Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Мнемотехника как один из вспомогательных приемов обучения дошкольников связной речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1. Психолого-педагогические особенности развития речи старших дошкольников 6

1.2. Характеристика связной речи у детей старшего дошкольного возраста 10

1.3. Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников 13

Выводы по главе 1 17

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 18

2.1. Выявление уровня развития связной речи у старших дошкольников 18

2.2. Содержание работы по развитию связной речи у старших дошкольников с помощью мнемотаблиц 41

2.3. Результаты эксперимента 43

Выводы по главе 2 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………….………………………………………..…. 56

  

Введение:

 


Актуальность исследования. На сегодняшний день проблема речевого развития дошкольников занимает множество исследований психологов и педагогов. В них отмечается, что постоянное совершенствование речевых навыков и овладение детьми литературным языком считается одним из важных и необходимых компонентов образованности и интеллигентности в будущем. Такое положение приводит к необходимости формирования связности речи, развитию умений содержательно и логично строить высказывание, что является важной задачей речевого воспитания дошкольников.

В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Так, именно в процессе развития речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум.

Отметим, что речевое развитие является одним из средств формирования личности ребенка. Такое положение подтверждает в своих трудах Л.С. Выготский, отмечая, что становление личности имеет непосредственную связь с овладением речью, в процессе чего изменение взаимоотношений с окружающими перестраивает отношение ребенка к людям и самому [Выготский, с. 34].

При этом в последнее время многие дошкольные учреждения переходят к применению нетрадиционных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста. Среди таких методов, которые позволяют достигать эффективных результатов в развитии связной речи, можно назвать мнемотехнику, представляющую собой совокупность правил и приемов, которые облегчают процесс запоминания словесной информации.

Актуальность проблемы развития речи детей старшего дошкольного возраста обуславливает выбор темы исследования: «Использование мнемотаблиц в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Проблемой развития речи занимались, и занимаются многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Флерина и мн. др.

Вопросы формирования связной речи изучались Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, Ф. А. Сохиным, Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым и др. Так же исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и другие) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, то есть у детей развивается понимание связности речи.

Целью исследования является определение возможностей мнемотехники как средства развития связности речи для детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования — процесс развития связной речи старших дошкольников.

Предметом исследования — мнемотехника как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2.Изучить психолого-педагогические особенности развития речи старших дошкольников.

3. Охарактеризовать развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте.

4. Определить особенности мнемотаблиц как средства развития связности речи у детей старшего дошкольного возраста.

5. Организовать исследование по проблеме развития связной речи у старших дошкольников.

6. Разработать программу развития связной речи старших дошкольников с помощью мнемотаблиц.

Гипотеза исследования: уровень развития связной речи повысится, если в практической деятельности систематически использовать вспомогательный прием мнемотехники.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов, полученных в ходе проведения экспериментальной работы с мнемотаблицами в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста, в работе дошкольных организаций в учебно-воспитательном процессе.

Методы исследования:

— теоретический метод: анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической документации детей;

— эмпирический метод: анализ речевой деятельности детей, в частности уровень сформированности словаря старших дошкольников;

— количественный и качественный анализ полученных данных;

— метод математической статистики.

База исследования: МБДОУ «детский сад № 12» г. Чернушка Пермский край.

Структура работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Психолого-педагогические особенности развития речи старших дошкольников

Развитие личности ребенка не может протекать отдельно от воспитания у него правильной речи. Человек не рождается со сложившейся речью, а однозначного ответа на определение времени и причин появления правильного и четкого произношения звуков и связывания слов между собой, последовательного изложения своих мыслей у ребенка, не существует. Поэтому процесс овладения речью является достаточно сложным и психически многосторонним, когда появления и дальнейшее развитие речи опирается на множество факторов.

Формирование речи происходит только тогда, когда головной мозг, слух и речедвигательный аппарат у ребенка достигает определенного уровня. Однако важно отметить, что даже при наличии достаточно развитого речевого аппарата, сформированного мозга и хорошего физического слуха, без речевого окружения ребенок никогда не будет говорить. Поэтому важной особенностью является речевая среда, которая способствует как появлению у ребенка речи, так и ее дальнейшее правильное развитие [Аджи, с. 27].

Такой исследователь как А.А. Леонтьев, рассматривал язык и речь как частное применение языка с позиции специфической деятельности человека. Автор говорит о том, что язык является объективной основной для речевой деятельности человека. Помимо этого, он отмечал, что речевая деятельность необходима дл создания социального смысла коммуникации, изучая вопросы общения как деятельности [Леонтьев, с. 30].

По мнению Д.Б. Эльконина, формирование речи протекает так же, как и развитие предметного действия. Исследователь говорит о том, что слово для ребенка в раннем возрасте является так называемым орудием, которое он использует наиболее часто, в связи с чем и происходит интенсивное развитие

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы