Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Многофункциональное методические пособие «Волшебный куб» как средство речевого развития старших дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Значение многофункционального методического пособия «Волшебный
куб» в речевом развитии дошкольников. 5
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
речевого развития старших дошкольников. 5
1.2 Дидактические принципы обучения на речевых занятиях в старшей
группе с применением многофункционального методического пособия «Волшебный куб» 14
1.3 Методика использования многофункционального методического
пособия «Волшебный куб» на речевых занятиях в старшей группе. 17
2 Опытно-практическая работа. 22
2.1 Констатирующий этап. 22
2.2 Формирующий этап. 35
2.3 Контрольный этап. 46
Заключение. 50
Список использованных источников. 53
Приложение А.. 55
Приложение Б. 56
Приложение В.. 57
Введение:
Ориентированность
современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение
подхода к личности ребенка. Прежде всего, это связано с направленностью на удовлетворение
потребностей ребенка во всестороннем развитии и становление личности. В этом плане
невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать
окружающий мир и является средством общения.
Речь – чудесный
дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок
начал говорить, а взрослые должны приложить немалые усилия, чтобы речь у ребенка
развивалась правильно и своевременно.
Потому как всякая
задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на
его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом. Своевременное
и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка
полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. В последние годы, отмечается
увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь —
это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Речь, во всём
её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она,
собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности
дошкольников является, создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует
возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Активизировать речевое
развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность.
И именно театрализованная
игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные
дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Проблема: Уровень развития речи детей
старшего дошкольника не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной
проблемы, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой нами было
выбрано многофункциональное
методические пособие «Волшебный куб» как средство речевого развития старших дошкольников.
Объект
исследования: дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет).
Предмет
исследования: многофункциональное
методические пособие «Волшебный куб» как средство речевого развития старших дошкольников.
Гипотеза: развитие речи дошкольников будет проходить
успешнее через многофункциональное методические пособие «Волшебный куб» как средство
речевого развития старших дошкольников.
Цель: изучить проблему развития речи у старших
дошкольников в процессе использования многофункционального методического пособия
«Волшебный куб» как средство речевого развития старших дошкольников.
Задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме речевого развития старших дошкольников
2. Изучить дидактические принципы
обучения на речевых занятиях в старшей группе с применением многофункционального
методического пособия «Волшебный куб»
3. Проанализировать методику
использования многофункционального методического пособия «Волшебный куб» на речевых
занятиях в старшей группе
4. Провести опытно-практическую
работу по использованию многофункционального методического пособия «Волшебный куб»
на речевых занятиях в старшей группе.
Заключение:
Важнейшим достижением человека, позволяющим ему использовать
общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, является вербальное
общение, развивающееся на основе труда.
Речь маленького ребенка формируется в процессе общения с окружающими его
людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и объективная
деятельность. Овладение речью перестраивает весь ум ребенка, позволяя ему
воспринимать явления более осознанно и по желанию. "Родной язык-основа
всякого интеллектуального развития и сокровищница всякого знания", —
говорил Ушинский. Поэтому также важно позаботиться о своевременном развитии
речи у детей, обращая внимание на ее чистоту и правильность. Речь в форме
диалога, являющаяся основной естественной формой языкового общения, включает в
себя обмен речью, который характеризуется вопросом, ответом, дополнением,
объяснением, возражением и воспроизведением. В этом случае особую роль играют
мимика, жесты, интонации, которые могут изменить значение слова.
Необходимо развивать способность ребенка устанавливать диалог
(спрашивать, отвечать, объяснять, спрашивать, комментировать, поддерживать) с
помощью различных языковых средств в зависимости от ситуации. Для этого ведется
диалог на различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с
его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Во
время разговора ребенок учится слушать собеседника, задавать вопросы, отвечать
на вопросы в соответствии с ситуацией вокруг него. Самое главное, что все
навыки и умения, сформированные в процессе разговорной речи, необходимы ребенку
для развития монологической речи. У старших дошкольников в основном завершается
важнейший этап развития речи у детей — усвоение грамматической системы языка.
Можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в
дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна быть предметом особой
заботы взрослых. Поэтому речь является мощным фактором психологического
развития человека, формирования его личности. Под влиянием речи формируются
сознание, взгляды, убеждения, интеллект, нравственность, эстетические чувства,
воля и характер. С помощью речи все психические процессы становятся
управляемыми. Данное пособие может быть начато для работы с дошкольниками от
двух до трех лет, и эти кубики могут быть использованы на работе до окончания
школы ребенком, которые предназначены для формирования грамматического строя
речи, фонемного анализа, фонемного представления, развития познавательных
процессов, автоматизации звучания. Она универсальна и дарит ребенку заряд
положительных эмоций и удовольствия в процессе выполнения заданий.
Куб может
использоваться:
— в совместной деятельности педагога
и детей (в речевом развитии,
знакомстве с окружающим миром и т.д.)
— в самостоятельной деятельности
детей (в свободное время)
— в индивидуальной работе с детьми
Цель:
использование многофункционального игрового пособия «Волшебный куб» как
средства разностороннего развития ребёнка.
Задачи:
1. Обогащение игровой среды группы детского сада.
2. Разработка игр и упражнений с данным пособием по основным направлениям
развития ребёнка.
3.Обеспечение использования игрового пособия детьми разного уровня
развития
— развивать мелкую моторику рук.
— учить находить нужную фигуру, классифицировать предметы по заданным
признакам.
— развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
— развивать сенсорику (цвет, форма, величина).
— развивать зрительную память, восприятие и внимание.
— учить работать по образцу.
Материалы, используемые для
изготовления учебного пособия: картонные коробки, самоклеящаяся бумага, скотч,
клей, липкий двусторонний скотч, войлок разных цветов, пластиковые бутылки,
прищепки, шерстяные нитки для горлышка и крышки.
Современный детский сад — это место,
где ребенок проводит большую часть своего времени, изучая окружающий мир,
отношения между взрослыми и детьми в мире. Поэтому одним из важнейших условий
воспитательной работы дошкольных образовательных учреждений является правильная
организация освоения основной пространственной среды.
В соответствии с федеральными государственными
образовательными стандартами развивающая тематическая космическая среда должна
быть информативной, вариативной, универсальной, вариативной, доступной и
безопасной. Таким образом, по итогам контрольного этапа
мы выяснили, что у большинства детей повысился уровень развития речи.
Следовательно, разработанная нами программа является достаточно эффективной.
Проанализировав индивидуальные данные, мы можем
увидеть, что повысился результат выполнения всех заданий. Дети стали точнее
подбирать слова при рассказе. Анализ данных представленных в таблице позволил
нам сделать вывод о том, что у большинства детей, что были задействованы в
исследовании значительно повысился результат.
Наиболее сложным для выполнения стало задание
на подбор синонимов к словам. Дети нуждались в наводящих вопросах, часто вместо
синонимов подбирали антонимы, не могли подобрать подходящие слова, называли
наугад варианты.
Проанализировав результат повторного исследования можно сделать вывод о
том, что в группе детей наблюдается улучшение динамики формирования речи. Этому
способствовали занятия по пособию «Волшебный
Фрагмент текста работы:
1 Значение многофункционального методического пособия «Волшебный
куб» в речевом развитии дошкольников
1.1 Анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме речевого развития старших дошкольников
Важнейшим достижением человека, позволяющим ему использовать общечеловеческий
опыт, как прошлый, так и настоящий, является вербальное общение, развивающееся на
основе труда.
Сегодня наступила эпоха высоких информационных технологий, сложилось глубокое
гуманистическое понимание роли человека. Исследуется возможность "встраивания"
индивидов в социальные отношения. Изучая и используя различные техники, мы должны
помнить, что язык играет огромную роль. Следует отметить, что природа, созданная
человеком, заботится о трех механизмах языковой способности:
1. Субъект сам решает, что он передает другому (внешняя речь).
2. Испытуемый решает, что ему запомнить.
3. Процесс порождения и понимания речи скрыт от ее владельца, он видит только
результаты.
Оценочная доля использования речи и языка в жизни человека выглядит следующим
образом:
а) общение — слушание и говорение, диалог, монолог (в среднем не более 15%
времени),
б) внутренняя коммуникация: односторонняя — путем чтения книг, газет, телевидения,
музеев, а также писем, заметок, дневников, личных и деловых (в общей сложности
до 35% времени).
в) общение с самим собой, то есть размышления о чем-то, воспоминания, внутренний
диалог с самим собой или вымышленными персонажами, муки совести, размышления, принятие
решений для себя (тратьте 50% времени).
Чем богаче мир человека, тем глубже его идеи, тем сложнее и разнообразнее
языковые средства, в которых он нуждается. И наоборот: богатство языка усложняет
и разнообразит духовную жизнь личности.
У старших дошкольников (5-7 лет) наступает период интенсивного развития психических
процессов и процессов познавательной деятельности. Это период социального пространства
для овладения межличностными отношениями через общение с близкими взрослыми, а также
через игру и реальные отношения со сверстниками. Эта возрастная группа приносит
ребенку новые фундаментальные достижения [1].
Одной из главных особенностей дошкольного возраста является развитие произвольности
ведущих психологических процессов. Почти все ученые этой возрастной группы обратили
на это внимание.
В этом возрасте ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает
отношения с миром взрослых. Психолог Л. С. Выготский считает, что идеальная форма-это
часть объективной реальности (выше уровня ребенка), с которой он непосредственно
взаимодействует; это поле, в которое ребенок пытается войти.
Существует большой разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой
взаимодействия с детьми, поэтому единственным видом деятельности, позволяющим смоделировать
эти отношения, присоединиться к уже смоделированным отношениям и предпринять действия
в этой модели, является сюжетно-ролевая игра. Игры являются основным видом деятельности
дошкольников [2].
Возраст 5-7 лет является существенным в процессе становления человека. У старших
дошкольников происходит интенсивное усиление основных компонентов интеллектуального
развития, в процессе которого формируется ведущее личностное образование — способности
ребенка. Дошкольный период-это период совершенствования, развития отдельных новообразований,
в дошкольном периоде обогащаются индивидуальные параметры.
У старших дошкольников имеются достаточно устойчивые психологические свойства,
определяющие действия и поступки, позволяющие отслеживать формирование произвольного
поведения [3].
Развитие личности ребенка включает в себя два аспекта. Одна из них заключается
в том, что ребенок постепенно начинает понимать свое место в окружающем мире. С
другой стороны — развитие чувств и воли. Они обеспечивают подчиненность мотивации,
стабильность поведения.
Развитие эмоциональной, эмоциональной и личностной сфер играет особую роль
в психологическом развитии дошкольников. Основные направления эмоционального развития
у старших дошкольников: усложнение эмоционального выражения и регуляции их деятельности
и поведения; формирование нравственных и социальных эмоций, формирующих эмоциональный
фон психологического развития детей; овладение детьми навыками эмоциональной регуляции,
позволяющей им подавлять резкие проявления чувств и перепады настроения [4].