середины XX века развивается лингвистический обмен между субкультурами и доминирующими культурами, стоит отметить, что в связи с развитием Интернета этот обмен стал более интенсивным. В то же время широкое использование общественностью сленга субкультур не несет в себе никакой символики, а лишь показывает размытость в социокультурной жизни общества. Помимо языковых особенностей субкультур, в совершенно разные слои общества проникают элементы одежды, а иногда и идеологии. Соответственно, использование субкультурного стиля перестает быть чертой, определяющей принадлежность к субкультурам.

2. Одними из наиболее ярких и известных субкультурных сообществ являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки или другими увлечениями. Такие субкультуры принято называть музыкальными субкультурами. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому образу исполнителей, популярных в данной субкультуре.

Музыкальные субкультуры очень чувствительны к внешним изменениям. Интересно, что практически все музыкальные стили: джаз, готика, хип-хоп, рейв, когда-то были распространены повсеместно. Каждый раз это был очередной шаг музыкальной моды, который, однако, длился недолго.

Молодежные музыкальные субкультуры — относительно новое явление в истории человечества, феномен двадцатого века. Как известно, молодежи присущи такие качества, как дух экспериментаторства, максимализма, безрассудства. Этот период жизни, свободный от социальных и семейных обязательств, они стараются заполнить приключениями. Стремление к соперничеству выражается в изобретении все более экстремальных, авантюрных видов спорта, в создании новых музыкальных и танцевальных направлений. Все это способствует возникновению молодежных субкультур.

3. В современном мире значительно возросло значение культурного фактора в мировой политике и международных отношениях, серьезно усилилось его влияние на мировые социально-экономические процессы и на межгосударственные отношения. В связи с этим государства начинают уделять все больше внимания своей культурной политике, термин «внешняя культурная политика» становится все более актуальным и чаще употребляется, поскольку экспорт, распространение и популяризация национальной культуры или, наоборот, неприятие инокультурной экспансии стали весьма эффективным дипломатическим инструментом и достаточно действенным средством борьбы за национальные интересы того или иного государства.

Так называемая внешняя культурная политика, при успешной реализации, может служить очень сильным вспомогательным идеологическим инструментом, сопровождающим реализацию общей внешнеполитической стратегии государства, создавая еще более прочный фундамент, позволяющий государству не только отстаивать и продвигать свои национальные интересы на мировой арене, но и оказывать прямое и очень серьезное влияние на различные политические, экономические и социальные процессы в мире.

Когда речь идет о внешней культурной политике государства, нельзя найти более наглядного, актуального и интересного примера для изучения, чем внешняя культурная политика Соединенных Штатов Америки, которая часто характеризуется такими весьма спорными определениями, как «культурный экспансионизм» или «культурный империализм», хотя, конечно, трудно оспорить тот факт, что плоды внешней культурной политики США и влияние американской культуры можно увидеть в большинстве уголков планеты.

4. Сегодня музыка занимает большое место в жизни молодых людей и сопровождает их повсюду. Многие ученые: социологи, психологи и педагоги изучали влияние музыки на молодежь. Они выявили определенные закономерности этого влияния.

Например, В.С. Цукерман в своих исследованиях раскрыл специфику социологического подхода к системе «музыка — слушатель». Н.Р. Исхакова изучала вкусы молодежи, их досуг, а также влияние на них различных музыкальных направлений. Она выделила элементы молодежной субкультуры, к которым относятся: образ жизни, одежда, мода, нормы влияния, модели поведения. По ее мнению, «индивидуальность каждой субкультуры проявляется через язык, а в молодежном сленге — это жаргон, многослойное явление, включающее две группы слов и выражений».

Музыка объединяет многие молодежные субкультуры. Она рассматривается как основная точка самоидентификации ее участников. Поэтому музыка играет важную роль и выступает в качестве инструмента пропаганды. Кажется, что многие молодые люди считают себя приверженцами различных музыкальных субкультур.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ФЕНОМЕН СУБКУЛЬТУРЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1 Теоретические концепты, подходы к изучению субкультуры

Весь диапазон подходов к определению термина контркультуры можно условно поделить на две группы. К первой относятся те определения, которые рассматривают термин в узком смысле, как совокупность критических культурных, социально-политических установок в среде американского (впоследствии и европейского) общества в 50–70 годах XX века. Поскольку термин был популяризирован американским социологом Теодором Роззаком для описания контркультурных, субкультурных движений в США 60-х годов ХХ века (напр. хиппи, «новые левые»), их критической программы, а также для характеристики альтернативного общества, создание которого пропагандировали, а частично и осуществляли представители движений «шестидесятых», то в научной, научно-популярной литературе термин часто звучит как «контркультура 60-х» .

При этом в «субкультуру 60-х» часто включаются движения, отдельные персоналии, идейная база, которые берут свое начало еще с конца 40-х, особенно – 50-х годов ХХ века. Прежде всего, это касается периода существования хипстеров, но только ими не ограничивается. Так же во временном промежутке, активный период субкультуры 60-х не заканчивается десятилетием, а достигает, как минимум середины 70-х годов. Некоторые «реликты» этого времени проявили достаточную живучесть и успешно существуют в начале ХХІ века. Этот период, который мы также, в некотором роде условности, также можем назвать «субкультурой 60-х», является основным в нашем исследовании .

Следует отметить, что после 70-х годов ХХ века субкультура не закончилась. Ее «возрождение» произошло в рамках различных видов панковского движения, других субкультур, в конце концов – современного антиглобалисткого движения, «зеленых движений» и т.д., которые являются нашими современниками. Вторая

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы