Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Мультипликационное кино как средство формирования гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕНДЕРНОМ
ПОВЕДЕНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО КИНО.. 11
1.1.Сущность и содержание понятия «представления о гендерном поведении
детей старшего дошкольного возраста». 11
1.2. Особенности формирования представлений о гендерном поведении у детей
5 – 7 лет. 21
1.3. Педагогический потенциал мультипликационного кино в формировании
представлений о гендерном поведении у детей старшего дошкольного возраста 27
Выводы по первой главе. 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО КИНО.. 37
2.1.Выявление уровней сформированности гендерных
представлений у детей 5-6 лет 37
1.2.Определение
компетентности педагогов и осведомленности родителей по проблеме формирования у
детей гендерных представлений при использовании мультипликационного кино. 47
1.3.
Комплекс образовательных мероприятий по формированию гендерных представлений у
детей старшего дошкольного возраста при использовании мультипликационного кино. 54
Выводы по второй главе. 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 85
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 87
ПРИЛОЖЕНИЕ. 93
Введение:
В настоящее время ведущие педагоги и
психологи подчеркивают необходимость целенаправленного гендерного воспитания
детей, начиная с дошкольного возраста, что находит подтверждение и в
законодательстве РФ.
В современной государственной образовательной
политике созданы все условия для формирования различного рода компетентностей, закрепленных
действующими законодательными актами, федеральными образовательными
стандартами, нормативно-правовыми документами и национальными проектами: Конвенцией
ООН о правах ребенка, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»
[1], Федеральным государственным образовательным стандартом ДОУ, Национальной
доктриной развития образования РФ до 2025 г. «Формирование гендерной
компетентности детей» также является одной из приоритетных ее областей [3].
Федеральный государственный
образовательный стандарт
дошкольного образования (утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №
1155) п. 1. 4. Основные принципы дошкольного образования указывают на
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства [2].
Социально-коммуникативное развитие
направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные
и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми
и сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Познавательное развитие предполагает
формирование первичных представлений о себе, других людях, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа.
Предполагается комплексное образование,
реализация которого в современном обществе возможна только с сформированными
представлениями о гендерном поведении у детей старшего дошкольного возраста.
Центром ценностных ориентиров
становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации
вне зависимости от половой принадлежности становится центром ценностных
ориентиров. В результате происходит процесс демократизации отношений полов –
смешение ролей, влекущее феминизацию мужчин и омужествление женщин.
Сейчас уже мало кого удивляет
курение и сквернословие представительниц прекрасного пола. Многие из них уже
занимают лидирующие положения среди мужчин, происходит стирание границ между
«женскими» и «мужскими» профессиями.
Дети, растущие в такой обстановке,
не могут избежать психологических изменений. Они также подсознательно
перестраиваются на иные позиции: девочки обретают агрессивность и грубость в
поведении, а мальчики перенимают женский тип поведения. Стоит отметить, что
многим девочкам уже не присущи такие качества, как скромность, нежность,
терпение, они не способны разрешать конфликтные ситуации мирным путем. Мальчики
же, превращаясь из сильного пола в слабый, не в состоянии постоять за себя,
физически не развиваются, лишены эмоциональной выносливости и устойчивости.
Кроме всего прочего, у современного подрастающего поколения зачастую
отсутствует наоборот, культура поведения по отношению к противоположному полу.
Таким образом, актуальной проблемой на данный момент становится воспитание и
обучение ребенка в соответствии с его полом, т. е. гендерное воспитание [37].
Актуальность проблемы гендерного воспитания детей
дошкольного возраста обусловлена происходящими социально-культурными
изменениями общества, которые, не могли не отразиться на взаимоотношениях в
общественной жизни.
Система дошкольного воспитания сильно
феминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях.
Такая ситуация имеет очень негативное влияние. Задача дошкольного учреждения:
заинтересовать родителей, объяснить им важность развития гендерных
представлений именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми: проводить
беседы, совместные занятия и игры. Но одного желания родителей недостаточно,
необходим определенный запас знаний, которым воспитатель совместно с другими специалистами,
работающими с детьми готов поделиться. А передача знаний родителям предполагает
определенную компетентность педагогов по вопросу гендерного воспитания детей. К
сожалению, в настоящее время не все педагоги в достаточной мере владеют
знаниями в данной области. Поэтому и назревает необходимость в работе
дошкольных учреждений по развитию гендерных представлений сначала педагогов,
затем родителей, а потом уже совместными усилиями родителей и педагогов предполагается
развитие гендерных представлений у детей.
В процессе социализации, который является
неотъемлемой частью в жизни каждого человека, формируются гендерные стереотипы.
Многие из них транслируются в средствах массовой информации. Если говорить
именно о гендерных стереотипах, стоит отметить, что они стали уже привычным
явлением – кинопродукция, мультфильмы отражают традиционные гендерные роли. В
создании мультипликационных фильмов их создатели используют социальные
представления, речевые обороты, механизмы стигматизации и стереотипизации. Что
касается детей старшего дошкольного возраста, то их мышление не является
критическим, поэтому яркая, захватывающая и интересная информация
воспринимаются ими бессознательно, без активной интерпретации. Таким образом,
возникает острая потребность в исследовании механизма влияния
мультипликационных фильмов на детское сознание, в частности на формирование
гендерных представлений, поскольку в дальнейшем человек начнет колебаться в
существующих представлениях о гендерных ролях.
Существует целый ряд работ относительно
данной проблемы. Их анализ показывает, что с начала 90-х годов прошлого
столетия появился значительный интерес к проблеме гендерного воспитания детей,
в том числе и дошкольного возраста, вследствие чего в системе гендерного
воспитания детей в дошкольной педагогике данная проблема выделилась как
самостоятельное научное направление.
Проблем половой идентификации детей касаются
труды А. М. Прихожан, И. И. Толстых, А. Ш. Шахмановой, Т. М. Юферова.
Психолого-педагогические проблемы
гендерного воспитания применительно к дошкольникам рассматриваются в
исследованиях психологов и педагогов: Т. В. Бендаса, Ш. Берна, Ш. А.
Амонашвили, Л. В. Штылева, Е. Н. Каменской, Т. Б. Котлова, Т. П. Хризмана, Г.
М. Коджаспировой, М. Ю. Арутюнян, B. C. Агеева, Д. В. Колесова, Л. Г. Хрипковой,
Я. Л. Коломинского, И. С. Кон, Д. Н. Исаева, B. Е. Кагана, Т. А. Репина, Н. Е. Татаринцевой,
Т. К. Градусовой.
Особое внимание социализации
мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, формированию начал
мужественности и женственности уделяет И. П. Шелухина. «Дифференцированный
подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста».
Как показывают эти исследования,
процесс гендерного воспитания является важной и неотъемлемой частью общего
процесса воспитания. Процесс рассматривается как усвоение и активное
воспроизводство индивидом общественного опыта (системы знаний, норм, ценностей),
в результате которого он овладевает социальной ролью человека.
Многочисленные исследования показывают,
что высокая феминность у женщин и мускулистость у мужчин в современном обществе
вовсе не являются гарантией их социального и психического благополучия.
Однако в этих исследованиях
достаточно мало внимания уделяется такому фактору, как гендерное воспитание
подрастающего поколения на примерах лучших образцов мультипликации. Мультфильм
на сегодняшний день стал для ребенка одним из основных носителей и трансляторов
представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения, которые
формируют гендерное самосознание у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому
с помощью мультфильма можно организовать целенаправленный процесс по формированию
представлений о гендерном поведении.
По мнению педагогов Е. А.
Тупичкиной, Н. В. Олейник, Е. В. Рочевой
мультипликационный фильм, позволяет решать
образовательные и воспитательные задачи, так как сюжет мультфильма обладает
лаконичностью, образностью и выразительностью — эти качества мультипликационных
фильмов, отвечают особенностям восприятия детей дошкольного возраста [26, c.42].
Актуальность исследования
продиктована еще и тем, что с одной стороны, возрастающим интересом
гуманитарных наук к гендерной тематике, с другой – потребностями в воспитании и
образовании разных по гендерной идентичности мальчиков и девочек. К тому же в
методике преподавания гендерные исследования лишь заявлены. Анализ психолого-педагогической литературы,
позволил выявить противоречия:
– между требованиями нормативных
документов в сфере дошкольного образования к воспитанию традиционных ценностей
у детей и в недостаточной степени разработанности психолого-педагогических
рекомендаций к формированию представлений о гендерном поведении детейстаршего
дошкольного возраста;
– между высоким воспитательным
потенциалом мультфильмов и в недостаточной степени использования
мультипликационного кино с целью решения задач формирования у дошкольников представлений
о гендерном поведении.
Исходя из данных противоречий,
возникает проблема исследования: каков потенциал
мультипликационного кино в формировании представлений о гендерном поведении у
детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретическое обоснование
поставленной проблемы и разработка комплекса образовательных мероприятий по формированию представлений о гендерном поведении у
детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации.
Объект исследования – процесс формирования
представлений о гендерном поведении у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – формирование представлений о
гендерном поведении у детей старшего дошкольного возраста посредством
мультипликации.
Задачи исследования:
– проанализировать
психолого-педагогическую литературу и конкретизировать понятие «представления
детей старшего дошкольного возраста о гендерном поведении»;
– изучить особенности формирования
представлений о гендерном поведении у детей старшего дошкольного возраста;
– рассмотреть возможности использования
мультипликации в формировании представлений о гендерном поведении у детей
старшего дошкольного возраста;
– выявить уровни сформированности
представлений о гендерном поведении у детей старшего дошкольного возраста, а
также уровень осведомлённости родителей в данном вопросе и компетентность педагогов
в формировании представлений о гендерном поведении у детей старшего дошкольного
возраста;
– разработать комплекс
образовательных мероприятий по формированию представлений о гендерном поведении
у детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликационного кино,
разработать рекомендации для педагогов и родителей.
Теоретическая основа исследования. Теоретической
основой исследования явились труды таких ученых, как Е. Маккоби, К. Джеюшн, С.
Бем. В начале XX в. Позднее, ко второй половине ХХ в. глубокие теоретические
основы гендерной психологии, выделение глобальных различий женщин и мужчин,
были заложены отечественными исследователями под руководством Б. Г. Ананьева.
Весомый вклад в разработку вопросов,
касающихся психологических различий полов, внесли представители
экспериментальной психологии: Н.Е. Румянцев, М.М. Рубинштейн, Н.А. Рыбников и
др.
В отечественной литературе анализ
западных теорий гендерного воспитания дан в работах Я.Л. Коломинского.
Психолого-педагогические проблемы
гендерного воспитания применительно к детям старшего дошкольного возраста
рассматриваются в исследованиях психологов и педагогов: Ш. А. Амонашвили, Л. В.
Штылева, Е. Н. Каменской, Т. Б. Котлова, Т. П. Хризмана, Г. М. Коджаспирова, М.
Ю. Арутюнян, B. C. Агеева, Д. В. Колесова, Л. Г, Хрипкова, И. С. Кон, Д. Н,
Исаева. B. Е. Кагана, Т. А. Репина, Н. Е. Татаринцева, Т. К. Градусова.
В этом направлении проведены
исследования и защищены кандидатские и докторские диссертации: Евтушенко И. Н.
«Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста», Баранниковой Н. А.
«Полоролевое воспитание детей в процессе взаимодействия дошкольного учреждения
и семьи», Дресвяниной А. В. «Формирование гендерной идентичности младших
школьников в образовательном процессе», Татаринцевой Н. Е.
«Теоретико-методологические и практика полоролевого воспитания детей
дошкольного возраста», Фадеевым С. Б. «Народная культура как средство
формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста»,
Перловой Ю. В. «Преемственность гендерного воспитания детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста» и др.
Проблема формирования гендерных
представлений относительно нова в педагогической науке и практике и еще не
разработана в достаточной мере, о чем свидетельствует небольшое количество
исследований, предметом которых является представления о гендерном поведении детей
дошкольного возраста. Исследователи чаще обращаются к проблемам гендерного
воспитания, гендерной социализации, формирования гендерной идентичности,
гендерной культуры и т. д.
Педагоги-практики Н. А. Виноградова,
Н. В. Микляева и др. применяют технологии гендерного воспитания в своей
деятельности, внедряют гендерно-ориентированные в воспитательный процесс.
Существуют авторские дополнительные образовательные программы гендерного
воспитания детей, реализуемые в детских садах, разработанные педагогами
дошкольных образовательных организаций, такие как «Гендерное воспитание
дошкольников в условиях современного ДОУ», автор программы Буюкли Оксана
Павловна, воспитатель, город Советский, ХМАО-Югра, МБДОУ ДСОВ «Родничок»; «Программа
гендерного образования детей старшего дошкольного возраста в игровой
деятельности», автор программы Журавлева Наталья Владимировна, воспитатель,
город Россоши, МКДОУ ЦРР д/с №17; и др. Они раскрывают лишь отдельные аспекты гендерного
воспитания дошкольников. Направления, связанные с формированием гендерных
представлений у детей, в большинстве случаев, требуют дополнительной
конкретизации.
Мультфильм,
как средство гендерного воспитания, способное оказывать значительное влияние на
детей старшего дошкольного возраста, рассматривают в своих исследованиях И.
Медведева, Т. Шишова и В. Абраменкова. События,
происходящие в мультфильмах, повышают детскую осведомленность, развивают
мышление, воображение, формируют его мировоззрение на основе представлений о
мужском и женском и поло-специфическое поведение,
толерантное отношение мальчиков и девочек друг к другу.
Методы исследования:
– теоретические – анализ, сравнение,
синтез, обобщение;
– эмпирические – анкетирование,
беседа, наблюдение, диагностические методики.
Теоретическая значимость исследования заключается
в теоретическом обосновании и практическом подтверждении необходимости формированию
гендерных представлений у детей старшего дошкольного возраста при использовании
мультипликационного кино.
Практическая значимость работы состоит в
выявлении наиболее эффективных форм и методов работы с детьми и родителями,
направленных на формирование гендерных представлений у детей старшего
дошкольного возраста при использовании мультипликационного кино.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Итак, нами рассмотрены сущность и
содержание понятия «представления о гендерном поведении детей старшего
дошкольного возраста». Мы выяснили, что у ребенка формируется представление о
гендерном поведении в ходе гендерной социализации на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей общества.
Поскольку в дошкольном возрасте
возникают и развиваются наиболее существенные качества личности, он является
самой важной стадией в гендерной социализации. Гендерное воспитание включает в
себя формирование гендерного поведения – усвоение моделей типичного для
представителя того или иного пола поведения в реальных и игровых
взаимоотношениях со сверстниками; умение разделять обязанности в совместной
трудовой деятельности по гендерному признаку; умение адекватно оценивать
поведение сверстников и свое собственное.
В связи с этим, в дошкольной
педагогике развиваются новые подходы и направления, основной задачей которых
становятся не только изучение закономерностей формирования и развития
характеристик личности ребенка как представителя определенного пола, но и конкретизация
путей и способов достижения гендерного равенства детей, формирование у них
представления о гендерном поведении.
Именно в дошкольном возрасте
закладываются первые установки и ценностные ориентации. Также в этот период
происходит формирование структуры и содержания мотивационно-потребностной
сферы, полового самосознания, ценностное отношение к семье, взаимоотношениям
полов, влияющие на всю последующую жизнь мужчины и женщины.
В качестве эффективного средства
формирования гендерных представлений в настоящее время педагогам имеет смысл
обращаться к отечественным мультипликационным фильмам. С одной стороны
мультфильмы – это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные
детскому восприятию произведения искусства, с другой – мультипликационные
фильмы оказывают большое влияние на формирование и обогащение представлений о
качествах мужественности и женственности, воспитание эмоционально-ценностного
отношения к себе и другим как представителям пола и формирования эталонов
мужского и женского поведения.
Нами также проведенная
экспериментальная работа на базе МАДОУ №
8 «Огонек» города Сургута с целью выявления уровня сформированности гендерных
представлений у детей 5 – 6 лет. Удалось выяснить, что дети неплохо
ориентируются в вопросе о социальных ролях мужчины и женщины, взаимоотношениях
между мальчиками и девочками, то есть у них есть представления о гендерном
поведении. Однако его необходимо несколько углубить. Для этих целей нами
разработаны занятия с использованием мультипликационных фильмов.
Педагоги в целом осознают важность и
значимость гендерного воспитания. А также актуальность формирования у детей
представления о гендерном поведении. Они также активно воспринимают
мультипликацию как средство в гендерном воспитании.
Немного сложнее в этом вопросе
обстоит дело с родителями. Представления родителей характеризуются
фрагментарностью, отсутствием знаний в области семейного, гендерного воспитания
и особенностей развития мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста касательно
использования мультипликации.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГЕНДЕРНОМ ПОВЕДЕНИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО КИНО
1.1.Сущность и содержание
понятия «представления о гендерном поведении детей старшего дошкольного
возраста»
Еще с античной мифологии началось соотношение
«мужского» и «женского» начал. Такие, греческие философы, как Аристотель,
Платон, Пифагор, определили, что мужское – это форма, а женское – материя. С
женским началом у греков ассоциировалась природа, а с мужским – Логос,
движущий, изменяющий.
В восточной философии также существует разделение на
Инь и Янь, где Янь – небесное, деятельное, позитивное, мужское, а Инь – земное,
пассивное, отрицательное, женское. Хоть они и противоположны, но вместе с тем –
взаимодополняемы.
Во многих других религиях и учениях также
рассматривались вопросы взаимодействия «мужского» и «женского» начала. Все это
говорит о том, что данные вопросы волновали людей с незапамятных времен.
Социальное назначение мужчин и женщин рассматривали Т.
Мор, Т. Кампанелла, Ж.-Ж. Руссо.
Различия мужского и женского отражены в философских трудах В. Г.
Белинского, Н. Бердяева, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, И. Ильина, В.
Розанова, В.Соловьева, П. Флоренского, А. Хомякова, Н. Г. Чернышевского,
которые рассматривали эти различия на основе духовности.
С различных точек зрения рассматривали в науке
понятие «пол». Как биологическое и социальное свойство человека изучает
педагогика. В связи с генной
обусловленностью вытекает биологический аспект, а в связи с проявлением в
поведении и действиях человека – социальный.