Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Методика работы социального педагога в учреждении среднего профессионального образования по профилактике алкоголизма обучающихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
Теоретические основы работы социального педагога c обучающимися в техникуме по
профилактике алкоголизма. 7
1.1.
Подростковый алкоголизм как психолого-педагогическая и социальная проблема. 7
1.2. Методика
работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди обучающихся
техникума. 15
ГЛАВА 2
Реализация методики работы социального педагога по профилактике алкоголизма на
примере филиала «Камчатского сельскохозяйственного техникума» 20
2.1
Исследование уровня склонности обучающихся 1, 2 курса филиала «Камчатского
сельскохозяйственного техникума» к алкоголизму. 20
2.2
Реализация методики профилактики алкоголизма среди обучающихся филиала
«Камчатского сельскохозяйственного техникума». 24
2.3
Результаты реализации методики работы социального педагога по профилактике
алкоголизма обучающихся техникума. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
БИБЛИОГРАФИЯ.. 32
ПРИЛОЖЕНИЕ. 37
Введение:
Актуальность данного исследования заключается в том,
что число людей, употребляющих алкоголь, растет. К сожалению, в наше время,
употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде.
Вызывает наибольшее опасение тот факт, что образовательная организация обязана
комплексно знакомить обучающихся с проблемами формирования, сохранения и
укрепления здоровья. По данным Российского статистического агентства в нашей
стране именно в подростковом возрасте случается первое знакомство с
алкогольными напитками, в основном это возраст до 14 лет. По данным
медицинского общества – в возрасте до 15 лет в дальнейшем будет необходимо
лечение от алкогольной зависимости [10, с.247 – 248]. Следовательно,
все слои общества страдают от употребления алкоголя, но в первую очередь – это
подрастающее поколение.
Противоречие исследования проявляется в том,
что в Федеральном законе «Об образовании» № 272 – ФЗ приоритет жизни и здоровья
человека зафиксирован как основной принцип политики России в области
образования, а это означает, что образовательная организация обязана в
повседневной деятельности знакомить обучающихся с проблемами формирования,
сохранения и укрепления здоровья. Но большинство обучающихся в учреждении
среднего профессионального образования, в силу своего возраста и небогатого
социального опыта, не владеют полным объемом знаний о сбережении здоровья на
долгие годы, а также не обладают навыками ведения здорового образа жизни. Для
того чтобы научить обучающихся правильно оценивать влияние негативных факторов
на здоровье человека, сформировать у обучающихся установку на здоровый образ
жизни, необходимо вести комплексную работу на протяжении всего срока пребывания
в образовательной организации.
В процессе организации
социально-педагогической профилактики алкоголизма у обучающихся формируется
позитивные социальные и антиалкогольные установки, кроме этого, у обучающихся
формируются навыки, позволяющих снизить риск приобщения к спиртным напиткам,
что эффективно влияет на дальнейшее формирования личности, воспитания у
обучающихся высокой культуры жизни, стремления к саморазвитию и
самосовершенствованию.
Степень изученности проблемы. Подростковый
алкоголизм как социальную проблему рассматривают И.А. Бойко, Д.В. Колесов, Ф.Г.
Углов, Х.О. Фекьяер и др. Большое количество работ посвящено профилактике
алкоголизма, в том числе и среди подростков (Л.Н. Анисимов, Э.А. Бабанян, М.Д.
Пятов, Д.Д. Еникеева, А.Е. Личко, Н.Л. Максимова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский)
и др. Вопросы профилактики алкоголизма в условиях образовательного учреждения
раскрывают С.Г. Ахмерова, З.Ф. Мубинова, Э.А. Ижбулатова, А.С. Пахалина и др.
Несмотря на то, что
разработаны подходы, методики, программы, необходимо совершенствовать деятельность
социального педагога в учреждении среднего профессионального образования по
профилактике алкоголизма обучающихся. Это обусловило выбор темы
квалификационного исследования: «Методика работы социального педагога в
учреждении среднего профессионального образования по профилактике алкоголизма
обучающихся».
Проблема: какова
эффективная методика профилактики употребления алкоголя подростками в
учреждениях среднего профессионального образования?
Объект исследования: социально-педагогическая
деятельность по профилактике употребления алкоголя подростками.
Предмет исследования: методика
работы социального педагога по профилактике употребления алкоголя подростками в
учреждении среднего профессионального образования.
Цель исследования: разработать
и апробировать на практике методику работы социального педагога по профилактике
употребления алкоголя подростками в учреждении среднего профессионального
образования.
Гипотеза исследования:
процесс профилактики алкоголизма среди обучающихся в учреждении среднего
профессионального образования будет эффективным, если:
— использовать специально
разработанный комплекс занятий, направленный на формирование навыков
сопротивления употреблению алкоголя на основе усиления ответственности личности
в употреблении алкоголя, укрепление негативного отношения к алкоголю;
— осуществлять превентивное
образование подростков, в целях формирования установки на здоровый образ жизни.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность
понятия «подростковый алкоголизм» с точки зрения психолого-педагогической и
социальной проблемы.
2. Раскрыть методику
работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди обучающихся
техникума.
3. Проанализировать
уровень склонности обучающихся 1, 2 курса филиала «Камчатского сельскохозяйственного
техникума» к алкоголизму.
4. Разработать и
реализовать методику профилактики алкоголизма среди обучающихся филиала
«Камчатского сельскохозяйственного техникума».
5. Проанализировать
результаты реализации методики работы социального педагога по профилактике
алкоголизма обучающихся (подростков) техникума.
В качестве методов
исследования использовались: анализ научной, психолого-педагогической,
методической литературы; работа с документацией; тестирование,
психолого-педагогический эксперимент; количественная и качественная обработка
данных.
База исследования:
исследование проводилось на базе филиала Камчатского сельскохозяйственного
техникума. В исследовании приняли участие 30 подростка в возрасте 15-17 лет.
Структура исследования. Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и
практической), заключения, библиографического
Заключение:
Алкоголизм – это
болезненное пристрастие к алкоголю, развивающиеся вследствие привычного его
употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и
физических качеств.
Причинами подросткового
алкоголизма являются: распространенность алкоголизма в регионе, широкий доступ
к алкоголю и наркотикам, семейное неблагополучие, наследственность.
Профилактика алкоголизма
– это комплекс психологических способов и приемов формирования отрицательного
отношения к алкоголю. А также это действенные методы формирования такого образа
жизни и направленности личности, при котором сводится к минимуму возможность
возникновения тяги к алкоголю. Направлениями деятельности социального педагога
по профилактике алкоголизма подростков являются. Во-первых, это профилактика
причин и последствий алкоголизма. Следующим направлением деятельности является
организация свободного времени подростков. Третьим направлением выступает
антиалкогольное воспитание, направленное на формирование у подростка твердых
антиалкогольных убеждений. Важным направлением является социальное просвещение.
В рамках нашего
исследования была разработана программа, направленная на профилактику
алкоголизма, описали организацию и методы исследования, проанализировали
результаты. После частичной реализации программы, направленной на то, чтобы
рассказать о проблеме употребления алкоголя и повысить показатели
отрицательного к нему отношения, были получены данные, полностью подтверждающие
выполнение программы профилактики.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические
основы работы социального педагога c обучающимися в техникуме по профилактике алкоголизма 1.1. Подростковый
алкоголизм как психолого-педагогическая и социальная проблема
До сегодняшнего дня пока
не сложилось общепринятое определение алкоголизма. В повседневной жизни под
понятием «алкоголизм» понимают неумеренное употребление алкогольных напитков,
что является синонимом пьянства. Согласно определению, предложенному ВОЗ, «алкоголизм
– это любая форма потребления алкоголя, превышающая традиционную, принятую в
обществе пищевую норму или выходящая за пределы социальных привычек
определенного общества» [3, с. 22].
А.С. Власова отмечается,
что алкоголизм – это комплексное заболевание, характеризующееся постоянной
пристрастностью к принятию алкоголя, вызывающее опьянение, расстройства нервной
системы, внутренних органов, приводящее к социальной и психологической
деградации. «Омоложение» этого заболевания – результат кризисных явлений в
социально-экономической и духовно-нравственной сфере общества, роста явлений
отчуждений в контексте детско-родительских отношений, потери преемственных
связей семьи и школы, когда старшее поколение все чаще перестает быть
авторитетом для подрастающего, а воспитательный вакуум заполоняется рекламой в
СМИ, призывающей «брать от жизни все», «жить настоящим» [6].
С медицинской точки
зрения алкоголизм – это «хроническое заболевание, характеризующееся
патологической потребностью человека в алкоголе, физической зависимостью от
алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов,
обмена веществ, центральной и периферической нервной системы» [7, с. 47]. С
социально-правовой точки зрения алкоголизм представляет собой «форму
отклоняющегося поведения, выражающаяся в злоупотреблении спиртными изделиями» [21].
В нашем исследовании мы
рассматриваем алкоголизм как социальное явление. При установлении степени
алкоголизации в специальной литературе применяют три главных понятия: бытовое
пьянство («систематическое употребление алкоголя без признаков возникновения
психической и физиологической зависимости от него» [33, c. 95]), алкоголизм
(«систематическое употребление алкоголя с возникновением физиологической и
психической зависимости от него» [4, c. 2431]) и алкогольный психоз
(«психическое заболевание, развившееся на почве алкоголизма» [5, c. 42]).
Подростковый алкоголизм
представляет собой один из видов интоксикации, для которого характерно
пристрастие к спиртным напиткам. Подростковый алкоголизм на практике может
проявиться у подростков различного возраста, пола и социального положения.
Алкоголизму больше подвержены люди с неустоявшейся психикой, что характерно как
раз для подросткового возраста [7, c. 42].
Е.Г. Шубникова в своих
исследованиях выделяет факторы отрицательного влияния алкоголя на человека:
— непоправимый вред
здоровью; причина несчастных случаев на производстве, потеря способности к
труду;
— неблагополучие и распад
семьи;
— деградация личности;
— совершение
противоправных действий и правонарушений, отрицатель
ное влияние на воспитание
детей;
— отрицательное влияние
на окружающих их людей [40, с. 75].
Рассматривая пьянство и
алкоголизм у детей и подростков, Е.Г. Шубникова выделяет некоторые их
особенности по сравнению с этими же явлениями у взрослых; эти особенности
обусловлены физиологической и социальной незрелостью подростков, специфическим
положением обучающихся. «Вместе с тем этапы формирования алкоголизма и типичные