Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.. 6
1.1
Определение и содержание понятий «ритм» и «чувство ритма». 6
1.2 Особенности
развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста  8
1.3
Музыкально – дидактическая игра как педагогическое средство развития чувства
ритма у детей старшего дошкольного возраста. 15
Выводы по
главе I 21
ГЛАВА II.
ОПЫТНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 22
2.1.
Диагностика уровня развития чувства ритма у детей старшего дошкольного
возраста. 22
2.2.
Методические рекомендации для педагогов по развитию чувства ритма в процессе
использования музыкально-дидактических игр. 36
Выводы по
главе II 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 51
СЛОВАРЬ
ТЕРМИНОВ.. 53
ПРИЛОЖЕНИЕ. 54

  

Введение:

 

Актуальность выбранной
темы обусловлена тем, что современная цивилизация отличается ускорением темпа
жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается
каждый ребенок. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных
процессов, обусловленных социальными проблемами, создает хаотичность в
отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер. Значительную роль в
создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной и
социальной средой, с окружающими людьми и самим собой играет система
образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что
является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального,
эстетического и физического развития.

Понятие «ритм» в
философской и психолого-педагогической литературе рассматривается с различных
сторон. Проблема ритмической организации Вселенной, Планеты, природы,
социальной жизни и искусства затрагивалась многими учеными (В.И. Вернадский,
Н.А. Бердяев, А.К. Горский, П.А. Флоренский, А.Л. Чижевский). В психологии
(Н.Д. Левитов, Л.Б. Ительсон) ритм, темп и динамика определены как необходимые
компоненты трудовой деятельности. К. Бюхер обосновал зависимость развития
человечества в филогенезе от развития чувства ритма. Б.М. Теплов раскрыл основу
музыкально-ритмического чувства, В.Н. Ягодинский подошел к выявлению
эстетической сущности данного понятия.

Эстетические чувства как высший этап развития
человеческой чувствительности характеризуют А.Е. Ольшанникова, Н.И. Киященко,
Н.Л. Лейзеров. А.Н. Лук, Б.И. Додонов рассматривают эстетические чувства на
основе теории ценностей. Ритм как эстетическое качество личности в структуре
эстетических чувств исследован А.Ф. Лобовой. Однако теоретическое осмысление
ритма как качества личности в научной литературе представлено недостаточно, а
педагогический аспект развития чувства

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Чувство ритма свойственно каждому человеку от природы. Оно
проявляется в различных формах: визуальном, аудиальном, двигательном и так
далее. Также оно тесно связано с развитием у детей моторики, координации, а в
дальнейшем и сформированием речевого ритма. То есть в процессе речевого
развития ребенка чувство ритма является своеобразным «скелетом» слова, его
восприятия и понимания.

Ритм и темп речи характеризуется как скорость протекания
речи в определенный промежуток времени. Он может медленным, нормальным и
быстрым. Более того, у каждого у человека в разный период времени он может
разниться. У детей темп и ритм речи нарушен в связи с особенностью течения
болезни. Именно поэтому развития данного фактора требует особых усилий и
скоординированности действий.

Для развития чувства ритма у дошкольников используется
множество методов и методик. Подавляющее большинство которых направлено на
развитие моторных функций. В частности, довольно часто используется
логопедическая ритмика, которая включает в себя ритмическую разминку,
упражнения, регулирующие мышечный тонус, на развитие чувства темпа и ритма, на
развитие координации речи с движением, пение и игру. Однако для достижения
эффекта данные упражнения необходимо проводить в комплексе и систематически.
Более того, они не учитывают индивидуальные особенности ребенка. Кроме этого,
для развития чувства ритма у дошкольников используется теннинг. Однако при его
использовании нужно учитывать размер стихотворения, его смысловую наполненность
и понятность для ребенка. Анализ общей и специальной литературы по проблеме
особенностей чувства ритма у дошкольников показал необходимость проведения
специального исследования с целью получения более исчерпывающих сведений. В
частности, нами было проведено исследование на базе МДОУ «Детский сад «Огонек».
В нем приняли участие 20 детей. В качестве параметров исследования нами были
выбраны качественные характеристики, а именно спонтанность, ситуативность и
константивность чувства ритма. Проведенное нами исследование показало, что у
детей достаточно низкие результаты. В исследуемой группе дошкольников с
констативным уровнем сформированности выявлено 3 % детей; с ситуативным уровнем
– 15 %; с низким – 31 %. Результаты качественного анализа показали, что у
60 % детей наблюдается спонтанный уровень сформированности чувства ритма. Такие
дети практически не чувствуют ритм, выполнять упражнения правильно получается
чаще всего случайно. Ситуативный уровень сформированности чувства ритма был
выявлен у 30 % детей . Такие дети чувствуют неуверенность. При выполнении
задания часто переспрашивают: «Я правильно делаю?». Задания выполняют
эмоционально, ритмичность проявляется лишь при выполнении простых заданий. И
лишь у 10 % детей наблюдается констативный уровень сформированности чувства
ритма. Ребенок воспроизводит услышанные или увиденные ритмы самостоятельно, без
помощи взрослого.

Кроме этого, мы проанализировали уровень
сформированности просодики дошкольников. Результаты данного исследования
показали,

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1 Определение и содержание понятий «ритм» и
«чувство ритма» Каждый ребенок представляет собой сложную систему, которая
пронизана определенными ритмами. Каждый из этих ритмов синхронизирован с
природой. Ведь ритм в природе является очевидным явлением. Проявляется он в
различных космических явлениях, в частности, в движении планет. А отсюда мы
может наблюдать смену дня и ночи, времен года и так далее. Ритмичность природы
представляет собой полную гармонию. И проявляется она также в человеке, как
создании естественного. Ритму подвержены мысли, слова, чувства и действия
каждого конкретного человека. И этот процесс является необратимым. А в процессе
формирования личности именно ритм является толчком к развитию и изменению
внешней среды. Особенно ощущается этот процесс в детях. Стоит отметить, что от
ритмичности действий ребенка зависит его общее развитие. То есть чем, он более
ритмичный, тем более гармоничной и целостной личностью становится. Другими
словами, ритмичность – это обязательная составляющая каждого живого организма,
которая способствует развитию.

Чувство ритма очень интересная и многогранная
тема, которая интересовала многих ученых. Особенно увлекательна тема
формирования и развития чувства ритмичности у детей дошкольного возраста. В
ходе анализа специальной литературы, мы отметили наблюдения О. Радыновой,
которая в своей практической деятельности заметила и доказала, что ребенок во
время прослушивания музыки совершает едва заметные, а иногда и вовсе незаметные
движения, которые соответствуют ее ритму. Они проявляются в легком движении
различных частей тела, а именно головы, рук,

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы