Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Методика обучения навыкам и технике плавания воспитанников спортивной школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1.
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПЛАВАНИЮ 7
1.1. Место
плавания в системе физической культуры.. 7
1.2.
Современные представления о технике передвижения в воде. 13
1.3.
Методические основы обучения плаванию.. 18
ВЫВОДЫ ПО
ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 24
ГЛАВА II. ПРАКТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ. 25
2.1.
Определение уровня интереса к плаванию воспитанников спортивной школы 25
2.2.
Сравнительный анализ программ обучения плаванию.. 30
2.3.
Методические рекомендации по обучению навыкам и технике плавания воспитанников
спортивной школы.. 36
ВЫВОДЫ ПО
ВТОРОЙ ГЛАВЕ. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 46
Введение:
Актуальность исследования. Президиумом Совета при
Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 26 июля
2017 года утверждён паспорт приоритетного проекта «Формирование здорового
образа жизни» («Укрепление общественного здоровья»). Проект направлен на
увеличение количества граждан РФ, ответственно относящихся к своему здоровью и
ведущих здоровый образ жизни, в том числе тех, кто систематически занимается
физической культурой и спортом, снижение потребления табака, совершенствование
законодательства в области рекламы, связанного с алкоголем, табаком,
нерациональным питанием. Цель данного приоритетного проекта – это увеличение доли
граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 50% к 2020 году и до 60 % к
2025 году, также на увеличение доли граждан, систематически занимающихся
физической культурой и спортом, до 38% в 2019 году и до 45% в 2025 году. Также
в современном обществе растет потребность населения к занятию физической
культурой и спортом.
Вышеотмеченные позиции требуют реализацию мероприятий
по достижению целей проекта и удовлетворения потребностей населения по
воспитанию личности, отвечающего современным требования общества.
Одним из эффективных путей в достижении поставленной
цели может стать плавание как одно из основных эффективных средств всестороннего
воспитания личности человека. В процессе регулярных, правильно организованных занятий
по совершенствованию техники
плавания и повышению
тренированности пловцов, а
также в ходе соревнований у пловцов воспитывается сознательная дисциплина, организованность, инициатива, трудолюбие, честность, стремление преодолеть встречающиеся на пути трудности, упорство
в достижении поставленной
цели, настойчивость, смелость и решительность,
чувство коллективизма и
товарищества. Занятие плаванием также может стать эффективным средством для
достижения целей поставленных приоритетным проектом «Формирования ЗОЖ».
Подчеркнем, что специфическая особенность плавания
связана с двигательной активностью в водной среде, чем объясняется его гигиенически-оздоровительная, прикладная и спортивная ценность. Сегодня плавание является уникальным видом физических упражнений и наиболее массовым
видом спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Но несмотря на это данные
показывают, что процент детей, умеющих плавать остается низким. Данные ЮНЕСКО
свидетельствуют о том, что более 350 тысяч человек ежегодно терпят бедствия
на воде, а из каждого
миллиона людей, населяющих нашу планету, ежегодно тонет
около 120 человек. Как правило, это дети и подростки, не обученные навыку плавания. Умение плавать – жизненно важный для
каждого человека навык. Для того
чтобы плавать, не нужно обладать уникальными
способностями. Плавание доступно
людям всех возрастов, начиная с детей дошкольного
возраста. Поэтому плаванию как виду массового спорта следует обратить внимание,
особенно методике обучения технике и навыкам плавания детей младшего и среднего школьного возраста, с учетом того, что именно в этом возрасте происходит
быстрое освоение техникой и навыками спортивных способов плавания.
Таким образом, актуальность
темы выпускной квалификационной работы не вызывает сомнений.
Объект исследования:
процесс обучения плаванию
школьников.
Предмет исследования:
методика обучения навыкам и технике плавания воспитанников спортивной
школы.
Цель исследования: Разработать рекомендации по
обучению навыкам и технике плавания воспитанников спортивной школы.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать методики
обучения навыкам и технике детей плаванию.
3. Обосновать эффективность методик
обучения навыкам и технике плавания младших школьников.
4. Выявить наиболее эффективные методики для ускоренного обучения
детей навыкам и технике плавания
в условиях спортивной школы.
Гипотеза исследования: процесс обучения навыкам и
технике плавания воспитанников спортивной школы будет эффективным, если реализовать
в процессе физического воспитания оздоровительную методику обучения навыкам и
технике плавания, включающую сравнение и обоснование эффективности методик
обучения навыкам и технике плавания школьников.
Методы исследования: анализ
литературы по теме исследования, изучение и обобщение сведений,
классифицирование, сравнение, обобщение, наблюдение.
Методологическую основу исследования
составили труды В.Г.
Алабина, Б.А. Ашмарина, Е.М. Бердичевской, Л.П. Матвеева, А.Д.Новикова,
С.Б. Мельникова, В.И. Коровина о теории и методике физического воспитания, Н.В.
Черткова, Н.Ж. Булгаковой, Е. Г. Маряничева о методике обучения плаванию и др.
Теоретическая и практическая
значимость исследования заключается в анализе и обосновании эффективности
методик обучения навыкам и технике плавания младших школьников, также
результаты исследования могут быть использованы на практике работы учителей
физической культуре средних общеобразовательных школ,
тренерско-преподавательского состава спортивных школ.
База исследования: воспитанники
ГАУ РК «Спортивная школа по плаванию «Орбита».
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов.
заключения, списка использованной
литературы и интернет источников.
Заключение:
В
заключение проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:
—
плавание — это важный и необходимый двигательный навык,
которым должен владеть каждый человек. Для того чтобы научиться относительно
свободно и безопасно чувствовать себя в воде не нужно обладать особыми
способностями;
— техника движений пловца органически связана с его физической
подготовленностью, степенью тренированности, запасом двигательных навыков,
приобретенных ранее, возрастными особенностями;
— при обучении плаванию основным
практическим методом в нашем исследовании является метод упражнения, т. е.
метод многократного повторения отдельных элементов
Перспективы
дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном изучении методики
обучения плаванию.
В
перспективе было бы интересно разработать долгосрочную программу и апробировать
ее.
На наш
взгляд было бы интересно изучить результаты апробации программы с
использованием различных методик обучения
Кроме методов,
рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно исследовать результаты
применения игровых методик.
Работа
рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении
могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только обучение плаванию,
но и обучение водным играм.
Исследование
может быть полезно и интересно для
тренеров спортивных школ, а также всем, кто интересуется обучением плаванию.
Результаты
нашего исследования могли бы помочь тренерам спортивной школы в их работе.
Практическая
значимость исследования состоит в том, что его результаты были положены в
основу разработанных рекомендаций.
В ходе
выполнения работы я узнал необходимые аспекты для развития пловцов и
составления программы обучения плаванию.
Работа
помогла мне понять основные методы обучения пловцов.
В
процессе работы над исследованием я приобрел важный опыт анализ и
систематизация данных исследования. Уверен, что полученные мной знания позволят
мне добиться результатов в профессиональной деятельности.
Исследование
в корне изменило мое представление о подготовке будущих спортсменов.
Результаты
исследования заставили меня задуматься о необходимости плавания в жизни каждого
человека.
Больше
всего сложностей у меня вызвала разработка программы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПЛАВАНИЮ 1.1. Место плавания в системе физической культуры
Будем считать, что плавание – это
способность человека передвигаться в воде с помощью движений рук, ног и
туловища без опорного устройства.
Плавание – важный и необходимый
двигательный навык, и каждый должен уметь плавать. Для того чтобы научиться
чувствовать себя относительно свободно и безопасно в воде, не нужно обладать
особыми способностями. Однако, несмотря на это, ежегодно происходит большое
количество несчастных случаев среди детей школьного возраста из-за того, что
пострадавшие не умеют плавать. Этот вопрос стал сегодня настолько актуальным,
что нашел отражение в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в
Российской Федерации», в пункте 5 статьи 15. Было отмечено, что
административные органы всех уровней в области образования и здравоохранения, а
также руководители дошкольных образовательных и других образовательных
учреждений должны обеспечивать высокий уровень ежедневного образования и
внеклассных мероприятий в течение учебного дня, создавая условия для того,
чтобы каждый ученик научился плавать [30, с. 3].
В этой связи наша страна придает
большое значение широкомасштабной подготовке по плаванию. Плавание включено в
школьную программу физического воспитания и является обязательной частью летних
видов спорта и спортивно-массовой работы для учащихся начальных классов и
молодежных развлекательных лагерей. Плавание, как специальное применение
спортивной подготовки [36, с. 10], занимает особое место в системе физического
воспитания учеников средних и высших профессиональных учебных заведений. Но в то же время нельзя рассматривать обучение
навыкам держаться на воде и дистанции, необходимой для спасения жизней с
помощью плавания, как одну из главных задач школьной программы, потому что
плавание является мощным средством спорта и относится к самому пожилому
возрасту, а плавание как вид спорта наиболее подходит для детского возраста. Дети
в возрасте 7-9 лет хорошо владеют техникой спорта и методами плавания и могут
участвовать в различных детских соревнованиях. В большей степени это
обусловлено возрастными анатомо-физиологическими особенностями детей и
подростков, которые наилучшим образом могут проявляться в специфических
условиях водной среды.
Гибкость и подвижность в суставах
позволяют детям быстро овладевать техникой спорта и методами плавания, и эта
техника является наиболее разумной, поскольку дети обладают лучшей плавучестью,
чем взрослые, за счет меньшего удельного веса. Высокая степень спортивного
обучения может позволить учащимся младших классов средней школы и младших
классов средней школы успешно осваивать новые упражнения и движения, поэтому
многие эксперты считают, что 9-12-летний школьный возраст является лучшим
выбором для обучения плаванию. Физические и психологические особенности тел
детей и подростков также в значительной степени способствуют эффективному
использованию плавания на школьных уроках физкультуры [29, с. 16]. Трудно переоценить значение плавания как
одного из самых популярных и востребованных видов спорта для учащихся начальных
классов и студенческой молодежи. В то же время сегодня на первый план выходит
проблема здоровья учеников. Поэтому оздоровительная и гигиеническая роль воды
привлекает внимание все большего числа экспертов в области оздоровления и
адаптивного спорта и культуры [6,с. 8]. Регулярные
посещения бассейна, систематические водные процедуры прививают прочные навыки
гигиены и постепенно становятся потребностью и привычкой. В то же время
плавание может укрепить нервную систему, что наиболее важно для детей школьного
возраста, которые испытывают большой психологический и эмоциональный стресс. Нервная
система детей и