Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Методика преподавания робототехники в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты обучения
робототехнике в начальной школе. 5
1.1.
Психолого-педагогический аспект развития учащихся младших классов 5
1.2. Робототехника в начальной школе:
особенности и актуальность. 9
1.3. Методы обучения робототехнике. 17
Глава 2.
Методические подходы обучения робототехнике в начальной школе 27
2.1. Методика обучения младших школьников робототехнике. 27
2.2. Курс
«Робототехника для начальной школы». 32
2.3. Описание
и результаты эксперимента. 51
Выводы по
второй главе. 54
Заключение. 55
Список использованной
литературы 61
Введение:
Актуальность исследования. С началом нового тысячелетия в большинстве стран
робототехника стала занимать существенное место в школьном и университетском образовании,
подобно тому, как информатика появилась в конце прошлого века и потеснила обычные
предметы.
Последние годы одновременно с информатизацией общества лавинообразно расширяется
применение микропроцессоров в качестве ключевых компонентов автономных устройств,
взаимодействующих с окружающим миром без участия человека. Стремительно растущие
коммуникационные возможности таких устройств, равно как и расширение информационных
систем, позволяют говорить об изменении среды обитания человека. Авторитетными группами
международных экспертов область взаимосвязанных роботизированных систем признана
приоритетной, несущей потенциал революционного технологического прорыва и требующей
адекватной реакции как в сфере науки, так и в сфере образования. В связи с активным
внедрением новых технологий в жизнь общества постоянно увеличивается потребность
в высококвалифицированных специалистах.
Образовательная робототехника в школе
приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время. Ученик должен
ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий
появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире,
готовый непрерывно учиться. Понимание феномена технологии, знание законов техники,
позволит младшему школьнику соответствовать запросам времени и найти своё место
в современной жизни. Особенно важно не упустить имеющийся у младшего школьника познавательный
интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам,
которые легли в основу их возникновения. Курс робототехники предназначен для того,
чтобы положить начало формированию у учащихся начальной школы целостного представления
о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем
мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность,
развивать способности к решению проблемных ситуаций умению исследовать проблему,
анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать
их, расширить технический и математический словари ученика. Кроме этого, реализация
этого курса в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся
за счет активного взаимодействия младших школьников в ходе групповой деятельности.
Объект исследования: методика обучения робототехнике.
Предмет исследования: методика обучения робототехнике в начальной школе.
Цель исследования: изучить особенности методики обучения робототехнике в начальной школе.
Гипотеза исследования: методика обучения робототехнике в начальной школе происходит в соответствии
с возрастными и психологическими особенностями младших школьников, дидактическими
закономерностями формирования компонентов содержания.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогический
аспект развития учащихся младших классов
2. Проанализировать
робототехнику в начальной школе: особенности и актуальность
3. Изучить методы обучения робототехнике
4. Проанализировать методические подходы обучения робототехнике в начальной школе.
Практическая и теоретическая значимость заключается в разработке курса по
робототехнике, который смогут использовать педагоги в своей работе.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические
аспекты обучения робототехнике в начальной школе
1.1. Психолого-педагогический
аспект развития учащихся младших классов Исходя из возрастной периодизации,
в младшем школьном возрасте, когда ребенок является субъектом учебной деятельности,
он развивает возрастные новообразования — теоретическое сознание и мышление, развивает
их соответствующие способности (рефлексия, анализ, психическое планирование), а
также обучение потребности и мотивы. Роль игр уменьшается, однако ряд исследований
показывает, что эти игры являются эффективным методом личностного развития младшего
школьника.
Следовательно, в младшем школьном
возрасте, с переходом ведущей деятельности с игровой на образовательную, ребенок
перестает быть предметом игры, но автоматически не становится субъектом учебной
деятельности, для этого ему необходимо создавать условия. Благодаря тому, что активные
действия являются основой игровой деятельности, она отлично вписывается в образовательную,
и тогда младший ученик становится не просто объектом, а предметом учебной деятельности.
Переход к школьному образованию
и новый образ жизни, связанный с позицией учащегося, в том случае, если ребенок
внутренне принял соответствующую позицию, открывает путь для дальнейшего формирования
его личности. Младшие школьники приходят в школу с желанием учиться, узнавать что-то
новое, с интересом к самим знаниям. Более того, их интерес к знаниям тесно связан
с их отношением к обучению, как к серьезной, социально значимой деятельности [4,
72].
До 8 лет у младших
школьников можно найти только репродуктивные образы-представления известных объектов
или событий, которые не воспринимаются в данный момент времени, и эти образы в основном
статичны.
Продуктивные образы-представления
результата новой комбинации некоторых элементов появляются у младших школьников
после 9 лет, и развитие этих образов, вероятно, связано с началом обучения в школе.
Внимание ребенка 9-10 лет
становится произвольным, но в течение довольно длительного времени, особенно в младших
классах, непроизвольное внимание младших школьников остается сильным и конкурирующим
с произвольным [8, 46].
Уже к 4-му году обучения в
начальной школе ребенок формирует такой уровень объема, устойчивости, переключаемости
и концентрации произвольного внимания, какой присущ и взрослому человеку. Говоря
о переключаемости внимания, можно сказать, что в этом возрастном периоде она выше,
чем у среднестатистического взятого взрослого.
Такое явление связано с молодостью
самого организма, а также подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка
младшего школьного возраста. Так, школьники на 3-4-м году обучения могут с легкостью
переключаться с одного вида деятельности на другой. Но в данном случае внимание
школьника сохраняет так называемые признаки детства. Совершенные черты внимания
активизируются лишь в том случае, если предмет либо явление, привлекшие внимание,
в особенности интересны лично для ребенка.
В школьные годы развитие памяти
продолжается. А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у младших
школьников младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:
— с 6 до 14 лет младшие
школьники активно развивают механическую память для единиц информации, которые не
связаны логически;
— вопреки широко распространенному мнению о том,
что с возрастом увеличивается преимущество запоминания значимого материала, фактически
обнаруживаются противоположные отношения: чем старше становится младший ученик,
тем меньше преимущество запоминания значимого материала перед бессмысленными.