Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Гуманитарные науки Международные отношения

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Международное сотрудничество в арктическом регионе: теоретические концепты и модели

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В АРКТИКЕ.. 11

1.1. Эволюция
подходов к определению международно-правового статуса Арктики. 11

1.2. Арктика в современной системе
международных отношений. 20

1.3. Роль международных организаций в
международном сотрудничестве в Арктике. 33

1.4. Национальные стратегические интересы
арктических государств в Арктике  43

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА В АРКТИКЕ И ИНТЕРЕСЫ РОССИИ.. 49

2.1. Интересы России в освоении Арктики,
основные направления. 49

2.2. Роль России в деле развития
международного сотрудничества в Арктике и реализации международных проектов. 54

2.3. Роль России в развитии
международного сотрудничества. 61

2.4. Анализ перспектив политики России в
контексте повышения геополитической роли Арктики. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 75

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 79

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Арктический регион представляет собой сферу все
возрастающего интереса со стороны международного сообщества. Будучи долгое
время закрытым, в настоящее время он привлекает все более пристальное внимание.
Растущие технологические возможности открывают новые перспективы освоения и
развития региона. Наличие значительных запасов полезных ископаемых еще более
повышают интерес к региону. Наряду с этим, Арктика представляет собой
потенциально наиболее удобный во многих смыслах транспортно-коммуникационный
путь, связывающий Европу с Дальним Востоком и открывающим доступ к Северной
Америке через Канаду.

Арктика является все еще
относительно малоизученным регионом, и ее международно-правовой статус пока
находится в стадии формирования. Международные соглашения не признаются всеми
арктическими государствами, к тому же для некоторых из них Северный Ледовитый
океан представляет собой зону с особым статусом, который должен регулироваться
международным правом с определенными оговорками.

Вопросы дальнейшего регулирования
арктических пространств тесно связаны с претензиями, как арктических
государств, так и ведущих держав мира, в отношении тех или иных арктических
участков и доступа к ним. Помимо арктических государств, наибольшую активность
в регионе проявляет Китай, который рассматривает Северный морской путь и
возможные альтернативы в Северном Ледовитом океане как часть своего глобального
проекта «Один пояс, один путь».

США выступают с противоречивыми, но
растущими претензиями на арктические участки, активно противодействуя другим
государствам, в первую очередь России и Канаде, в расширении своих арктических
притязаний и закреплении за ними тех или иных стратегически важных участков.

Россия занимает ведущие позиции в
освоении Арктики. Еще в период СССР получил развитие Северный морской путь,
действовала целая система из научно-исследовательских и разведывательных
предприятий. К настоящему времени Российская Федерация не только восстановила
утраченные в 1990-е годы позиции, но и последовательно расширяет сове
присутствие в Арктике, в том числе сформировав постоянный военный контингент в
регионе.

Деятельность России вызывает повышенный
интерес у других государств. В условиях продолжающегося противостояния с
Западом обостряется ситуация и в Арктике, что является дополнительным аспектом,
содействующим изучению данной темы.

Степень
изученности. Исходя из изученных источников литературы, можно
выделить две группы исследований.

Первую группу составляют работы
отечественных ученых. Среди них можно отметить В. Быковского, К. Воронова, А.
Вылегжанина, В. Гаврилова, П. Гудева, А. Ковалева, С. Ланцова, Ф. Усмонова, Н.
Нартова, Б. Островского, И. Паничкина, Л. Повала, Т. Романову, П. Цыганкова, У.
Серикова, А. Элерт В. Юрчук, и др.[1]

Во вторую группу можно отнести
материалы, касающиеся истории и современных оценок ситуации в Арктике и
интересов России, таких авторов, как Дж. Флеминг, Х. Смолка, П. Мартинес, Т.
Нильсен, Дж. Хоса и др.[2]

Анализ показал, что, несмотря на
довольно значительный объем материалов по данному вопросу, существуют
недостатки в комплексном освещении проблемы. К тому же, стремительно меняющаяся
ситуация в Арктике и активизация международных акторов, формируют необходимость
обновленного анализа.

Постановка проблемы. Активизация международного взаимодействия в Арктике
актуализирует проблему выработки моделей и концептов сотрудничества.

Рабочая гипотеза. Современное состояние международного сотрудничества
в Арктике требует новых подходов от всех участников. В условиях
обострения геополитической конкуренции в Арктике требуется активное отстаивание
интересов России и сохранения ее передовых позиций в освоении Севера.

Объект исследования
– теоретико-концептуальные аспекты международного сотрудничества в Арктике.

Предмет исследования — основные направления международного
сотрудничества в арктическом регионе и интересы России.

Цель работы
заключается в комплексном анализе международного сотрудничества в арктическом
регионе.

Задачи
исследования. Достижение цели предполагает решение
следующих исследовательских задач:

— рассмотреть эволюцию
подходов к определению международно-правового статуса Арктики;

— исследовать место
Арктики в современной системе международных отношений;

— изучить роль
международных организаций в международном сотрудничестве в Арктике;

˗ проанализировать национальные
стратегические интересы арктических государств в Арктике;

— определить интересы
России в освоении Арктики, основные направления;

— рассмотреть роль России в деле развития
международного сотрудничества в Арктике и реализации международных проектов;

— охарактеризовать роль России в развитии
международного сотрудничества;

— дать анализ перспектив
политики России в контексте повышения геополитической роли Арктики.

Эмпирическая
база исследования. В процессе работы над диссертационным
исследованием были использованы опубликованные письменные источники, среди
которых законодательные документы, документы международных организаций,
статистические источники[3].

Научная новизна заключается в следующем:

— рассмотрено формирование
международно-правовых институтов по вопросам Арктики и участие России на
современном этапе;

— определены современные особенности
арктической стратегии Российской Федерации;

— проанализированы перспективы
политики России в контексте повышения геополитической роли Арктики.


на основе анализа стратегических перспектив международного сотрудничества в
российской Арктике на современном этапе были представлены некоторые
рекомендации по повышению эффективности принимаемых в России мер в целях более
динамичного развития российской Арктики.

Теоретическая и
практическая значимость работы. Материалы и выводы
исследования могут быть использованы в учебном процессе, на лекционных и
семинарских занятиях в соответствующих дисциплинах, в выступлениях на
студенческих или иных научно-практических конференциях, при подготовке научных
публикаций. Также, материалы работы могут быть использованы при дальнейшей
работе над данной темой.

Методологической основой
работы являются следующие
теоретические и эмпирические методы: терминологический анализ,
сравнительно-исторический анализ, классификация, описание, проблемно-хронологический
метод, ситуационный анализ.

Положения, выносимые на
защиту. После обнаружения в Арктике значительных запасов энергетических ресурсов и
наращивания возможностей для их добычи и использования, вопросы принадлежности
арктических территорий и акваторий резко обострились. Изменение климата
добавляет остроты Арктическому вопросу.

Отсутствие сформированной системы
международно-правового регулирования повышает вероятность возникновения
конфликтов, актуализирует проблему интернационализации региона, обозначения
границ территориальных вод, особых экономических зон и континентального шельфа.

Россия занимает ведущие позиции в
освоении Арктики. Благодаря комплексному подходу она продолжает наращивать свое
превосходство во всех областях, включая обеспечение военной безопасности.
Основной проблемой остается закрепление континентального шельфа и развитие
Арктической зоны в качестве потенциально ведущей ресурсной базы России.

Апробация работы. Мною
была написана статья «Международное сотрудничество в сфере здравоохранения в
Арктическом регионе».[4]

Структура работы. Данная
работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и списка
использованных источников и литературы.

В первой главе
раскрываются теоретико-концептуальные аспекты исследования международного
сотрудничества в Арктике, в том числе подходы к определению
международно-правового статуса Арктики, ее место в системе международных
отношений, национальные интересы арктических стран и роль международных
организаций.

Во второй главе основные
направления международного сотрудничества в Арктике сквозь призму национальных
интересов России, в частности, интересы России в освоении Арктики и основные
направления, роль РФ в развитии международного сотрудничества, а также анализ
ее перспектив.

В заключении приводятся
основные выводы и рекомендации. [1] См.: Быковский В. Правовой режим Арктики в
контексте IV
Международного Арктического форума «Арктика – территория диалога». –
CYBERLENINKA — URL:https://cyberleninka.ru/article/v/pravovoy-rezhim-arktiki-v-kontekste-iv-mezhdunarodnogo-arkticheskogo-foruma-arktika-territoriya-dialoga
(дата обращения: 07.11.2020); Воронов К. ЕС, Китай, Россия и Арктика:
стратегические императивы. — Российский совет по международным делам, 5 октября
2018 года. — URL:https://russiancouncil.ru/blogs/arctic/es-kitay-rossiya-i-arktika-strategicheskie-imperativy/(дата
обращения: 07.11.2020); Вылегжанин А.Н., Правовой режим Арктики Международное
право, — M.: Юрайт, 2012. — 904 с.; Вылегжанин А.Н., Дудыкина И. Конвенция ООН
по морскому праву и правовой режим арктического шельфа. // Вестник ВГУ, Серия
Право. — №1. — 2017. — С. 284-302; Вылегжанин А. Арктический шельф: последствия
изменения в 1997 г. международно-правовой позиции России. 2016 год. — URL:https://mgimo.ru/about/news/experts/arkticheskiy-shelf/(дата
обращения: 07.11.2020); Гаврилов В. Правовое развитие Арктического региона:
предпосылки и перспективы. – CYBERLENINKA — URL:https://cyberleninka.ru/article/v/pravovoe-razvitie-arkticheskogo-regiona-predposylki-i-perspektivy
(дата обращения: 07.11.2020); Гудев П. Перспективы формирования международного
режима в Арктике. // Международная жизнь —
https://interaffairs.ru/jauthor/material/1019(дата обращения: 07.11.2020); Жудро
И. Международно-правовой режим дна Северного Ледовитого океана. Проблемы
разграничения. – CYBERLENINKA — URL: https://cyberleninka.ru/article/v/mezhdunarodno-pravovoy-rezhim-dna-severnogo-ledovitogo-okeana-problemy-razgranicheniya
(дата обращения: 07.11.2020); Ланцов
С.А., Усмонов Ф.И. Проблемы безопасности в теории международных отношений.
URL:
http://www.politex.info/content/view/437/30(дата; Паничкин И. Арктический совет – текущее
состояние и перспективы развития. — URL:http://morvesti.ru/tems/detail.php?ID=23862(дата
обращения: 07.11.2020); Нартов, Н.А. Геополитика. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Единство,
2007. — 527 с.; Островский Б.Г. Великая Северная экспедиция 1733 — 1743. — URL:http://www.polarpost.ru/Library/Ostrovskiy-Velikaya_Severnaya/text-Ostrovskiy.html(дата
обращения: 07.11.2020); Серикова У. История освоения Арктики. // История и
педагогика естествознания. — №4. — 2016. — С. 35-40; Теория международных отношений: Хрестоматия /Сост., науч. ред. и коммент.
П.А. Цыганкова. – М.: Гардарики, 2002. — 400 с.; Цыганков П.А.,
Василенко Глотова С.В.
Теория международных отношений. Учебник для академического бакалавриата. –М.: Юрайт, 2017. — 316 с.; Элерт А. По следам
академического отряда Великой северной экспедиции – CYBERLENINKA — URL:https://cyberleninka.ru/article/v/po-sledam-akademicheskogo-otryada-velikoy-severnoy-ekspeditsii
(дата обращения: 07.11.2020); Юрчук В. Особенности правового режима Арктики. –
CYBERLENINKA — URL:https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-pravovogo-rezhima-arktiki
(дата обращения: 07.11.2020); и др. [2] See: James Rodger Fleming. How
the USSR Tried to Melt the Arctic. 11.11.2010.
— URL:https://gizmodo.com/how-the-ussr-tried-to-melt-the-arctic-5680669(дата
обращения: 07.11.2020); Joanna Hosa. Strategy on ice: Has Russia already won the
scramble for the Arctic? — The European Council on Foreign Relations, October
26, 2018. —  URL:
https://www.ecfr.eu/article/commentary_strategy_on_ice_has_russia_already_won_the_scramble_for_the_arct
(дата обращения: 07.11.2020); SmolkaH.
Soviet Strategy in the Arctic. Foreign Affairs, January 1938. — URL:https://www.foreignaffairs.com/articles/russian-federation/1938-01-01/soviet-strategy-arctic
(дата обращения: 07.11.2020); Payton Martinez.
Trouble in the Arctic? 13 April 2018. —
URL:http://djilp.org/7121/trouble-in-the-arctic/(дата
обращения: 07.11.2020); Нильсен Т. Бренде: Конвенция ООН по морскому праву и
международное право являются «Конституцией» Арктики. – 29 января 2017 года. —   URL:https://thebarentsobserver.com/ru/arctic/2017/01/brende-konvenciya-oon-po-morskomu-pravu-i-mezhdunarodnoe-pravo-yavlyayutsya
(дата обращения: 07.11.2020) [3] См.: Договор о Шпицбергене от 9 февраля 1920
года. — URL:http://docs.cntd.ru/document/902038168(дата обращения: 07.11.2020);
Стратегия защиты окружающей среды Арктики от 14 июня 1991 года. — URL:http://docs.cntd.ru/document/1902061(дата
обращения: 07.11.2020); Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому
праву, 1982 год. — URL: https://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf;
Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в
Арктике. — URL:http://docs.cntd.ru/document/902395150(дата
обращения: 07.11.2020); Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и
реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике. — URL: http://docs.cntd.ru/document/499065181(дата
обращения: 07.11.2020); Declaration of the Establishment of the Arctic Council, 1996. — URL:https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/85/EDOCS-1752-v2-ACMMCA00_Ottawa_1996_Founding_Declaration.PDF?sequence=5&isAllowed=y (дата
обращения: 07.11.2020); Основы государственной
политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую
перспективу. — URL: http://static.government.ru/media/files/A4qP6brLNJ175I40U0K46x4SsKRHGfUO.pdf(дата обращения: 07.11.2020); Стратегия
развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной
безопасности на период до 2020 года. — URL:http://government.ru/info/18360/(дата
обращения: 07.11.2020); Постановление Правительства Российской Федерации «О
новой редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие
Арктической зоны Российской Федерации». 2017 год. — URL:http://government.ru/docs/29164/(дата обращения: 07.11.2020) [4] См: Антипов Д. С., Картавенко Д. Н., Мокров С.
С. Международное сотрудничество в сфере здравоохранения в Арктическом регионе
// Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник
статей XIX Международной научно-практической конференции. В 2 ч. — Ч. 2. –
Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2021. – 175 с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

его решения следует
учитывать роль таких факторов, как международные организации, международное
сотрудничество, международное право.

Правовое регулирование Арктики в
основном формировалось на протяжении последних 150 лет. Хотя первые
законодательные нормы касательно принадлежности отдельных арктических
территорий появились еще в 16-17 веках, только во второй половине 19 века и
первой половине 20 века Канада и Российская империя, а затем СССР заявили о
секторальном принципе раздела Арктики.

После того, как в Арктике были
обнаружены запасы энергетических ресурсов и появилась возможность для их добычи
и использования, вопросы принадлежности арктических территорий и акваторий
обострились. Актуализировалась проблема интернационализации региона,
обозначения границ территориальных вод, особых экономических зон и
континентального шельфа.

Основу многостороннего
сотрудничества в Арктике составляет созданный в 1996 году Арктический совет. В
его рамках осуществляются основные многосторонние проекты сотрудничества,
регулируется деятельность в Арктическом регионе, укрепляется многостороннее
сотрудничество.

Помимо Арктического совета и
Конвенции ООН по морскому праву имеются другие источники международного
сотрудничества на основе правового регулирования. В частности, структуру
управления в Арктическом регионе входят Шпицбергенский договор,
Североатлантический форум береговой охраны, Конференция парламентариев
Арктического региона и некоторые другие источники.

Арктика становится одним
из приоритетных направлений для всех арктических государств. США декларируют
стратегическое значение региона для своей безопасности и развития, продвигают
идеи защиты своих национальных интересов и «свободы навигации», направленной
против канадского стремления включить Северо-Западный пролив в свои внутренние
территориальные воды. Канада стремится защитить свои права как второе после
России государство, располагающее наиболее протяженным выходом к Арктике.

Дания проводила довольно
успешную арктическую политику, однако ее возможности постепенно подрываются все
большей самостоятельностью Гренландии.

Физические размеры
Норвегии вынуждают ее искать сотрудничества в регионе с другими арктическими
странами, особенно с Россией, а также с региональными организациями, такими как
военно-политический блок НАТО. Из стран Северной Европы Норвегия имеет
наибольшее число военных активов, предназначенных для Арктики.

Для СССР вопрос освоения Арктики и
развития Северного морского пути имел очень важное геополитическое значение.
Благодаря активным действиям на данном направлении удалось в короткие сроки
повысить уровень безопасности своих северных регионов, открыть единый Северный
морской путь, сыгравший важную роль в Великой Отечественной войне, стать
мировым лидером в освоении арктических территорий и начать добычу полезных
ископаемых.

Вплоть до своего распада СССР
придерживался секторального разграничения континентального шельфа Северного
Ледовитого океана и Арктики в целом. Можно отметить совпадение позиций СССР и
Канады по вопросам раздела Арктики. Хотя США не поддерживают секторальный
принцип, тем не менее, они отказываются признавать 200-мильную исключительную
экономическую зону, претендуя на недра арктического региона к северу от Аляски
протяженностью в 600 морских миль.

СССР не признавал применимость
Конвенции по морскому праву 1982 года к Арктике и акватории Северного
Ледовитого океана, что, наряду с позицией ряда других государств, привело к
отсутствие единого правового поля, регулирующего Арктический регион.

После распада СССР позиция России
как его правопреемницы в отношении Арктики кардинально изменилась. Следует
отметить прежде всего отказ от секторального принципа и присоединение к
Конвенции ООН по морскому праву с применением ее положений к Северному
Ледовитому океану.

В последующем произошел пересмотр
внешнеполитической линии в отношении Арктики и более настойчивая защита
национальных интересов, что нашло отражение в таких документах, как Основы
государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года
и дальнейшую перспективу и Стратегии развития Арктической зоны Российской
Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

Позиция Российской Федерации в
отношении разграничения Арктики пережила несколько трансформаций. После распада
СССР Россия подписала Конвенцию ООН по морскому праву и отказалась от
секторального принципа. Затем, с начала 2000 годов, Москва пересмотрела свою
позицию. Не отказываясь от Конвенции ООН по морскому праву, на экспертном
уровне было поставлено под сомнение ее применимость к Северному Ледовитому
океану. На этом фоне произошла активизация арктической политики России, что
нашло отражение в Основах государственной политики Российской Федерации в
Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу и Стратегии развития
Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности
на период до 2020 года.

Россия занимает передовые позиции в
освоении Арктики. Комплексный подход позволяет сохранять устойчивую тенденцию
наращивания своего превосходства во всех областях, включая обеспечение военной
безопасности. Изменение климата может привести к кардинальной геополитической
трансформации региона, и Россия может занять доминирующие позиции. В центре
внимания руководства страны остается вопрос расширения и закрепления
континентального шельфа и развития Арктического сектора в качестве потенциально
ведущей ресурсной базы России.

Проведенный
анализ позволяет сделать следующие рекомендации:

Во-первых,
необходимо рассмотреть вопрос разработки дальнейшего совершенствования
международно-правового статуса Арктики с учетом как многосторонних, так и
двусторонних договоров и соглашений, а также исторически сложившихся традиций и
интересов.

Во-вторых,
соответствующим учебным заведениям необходимо рассмотреть вопрос о введении
соответствующих спецкурсов по изучению Арктического региона в контексте
геополитики и национальных интересов России.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В АРКТИКЕ 1.1. Эволюция подходов к определению международно-правового
статуса Арктики Арктические территории представляют
собой самый северный регион мира. Сам термин происходит от греческого слова
Artikos, обозначающего «северный». В центре региона расположен Северный
географический полюс. Арктические границы очерчены Северным полярным кругом –
параллель 66°33′ северной широты[1].

Особенностью данного региона
является его масштаб и при этом практическая незаселенность. На сухопутной
части Арктики расположен ледниковый покров, а пределах заполярной зоны морская
акватория покрыта дрейфующими льдами. Северный Ледовитый океан, его окраинные
моря, острова, а также северное побережье Азии и Америки и регион Таймыра.
Общая площадь региона составляет около 21 млн. кв. км.

Восемь государств имеют общую
границу с Арктикой, это такие государства, как – Россия, Дания (Гренландия),
Канада, США, Финляндия, Исландия, Швеция, Норвегия [2].
Из них, пять стран: Норвегия, США, Канада, Финляндия и Россия входят в группу
арктических прибрежных (приарктических) государств, что дает им стратегические
преимущества. В частности, они (кроме Швеции, Финляндии, Исландии) располагают
определяемыми международным правом внутренними прибрежными водами,
исключительной экономической зоной и континентальным шельфом[3].
Исландия, Финляндия и Швеция лишь претендуют на этот статус[4].

Исторически Арктика считалась
«мертвой землей», регионом, не приспособленным к жизни людей и не проходимой
морским или наземным путем. В то же время, на этих землях человек появился еще
около 10 тысяч лет назад, постепенно формируя коренные народы региона. С
материковой части Арктики освоение перешло к Гренландии и островам Канадского
Арктического архипелага.

В результате около 1 тысячи лет
назад сложился ареал коренных народов, которые проживают на этих территориях и
в настоящее время, они не сформировали государственных образований, более того,
не наблюдалось признаков централизации или иерархии[5].

В 15 веке начинается первая волна
колонизации. Расширяются на север территории России, Норвегии, Финляндии,
Швеции, Дании. Российская экспансия также продвигалась и в восточном
направлении, постепенно охватывая арктические области Сибири. Исландия и Дания
начинают попытки колонизировать прибрежные территории Гренландии и Северной
Америки.

Однако основная часть европейской экспансии
на севере Америка происходила параллельно с основными колониальными
завоеваниями. Главную роль здесь играли Великобритания и Франция. Их целью был
поиск драгоценных металлов, и других возможностей извлечения прибыли. Поселения
англичан и французов представляли собой небольшие цепи укрепленных фортов
стратегического назначения. В конечном счете, к концу 18 века, они стали частью
американских колоний Великобритании.

Российские исследователи уже в 11
веке приступили к освоению морей Северного Ледовитого океана. Ряд островов был
открыт в 12-15 веках, в том числе остров Медвежий и острова архипелага
Шпицберген.

Д. Герасимов в первой половине 16
века составил первую в мире карту бассейна Северного Ледовитого океана. В этот
же период была открыта часть Северного морского пути. Начиная от Северной Двины
и заканчивая Тазовской губой в устье Оби. Он получил название «Мангазейский
морской ход»[6].

Большое значение в освоении Арктики
и частичного определения ее территориальной принадлежности имела «Великая
северная экспедиция» 1733-1743 годов, которую отдельные эксперты ставят в один
ряд с Великими географическими открытиями[7].

В результате из прежних разрозненных
и гипотетических представлений была впервые создана единая карта берегов
Северной Азии. Были установлены точные очертания побережья, открыты новые
острова и пролив между Азией и Америкой, достигнуты берега Японии. Следствием
10-летней экспедиции стало беспрецедентное расширение территории России. Была
присоединена Аляска и Алеутские острова, остававшиеся в составе страны до 1867
года. После «Великой северной экспедиции» Россия стала обладать самым
протяженным выходом к Арктике[8].

В 1899 году в целях освоения Севера, по заказу
России [1] См.: Вылегжанин А.Н., ред., Правовой режим
Арктики Международное право. — M.: Юрайт, 2012. — 904 с. С. 180. [2] См.: Стратегия защиты окружающей среды Арктики
от 14 июня 1991 года. — URL:http://docs.cntd.ru/document/1902061(дата
обращения: 07.11.2020) [3] См.: Urszula Moskwa. Некоторые
международно-правовые аспекты режима Арктики. 2014 г. — URL:https://pressto.amu.edu.pl/index.php/ppuam/article/download/4641/4750(дата
обращения: 07.11.2020) [4] См.: Быковский В. Правовой режим Арктики в
контексте IV
Международного Арктического форума «Арктика – территория диалога». –
CYBERLENINKA — URL:https://cyberleninka.ru/article/v/pravovoy-rezhim-arktiki-v-kontekste-iv-mezhdunarodnogo-arkticheskogo-foruma-arktika-territoriya-dialoga
(дата обращения: 07.11.2020) [5] См.: Серикова У. История освоения Арктики. //
История и педагогика естествознания. — №4. — 2016. — С. 35-40. С. 35-36. [6] См.: Понятие и правовой статус Арктики. — URL:
https://jurisprudence.club/mejdunarodnoe-pravo-uchebnik/ponyatie-pravovoy-status-55321.html(дата
обращения: 07.11.2020) [7] См.: Островский Б.Г. Великая Северная
экспедиция 1733 — 1743.  — URL:http://www.polarpost.ru/Library/Ostrovskiy-Velikaya_Severnaya/text-Ostrovskiy.html(дата
обращения: 07.11.2020) [8] См.: Элерт А. По следам академического отряда
Великой северной экспедиции – CYBERLENINKA — URL:https://cyberleninka.ru/article/v/po-sledam-akademicheskogo-otryada-velikoy-severnoy-ekspeditsii
(дата обращения: 07.11.2020)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы