Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Логопедия

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Моторная афазия и способы восстановления речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы изучения моторной афазии и способов восстановления речи 5

1.1. Моторная афазия как системное нарушение сформировавшейся речи 5

1.2. Коррекционно-логопедическое сопровождение пациентов с моторной афазией 9

Глава 2. Опытно-экспериментальная логопедическая работа по преодолению моторной афазии в остром периоде нарушения мозгового кровообращения у пациентов 14

2.1. Содержание и ход опытно-экспериментальной работы 14

2.2. Программа преодоления моторной афазии в остром периоде нарушения мозгового кровообращения 22

2.3. Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы 24

Заключение 26

Список используемой литературы 27

Приложение 30

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Одним из наиболее частных негативных последствий инсультов, черепно-мозговых травм, нейрохирургических вмешательств выступают нарушения речевых функций, в частности, моторная афазия. В связи с высокой частотой острых нарушений мозгового кровообращения (особенно в группе пожилых граждан), криминогенной обстановкой и участием российских граждан в военных операциях возрастает число лиц, имеющих такие последствия черепно-мозговых травм как моторная афазия. В том случае, если не будут приняты своевременные и эффективные меры по восстановлению речи, наличие моторной афазии является основанием для инвалидизации гражданина, получения им «нерабочей» группы инвалидности. Поэтому изучение проблемы восстановления речи при моторной афазии является востребованным как наукой, так и практикой.

Объект исследования: моторная афазия как системное нарушение сформировавшейся речи.

Предмет исследования: способы восстановления речи при моторной афазии.

Цель исследования: на основе теоретического анализа литературы по проблеме исследования и изучения эмпирических данных разработать и апробировать программу преодоления моторной афазии в остром периоде нарушения мозгового кровообращения.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть моторную афазию как системное нарушение сформировавшейся речи.

2. Изучить коррекционно-логопедическое сопровождение пациентов с моторной афазией.

3. Разработать и описать содержание и ход опытно-экспериментальной работы по преодолению моторной афазии в остром периоде нарушения мозгового кровообращения у пациентов.

4. Апробировать программу преодоления моторной афазии в остром периоде нарушения мозгового кровообращения и обсудить ее результаты.

Методологические основы исследования составили труды таких ученых как: Т.Г. Визель, Т.Б. Глезерман, И.М. Тонконогий, Л.С. Цветкова, М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова) и др.

Методы исследования:

— анализ лингвистической, психологической, психолингвистической, психолого-педагогической литературы по выдвинутой проблеме;

— анализ, изучение медико-, психолого-, педагогической документации;

— экспериментальный метод, включающий психологическое и логопедическое обследование, изучение продуктов деятельности;

— количественный и качественный анализ данных.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и уточнении представлений о моторной афазии как системном нарушении сформировавшейся речи; в обобщении содержания коррекционно-логопедического сопровождения пациентов с моторной афазией.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:

— логопедами в работе с лицами в остром периоде нарушения мозгового кровообращения с целью преодоления афазии;

— студентами с целью подготовки к тематическим семинарским и практическим занятиям;

— учеными, изучающими схожие научные проблемы, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных.

Структура работы. Итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения итоговой аттестационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило на основе теоретического анализа литературы по проблеме исследования и изучения эмпирических данных разработать и апробировать программу преодоления моторной афазии в остром периоде нарушения мозгового кровообращения.

Для достижения указанной цели работы были решены следующие задачи:

— была рассмотрена моторная афазия как системное нарушение сформировавшейся речи;

— было изучено коррекционно-логопедическое сопровождение пациентов с моторной афазией;

— было разработано и описано содержание и ход опытно-экспериментальной работы по преодолению моторной афазии в остром периоде нарушения мозгового кровообращения у пациентов;

— была апробирована программа преодоления моторной афазии в остром периоде нарушения мозгового кровообращения и выполнено обсуждение ее результатов.

Таким образом, цель работы была достигнута, а задачи реализованы в полном объеме.

В заключение отметим, что, на наш взгляд, выбранная тема научного исследования имеет свои перспективы. Так, по нашему мнению, интересным и полезным было бы обращение к изучению динамики речевых функций под воздействием логопедической работы у различных групп пациентов – женщин и мужчин, людей среднего и пожилого возраста, людей с высоким и низким образовательным уровнем и пр. Подобное исследование позволило бы обеспечить более высокую индивидуализацию подхода при обеспечении логопедической деятельности по восстановлению утраченных речевых функций.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения моторной афазии и способов восстановления речи

1.1. Моторная афазия как системное нарушение сформировавшейся речи

Афазия выступает локальным отсутствием или расстройством ранее сформировавших речевых функций, включающим и восприятие речи, на фоне сохранного слуха. Основными причинами афазии являются органические поражения речевых отделов коры, возникающие из-за перенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и пр. Афазия способна поразить самые различные формы речевой деятельности.

Афазия выступает одним из старейших и сложнейших вопросов ряда наук: логопедии, медицины и др. Одно из первых упоминаний термина «афазия» можно встретить еще в 1874 г. в трудах невропатолога и психиатра А.Я. Кожевникова, который указывал на такое речевое расстройство, обращая внимание на его значимость не только как медицинской проблемы, но и как антропологического феномена.

В развитии афазиологии как учении о языковых нарушениях, возникающих, как правило, в результате повреждений головного мозга, можно выделить два основных этапа:

Первый этап связан с именами П. Брока и К. Вернике, разрабатывавшими гипотезу локализационизма, а также с П. Мари, напротив, полагавшим верным гипотезу антилокализационизма. В рамках гипотезы локализационизма была разработана теория локализации функций в головном мозге, а в рамках антилокализационизма – теория восприятия мозга как единого целого [2].

На первом этапе разработки проблемы афазии были выделены основные ее формы: моторная афазия, сенсорная афазия, семантическая афазия, динамическая афазия и др. Также была разработана известная классификация афазии Лихтгейма-Вернике, включившая моторно-кортикальную, субкортикальную и транскортикальную, сенсорно-кортикальную, субкортикальную, транскортикальную и проводниковую афазии. Указанная классификация с некоторыми изменениями используется в определенных теориях и на настоящий момент.

Первый этап развития афазиологии, пришедшийся на XIX и начало XX века обеспечил надежный фундамент для последующих научных разработок, но сам по себе носил скорее описательный характер. Ближе к концу первого этапа стало очевидно, что для дальнейшего научного прогресса уже не хватает лишь описаний, но нужны аналитические и эмпирические сведения.

Начало второго этапа изучения афазии ознаменовано именем А.Р. Лурии. Являясь одним из основоположников нейропсихологии (междисциплинарной науки, находящейся на стыке психологии и нейронауки), благодаря изучению процессов, происходящих в головном мозге, ученый смог преодолеть застой, наметившийся в афазиологии.

Современные представления об афазии формировались под влиянием П.К. Анохина, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, Р. Пенфилда, Н.М. Сеченова, И.Н. Филимошкина и др. Этими учеными была разработана и доказана гипотеза о динамической локализации функций в коре головного мозга. Эти сведения позволили лучше понять речевой механизм при норме и патологическом развитии [17].

А.Р. Лурия является автором классификации афазий, основанной на факторном подходе, который учитывает конкретную зону поражения головного мозга, с одной стороны, и выделяет комплекс факторов, влекущих за собой нарушение, комплексно и в системе, с другой стороны. Принцип классификации, использованный А.Р. Лурией, позволил существенно повысить качество восстановительной работы, открыв новые перспективы для восстановления утраченных речевых функций [14].

Классификация А.Р. Лурии существенно отличается от классификации Лихтгейма-Вернике, потому что учитывает локализацию поражения головного мозга, вызвавшую нарушения, а также использует синдромный анализ вместо клинического анализа.

По А.Р. Лурии выделяет 7форм фазии:

— эфферентную моторную, возникающую в результате поражения заднелобных отделов коры мозга – 44-е поле, или зона Брока;

— афферентную моторную, развивающуюся в ответ на поражение задних постцентральных отделов двигательного анализатора, нижних теменных отделов;

— динамическую, характеризующуюся поражением отделов мозга, располагающихся кпереди от зоны Брока, а также дополнительной речевой «зоны Пенфилда»;

— сенсорную, в основе которой лежит поражение задней трети верхней височной извилины – 22-е поле, зона Вернике;

— акустико-мнестическую, возникающую на фоне поражения средней височной извилины – 21-е и 37-е поля;

— семантическую, развивающуюся в ответ на поражение теменно-височно-затылочной области;

— амнестическую, которая отражает нарушения задневисочной и теменно-затылочной области коры левого полушария мозга [14].

В данной работе наибольший исследовательски интерес для нас составляет моторная афазия, поэтому далее охарактеризуем два варианта моторной афазии, согласно классификации А.Р. Лурии: афферентного типа и эфферентного типа.

Первый тип моторной афазии – афферентного типа – развивается как ответ на поражение нижних отделов теменной доли. Характеризует этот тип афазии артикуляторный дефект. Главным симптомом такой афазии выступает нарушение произвольных движений и действий, влекущее за собой распад кинестетических схем движения. Иначе говоря, больной не может найти или реализовать нужную для произнесения конкретного звука / слова артикуляторную позицию.

При тяжелой форме такой афазии пациентам не доступны не только слова, но даже определенные звуки. При более легких случаях больной способен к произнесению ряда звуков, но использует непроизвольные замены одних звуков на другие, похожие по способу образования [6].

Даже при грубой афферентной моторной афазии пациент может без запинки произнести целое предложение, но не произвольно, без возможности управляемого повтора.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы