Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему музыкально — педагогический анализ Вариации на тему » Соловей» Алябьев
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Раздел
1. Музыковедческий обзор «Вариаций на тему Соловей А. Алябьев М. И. Глинки. 2
1.1.
Характеристика жизненного и творческого пути М. И. Глинки. 2
1.2.
Фортепианное творчество М. И. Глинки «Глинкинские вариации». 6
1.3. История
создания «Вариаций на тему Соловей А. Алябьев» М.И. Глинки. 9
Раздел 2.
Музыкально – исполнительские задачи и изучении «Вариаций на тему Соловей А.
Алябьева» М. И. Глинки. 12
2.1.
Особенности композиции, музыкальной драматургии, средств художественной
выразительности. 12
2.2
Художественные и технические задачи. 15
Раздел 3.
«Вариации на тему Соловей А. Алябьева» М. И. Глинки в контексте музыкально –
педагогических задач. 18
Заключение. 25
Список
литературы.. 30
Введение:
Заключение:
Для
Глинки фортепианное искусство
оказалось очень близкой сферой в его
композиторском и исполнительском творчестве. Оно, само по себе, в ту пору переживало пышный расцвет в Европе,
который быстро перекинулся в Россию. Глинка стоял в начале долгого
и блестящего пути русского фортепианного искусства. И едва ли можно не оценить
ту важную роль, которую
сыграл Глинка казалось бы в скромной и второстепенной сфере своего творчества. Выросшая на почве русской бытовой
традиции, в устойчивых жанрах варьирования знакомых
тем, его фортепианная музыка с течением
времени достигла значительного совершенства, до которого не поднимались его старшие отечественные современники.
И если мы не пока утверждать, что М.И.Глинка – основоположник русской
фортепианной школы, то мы не сможем
отрицать, что он стоял всё же в преддверии мощного развития русского фортепианного искусства с такими
представителями как братья Рубинштейны, а в будущем
и фортепианное творчество Чайковского, Мусоргского, Рахманинова…
«Фортепианное творчество Глинки
прекрасная и до сих пор исполнительская страница русской музыки.
Стиль фортепианной музыки Глинки —
радостно-легкий, прозрачный, то виртуозно-блестящий, то пленяющий наивным
изяществом простоты — неотделим от его собственного исполнительского стиля и от
его взглядов на фортепианное искусство. Учителями Глинки были музыканты,
приверженные традициям классического пианизма конца 18-ого — первой части
19-ого вв.: Джон Фильд, у которого Глинка взял, правда, всего три урока, и его
ученики, среди которых наибольшее влияние оказал на юного музыканта Карл
(Шарль) Майер.
"До сих пор помню его сильную,
мягкую и отчетливую игру, — писал Глинка о Фильде десятилетия спустя. —
Казалось, что он не ударял по клавишам, а сами пальцы падали на них подобно
крупным каплям дождя и рассыпались жемчугом по бархату. Игра Фильда часто
смела, капризна и разнообразна, но он не обезображивал искусство шарлатанством
и не рубил пальцами котлет, подобно большей части новейших пианистов"
(камушек в огород виртуозов листовской школы).
Принципам этого классического,
долистовского пианизма Глинка оставался верен и в своем исполнительстве, и в
своих произведениях. Даже в самых бравурных и мощных фортепианных пассажах в
таком масштабном сочинении как "Большой секстет" (1832), добиваясь
яркой силы и великолепного блеска, он никогда не допускает массивной
тяжеловесности или грубости звучания. Его идеалы — отчетливость, ясность,
гармоничность, совершенство.
Неоценимый вклад М. Глинка внес в
развитие инструментовки, создав первое русское пособие в данной области
("Заметки об инструментовке"). Работа включает 2 раздела:
— общеэстетический (с указанием
задач оркестра, композитора, классификациями и т.д.);
— раздел, содержащий характеристики
каждого музыкального инструмента и его выразительных возможностей.
Оркестровка М. Глинки отличается
точностью, тонкостью, "прозрачностью", текст украден что отмечает Г.
Берлиоз:
"Его оркестровка — одна из
самых легких, живых в наше время".
Кроме того, М. Глинка выступает
ярким мастером полифонии. Не будучи чистым полифонистом, он блистательно ею
владел. Историческая заслуга композитора в этой области заключается в том, что
он сумел сочетать достижения западноевропейской имитационной и русской
подголосочной полифонии.
Творчество композитора получило,
однако, полное признание не только в России, но и во всем мире. Нелегким был
путь его постепенного, последовательного и настойчивого завоевания. Трудным
было преодоление враждебности, снисходительного пренебрежения и равнодушия к
творчеству великого русского композитора, так же как и к самому факту
существования русской музыки вообще. Гений Глинки, создателя русской
музыкальной классики, победил все преграды. Он заставил признать высокую
ценность русского музыкального искусства для мировой культуры.
Русская музыка, основанная на
реалистических принципах глинкинских художественных воззрений, заняла в ней не
только одно из главных мест, но и оказала свое влияние на развитие национальной
музыки других народов.
Все творчество Глинки может служить
подтверждением его слов: "Создает музыку народ, а мы, художники, только ее
аранжируем" (обрабатываем). Но чтобы так обрабатывать мелодии, как это
делал Глинка, чтобы создавать музыку, которую бы знал и любил народ, нужно было
обладать гениальной способностью к музыкальному творчеству и говорить самому языком
народа. В поэзии это осуществил Пушкин, в музыке — Глинка.
М.И. Глинка, впитав достижения
западноевропейской музыкальной культуры, в совершенстве овладев высоким
мастерством, выработал свою систему эстетических взглядов, которой подчинён его
стиль. Он создал национальный стиль и язык русской классической музыки, который
явился фундаментом всего будущего развития русской классической школы.
Определяющим элементом его музыки
является мелодия. Мелодия характеризуется распевностью, плавностью, типичны
обороты: секстовые и гексахордовые попевки, опевание квинтового тона,
нисходящий ход от квинты к тонике лада. Песенность свойственна его вокальным и
инструментальным сочинениям, где «поющая гармония» пронизывает всю оркестровую
ткань.
М.И.Глинка глубоко проник в самую
природу народной музыки, поняв существенные особенности народного музыкального
мышления, народной мелодии, лада и ритма. Язык народной песни стал для него
своим, родным языком.
Плавность голосоведения, рельефность
мелодического рисунка — всё это коренные традиции народной подголосочной
полифонии. Свобода, нескованность голосоведения характерные для гармонического
и полифонического мышления Глинки, его техника расслоения голосов, любовь к
прозрачному двух и трёхголосию — всё это связано со стилем народного
многоголосия. Глинка в совершенстве владел методом вариантного развития.
Полифония Глинки и похожа и не похожа на классические образцы. Композитор
использует классические западноевропейские формы фуги, канона, имитации,
подвижного контрапункта, но они национально-русского характера. Приёмы
вариантно-попевочного развития вслед за Глинкой применяли Чайковский,
Рахманинов и многие другие композиторы следующих поколений.
Глинка поэтически претворил русский
народный колорит, применив оригинальные ладовые обороты, принцип ладовой
переменности, типичные лады русской народной песни-миксолидийский мажор,
натуральный минор.
Творческое наследие Глинки
охватывает все основные музыкальные жанры: оперу, музыку к драме, симфонические
произведения, фортепианные пьесы, романсы, камерные ансамбли. Но главная
заслуга Глинки – создание русской классической оперы. Оперное творчество
Глинки стало магистральным для русской оперы, определив два главных ее
направления – народная музыкальная драма и сказочный эпос. По словам
Одоевского, «с оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе
– новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период
русской музыки.
Огромную роль обе оперы сыграли в
развитии русского симфонизма. Глинка впервые отказался от прежнего
разграничения инструментального изложения на «зоны» аккомпанированного
речитатива и сквозного симфонического изложения.
Еще раз подчеркнем, что пианистическая
фактура в произведения М.И. Глинки характеризуется необыкновенной гармонизацией
аккордов и мелодичностью строя. Контрастность фраз на фортиссимо сменяется
разнообразием триольных долей восьмыми на легато, охватывающие несколько
тактов. Масштабность данных фразировочных моментов намекает на вокальные
предпосылки и поэтические элементы в творчестве великого русского композитора.
Именно Глинка, благодаря своей любви к поэзии, воплотил в фортепианном
искусстве вокальную символику своего времени, приблизив рояль к человеческому
голосу.
Творчество М.И. Глинки было оценено
при жизни, его значительный вклад в становление вокальной и фортепианной
культуры, несколько фортепианных миниатюр и огромная любовь к фортепианному
Слову сделали свое дело – музыку композитора одинаково любят на всем земном
шаре. А его музыкально-педагогические рекомендации прочно вошли в состав
мировой методической литературы.
Фрагмент текста работы:
Раздел 1. Музыковедческий обзор «Вариаций на тему Соловей
А. Алябьев М. И. Глинки
1.1. Характеристика жизненного и
творческого пути М. И. Глинки Прежде чем начать обзор творческой
биографии великого композитора, следует отметить особую многожанровость его
произведений и разнообразие творческого наследия. Важную роль в творчестве
композитора играет фортепианное творчество.
Роль инструмента фортепиано в жизни великого
композитора играла первостепенную роль. Приобщался он к нему
с раннего возраста. Учила его выписанная
из Петербурга гувернантка В.Ф.Кламмер. В своих «Записках» он пишет: «Хотя, т. е
игре на фортепиано, учили нас также механически (как географии и языкам), однако ж я быстро в ней успевал».
Далее Глинка описывает свой репертуар, свои склонности
и предпочтения. Это, прежде всего русские
песни, а также увертюры «Моя тетушка Аврора» Буальдьё, «Лодоиска» Крейцера и «Двое слепых» Мегюля, а также некоторые сонаты Штейбельта и его пьесу
«Гроза» [2 с.11].
Среди методов обучения у Кламмер
присутствовали: требование играть, не глядя
на клавиатуру, развитие навыков беглости пальцев, умение читать с листа.
Далее молодого юношу определили в
Благородный пансион при Главном педагогическом институте
в Петербурге. Наряду со многими
предметами и науками там преподавали музыку. «По
приезду в Петербург я учился играть на фортепиано
у знаменитого Ф и л ь д а, к сожалению, я взял у него только три урока, ибо он уехал в Москву. Хотя я
слышал его не много раз, но до сих пор помню
его сильную, мягкую и отчётливую игру. Казалось, что не он ударял по клавишам, а сами пальцы падали на них,
подобно крупным каплям дождя, и рассыпались жемчугом по бархату» — продолжал
Глинка». [2. с.15].
У него обнаружился явный талант педагога. Практический
склад ума отличает М.И. Глинку от большинства музыкантов предшествующих эпох и