Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Мотивы занятий спортивной деятельностью у детей различных возрастных групп
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
Теоретические аспекты изучения мотивов занятий спортивной
деятельностью у детей различных возрастных групп. 7
1.1 Представления
отечественных и зарубежных психологов по проблеме мотива и мотивации. 7
1.2 Характеристика мотивов занятия спортивной деятельностью у
детей и подростков 17
ГЛАВА 2.
Экспериментальная работа по формированию мотивов занятий спортивной деятельностью у подростков. 23
2.1 Организация и
методы исследования. 23
2.2 Результаты диагностики мотивов занятий спортивной деятельностью у подростков 27
2.3 Программа по формированию мотивов занятий спортивной деятельностью у
подростков. 30
2.4 Динамика выраженности мотивов занятий спортивной
деятельностью у подростков 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 42
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….…45
Введение:
Актуальность исследования обусловлена
ростом значимости занятий физической культурой и спортом на современном этапе
развития российского общества. Это связано с повышением социальной значимости
физической культуры и спорта, их превращением в самостоятельное звено
экономической и политической жизни нашей страны, объединяющую силу и элемент
национальной идеи.
Еще в 2008
г. в своем первом обращении к Российскому Парламенту президент Д.А. Медведев
отмечал, что необходимо с особым вниманием относиться к созданию мотиваций и
условий для здорового образа жизни. Показателем личного успеха должно стать,
скорее, здоровье человека, а не количество заработанных им денег. Президент
отмечал, что если у молодежи появится привычка к занятиям физической культурой
и спортом, то будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм,
детская безнадзорность.
20 марта 2013 г. была принята государственная
программа «Развитие физической культуры и спорта», рассчитанная на период с
2013 до 2020 гг. Документ предусматривает реализацию как проектов по развитию
массового спорта на период с 2013 по 2020 годы, так и проведение различных
спортивных мероприятий.
Вместе с тем, развитие спортивной деятельности в
стране на настоящем этапе переживает серьезный кризис. Уровень здоровья
подрастающего поколения низок, качество преподавания физической культуры не
всегда отвечает современным требованиям, не все преподаватели обладают навыками
правильной обратной связи с учащимися, которая является для них основой
обучения. Внимание практиков уделяется лишь формированию ценностей
двигательного компонента физической культуры личности и происходит принижение
значимости формирования интеллектуальных ценностей. Поэтому в последнее время
вопрос о спортивно-оздоровительных тренировках встает особенно остро. Здесь
большое значение уделяется роли тренера-преподавателя, его профессиональной
компетентности, умению мотивировать человека на дальнейшее оздоровление.
Систематические занятия спортом способствуют не только
физическому, но и нравственному оздоровлению, что обусловлено тем фактом, что спортивная
деятельность способствует личностному росту и духовному развитию.
Поэтому развитие мотивации к занятиям спортом у ребят – одна из актуальных
проблем современного дополнительного образования. Мотивация к занятиям спортом,
интерес к физическим нагрузкам не являются врожденными свойствами личности, а
выступают результатом формирования личности, обусловленным окружением, сферой и
характером деятельности. Учитывая, что год от года фиксируется снижение
физической активности среди детей и молодежи, досуг все больше заполняется
пассивным времяпрепровождением за компьютерными гаджетами, а уровень здоровья
среди подрастающего поколения вызывает все больше вопросов, именно развитие
мотивации к занятиям спортом становится выходом из всего этого комплекса
проблем.
Изученность
проблемы исследования. Изучением мотивов занятий спортивной
деятельностью у детей различных возрастных групп занимались различные ученые.
Так, Г.Д. Горбунов разработал комплекс спортивных потребностей и классификацию
мотивов регулярных занятий физической культурой и спортом. В.И. Тропников
предложил классификацию занятий физической культурой и спортом, а также разработал
диагностическую методику определения характерных мотивов занятий физической
культурой и спортом. Часть ученых (таких как Р.А. Пилоян, А.Е. Ильина, А.В. Шаболтас
и др.) занимались изучением динамики мотивации при занятии физической культурой
и спортом в рамках профессиональной деятельности. Чешские спортивные психологи
В. Гошек, М. Ванек и Б. Свобода представили динамику мотивации спортивной
деятельности.
Объект
исследования: мотивация спортивной деятельностью.
Предмет
исследования: мотивы занятий спортивной деятельностью у
детей различных возрастных групп.
Цель
исследования: изучить мотивы занятий спортивной
деятельностью у детей различных возрастных групп и предложить методику
поддержки спортивной мотивации для подростков.
Гипотеза
исследования: предполагается, что росту мотивации к занятиям спортом у
детей среднего школьного возраста будет способствовать соблюдение следующих
условий:
—
учет психолого-педагогических особенностей учащихся 12-15 лет;
—
использование наиболее привлекательных для учащихся форм и средств спортивной
деятельности.
Объект, предмет, цель и гипотеза
исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Обобщить представления отечественных и
зарубежных психологов по проблеме мотива и мотивации.
2. Дать характеристику мотивов занятия
спортивной деятельностью у детей и подростков.
3. Провести диагностику мотивов занятий
спортивной деятельностью у подростков.
4. Составить и внедрить программу по
формированию мотивов занятий спортивной деятельностью у подростков.
5. Выявить динамику выраженности мотивов
занятий спортивной деятельностью у подростков.
Методы исследования: теоретический анализ
научно-методической литературы по проблеме исследования; тестирование;
педагогический эксперимент; математико-статистическая обработка данных.
Методики исследования: методика «Изучение мотивов занятий
спортом» В.И. Тропникова; методика «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас.
Выборка исследования: в качестве выборки испытуемых
выступят 20 учащихся ГБОУ города Ковров в возрасте 12-15 лет.
Структура работы. Аттестационная работа состоит из
введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка
литературы и приложений.
Заключение:
Современные
дети и подростки растут в условиях информатизации окружающего пространства,
поэтому прогулкам со сверстниками нередко предпочитают компьютерную игру, а
физической активности – просмотр видеороликов на сайтах. Имея малый реальный
опыт, им кажется, что ответ на любой вопрос проще найти в Интернете, и что
«виртуальное» пространство куда интереснее реального мира. Эти представления
обуславливают малоподвижный образ жизни детей, информационные перегрузки,
нарушающие здоровье психики, проблемы общения с реальными людьми и мн. др. Преодолеть эти проблемы можно, если привлечь
подрастающее поколение к занятиям спортом. Поэтому в рамках аттестационной
работы мы рассмотрели такую тему: «Мотивы занятий спортивной деятельностью у
детей различных возрастных групп».
По
итогам выполнения аттестационной работы удалось достичь поставленной во
введении цели, что позволило изучить мотивы занятий спортивной
деятельностью у детей различных возрастных групп и предложить методику
поддержки спортивной мотивации для подростков.
Для достижения поставленной цели были
решены следующие задачи:
— были обобщены представления
отечественных и зарубежных психологов по проблеме мотива и мотивации;
— была дана характеристика мотивов занятия
спортивной деятельностью у детей и подростков;
— была проведена диагностика мотивов
занятий спортивной деятельностью у подростков;
— была составлена и внедрена программа по
формированию мотивов занятий спортивной деятельностью у подростков;
— была выявлена динамика выраженности
мотивов занятий спортивной деятельностью у подростков.
Качественный
и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность
выдвинутой гипотезы исследования о том, что росту мотивации к занятиям спортом
у детей среднего школьного возраста будет способствовать соблюдение следующих
условий:
—
учет психолого-педагогических особенностей учащихся 12-15 лет;
—
использование наиболее привлекательных для учащихся форм и средств спортивной
деятельности.
Таким
образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в
полном объеме.
По итогам проведенного исследования нами были
сформулированы следующие рекомендации для подростков, благодаря следованию
которым они смогут развить свои мотивы занятия спортивной деятельностью:
— в процессе занятий спортом сосредотачиваться на
собственных ощущениях, а не стараться произвести впечатление на окружающих;
— видеть в спорте не только занятие для тела, но и для
духа – осознавать, что спорт позволяет духовно расти и познавать свое тело;
— ставить перед собой такие цели, которые бы
мотивировали расти – профессионально, морально, физически, чаще «поднимать свою
планку» чуть выше привычного уровня;
— стараться быть более открытым всему новому, ведь
часто повышенная осторожность не позволяет получить новых впечатлений и
ощущений от жизни.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения мотивов занятий спортивной деятельностью у детей различных возрастных групп 1.1 Представления
отечественных и зарубежных психологов по проблеме мотива и мотивации В кругу
представлений, используемых в психологической науке для анализа побудительных
моментов человеческого поведения, основополагающими являются понятие «мотив» и
«мотивация».
Каждый вид поведения можно интерпретировать, отталкиваясь
как от внутренних, так и от внешних причин. К первым можно отнести
психологические параметры субъекта поведения (его мотивы, потребности,
намерения, цели, желания и интересы), а ко вторым – ситуации и условия, в
которых происходит его деятельность, иными словами стимулы, которые проистекают из сформировавшейся
ситуации.
Под потребностью мы будем понимать испытываемую людьми нужду устранения
отклонений от характеристик жизнедеятельности, которые являются наилучшими для
него как для биологического существа, личности и индивида [5].
Согласно мнению
В.Н. Мясищева [17],
потребность – это отношение личности, которое переживается как противоречие и
которое выступает движущей силой его поведения.
Потребности – это источник, активности существ, это генетические программы,
которые ориентированы на исследование окружающей его действительности. Чем выше
число потребностей у живого организма, тем его поведение активнее, тем шире
распространение его вида, тем он более конкурентоспособен в борьбе за жизнь. Из
всех живых организмов, которые существую на планете Земля, максимальное число
потребностей присуще человеку. В ходе развития
всех потребностей можно выделить два следующих этапа:
— первый этап – это период от зарождения потребности до
первой встречи с предметом, способным удовлетворить данную потребность;
— второй этап – это период после этой встречи [8].
Как правило, для индивидуума потребность на первом этапе
носит неявный и «не расшифрованный» характер. Им может испытываться некоторая
напряженность, однако при этом он не осознает, чем вызвано данное состояние. В
поведении человека это состояние проявляется через волнение, либо постоянный
поиск чего-либо. В ходе этой поисковой деятельности обычно происходит встреча
потребности и ее предмета, которая и завершает первый этап «жизни» потребности.
Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название
«опредмечивание потребности». В его акте происходит формирование мотива. Именно
поэтому в общей психологии мотив обозначается либо как опредмеченная
потребность, либо как предмет потребности. Именно через мотив происходит
уточнение и детализация потребности, он становится понятным индивиду.
Понятие
«мотивация» имеет более широкий характер, нежели чем понятие «мотив».
В современной
психологической науке слово «мотивация» применяют двояко:
— как
очерчивающую совокупность факторов, которые обуславливают поведение, т.е.
мотивы, потребности, намерения, цели, стремления и многое другое;
— как
характеристику процесса, стимулирующего и поддерживающего поведенческую
активность на конкретном уровне [8].
Мотивация
позволяет прояснить целеустремленность действия, стойкость и
структурированность целостной деятельности, которая ориентирована на достижение
конкретного результата.