Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Методика исследования в возрастной психологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследований в возрастной психологии 4
1.1. Понятие, цели и задачи возрастной психологии 4
1.2. Методы возрастной психологии 7
Выводы по главе 1 10
Глава 2. Экспериментальное исследование возрастных особенностей 12
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования 12
2.2 Методика исследования 13
2.3 Результаты исследования 14
2.4 Обсуждение результатов исследования 19
Выводы по 2 главе 29
Заключение 31
Библиографический список 33
Введение:
Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изу-чающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процес-сов.
Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.
Методы исследования возрастной психологии представляют собой комплекс методик исследования, которыми пользуются в возрастной пси-хологии.
Методы исследования в возрастной психологии, которые касаются когнитивных процессов и личности ребенка, взяты из общей психологии и адаптированы к возрасту ребенка.
Многие методы исследования возрастных и индивидуальных разли-чий ребенка заимствованы из дифференциальной психологии.
Объект исследования: возрастная психология.
Предмет исследования: методика исследования в возрастной психо-логии
Цель исследования: изучить методику исследования в возрастной психологии.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, цели и задачи возрастной психологии
2. Проанализировать методы возрастной психологии
3. Провести экспериментальное исследование возрастных особенно-стей.
Заключение:
Возрастная психология – отрасль психологической науки, занимаю-щаяся изучением общих закономерностей развития на протяжении онтоге-неза человека от рождения до старости, а также установлением возрастных периодов и причин перехода от одного периода к другому.
Предмет изучения возрастной психологии – развитие. Развитие в широком смысле слова понимается как изменение во времени.
Психическое развитие – необратимые, направленные, закономерные изменения психики человека.
По содержанию в психическом развитии выделяют его количествен-ные и качественные характеристики.
Количественные характеристики: темп развития (нормальный, уско-ренный, замедленный)
Качественные характеристики: изменение структуры соотношения между разными психическими функциями, выражающееся в существова-нии сензитивных периодов.
Возраст – качественно своеобразный период физического, психоло-гического и поведенческого развития, характеризующийся только ему присущими особенностями.
Возрастная психология, как и любая другая наука, ставит перед собой ряд задач, решая которые она развивается как наука.
Одной из основных теоретических задач возрастной психологии яв-ляется задача создания истинной теоретической модели развития.
Важными прикладными задачами являются следующие задачи:
— построение систем диагностики психического развития; построение систем коррекции психического развития;
— решение задач профилактики возможных нарушений в процессе психического развития.
Диагностика проводилась в индивидуальной форме, в начале учеб-ного дня, в отсутствии классного руководителя, в условиях позитивного контакта с ребенком.
Таким образом, показатели агрессивности и тревожности связаны положительной корреляционной зависимостью.
Мы разработали программу по коррекции агрессии и тревожности, она представлена в таблице.
Далее мы провели повторную диагностику агрессивности подрост-ков.
Результаты диагностики агрессии по методике «тест на определение уровня агрессивности обучающихся испытуемых подросткового возраста. (Чиркунова Н.С.)»:
— низкий уровень увеличился до 45%;
— средний уровень уменьшился до 35%;
— высокий уровень уменьшился 20%.
Результаты диагностики тревожности по методике «Экспресс-методика выявления тревожности испытуемых подросткового возраста (Рожкова М.В.)»:
— низкий уровень увеличился до 40%;
— средний уровень уменьшился до 35%;
— высокий уровень уменьшился 15%.
Таким образом, мы видим, что уровни агрессивности и тревожности в уменьшились, что говорит об эффективности программы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты исследований в возрастной пси-хологии
1.1. Понятие, цели и задачи возрастной психологии
Возрастная психология – отрасль психологической науки, занимаю-щаяся изучением общих закономерностей развития на протяжении онтоге-неза человека от рождения до старости, а также установлением возрастных периодов и причин перехода от одного периода к другому.
Предмет изучения возрастной психологии – развитие. Развитие в широком смысле слова понимается как изменение во времени [1].
Временная дистанция. В зависимости от протяженности временной дистанции различают 4 вида изменений:
1) филогенез;
2) антропогенез;
3) онтогенез;
4) микрогенез.
Виды изменений:
1. количественные качественные;
2. эволюционные; революционные;
3. прогресс; регресс.
Психическое развитие – необратимые, направленные, закономерные изменения психики человека.
По содержанию в психическом развитии выделяют его количествен-ные и качественные характеристики.
Количественные характеристики: темп развития (нормальный, уско-ренный, замедленный)
Качественные характеристики: изменение структуры соотношения между разными психическими функциями, выражающееся в существова-нии сензитивных периодов.
Факторы развития:
— биологический; социальный
— активность личности, субъектность.
Предпосылки психического развития – биологические особенности организма.
Источник психического развития – социальная среда.
Движущие силы развития – возникновение и разрешение противоре-чий.
Среди процессов развития выделяют два вида:
а) возрастное – это развитие видов деятельности, отношений с окру-жающими, становление нового уровня отражения действительности, отно-шения к себе;
б) функциональное развитие – происходит при усвоении ЗУНов, это развитие отдельных психических процессов и функций [6].
Возраст – качественно своеобразный период физического, психоло-гического и поведенческого развития, характеризующийся только ему присущими особенностями.
Хронологический возраст. Биологический возраст.
Психологический возраст. Социальный возраст.
Субъективный возраст.
Выделяются нормы развития:
среднестатистические;
социокультурные;
индивидуально-личностные; комбинированные
Механизмы развития – понятие, описывающее конкретные процес-сы преобразования объекта развития (В.И. Слободчиков).
Примеры изученных механизмов:
интериоризация – как присвоение форм социальных отно-шений (Л.С. Выготский);
подражание формам поведения другого;
рефлексия как механизм «раздвоения», фиксации данной формы поведения как собственной (В.И. Слободчиков).
В психологии описаны следующие закономерности психического развития:
1. Неравномерность;
2. Гетерохронность;
3. Неустойчивость развития;
4. Сензитивность развития;
5. Кумулятивность развития;
6. Дивергентность-конвергентность хода развития [7].
Области развития:
1) Психофизическая – включает в себя внешние и внутренние измене-ния тела человека;
2) Психосоциальная – предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах.
3) Когнитивная – включает все аспекты познавательного развития.
Возрастная психология, как и любая другая наука, ставит перед собой ряд задач, решая которые она развивается как наука.
Одной из основных теоретических задач возрастной психологии яв-ляется задача создания истинной теоретической модели развития.
Важными прикладными задачами являются следующие задачи:
— построение систем диагностики психического развития; построение систем коррекции психического развития;
— решение задач профилактики возможных нарушений в процессе психического развития [9].
Научные задачи возрастной психологии можно определить следу-ющим образом:
1. Описание развития.
2. Объяснение развития.
3. Прогноз развития.
Возрастная психология как самостоятельная область знания имеет свою структуру. Структура возрастной психологии: