Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Методика предупреждения грамматических ошибок на уроках русского языка в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ
ОШИБОК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.. 5
1.1. Грамматический строй русского языка. 5
1.2. Грамматические ошибки на уроках русского языка в
начальной школе и специфика их предупреждения. 14
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 24
2.1. Организация и методика исследования. 24
2.2. Методы предупреждения грамматических ошибок на уроках
русского языка в начальной школе 25
2.3. Проверка эффективности проведенной работы.. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 46
Введение:
Актуальность темы исследования.
Грамматический строй русского языка достаточно изучен как с исторической, так и
со структурно-описательной стороны. Вместе с тем, в речевой практике возникает
множество вопросов по поводу правильности употребления тех или иных форм слов.
Основная трудность при этом заключается в наличии вариантных форм. Колебания в
словоформах и неустойчивость морфологических норм объясняется различными
причинами, одни из которых восходят к историческому прошлому языка, а другие
представляют собой абсолютные и непреходящие закономерности живого
развивающегося языка. Многочисленные грамматические нарушения как в устной, так
и в письменной речи свидетельствуют о необходимости более пристального внимания
к этим вопросам. Этим и обусловлена актуальность темы данной работы.
Степень разработанности темы исследования.
Проблемы формирования навыков правописания и предупреждения ошибок в речи
учащихся стали объектом многочисленных исследований ведущих зарубежных и
отечественных психологов (Д. Богоявленский, Л. Божович, С. Жуйков, П.
Гальперин), педагогов и методистов (А. Беляев, М. Вашуленко, С. Дорошенко,
С. Жила, А. Мельничайко,
Т. Ладыженская, К. Климова, Д. Кравчук, В. Мельничайко, К. Пономарева, Т. Потоцкая, Т. Рамзаева,
Н. Светловский, М. Соловейчик, В. Хорошковская, С. Цейтлин, В. Цимбалюк,
Г. Шелехова и др.). Ученые отмечают, что именно в период начального
обучения дети интенсивно осваивают нормы устной и письменной литературной речи,
учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии
с целями и содержания речи.
Объект исследования – грамматические
ошибки.
Предмет исследования – методика
предупреждения грамматических ошибок на уроках русского языка в начальной
школе.
Цель исследования – выявление эффективных
методов предупреждения грамматических ошибок на уроках русского языка в
начальной школе.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику грамматического
строя русского языка.
2. Рассмотреть грамматические ошибки на
уроках русского языка в начальной школе и специфику их предупреждения.
3. Провести экспериментальное исследование
по предупреждению грамматических ошибок на уроках русского языка в начальной
школе.
4. Теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность методов предупреждения грамматических
ошибок на уроках русского языка в начальной школе.
Методы исследования
– анализ литературы по теме исследования;
– синтез и обобщение;
– педагогический эксперимент;
– анализ ученических работ;
– количественный и качественный анализ
данных.
Теоретическая значимость исследования
состоит в том, что нами расширено понимание грамматической ошибки, собранный
материал может быть использован в дальнейшем исследовании данного вопроса.
Практическая значимость исследования
состоит в том, что собранный нами материал можно использовать в качестве
лекционного для студентов — будущих учителей начальных классов; в использовании
предложенных методов в работе учителя по предупреждению грамматических ошибок
учащихся.
Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
Подводя итоги нашего
исследования, мы сделали ряд выводов, решая поставленные задачи. К ним
относятся следующие положения.
Решая первую задачу, рассмотрели грамматические
ошибки на уроках русского языка в начальной школе и специфику их
предупреждения.
Проанализировав
психолого-педагогическую литературу, отметим, что работа по предупреждению
грамматических ошибок должна проводиться систематически и регулярно, с учетом
типичных для речи учащихся трудностей в образовании и употреблении
грамматических форм. При определении содержания работы по предупреждению грамматических
ошибок необходимо учитывать возрастные возможности учащихся.
Решая вторую задачу, проведя экспериментальное исследование по
предупреждению грамматических ошибок на уроках русского языка в начальной
школе, необходимо подчеркнуть, что грамматические игры и упражнения являются важным
средством в обучении и развитии детей младшего школьного возраста и могут быть
использованы для наиболее успешной организации развития речи.
Основные цели обучения русскому языку в
школе состоят в интенсивном развитии речемыслительных, интеллектуальных,
творческих способностей школьника; овладении знаниями об устройстве и
функционировании языка как коммуникативной системы; формировании умений и
навыков полноценно, грамотно пользоваться богатствами родного языка в своей
речевой практике. Морфология — один из
важнейших разделов школьного курса русского языка, от успешности усвоения
которого во многом зависит достижение этих целей.
Как известно, усвоение грамматики русского
языка обладает широким обучающим и развивающим потенциалом. Усвоение
грамматических сведений оказывает огромное влияние на общее развитие
школьников, способствует интеллектуальному развитию учащихся.
Проведенное исследование показало, что
уровень овладения учащимися 3-х классов является средним уровнем.
Также были выявлены наиболее частотные
ошибки: 1) в 3-А классе: нарушена структура словосочетания: не соблюдаются
нормы управлении – 15 случаев; ошибка в словообразовательной структуре слова
(использована не та приставка или не тот суффикс) – 10 случаев; неправильно
образована форма слова – 10 случаев; неправильно построены предложения с
однородными членами – 10 случаев.
На формирующем этапе проводилась работа по
предупреждению грамматических ошибок в экспериментальном 3-А классе.
Повторное исследование грамматических
ошибок учащихся на контрольном этапе исследования показало уменьшение
количества грамматических ошибок, что свидетельствует об эффективности,
проведенной на формирующем этапе исследования.
Анализ полученных количественных и качественных результатов
экспериментальной работы показал, что поставленные задачи решены, цель
исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Грамматический строй
русского языка В лингвистике любого периода ее развития
особый статус принадлежит грамматике в силу ее ядровости. Современная
грамматика является многомерной, многоаспектной, многоплоскостной. В широком
смысле грамматика охватывает весь языковой корпус, в узком — отождествляемая с
морфологическим, синтаксическим и словообразовательным строем.
Грамматика наработала разнообразные
плоскости категорийного аппарата с их внутренним дифференцированием по
соответствующим частеречевыми классами. Особенностью таких категорий выступает
их активное участие в внутренне частеречевой структурации. Последнее делает
проявление различных плоскостей категорийного / междукатегорийного
взаимодействия — внутренне частеречной (категории рода, числа и падежа у
существительных; категории времени, лица и вида у глагола и т.п.),
межчастеречевой (категории рода у существительных, прилагательных, местоимений;
категории лица в существительных, глаголов и под.); взаимопроявления (род и
число существительных; род и падеж существительных; число и падеж
существительных, время и вид глагола и т.п.); взаимовоздействия (категория рода
существительных и категория падежа существительных; категория времени и
категория лица глаголов), взаимообусловленности (категория рода и категория
числа прилагательных и др.)[1]
В чем-то подобный спектр проблем легко
прослеживается в синтаксисе, где, с одной стороны, морфологические категории
полностью реализуют потенциал своих составляющих — форм, создают целостные
функционально-семантические парадигмы, с другой, синтаксические единицы в своих
многоаспектных измерениях характеризуются соответствующим категориям. Каждая из
категорий (категория синтаксической связи, категория члена предложения и под.)
имеет свои особенности проявления и одновременно активно взаимодействует с другими
в формировании целостных синтаксических единиц — словосочетаний, предложений и
текстов[2].
Речь – это важнейшая
творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям
способности к познанию, самоорганизации [1] Арно А., Лансло К. Всеобщая
рациональная грамматика (Грамматика Пор-Рояля) / Пер. с фран. Ю.С. Маслова,
Е.Д. Панфилова, М.В. Гординой. – Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1991. – 128 с. [2] Арно А., Лансло К. Всеобщая
рациональная грамматика (Грамматика Пор-Рояля) / Пер. с фран. Ю.С. Маслова,
Е.Д. Панфилова, М.В. Гординой. – Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1991. – 128 с.