Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Планирование и контроль

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Методика технико-тактической подготовки хоккеистов на тренировочном этапе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретико-методологические особенности технико-тактической подготовки в хоккее 6

1.1. Сущность технико-тактической подготовки 6

1.2. Особенности и этапы технико-тактической подготовки в хоккее 11

Выводы по 1 главе 19

2. Исследование технико-тактической подготовленности хоккеистов на тренировочном этапе 21

2.1. Организация, методы и методики исследования 21

2.2. Результаты исследования 23

Выводы по 2 главе 34

3. Разработка методики по совершенствованию технико-тактической подготовке хоккеистов на тренировочном этапе 36

3.1. Методика совершенствования техники и тактики хоккеистов на тренировочном этапе 36

3.2. Эффективность разработанной методики 45

Выводы по 3 главе 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что в спорте технико-тактическая составляющая является частью тренировочного процесса спортсменов и имеет разную степень вовлеченности, в зависимости от рассматриваемой спортивной отрасли. Хоккей с шайбой – это игра, в которой технико-тактические стратегии подготовки являются решающими в достижении победы. Современному хоккею с шайбой присуще повышение специализированности подготовки спортсменов, силового противоборства, скорости выполнения технико-тактических действий на игровой площадке. Соревновательная деятельность как интегральная составляющая игровой подготовки хоккеистов требует постоянного совершенствования и повышения эффективности путем поиска новых и совершенных методов управления тренировочным процессом и соревновательной деятельностью хоккеистов высокой квалификации, направленных на достижение запланированного уровня подготовленности спортсмена, необходимого для максимальной реализации его собственного потенциала [10].

Согласно теории и методики хоккея с шайбой, прогностическая модель команды и игроков является эталоном для хоккейного коллектива, направленного на оценку эффективности соревновательной деятельности. Для этой оценки необходимо проводить учет в рамках модельных характеристик технико-тактических действий и тех показателей соревновательной деятельности, которые влияют на ход спортивного соревнования [4].

Использование моделирования в современном хоккее с шайбой направлено, прежде всего, на определение состава команды, уровня подготовленности игрока, игровой пятерки и команды, процесса подготовки хоккеистов [8].

Эффективная организация игровой деятельности зависит от четкого выполнения своих функций каждым игроком. Хоккей – спортивная игра с непосредственным контактом с соперником, в которой принимает участие одиннадцать игроков с одной стороны, а именно: защитники, нападающие, полузащитники и вратарь. Их согласованные действия прямо влияют на конечный результат игры, поэтому важным является не только овладение индивидуальными тактическими действиями, совершенствованию психомоторных способностей, но и отработка взаимодействия группы игроков и команды в целом. Амплуа спортсмена включает в себя набор определенных функций и отражает специфические личностные качества спортсмена, так как во время игры перед каждым игроком команды стоит своя, особая задача.

За последние десятилетия над вопросами усовершенствования технико-тактической подготовки квалифицированных игроков в различных спортивных играх работали следующие известны специалисты как В. М. Шамардин; В. П. Савин; Э. Ю. Дорошенко и т.д. Тем не менее, вопросы дифференцированной технико-тактической подготовки нуждаются дальнейшей разработки.

Объект исследования – технико-тактическая подготовка игроков в хоккее.

Предмет исследования – технико-тактическая подготовка игроков с хоккея разных игровых амплуа.

Цель исследования – повысить эффективность технико-тактической подготовленности хоккеистов различных игровых амплуа используя модельные тренировочные задания.

Гипотеза исследования. Предполагаем, что введение модельных тренировочных заданий на тренировочном этапе, будет способствовать усовершенствованию технико-тактических действий хоккеистов различных амплуа.

Задачи работы:

1. Выяснить теоретические аспекты технико-тактической подготовки в игровых видах спорта в современных условиях их развития.

2. Проанализировать показатели технико-тактической подготовленности хоккеистов разных амплуа.

3. Обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния методики усовершенствование технико-тактической подготовки хоккеистов разного игрового амплуа, на основе использования модельных тренировочных задач.

4. Разработать практические рекомендации для усовершенствования технико-тактических действий на основе применение комплекса игровых упражнений и теоретических задач.

Методы исследования, использованные для эксперимента, следующие: анализ специальной литературы, метод наблюдения, метод педагогического эксперимента и статистический метод.

Научная новизна исследования: определены количественные показатели технико-тактических действий игроков в разных зонах игрового поля и эффективность их исполнения; приобрели дальнейшее развитие теоретические положения относительно применение компьютерных технологий, моделирования и программирование технико-тактической подготовки игроков.

Практическая значимость результатов исследование состоит в поэтому, что применение разработанной методики усовершенствования технико-тактической подготовленности игроков способствует улучшению их тактического мастерства на соревнованиях высокого уровня. Полученные данные могут быть использованы специалистами да тренерами в тренировочном процессе под время подготовки спортсменов.

Практические рекомендации, разработанные в ходе работы, предложены для использования тренерам хоккейных команд для оптимизации технико-тактической подготовленности игроков.

Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ литературных источников, изучение современных тенденций развития хоккея свидетельствуют, что путями совершенствования тактической подготовки команд высокой квалификации в годовом макроцикл является применение методов моделирования и программирования на основе инновационных программируемых технологий.

Под «тактикой» в спорте понимают искусство ведения спортивной борьбы, совокупность форм и средств борьбы с целью достижения высокого результата, победы. К тактике также относят разработку плана выступления в соревнованиях. На эффективность тактических действий влияет умение использовать общие и конкретные принципы тактики.

В спортивных играх под тактикой понимается организация индивидуальных, групповых и коллективных действий. Специалисты отмечают комплексный характер тактической деятельности, которая включает как физические, так и интеллектуальные способности спортсменов. К тактической подготовке относится изучение спортсменом всевозможных приемов игры, как и в каких условиях их нужно применять. Обладая знаниями различных тактических построений, игроки команды могут применять их во время матча для достижения победы. Выяснено, что характер соревновательной деятельности в спортивных играх отличается быстротечностью и изменчивостью, что требует высокого уровня развития психофизиологических показателей.

В процессе соревновательной деятельности в хоккее каждый из высококвалифицированных игроков выполняет определенные функции, определенные его расположением на хоккейном поле. От качества их выполнения зависит конечный результат игры команды. Оптимальное соотношение технико-тактических действий выполненных наиболее эффективно определяет мастерство отдельного спортсмена.

Изучение структуры технико-тактической подготовки хоккеистов разных амплуа дает возможность констатировать неравнозначное количество показателей выполнения одних и тех же игровых приемов игроками, на которых возложены различные функции в тактическом построении игры команды. Таким образом, согласно нашему педагогическому наблюдению за соревновательной деятельностью хоккеистов было заметно, что результаты всех групп существенно разные. Защитники выполняют удары по воротам меньше всего, в то время как полузащитники выполняют функции и защитника, и нападающего. Благодаря таблицам, можем наблюдать, что наибольшее количество технико-тактической подготовки хоккеистов имеют именно опорные, крайние и центральные полузащитники.

Тактическое мышление высококвалифицированных игроков по хоккею оценивалось по следующим пунктам: умение в определенном игровом эпизоде при восприняты взаимного положения игроков команды и их соперников, месте нахождения шайбы, оценить обстановку в целом как единую динамическую структуру и найти решения игровой задачи. При этом не терять взаимосвязь с партнерами по команде и попытаться выполнить игровые комбинации.

По результатам нашего компьютерного тестирования, которое мы проводили с игроками, лучше всего с этой задачей справились центральные полузащитники, более низкие результаты были определены у нападающих. Но за время подготовки в течение годового макроцикла показатели тактической подготовленности хоккеистов претерпели позитивные изменения. Предполагается, что совершенствование тактической подготовки игроков разных амплуа положительно повлияет на уровень развития их тактического мышления.

Спортивная подготовка в хоккее предусматривает многолетний процесс усовершенствования функциональных возможностей, физических качеств, технико-тактического мастерства и специальных способностей спортсмена. Возможность достижения намеченной цели зависит от целого ряда факторов: оптимального уровня исходных данных игроков; уровня профессиональной подготовленности тренера; наличие материально-технической базы; качества организации всего педагогического процесса. В течение многолетнего процесса обеспечивается формирование и совершенствование необходимых умений и навыков в сочетании с развитием физических качеств, воспитание волевых и моральных качеств.

Проведенное нами исследование позволило установить, что структура соревновательных технико-тактических действий квалифицированных хоккеистов разных игровых амплуа по количеству и качеству их выполнения имеет определенные отличия, что определяется характером их игровой деятельности. Так больше всего передач выполняет центральный защитник (в среднем 31,8 раз), также он больше всего вступает в контакт с соперником для отбора и перехвата шайбы. Ведение и обыгрыш чаще всего во время игры применяет опорный полузащитник. Для нападающего характерна активная игра при атаке ворот (в среднем 2,1 удара за игру). Самые высокие количественные и качественные показатели технико-тактических действий были зафиксированы у опорного полузащитника — 88,6 технико-тактических действий с эффективностью 0,82 ед.

В ходе исследования было выяснено, что эффективность решения оперативных тактических задач тактической подготовленности зависит от функций, которые выполняет игрок во время игры, то есть его игрового амплуа. Так, самые высокие показатели во время компьютерной диагностики были выявлены в центральных полузащитников — 56,0% верных ответов, а самые низкие у нападающих – эффективность 48,8 %.

Разработана методика реализации дифференцированной тактической подготовки в хоккее содержала в себе следующие составляющие:

– рациональное соотношение средств и методов тактической подготовки в годовом макроцикле в зависимости от этапа и задач подготовки, оперативного состояния подготовленности;

— программирование тактической подготовки на основе применения модельных тренировочных задач тактической направленности в соответствии с игровым амплуа.

Оптимизация тактической подготовки квалифицированных хоккеистов предусматривала разработку и внедрение в тренировочный процесс комплексов упражнений тактической направленности: обще-групповых, которые выполняются с другими полевыми игроками; парных специализированных, которые выполняются с партнерами по амплуа и индивидуальных специализированных.

Критериями эффективности разработанной модели тактической подготовки квалифицированных хоккеистов на формовочном этапе педагогического эксперимента стали показатели технико-тактических приемов соревновательной деятельности и компьютерного тестирования тактической подготовленности.

Экспериментально доказано, что дифференциация на основе игрового амплуа тактической подготовки в годичном тренировочном процессе квалифицированных хоккеистов способствует повышению уровня подготовленности и соревновательной деятельности спортсменов.

Результаты сравнительного педагогического эксперимента показали, что по количеству правильно решенных оперативных тактических задач результаты игроков всех амплуа стали приближаться к 70 %. Самый высокий прирост в результатах был зафиксирован у центральных полузащитников, он составлял 17,0 %. Также произошли положительные изменения у игроков других амплуа: нападающих на 15,2 %, защитников на 14,6%, полузащитников на 13,6%.

В общих количественных и качественных показателях выполнения технико-тактических действий во время соревновательной деятельности, по сравнению с констатирующим экспериментом произошли положительные изменения за счет увеличения показателей отборов, перехватов, ударов в ворота, передач, остановок, что может свидетельствовать об эффективности примененной методики и усовершенствовании тактических знаний и умений. В то же время было оптимизировано количество ведения и обыгрыша, что позволило увеличить эффективность и активность игроков в соответствии с выполняемыми ими амплуа. За большинством изменений определена статистическая достоверность между результатами констатирующего и формирующего этапов эксперимента.

4. Разработаны практические рекомендации для совершенствования тактических действий высококвалифицированных игроков по хоккею , в содержание которых входили теоретические знания относительно компонентов готовности хоккеистов к овладению групповыми тактическими действиями, этапы формирования тактических действий и раскрыты методические особенности построения учебно-тренировочного процесса с учетом этих этапов.

Перспективы дальнейших исследований могут быть направлены на исследование интегральной подготовленности высококвалифицированных игроков в хоккее в годичном цикле подготовки.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретико-методологические особенности технико-тактической подготовки в хоккее

1.1. Сущность технико-тактической подготовки

В хоккее под техникой принято понимать совокупность специальных игровых приемов, эффективно выполняемых для успешного ведения игровой деятельности [44]. Техническая подготовка представляет собой приобретение спортсменом технических элементов и приемов, специфических для хоккея и их усвоение – посредством систематического обучения – как навыков, в приказать заниматься данным видом спорта в соответствие регламенту игры.

Под тактикой понимаются индивидуальные или игровые действия игроков, позволяющие достичь желаемого результата в игре. Сама техника выполнения композиционных элементов очень зависит от уровня развития основных и сочетанных двигательных качеств.

Технико-тактические действия хоккеиста целесообразно разделить на отдельные группы (классы), ранжировать по определенным признакам, к числу которых относятся: амплуа игрока, назначение того или иного технико-тактического приема, биомеханика выполняемого действия.

В процессе игровой деятельности хоккеист выполняет различные виды бега, поворотов, торможений, прыжков. Отмечено, что наиболее часто в игре применяется бег легкими шагами, который применяется при пробегании относительно большого расстояния. Эффективность бега зависит в основном от посадки хоккеиста, то есть его исходного положения, что определяется рациональным расположением звеньев тела в пространстве [41, 65, 82].

В зависимости от положения тела человека в пространстве выполняются старты, которые могут выполняться с места и в движении из исходного положения лицом вперед, боком и спиной вперед. Наиболее часто применяется старт вперед.

Осуществление эффективного маневрирования в хоккее невозможно без выполнения торможения. Основным приемом торможения в современном хоккее является торможение с поворотом на 90 ° на двух или одной ноге.

Среди технических приемов различают основные виды бросков: длинным разгоном шайбы, коротким разгоном шайбы – кистевой, удар шайбы, удар — бросок, подбрасывания. Помимо этого различают и их разновидности: броски и подбрасывания из разных исходных положений. Двигательный механизм основных видов бросков и ударов един, их различие связано с изменением некоторых кинематических и динамических характеристик движения.

Кроме перечисленных технических действий в хоккее используются приемы и способы остановки шайбы: клюшкой (крюком, рукояткой), рукой, ногой, коньком и туловищем. Одним из характерных игровых приемов в хоккее является обводка, а также обманные действия (финты). Специалисты определяют важность приема отбор шайбы, который может быть клюшкой, перехватом и с помощью силовых приемов туловищем.

Тактическую подготовку спортсмена можно рассматривать как комплексный процесс, к которому относится овладение всеми необходимыми знаниями о средствах и способах ведения спортивной борьбы и системы технико-тактических тренировочных задач, а также контрольных и официальных состязаний, в которых спортсмены совершенствуют и доводят до оптимального уровня свое тактическое мастерство [30].

Тактическая подготовка в спортивных играх предполагает овладение функциями игры в команде, приобретения знаний и навыков для решения стандартных игровых ситуаций; овладение групповыми и командными взаимодействиями; изучение стиля игры основного соперника и условий будущих состязаний.

В.И. Козловский [15], Ю. В. Никонов [25] предлагают различать два вида тактической подготовки: общую и специальную.

Говоря об общей тактической подготовке, авторы делают акцент на том, что она направлена на овладение необходимыми знаниями навыками, которые необходимы спортсмену. Специальная подготовка направлена на овладение не только знаниями, но и действиями, которые необходимы спортсмену для успешного выступления или против конкретного соперника.

Особенностью подготовки в спортивных играх является то, что техническая и тактическая подготовка выступают как неразрывный процесс. Тактическая подготовка происходит как индивидуально к каждому спортсмену, так и с группой игроков или с командой в целом.

В тренировке спортсменов — игровиков в процессе разучивание новых тактических построений, или при разборе тактических ошибок, которые были допущены в предыдущем матче, используется метод изучения частями (фрагментарный), который направлен на разъяснение наиболее сложных элементов тактических схем. Метод изучения в целом чаще всего используется в процессе усовершенствования тактических комбинаций [16].

Усовершенствование тактических взаимодействий происходит под время однонаправленных (тематических) или комплексных (сочетание задач технической да тактической подготовки) занятий.

К практическим методам усовершенствования тактики игры в спортивных играх принадлежат также:

– повторный метод – многократное повторение тактических упражнений с постоянной динамикой к их усложнение;

– метод максимальных усилий – усовершенствование тактической схемы игры в экстремальных условиях, на фон сильного утомления игроков;

– игровой (интегральный) метод – усовершенствование тактических действий в условиях приближенных к соревновательных, развитие периферийного зрения да других психомоторных качеств; – соревновательный метод позволяет регулировать физическое и психическое напряжение игроков, что достигается за счет проведение контрольных встреч с соперником, разным за квалификацией (слабее, равным за силами или сильнее) [6].

Основным средством спортивной тренировки является физическое упражнение. Как известно, физическое упражнение имеет свои форму и содержание. В зависимости от тренировочных заданий, осуществляется подбор соответствующих упражнений, имеющих необходимое содержание, то есть воздействие на организм спортсмена. Содержание, в свою очередь, обеспечивается рациональной формой упражнения. Чем совершеннее форма (внешний вид упражнения), тем более эффективно решается тренировочное задание.

Спортивная тренировка, как и любой педагогический процесс, решает учебные задачи. В спортивной тренировке обучение имеет специфический предмет-техника физических упражнений. Под техникой физических упражнений” понимают способ выполнения физических упражнений или специализированную систему движений и действий, направленных на достижение спортивного результата.

Техника может иметь различное значение для достижения результата в различных по специфике соревновательной деятельности видах спорта. Так, например, в видах спорта с метрическим определением результата (легкая атлетика, плавание, тяжелая атлетика и т. п.), техника позволяет спортсмену рационально распределить усилия, максимально проявить необходимые физические качества. В других видах спорта, таких как гимнастика, фигурное катание, акробатика и др. техника направлена на достижение определенной формы и структуры движений, критериями которых является сложность и эстетичность.

В спортивных играх и единоборствах техника направлена на достижение конечного эффекта – нанесение укола, удара, приема, проведение мяча, шайбы в ворота соперника. В комплексных видах спорта (пятиборье, биатлон и др.) техника состоит из комплекса систем движений видов спорта, которые включены в этот вид многоборья. Спортивная техника может иметь разный уровень совершенства. Очевидно, что техника квалифицированного спортсмена и начинающего спортсмена существенно отличается. В спорте постоянно происходит совершенствование техники: как отдельных спортсменов – совершенствование индивидуальной техники, так и техники 3 вида спорта. Постоянно ведется поиск наиболее эффективных способов выполнения физических упражнений. В технике различают: основу техники, определяющее звено техники и детали техники

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы