Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Сольфеджио

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Музыкальная память и способы её развития.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические
аспекты изучения процесса развития музыкальной памяти  6

1.1. Развитие музыкальной памяти как
музыкально-психологическая и педагогическая проблема. 6

1.2. Специфика развития музыкальной памяти у
младших школьников. 13

Выводы по I главе. 17

Глава II. Практическое изучение развития
музыкальной памяти учащихся. 19

2.1 Диагностика уровней развития
музыкальной памяти учащихся. 19

2.2 Методические приемы развития
музыкальной памяти учащихся. 23

Выводы по II главе. 27

Заключение. 29

Список литературы. 31

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Проблема,
касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания
информации, является одной из актуальных проблем образования ХХI века, поэтому
актуальным представляется обращение к проблемам памяти и в частности,
музыкальной памяти, которые на протяжении нескольких столетий находятся в
центре внимания ученых, педагогов, музыкантов всех специальностей. Память лежит
в основе способностей человека, является условием научения, приобретения
знаний, формирования умений и навыков.

С одной
стороны, музыкальная память достаточно широко изучена и методически обеспечена
рекомендациями по ее развитию, с другой стороны, проблема ее развития остается
не полностью решенной. Для каждого музыканта нет единого алгоритма или способа
запоминания музыкального материала, как универсального для всех механизма
работы музыкальной памяти. Без целенаправленной специальной работы приемы
запоминания у обучающихся складываются стихийно и нередко оказываются
непродуктивными.

Проблемами развития памяти ученые занимались на
протяжении всей истории человечества: Аристотель, И.П. Павлов, Н.Ф. Добрынина,
А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, и др., и в настоящий момент
проблема памяти продолжает оставаться актуальной для различных научных
направлений.

Музыкальная
память по содержанию психофизиологических процессов имеет много общего с
мнемическими закономерностями других видов деятельности. Ее особенности связаны
с большей зависимостью от
пространственно-временной структуры музыки и доминированием образного, главным
образом слухового вида мышления. Содержанием музыкальной памяти, так же, как и
в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использование
индивидуального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование
личности музыканта и его непрерывное развитие.

Музыкальная
память является одной из важных музыкальных способностей. Существует ряд
исследований, посвященных запоминанию музыки, формированию музыкальных слуховых
представлений, зависимости музыкальной памяти от восприятия музыки, ее
осознания. Это работы И.П. Гейнрихса, Л. Маккиннон, В.А. Серединской, Б.М. Теплова;
методические разработки В.В. Кирюшина, Г.И. Шатковского; диссертационные
исследования О.Е. Назайкинской, Ю.А. Пак, Т.И. Стражниковой и др.

Однако,
развитие музыкальной памяти обучающихся в различных видах активной, творческой
музыкальной деятельности способствует быстрому овладению музыкальным
репертуаром, стимулирует развитие музыкальных способностей и по-прежнему
сохраняет свою актуальность.

Цель исследования: выявить особенности
музыкальной памяти и обосновать способы ее развития у младших школьников.

Объект исследования: развитие
музыкальных способностей младших школьников.

Предмет исследования: способы развития
музыкальной памяти у младших школьников.

Для достижения цели были определены следующие задачи
исследования:

1. Проанализировать
содержательные характеристики и виды музыкальной памяти.

2. Выявить возрастную
специфику развития музыкальной памяти младших школьников в музыкальной
деятельности.

3. Провести
диагностику уровней развития музыкальной памяти у обучающихся.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе
проведенного исследования были получены следующие выводы и результаты.

1. Память
является психическим процессом отражения, в котором запечатлевается не только
то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в
прошлом. Процесс памяти заключается в запоминании, сохранении и последующем
воспроизведении того, что раньше воспринималось, переживалось или делалось. Память
тесно связана с другими психическими процессами, поэтому у младших школьников
запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от недостаточно
развитого внимания, или от отсутствия познавательного интереса. Среди
мнемических процессов наибольшим изменениям в младшем школьном возрасте
подвергается запоминание.

2. Музыкальное
обучение, с одной стороны, определяет развитие музыкальной памяти, с другой
стороны – зависит от ее качества и уровня. Оно, в силу специфики музыкальной
деятельности, подразумевает единство развития всех видов музыкальной памяти:
зрительной, слуховой, двигательной и их комбинаций. Логика развития музыкальной
памяти младших школьников связана с последовательностью этапов интуитивного
запоминания интонационного материала; анализа музыкального материала; точного
воспроизведения запоминаемого материала; различения неправильного, неточного
исполнения.

3. В
процессе занятий сольфеджио и в частности, работой над музыкальным диктантом, обучающиеся
овладевают навыками осмысленного запоминания музыкального материала, выделяя в
нем композиционные отношения и смысловые элементы. Устный, а затем и письменный
музыкальный диктант обладают большим потенциалом в развитии музыкальной памяти обучающихся,
позволяя им в увлекательной форме овладевать сложными мнемическими операциями.
В музыкальном диктанте младшие школьники осваивают звуковысотное движение
мелодии с помощью двигательных, наглядных приёмов, что способствует координации
слуха и голоса, точному воспроизведению музыкального материала, прочному
запоминанию.

4. Для
целенаправленного развития музыкальной памяти в единстве ее видов у младших школьников
можно рекомендовать к применению на практике методические приемы: обращение к логике обучающихся, расширение
эмоционального опыта обучающихся, «мнемические маяки», посильное
обновление музыкального материала, постоянное использование на уроках заданий
на припоминание, представить звучания,
сопровождаемое моторными действиями. Для педагогической деятельности
преподавателя эффективными являются такие приемы обучения школьников способам
запоминания, как: «мысленное зрение», «вербальная проработка», «ассоциативная
проработка», «неоднократный просмотр», и др.

Таким
образом, задачи, поставленные в нашем исследовании решены, цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения процесса развития
музыкальной памяти 1.1. Развитие музыкальной памяти как
музыкально-психологическая и педагогическая проблема В научной литературе, память, самом широком
смысле, определяется как механизм фиксации на информации, приобретенной и
используемой живым организмом. Человеческая память – это, прежде всего
накопление, закрепле­ние, сохранение и последующее воспроизведение человеком
сво­его опыта [24].

В психологии память трактуется как спо­соб существования
психики во времени, удержание прошлого, т.е. того, чего уже нет в настоящем,
поэтому память выступает необ­ходимым
условием единства человеческой психики, нашей психо­логической
идентичности [13].

П.П. Блонский указывает, что образы предметов и явлений,
возникающие в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают
бесследно после прекращения этого воздействия. Они сохраняются и в отсутствие
этих предметов и явлений, приобретая вид так называемых представлений памяти (зрительных, слуховых, осязательных и др.) [2]. В
отличие от образов восприятия, представления памяти являются более бледными и
неустойчивыми, но именно они закрепляют прошлый опыт человека.

Также в
психологических исследованиях память
определяется как психофизический и культурный процесс, выполняющий в жизни
человека функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Поэтому
с точки зрения механизма осуществления,
память может быть представлена как последовательность: запоминание –
сохранение – воспроизведение.

В классификации видов памяти существует несколько основных подходов. В
настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных ви­дов
памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенно­стей
деятельности по запоминанию и воспроизведению. Классификация видов памяти по характеру
психической активности была впервые
предложена П.П. Блонским [2]. Хотя все четыре выделенные им вида памя­ти не существу­ют
независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, автору
удалось определить различия между отдельными видами памяти.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы