Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Музыкально-ритмические движения как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ.. 7
1.1.Понятие
творчества в педагогике и психологии…………………………….7
1.2. Понятие музыкально-ритмическое
чувство. 11
1.3. Историко-педагогические аспекты
становления музыкально-ритмического развития ребенка. 16
1.4. Особенности общего и музыкального
развития младших дошкольников. 22
Выводы по
главе 1. 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 30
2.1. Диагностический инструментарий
исследования уровня развития творческих способностей детей младшего
дошкольного возраста (констатирующий
этап) 30
2.2. Методические рекомендации для
педагогов по развитию творческих способностей младших дошкольников…………………………………………37
Выводы по
главе 2. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 42
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ. 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 46
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. ФГОС дошкольного образования ориентирован на
социализацию и индивидуализацию развития ребенка .[2]. Стандарт направлен на
решение многих задач, и одна из них: «создание
благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром…»
Федеральный
государственный стандарт дошкольного образования гласит , что в рамках дошкольного образования
развитие детей должно быть комплексным с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей. [1].
Дошкольное детство – это период
бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств личности. Чем раньше
ребенок начнет приобщаться к музыкальной деятельности, тем гармоничнее будет
происходить его развитие в целом. Однако для того, чтобы музыка воздействовала
на ребенка, необходимо научить его воспринимать музыку, уметь слышать и
чувствовать в ней содержание, несущее чувства, образы и мысли.
Дошкольники искренне
интересуются музыкальным искусством и могут легко участвовать в музыкальной
деятельности, которая учит их воспринимать музыкальное содержание, развивать к
нему интерес, пробуждает потребность в постоянном общении с музыкой и самовыражении.
Перед педагогами ДОУ
стоит задача как можно бережнее отнестись к проявлениям оригинальности,
креативности детей, которая проявляется в дошкольном возрасте в самых различных
областях.
Творческое воспитание
детей дошкольного возраста имеет важное значение, как для интеллектуального,
так и для физического развития. Музыкально-творческие способности развиваются
не только в пение или слушании музыки, но и в музыкально-ритмических движениях.
Музыкально-ритмические движения способствуют познанию ребёнком окружающей
действительности и, в то же время, — являются средством выражения музыкальных
образов, характера музыкальных произведений.
Выдающийся музыкальный
педагог А. Д. Артоболевская, в книге "Первая встреча с музыкой"
утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются, прежде
всего, через движение с музыкой.
Творчество и его развитие
— одна из актуальнейших проблем, привлекающая внимание исследователей разных
специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное
условие прогрессивного развития общества — человек, способный к творческому созиданию.
Проблема развития музыкально-творческих способностей сложна и актуальна на
современном этапе. Не случайно ее называют «проблемой века», поскольку решение
ее связано с вопросами общего развития и воспитания ребенка, со становлением
его личности.
Объект исследования — процесс развития творческих способностей детей младшего дошкольного
возраста.
Предмет исследования — музыкально-ритмические движения как средство развития
творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать развитие творческих способностей
младших дошкольников в музыкально-ритмических движениях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть
понятие творчество, творческие способности.
2. Раскрыть
понятие музыкально-ритмическое чувство.
3. Раскрыть особенности общего и музыкального развития
младших дошкольников.
4. Подобрать
диагностические методики для определения уровня развития творческих
способностей детей.
5. Провести
педагогический эксперимент.
6. Составить
методические рекомендации по развитию творческих способностей детей младшего
дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях.
Методы исследования:
Теоретические: анализ,
систематизация, обобщение.
Эмпирические:
наблюдение, экспериментальные задания.
Методы
количественной и качественной обработки экспериментальных данных с их
последующей интерпретацией
Методологические основы
исследования: концепция музыкальных способностей Б.М. Теплова; Идеи Д.К.
Кирнарской о взаимосвязи чувства ритма и движения, эмоциональной природе
чувства ритма; идеи музыкального ритмопластического развития детей (Ф.
Дельсарт, Ж. Демени, А. Дункан, Н. Г. Александрова, Л. Н. Алексеева); концепция
музыкально-ритмического развития детей (Э. Жак-Далькроз, К. Орф); теоретические
положения об особенностях младшего дошкольного возраста (Л. С. Выготский, В. В.
Давыдов, Д. Б. Эльконин); теоретические положения об особенностях музыкального
развития младших дошкольников, определяющие приоритетность развития их
ритмичности (Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, И.М. Каплунова,
Г.В. Курило, А.Луговская, И.А. Новоскольцева, К.В. Тарасова).
Теоретическое обоснование
сущности музыкально-ритмического чувства в контексте музыкальности и
музыкальных способностей представлено в концепции Б. М. Теплова. В
произведениях Д.К. Кирнарской были раскрыты различные аспекты взаимосвязи ритма
и движения, вопросы переживания и понимания музыкального ритма. Д.К. Кирнарская
подчеркнула наличие большого количества работ, посвященных изучению чувства
музыкального ритма, но отметила тот факт, что применительно к онтогенезу этими
вопросами занималось лишь небольшое количество специалистов (Ветлугина Н.А.,
Г.А. К.В. Тарасова).
Концепции музыки и
ритмического воспитания последовательно развивались как иностранными (Э.
Жак-Далькроз, К. Орф, Ф. Дельсарт, Ж. Демени, А. Дункан и др.), так и
отечественными (Н. Г. Александрова, Л. Н. Алексеева и др.) педагогами. Вопросами развития
музыкально-ритмических способностей у младших дошкольников занимались: А. И.
Буренина, Н. А. Ветлугина, А. Г. Гогоберидзе, А. Н. Зимин, И. М. Каплунова, Г.
В. Курило, А. Луговская, И. А. Новоскольцева, К. В. Тарасова и др. Тем не менее,
характеристики их возраста и музыкального развития остаются недостаточно
изученными в теоретическом плане.
Структура ВКР: введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение,
список использованной литературы, словарь терминов.
Заключение:
На основе анализа психолого-педагогической литературы было дано определение
понятиям музыкально-ритмическое чувство, творчество. Отечественный психолог Б.М. Теплов в работе
«Психология музыкальных способностей» даёт определение музыкально-ритмическому
чувству. Это способность почувствовать и воспроизвести ритм.
А.В. Брушлинский, О.К.
Тихомиров в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового,
преодоление стереотипов и шаблонов. В западной психологии концепция
креативности рассматривается в работах американского ученого Дж. Гилфорда, его
ученика Э. Торренс.
Во второй главе
представлены диагностические методики по развитию музыкально-творческих
способностей детей дошкольного возраста: К.Б. Тарасовой, Г.С. Альтшуллера, К.
Орфа и т.д. Проведённый констатирующий этап эксперимента показал, что
необходимо развивать музыкально-творческие способности детей младшего
дошкольного возраста.
В методических
рекомендациях для педагогов предложены задания, направленные на развитие
творческих способностей, а также отмечается, что ведущим видом музыкального
творчества в дошкольном детстве является импровизация.
Развитие творческих способностей
дошкольников может быть организовано с помощью различных методов и приемов. В
основе развития творческой активности детей дошкольного возраста является
совместная деятельность педагога и ребенка в развитии его творческих
способностей к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной,
предметной среды.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ
1.1. Понятие
творчества в психологии и педагогике Определение сущности
творчества неразрывно связано с философским пониманием деятельности и развития.
В специальной литературе отмечается, что не всякая деятельность может быть
названа творческой. Творчеству, как деятельности продуктивной,
противопоставлена деятельность репродуктивная, то есть несвязанная с
производством качественно новых материальных и духовных ценностей.
Советский психолог и
философ Сергей Леонидович Рубинштейн дал определение такому термину как
«творчество». Творчество — это высшее проявление человеческой деятельности,
направленное на преобразование действительности в целях создания новых,
социально значимых ценностей [26].
. С этим определением
совпадает и определение творчества, данное в философском словаре: «творчество
– деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее» [18].
Л.С. Рубинштейн писал:
«Природа человека формируется и изменяется в процессе исторического развития в
результате трудовой деятельности. Интеллектуальные способности формировались по
мере того, как изменяя природу, человек познавал её,…»
[26]. А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров
в творчестве выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление
стереотипов и шаблонов [7]. В
западной психологии концепция креативности как универсальной познавательной
творческой способности приобрела популярность в 1960-е годы после выхода в свет
работ американского ученого Дж. Гилфорда. Ученик Гилфода Э.Торренс, изучая
возрастную динамику креативности, получил следующие данные: креативность имеет
пик в возрасте от 3,5 до 6,5