Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Многофункциональность народного танца и его роль в эстетическом воспитании личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения народного танца и его роли в эстетическом воспитании личности 7
1.1 Внеурочная деятельность и ее роль в развитии личности младших школьников 7
1.2 Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности 16
1.3 Многофункциональность народного танца и его вклад в эстетическое воспитание учащихся 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста посредством занятий народным танцем 38
2.1 Результаты диагностики уровня эстетической воспитанности младших школьников 38
2.2 Содержание занятий народным танцем в условиях внеурочной деятельности 46
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 53
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение………………………………………………………………………………………………67
Введение:
Актуальность темы исследования. Система образования выступает основой, как для эффективного экономического развития страны, так и для обеспечения социально-политических трансформационных процессов. Поэтому модернизация и реформирование образовательной системы является важнейшей целью современной внутренней политики Российской Федерации. Основой образования будущего должны стать итоги переосмысления отечественного педагогического опыта с учетом новых вызовов, гуманизация и индивидуализация воспитательного процесса, ориентация на гармоничное развитие личности обучающегося.
Обеспечение благоприятных условий для эстетического развития обучающихся – одно из основных направлений процессов обновления, обеспечиваемых современной образовательной политикой. Возрождение интереса к данному воспитательному направлению привело к необходимости поиска новых путей и средств, позволяющих формировать эстетически развитую личность в условиях внеурочной деятельности.
Развитые эстетические представления выступают важнейшим компонентом личности современных учащихся. При этом нельзя не отметить, что достижению целей эстетического развития препятствуют отдельные неблагоприятные общественные явления. Примерами таких явлений выступают культ потребления (возникший как ответ на периоды экономической нестабильности и подражание западной морали), популярность массовой культуры (развившаяся в условиях поддержки средств массовой информации и интернет-ресурсов) и пр. Эти негативные общественные явления во многом обусловили кризисное состояние современной культуры, нехватку эстетической воспитанности у подрастающего поколения.
Младший школьный возраст выступает одним из наиболее чувствительных в эстетическом отношении периодов детского развития. С одной стороны, младшему школьнику оказываются доступны сложные высшие чувства, среди которых эстетические чувства. С другой стороны, эмоциональность и познавательный интерес младшего школьника позволяют увлечь его изучением прекрасного, поиском эстетически совершенного в окружающей природе, народном искусстве, образцах живописи и пр.
Большим потенциалом для эстетического воспитания личности обладает танец. Средства хореографического искусства формируют не только физические, но и нравственные и эстетические качества личности.
Различные аспекты эстетического воспитания младших школьников рассматривались в трудах Ю.П. Ветрова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Н.А. Дмитриевой, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, Н.В. Курцевой, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, З.Н. Новлянской, С.В. Погодиной, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, В.А. Сухомлинского, В.Н. Шацкой и др.
Несмотря на обширное число научно-методических трудов, посвященных эстетическому развитию в младшем школьном детстве, отмечаем, что современные социально-экономические условия и политическая обстановка актуализируют обращение к проблеме многофункциональности народного танца и его роли в эстетическом воспитании личности.
Объект исследования: эстетическое воспитание личности.
Предмет исследования: роль многофункциональности народного танца в эстетическом воспитании младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать на практике содержание занятий народным танцем в условиях внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание личности младших школьников на занятиях народным танцем будет успешно, если:
— учитывать психолого-возрастные особенности младших школьников;
— обеспечивать ориентацию на формирование у воспитанников эстетического отношения к танцу;
— если соблюдать основные принципы построения целостного занятия танцем.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Рассмотреть внеурочную деятельность и ее роль в развитии личности младших школьников.
2. Изучить понятие «эстетическое воспитание» и критерии эстетической воспитанности.
3. Рассмотреть многофункциональность народного танца и его вклад в эстетическое воспитание учащихся.
4. Проанализировать результаты диагностики уровня эстетической воспитанности младших школьников.
5. Представить содержание занятий народным танцем в условиях внеурочной деятельности.
6. Выполнить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
— анализ психолого-педагогической и философской литературы по теме исследования;
— обобщение педагогического опыта;
— анкетирование;
— педагогический эксперимент;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
База исследования: детский хореографический ансамбль «Улыбка» (г. Волгоград).
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении научно-методических представлений о внеурочной деятельности и ее роли в развитии личности младших школьников; в выявлении позиций ученых относительно понятия «эстетическое воспитание» и критериев эстетической воспитанности; в анализе многофункциональности как ведущей характеристики народного танца и выявлении его вклада в эстетическое воспитание учащихся.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— педагогами-хореографами с целью оптимизации своей профессиональной деятельности по эстетическому воспитанию юных танцовщиков средствами народного танца;
— студентами, изучающими «Художественное творчество», с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям;
— молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения научно-методических данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части (представленной двумя главами: теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы, приложений. Выпускная квалификационная работа представлена на 74 страницах. Список использованной литературы содержит библиографическое описание 60 источников.
Заключение:
Поддержка и стимулирование эстетического воспитания младших школьников выступает потребностью современного общества, подкрепленной нормативно-правовыми требованиями, предъявляемыми к дополнительной системе образования. Хореографическое направление в рамках дополнительной системы образования обладает существенными ресурсами для обеспечения эстетического воспитания юных танцовщиков. Народный танец, являющийся обязательным компонентом хореографического образования, способствует эстетическому воспитанию танцовщиков, приобщению их к пластическим способам выражения чувств и эмоций, стимулирует фантазию, раскрывает индивидуальность.
Русский народный танец является неотъемлемой частью русской национальной культуры. Представленный в виде народного самодеятельного или постановочного сценического танца, он выступает формой народного творчества, основанной на базе народных танцевальных традиций, и отличается оригинальным хореографическим языком и пластической выразительностью. Русский народный танец обладает огромным потенциалом для развития эстетической воспитанности подрастающего поколения. При этом важно, чтобы на занятиях танцем внимание уделялось не только техническому совершенствованию движений, но и поддержкой эстетических начал личности ребенка. Уважительное отношение к ребенку, признание его индивидуальности, предоставление возможности для реализации собственных творческих идей, обучение формированию оценочных суждений эстетического характера – это далеко не полный перечень условий, соблюдение которых обеспечит формирование эстетической воспитанности младших школьников в рамках занятий русским народным танцем. Организация процесса эстетического воспитания младших школьников в процессе танцевальной деятельности по указанным педагогическим условиям в целом способствует эстетическому воспитанию младших школьников, направляется на формирование их мотивационной, эмоционально-чувственной, креативной, психофизической сфер и стимулирования творческой активности личности ребенка.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, что позволило теоретически обосновать, разработать и реализовать на практике содержание занятий народным танцем в условиях внеурочной деятельности.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— была рассмотрена внеурочная деятельность и ее роль в развитии личности младших школьников;
— было изучено понятие «эстетическое воспитание» и критерии эстетической воспитанности;
— была рассмотрена многофункциональность народного танца и его вклад в эстетическое воспитание учащихся;
— были проанализированы результаты диагностики уровня эстетической воспитанности младших школьников;
— было представлено содержание занятий народным танцем в условиях внеурочной деятельности;
— был выполнен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что эстетическое воспитание личности младших школьников на занятиях народным танцем будет успешно, если:
— учитывать психолого-возрастные особенности младших школьников;
— обеспечивать ориентацию на формирование у воспитанников эстетического отношения к танцу;
— если соблюдать основные принципы построения целостного занятия танцем.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полной мере.
В заключение отметим, что, на наш взгляд, выбранная тема исследования имеет научные перспективы. В частности, полагаем, что занятия народным танцем способны позитивно влиять не только на эстетическое воспитание занимающихся, но на их творческий потенциал, формирование нравственных представлений и общий рост патриотической воспитанности. Последующая разработка темы с учетом указанных направлений позволит внести вклад в научно-методическую изученность проблемы влияния занятий народным танцем на личность младшего школьника.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения народного танца и его роли в эстетическом воспитании личности
1.1 Внеурочная деятельность и ее роль в развитии личности младших школьников
Одним из компонентов реализации приоритетного национального проекта «Образование» выступает переход учреждений общего образования на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения [3].
Отличием федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения выступают требования к построению внеурочной деятельности учащихся, как к обязательной части всего образовательного процесса учебного заведения. В комплекс внеурочной деятельности учащихся входит весь перечень видов их деятельности, за исключением учебной, с помощью которой можно рационально решать задачи воспитания, развития и социализации учащихся.
Новый ФГОС [3] конкретизирует соотношение воспитания и образования, под первым в нем понимается ценностно-ориентированный процесс, миссия образования. Воспитательный процесс должен распространяться и включаться во все виды образовательной деятельности, т.е. он должен затрагивать как учебную, в рамках различных учебных дисциплин, так и внеурочную деятельность.
Д.В. Григорьев и П.В. Степанов в «Методическом конструкторе внеурочной деятельности школьников» [16] под внеурочной деятельностью школьников понимают организацию деятельности на базе вариативной составляющей образовательного (учебного) плана, которая выстраивается участниками процесса образования и различается с урочной системой обучения.