Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Методика развития выносливости детей 6-8 класс на уроках по лёгкой атлетике в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЕТЕЙ 6-8 КЛАСС НА УРОКАХ ПО ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ В ШКОЛЕ 6
1.1 Понятие выносливости и формы проявления 6
1.2 Психофизиологические особенности детей 6-8 класса 10
1.3 Развитие выносливости у детей 6-8 класс средствами лёгкой атлетики 13
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1 Методы исследования 23
2.2 Организация исследования 25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 27
3.1 Организация и проведение исследования 27
3.2 Разработка методики развития выносливости детей 6-8 класса на уроках по лёгкой атлетике в школе 30
3.3 Анализ полученных результатов 42
ВЫВОДЫ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
Введение:
Актуальность исследования. Проблема развития и совершенствования выносливости и методы ее развития является весьма актуальной и привлекает постоянное внимание физиологов, педагогов, учащихся и тренеров. Это физическое качество считается основным (наряду с силой) качеством. Все остальные качества – быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, координация – следует отнести к дополнительным, но тесно связанным с основными.
На уроках физкультуры в школе при занятиях легкой атлетики, именно выносливость и ее развитие занимают одно из ведущих мест, т.к. от ее развития зависит уровень общего физического развития школьников. Однако, закономерности развития выносливости подростков в 6-8 классах и так же средства и методы по ее развитию именно на уроках по легкой атлетике, до сих пор являются дискуссионным вопросом.
В методике преподавания различными авторами предлагались различные средства и методы по ее развитию: игровой, интервальный методы, средства различных видов спорта и т.д. Все эти вопросы были и остаются дискуссионными по той причине, что все они по-разному воздействуют на развитие выносливости занимающихся. Отсутствие сведений о влиянии различных средств и методов на уроках по лёгкой атлетике в школе, направленных на развитие выносливости подростков 6-8 классов, послужили обоснованием для определения актуальности темы исследования и выбора ее темы: «Методика развития выносливости детей 6-8 класс на уроках по лёгкой атлетике в школе»
По мнению Ю.В. Верхошанского, А.И. Голубева, И.А. Гуревича, А.В. Зинина, В.Н. Кряжа, оптимальным для развития выносливости на уроках по лёгкой атлетике в школе в 6-8 классах является интервальный метод. является наиболее оптимальным в развитии. В данной работе предпринята попытка использовать метод интервальный метод, а именно метод круговой тренировки, для развития выносливости у подростков 6-8 классов на уроках по легкой атлетике.
Такие авторы, как В.А.Романенко, В.А.Максимович, Ю.В. Верхошанского, А.И. Голубева, И.А. Гуревича, А.В. Зинина, В.Н. Кряжа, отмечали, что круговая тренировка целенаправленно развивает выносливость занимающихся на фоне выполнения комплексов физических упражнений в течение длительного времени. Круговая тренировка позволяет индивидуально дозировать задания в точно установленное время, с определенными перерывами, или же с более сокращенным временем, то есть проходя круги в так называемое «целевое время».
Однако, многие вопросы о включение метода круговой тренировки в развитии выносливости подростков 6-8 классов на уроках по легкой атлетике, до сих пор мало изучен.
Проблема исследования: выявить особенности круговой тренировки в развитии выносливости подростков 6-8 классов на уроках по легкой атлетике.
Объект исследования – выносливость подростков 6-8 классов.
Предмет исследования – применение круговой тренировки в процессе развития выносливости подростков 6-8 классов на уроках по легкой атлетике.
Цель исследования – теоретически и экспериментально обосновать использования круговой тренировки в развитии специальной выносливости у подростков 6-8 классов на уроках по легкой атлетике.
Гипотеза исследования: Мы предположили, целенаправленное использование круговой тренировки на уроках по легкой атлетике будет наиболее эффективно развивать специальную выносливость подростков 6-8 классов.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме развития выносливости.
2. Определить обоснованность включения метода круговой тренировки в учебно-воспитательный процесс для развития специальной выносливости подростков 6-8 классов на уроках по легкой атлетике.
3. Проверить в ходе педагогического эксперимента эффективность метода круговой тренировки на развитие специальной выносливости подростков 6-8 классов на уроках по легкой атлетике.
Методы исследования: анализ и синтез научной литературы по теме исследования, описательный, аналитический методы исследования, моделирование, экспериментальные методы исследования (наблюдение, тестирование), количественные и статистические методы исследования.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые осуществлен длительный (6 месяцев) комплексный эксперимент с целью совершенствования выносливости на основе метода круговой тренировки на уроках по легкой атлетике. Проведено изучение возможностей повышения выносливости у подростков 6-8 классов на уроках по легкой атлетике.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты позволяют разработать комплексы тренировочных средств и программу комплексного развития выносливости у подростков 6-8 классов на уроках по легкой атлетике. Основные выводы могут быть использованы педагогами для воспитания и развития выносливости на уроках физкультуры.
Базой исследования выступил Филиал МОУ «Ульяновская СОШ Ртищевского района Саратовской области» в с. Елань. Всего в исследовании приняли участие 10 учеников 6-8 классов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
1. Выносливость – это способность организма выполнять любой двигательный процесс в длительные сроки без особого снижения интенсивности. Ее уровень можно определить с помощью времени, в течение которого человек имеет возможность выполнять ту или иную физическую деятельность. Уровень развития выносливости определяется построением мышц и композицией мышечных волокон, функциональными возможностями кардиореспираторной системы организма, интенсивностью протекания и уровнем развития аэробных и анаэробных процессов энергообеспечения, особенностями нейрогуморальной регуляции, координацией деятельности разных систем организма. Ученые отмечают наиболее сенситивные периоды развития выносливости: 13-14 лет и 16-17 лет. Для развития выносливости необходимо увеличить анаэробную и аэробную способность, а оптимальным методом развития является метод круговой тренировки.
2. Характерной чертой метода кругового упражнения является поочередное дозированное выполнение комплекса из 6-10 упражнений, тренировочное влияние которых направлено на развитие конкретного двигательного качества или определенных функциональных систем организма. Тренировочное задание состоит из 2-4-кратного повторения определенного комплекса за точно определенное время. При этом в зависимости от поставленной педагогической задачи, выполняется 2-4 раза одна и та же упражнение, дальше в том же режиме 2-я, 3-я и другие упражнения, или в каждом упражнении делается по одному подходу, и весь комплекс повторяется несколько раз по кругу.
Среди положительных черт метода круговой упражнения стоит выделить довольно высокий эмоциональный фон, как узко направленного, так и комплексного воздействия на развитие двигательных качеств. Выполнение тренировочных заданий методом кругового упражнения требует точной дозировки нагрузок и отдыха в соответствии с индивидуальными возможностями каждого человека, что позволяет достичь высокого оздоровительного эффекта занятий.
3. В ходе педагогического эксперимента были получены следующие результаты. Измерения силовой выносливости, проведенное в конце педагогического исследования, показали, что между группами существуют различия в тестах.
Количество отжиманий от пола за 30 секунд у экспериментальной группы стали достоверно выше после эксперимента, чем у контрольной. Результат у них вырос до 14 4,2 см, в контрольной составил 13 3,3 см, различия достоверны (t = 2,3 при Р < 0,05). Подъем туловища из положения лежа за 30 секунд, занимающихся по нашей методике, выросло более значительно и достоверно при сравнении с детьми из контрольной группы. Различия достоверны, соответственно t = 4,1 при Р < 0,01. В челночном беге 3х50 м. экспериментальная группа показала результат 31,76±3,26, в то время как в контрольной прирост составил 36,87±4,01. Результаты достоверные (Р < 0,01).
Примечательно, что за период эксперимента показатели улучшились в обеих исследуемых группах, но экспериментальная группа имела более значительный темп прироста результативности. Особенно ярко это выражено в беге на 1000м.: 4,31±1,2 в экспериментальной группе, 4,42±0,9 в контрольной(P<0,01).
4. Гипотеза исследования доказана полностью, действительно выносливость можно развить на уроках по легкой атлетике, но с использованием метода круговой тренировки, этого можно добиться более эффективнее. Занятия с применением комплексно-круговой формы эффективны в улучшении физического развития и двигательной подготовленности учащихся, а также способствуют более качественному овладению программным материалом. Согласно возрасту и половому составу детей учитель составляет комплексы физических упражнений, предварительно определяя их дозировку, принимая во внимание также индивидуальные особенности учащихся.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЕТЕЙ 6-8 КЛАСС НА УРОКАХ ПО ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ В ШКОЛЕ
1.1 Понятие выносливости и формы проявления
В литературе последних лет под выносливостью понимают способность выполнять деятельность без снижения ее эффективности на протяжении всего соревнования. Деятельность разнообразна и, соответственно, и выносливость бывает разная.
Выносливость – это способность человеческого организма к длительному выполнению какой-либо физической работы без снижения работоспособности. Уровень выносливости определяется временем, в течение которого человек может выполнять определенное физическое упражнение [11].
Выносливость – некая способность организма человека выполнять определенную работу достаточно длительное время без снижения ее эффективности. Также это возможность противостояния переутомлению. Стоит сказать, что мерилом данного понятия является время, в течение которого выполняется определенное действие, а также интенсивность работы [17].
В научно-методической литературе выделяются два основных вида выносливости: общая и специальная.
Под общей выносливостью понимается двигательная способность, которая позволяет в течение длительного времени выполнять упражнения и двигательные действия с высокой эффективностью работы при умеренной интенсивности. Она является своего рода физической возможностью организма, которая направлена на неспецифический род деятельности. Интенсивность находиться на нормальном уровне, и при общей выносливости задействованы крупные и средние мышцы.
Специальная же выносливость определяется как способность, которая позволяет длительное время переносить нагрузки на организм. В свою очередь, специальная выносливость подразделяется на следующие виды:
1) Скоростная выносливость – определяется скоростью выполнения упражнений в течение длительного промежутка времени, при этом не происходит утомления и нарушения техники выполнения движений.
2) Скоростно-силовая выносливость – определяется скоростью выполнения упражнений в течение длительного промежутка времени, при этом действия выполняются с высокой активностью силового направления.
3) Координационная выносливость – определяется способностью выполнения упражнений в течение длительного промежутка времени, при этом происходит многократное повторение высококоординационных тактических и технических действий.
3. Силовая выносливость – определяется способностью выполнения силовых упражнений в течение длительного промежутка времени, при этом не нарушается их техническое выполнение. Именно силовая выносливость показывает развитость мышц к повторному сокращению в минимальный временной отрезок. Силовая выносливость бывает статической и динамической. Если динамическая силовая выносливость позволяет выполнять силовые упражнения в среднем темпе, то статическая указывает на возможность человека выдерживать напряжение мышц без изменений позы тела, например, стоять в планке.
Итак, общая выносливость – способность организма человека выполнять работу, в которую вовлечены практически все мышцы.
Специальная выносливость – это способность мышцы или группы мышц выдерживать повторяющиеся сокращения вопреки сопротивлению в течение длительного периода.
Выносливость определяется несколькими факторами:
— аэробные возможности организма;
— степень экономизации движений;
— умение «терпеть».
Чем больше выносливость у занимающихся, тем больше повторений можно выполнить в конкретном упражнении. Выносливость относится к количеству повторений одного упражнения, которое можно выполнить без необходимости останавливаться и отдыхать.
В развитии и совершенствовании специальной выносливости большая роль отводится биологическим, физиологическим и психологическим факторам.
В биологические факторы включены анаэробные возможности организма. Именно анаэробная система обеспечивает организм взрывной кратковременной энергией без потребности в кислороде. Если энергообеспечение через анаэробную систему происходит в течение длительного периода времени, в мышцах начинает накапливаться молочная кислота. Это может повлечь за собой судороги, а также привести к мышечной усталости. В идеале анаэробная система нуждается в нескольких минутах отдыха после выработки энергии для мышц. Это дает организму время преодолеть кислородный дефицит и пополнить запасы кислорода.
К физиологическим факторам в развитии выносливости ученые относят возраст, строение мышц, общие анатомо-физические особенности, развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Психологические факторы складываются из мотивации, силы и подвижность нервной системы, а также волевой сферы личности.
На выносливость влияют два основных фактора:
̵ Генетическая предрасположенность. Прежде всего, состоянием ЦНС, корой головного мозга и сердечно-сосудистой системой.
̵ Уровень подготовки. Каждый может путем тренировок развить собственные физические задатки.
Выделяют несколько видов выносливости, которая проявляется в разных ситуациях.
Для каждого человека важно развитие выносливости, быстроты и скоростно-силовых качеств.
Для воспитания выносливости используются различные комплексы упражнений, интервальный метод проведения тренировок и создаются оптимальные условия для полного восстановления работоспособности в кратчайшие сроки. Очень важно при тренировке выносливости определять каждый раз конкретные оптимальные параметры нагрузки. Воспитав в себе это качество, можно приспособить свой организм к работе в сложных условиях, и вам удастся достичь высочайшей работоспособности.
Итак, выносливость – это способность организма достаточно длительное время выполнять двигательное действие без снижения его эффективности. Проявление выносливости возможно в двух формах.
Общая выносливость – способность продолжительно и эффективно выполнять работу неспецифического характера.
Специальная выносливость – способность к эффективному выполнению работы, характерной для соревновательной деятельности в определенном виде спорта.
Стоит отметить, что из двух основных форм проявления выносливости – общей и специальной, более значимым является уровень развития специальной выносливости. Это связано прежде всего со спецификой соревновательной деятельности, которая характеризируется достаточно объёмным выполнением двигательных действий (ускорений, рывков и т.п.), требующих как аэробно-анаэробных, так и анаэробных механизмов обеспечения.
Выносливость – это способность организма выполнять любой процесс в длительные сроки без особого снижения интенсивности. Его уровень можно определить с помощью времени, в течение которого человек имеет возможность выполнять ту или иную физическую деятельность.
Уровень развития выносливости обусловливается построением мышц и композицией мышечных волокон, функциональными возможностями кардио-респираторной системы организма, интенсивностью протекания и уровнем развития аэробных и анаэробных процессов энергообеспечения, особенностями нейрогуморальной регуляции, координацией деятельности разных систем организма.