Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Монологическая речь в театрализованной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы развития монологической речи
в театрализованной деятельности. 4
1.1 Особенности развития монологической речи детей
старшего дошкольного возраста. 4
1.2. Средства театрализованной деятельности в работе по
развитию речи в современных ДОО.. 7
Выводы по главе 1. 13
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития
монологической речи в театрализованной деятельности. 14
2.1. Организация и методики исследования уровня
монологической речи дошкольников. 14
2.2. Проведение работы по развитию монологической речи в
театрализованной деятельности. 23
2.3. Анализ результатов исследования. 27
Выводы по главе 2. 37
Заключение. 38
Список литературы.. 40
Введение:
Актуальность
исследования. На сегодняшний день проблема речевого
развития дошкольников занимает множество исследований психологов и педагогов. В
них отмечается, что постоянное совершенствование речевых навыков и овладение
детьми литературным языком считается одним из важных и необходимых компонентов
образованности и интеллигентности в будущем. Такое положение приводит к
необходимости формирования связности речи, развитию умений содержательно и
логично строить высказывание, что является важной задачей речевого воспитания
дошкольников.
В первую очередь важность
речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью речи в
формировании личности. Так, именно в процессе развития речи происходит
реализация основной, коммуникативной, функции языка. В рамках социализации приоритетным
направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое
является важным условием для вхождения ребенка в социум, поскольку речевое
развитие является одним из средств формирования личности ребенка.
Степень
изученности темы.
Проблемой
развития речи занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С.
Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б.
Флерина и мн. др. Вопросы формирования монологической
речи изучались Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным, Л.С. Выготским, А.А.
Леонтьевым и др. Такие педагоги и психологи как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,
С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др. в своих исследованиях говорят о том, что в
старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит развитие осмысленного
восприятия, что позволяет им понимать произведение и развивать тем самым
связную речь.
Целью исследования является
изучение особенностей формирования монологической речи детей дошкольного
возраста в театрализованной деятельности.
Поставленная
цель предполагает решение следующих задач
исследования:
1. Изучить
особенности развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Описать
средства театрализованной деятельности в работе по развитию речи в современных
ДОО.
3.
Организовать исследование уровня монологической речи дошкольников.
4. Провести
работу по развитию монологической речи в театрализованной деятельности.
5.
Проанализировать результаты исследования.
Объектом исследования выступает
процесс развития монологической речи в дошкольном возрасте. Предметом исследования является формирование
связной монологической речи старших дошкольников средствами театрализованной
деятельности.
Методы исследования:
· теоретический метод: анализ литературы
по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей;
· эмпирический метод: анализ речевой деятельности детей, в частности
уровень сформированности монологической речи речи дошкольников;
· математический метод: количественный и качественный анализ
полученных данных.
Структура
работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Данное исследование было посвящено изучению влияния
театрализованных игр на развитие монологической речи дошкольников. В результате
исследования было рассмотрено понятие «развитие речи», раскрыты особенности
развития речи детей дошкольного возраста.
Современные психологические и психолингвистические
исследования говорят о том, что предпосылками развития речи выступают два
процесса, среди которых неречевая предметная деятельность самого ребенка,
которая заключается в расширении связей с окружающим миром посредством
чувственного его восприятия.
Речь имеет весьма важное значение для развития ребенка, и
процесс ее формирования происходит поступательно. Вопросами развития речи
занималось множество педагогов и психологов. Развитие речи является
целенаправленной педагогической работой, которая предполагает использование
множества специальных педагогических методов и собственных речевых упражнений
ребенка. Отметим, что при работе с дошкольниками необходимо использовать все
средства речевого развития, в частности, общение взрослого с ребенком,
культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на занятиях и в
процессе игровой деятельности.
Акцент в работе сделан на театрализованную деятельность.
Одной из широко востребованных передовых технологий развития
речи выступает театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность
играет огромную роль в гармоничном развитии ребенка в дошкольном детстве, поскольку
этот период жизни выступает основой формирования личности, познавательной и
мотивационно-ценностной сферы.
Мы выявили, что существует многообразие видов
театрализованных игр, которые можно использовать для развития речи
дошкольников. Результатом проведенного исследования стала разработка
методических рекомендаций для воспитателей:
1. Важно четко определять образовательные
цели и задачи в процессе организации театрализованной деятельности.
2. Внимательно
относиться к подбору литературного материала для последующего использования в
театрализовано-игровой деятельности.
3. Проводить с
персонажами-детьми неоднократные инсценировки и драматизации с заменой ролей
для того, чтобы каждый мог попробовать себя в различных ролях.
4. Учитывать
половозрастные и индивидуальные особенности детей.
5. Обеспечить
воспитанникам свободное пространство, атмосферу творчества, свободу выбора и
творческого самовыражения.
6. Организовывать
специальные занятия по развитию выразительности речи и движений посредством
театрализованной игры.
Положительная динамика развития речи детей дошкольного
возраста по итогам работы доказывает эффективность выделенных педагогических
средств.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития монологической речи в
театрализованной деятельности
1.1 Особенности развития монологической речи детей старшего
дошкольного возраста
Многие
исследования современной лингвистики и психолингвистики предлагают
характеристику монологической связной речи и особенностей ее развития. Общим
пониманием связности речи относительно разных видов развернутых высказываний,
считается совокупность тематически соединенных отрезков речи, которые имеют
тесную взаимосвязь и характеризуются единым смысловым и структурным целым [29].
Такой исследователь
как Н.Л. Ерастов указывает, что «монологическая связная речь в широком
понимании представляет собой единицу речи, составные языковые компоненты
которой характеризуют логически и грамматически организованное по законам
конкретного языка единое целое» [14, с. 60]. Тем самым автор говорит о том, что
любое самостоятельное и отдельное предложение может выступать разновидностью
связной речи.
Среди
исследователей, которые изучали вопросы развития монологической связной речи в
дошкольном возрасте, принято выделять таких педагогов, психологов и логопедов
как В.П. Глухов, А.Н. Гвоздев, Н.Л. Ерастов, Ф.А. Сохин и пр.
По мнению
Ф.А. Сохина в монологической связной речи определяются все достижения
дошкольников в овладении родным языком, поскольку в ней отражается уровень
усвоения звуковой культуры речи, словарный запас и грамматический строй языка.
Тем самым, особенности построения детьми высказываний говорит об общем уровне
речевого развития ребенка. Однако «монологическая связная речи является
наиболее сложной формой речевой деятельности, поскольку имеет характер
последовательного систематического развернутого изложения» [27, с.132].
Основной
функцией связной речи выступает коммуникативная. Ее осуществление протекает в
двух формах – диалог и монолог. Диалог как форма речи представляет собой
реплики, которые характеризуются цепью речевых реакций, осуществляющиеся в виде
сменяющих друг друга вопросов и ответов, или принимающие форму разговора
нескольких участников. Диалог опирается на общность восприятия собеседников и
ситуации, когда участники процесса понимают, о чем идет речь [21].
Монологическая
речь представляет собой вид связной речи, которая исходит от одного лица, и
выполняет коммуникативную цель, заключающуюся в сообщении тех или иных фактов
из окружающей действительности. Монолог является самой сложной формой речи,
которая служит для целенаправленной передачи информации [36].
Следует
отметить, что развитие форм связной речи, т.е. диалогической и монологической,
занимает важную позицию в процессе речевого развития детей, а также центральное
место в общей системе работы по развитию речи в дошкольных организациях [33].
Обучение
монологической связной речи представляет собой важную цель и средством
практического овладения навыками родного языка. В связи с этим освоение
различных сторон речи выступает как необходимое условие по развитию связной
речи, тогда как связная речи оказывает влияние на обучение ребенка применять
самостоятельно отдельные слова и синтаксические конструкции. Отмечается, что
при нормальном онтогенезе развитие связной речи сопровождается развитием
мышления, деятельности и общения [35].
Говоря об
этапах развития монологической связной речи, необходимо отметить, что в
процессе первого года жизни посредством эмоционального общения детей с
взрослыми происходит закладывание основ будущей связной речи. Основываясь на
понимании, в первую очередь примитивном, начинает протекать развитие активной
речи ребенка.
Далее, на втором году
жизни у ребенка проявляются первые осмысленные слова, которые впоследствии
выполняют функцию обозначения предметов. Постепенно формируется в речи детей
первые предложения.
На третьем году жизни
происходит развитие понимания речи быстрым темпом, формируется собственная
активная речь ребенка, растет его словарный запас и усложняется структура
предложений. С этого момента времени ребенок начинает использовать
диалогическую форму речи [10].
В период
дошкольного детства протекает отделение речи от непосредственного практического
опыта. При этом главная особенность этого процесса заключается в появлении
планирующей функции речи, которая получает форму контекстной, монологической
речи. Ребенок усваивает различные типы связных высказываний, среди которых
выделяется описание и повествование, что касается рассуждения, то оно частично
в дошкольном возрасте, опирается при этом на наглядный материал, а впоследствии
без него. Далее происходит усложнение синтаксической структуры рассказов,
растет количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений [16].
Независимо от
формы речи, основным коммуникативным условием является связность. Поэтому с
целью овладения коммуникативными навыками важна организация специального
развития у дошкольников составления связных высказываний.
Многие
исследователи говорят о том, что элементы монологической связной речи
появляются в высказываниях детей при нормальном развитии, начиная с трехлетнего
возраста. А к пятилетнему возрасту дети интенсивно овладевают речью, поскольку
к этому времени происходит завершение фонематического развития речи, усвоение
морфологического, грамматического и синтаксического строя языка.