Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Психология

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Методика исследования в возрастной психологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты исследований в возрастной психологии 4

1.1. Понятие, цели и задачи возрастной психологии 4

1.2. Методы возрастной психологии 7

Выводы по главе 1 10

Глава 2. Экспериментальное исследование возрастных особенностей 12

2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования 12

2.2 Методика исследования 13

2.3 Результаты исследования 14

2.4 Обсуждение результатов исследования 19

Выводы по 2 главе 29

Заключение 31

Библиографический список 33

  

Введение:

 

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изу-чающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процес-сов.

Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.

Методы исследования возрастной психологии представляют собой комплекс методик исследования, которыми пользуются в возрастной пси-хологии.

Методы исследования в возрастной психологии, которые касаются когнитивных процессов и личности ребенка, взяты из общей психологии и адаптированы к возрасту ребенка.

Многие методы исследования возрастных и индивидуальных разли-чий ребенка заимствованы из дифференциальной психологии.

Объект исследования: возрастная психология.

Предмет исследования: методика исследования в возрастной психо-логии

Цель исследования: изучить методику исследования в возрастной психологии.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие, цели и задачи возрастной психологии

2. Проанализировать методы возрастной психологии

3. Провести экспериментальное исследование возрастных особенно-стей.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Возрастная психология – отрасль психологической науки, занимаю-щаяся изучением общих закономерностей развития на протяжении онтоге-неза человека от рождения до старости, а также установлением возрастных периодов и причин перехода от одного периода к другому.

Предмет изучения возрастной психологии – развитие. Развитие в широком смысле слова понимается как изменение во времени.

Психическое развитие – необратимые, направленные, закономерные изменения психики человека.

По содержанию в психическом развитии выделяют его количествен-ные и качественные характеристики.

Количественные характеристики: темп развития (нормальный, уско-ренный, замедленный)

Качественные характеристики: изменение структуры соотношения между разными психическими функциями, выражающееся в существова-нии сензитивных периодов.

Возраст – качественно своеобразный период физического, психоло-гического и поведенческого развития, характеризующийся только ему присущими особенностями.

Возрастная психология, как и любая другая наука, ставит перед собой ряд задач, решая которые она развивается как наука.

Одной из основных теоретических задач возрастной психологии яв-ляется задача создания истинной теоретической модели развития.

Важными прикладными задачами являются следующие задачи:

— построение систем диагностики психического развития; построение систем коррекции психического развития;

— решение задач профилактики возможных нарушений в процессе психического развития.

Диагностика проводилась в индивидуальной форме, в начале учеб-ного дня, в отсутствии классного руководителя, в условиях позитивного контакта с ребенком.

Таким образом, показатели агрессивности и тревожности связаны положительной корреляционной зависимостью.

Мы разработали программу по коррекции агрессии и тревожности, она представлена в таблице.

Далее мы провели повторную диагностику агрессивности подрост-ков.

Результаты диагностики агрессии по методике «тест на определение уровня агрессивности обучающихся испытуемых подросткового возраста. (Чиркунова Н.С.)»:

— низкий уровень увеличился до 45%;

— средний уровень уменьшился до 35%;

— высокий уровень уменьшился 20%.

Результаты диагностики тревожности по методике «Экспресс-методика выявления тревожности испытуемых подросткового возраста (Рожкова М.В.)»:

— низкий уровень увеличился до 40%;

— средний уровень уменьшился до 35%;

— высокий уровень уменьшился 15%.

Таким образом, мы видим, что уровни агрессивности и тревожности в уменьшились, что говорит об эффективности программы.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследований в возрастной пси-хологии

1.1. Понятие, цели и задачи возрастной психологии

Возрастная психология – отрасль психологической науки, занимаю-щаяся изучением общих закономерностей развития на протяжении онтоге-неза человека от рождения до старости, а также установлением возрастных периодов и причин перехода от одного периода к другому.

Предмет изучения возрастной психологии – развитие. Развитие в широком смысле слова понимается как изменение во времени [1].

Временная дистанция. В зависимости от протяженности временной дистанции различают 4 вида изменений:

1) филогенез;

2) антропогенез;

3) онтогенез;

4) микрогенез.

Виды изменений:

1. количественные качественные;

2. эволюционные; революционные;

3. прогресс; регресс.

Психическое развитие – необратимые, направленные, закономерные изменения психики человека.

По содержанию в психическом развитии выделяют его количествен-ные и качественные характеристики.

Количественные характеристики: темп развития (нормальный, уско-ренный, замедленный)

Качественные характеристики: изменение структуры соотношения между разными психическими функциями, выражающееся в существова-нии сензитивных периодов.

Факторы развития:

— биологический; социальный

— активность личности, субъектность.

Предпосылки психического развития – биологические особенности организма.

Источник психического развития – социальная среда.

Движущие силы развития – возникновение и разрешение противоре-чий.

Среди процессов развития выделяют два вида:

а) возрастное – это развитие видов деятельности, отношений с окру-жающими, становление нового уровня отражения действительности, отно-шения к себе;

б) функциональное развитие – происходит при усвоении ЗУНов, это развитие отдельных психических процессов и функций [6].

Возраст – качественно своеобразный период физического, психоло-гического и поведенческого развития, характеризующийся только ему присущими особенностями.

Хронологический возраст. Биологический возраст.

Психологический возраст. Социальный возраст.

Субъективный возраст.

Выделяются нормы развития:

 среднестатистические;

 социокультурные;

 индивидуально-личностные; комбинированные

Механизмы развития – понятие, описывающее конкретные процес-сы преобразования объекта развития (В.И. Слободчиков).

Примеры изученных механизмов:

 интериоризация – как присвоение форм социальных отно-шений (Л.С. Выготский);

 подражание формам поведения другого;

 рефлексия как механизм «раздвоения», фиксации данной формы поведения как собственной (В.И. Слободчиков).

В психологии описаны следующие закономерности психического развития:

1. Неравномерность;

2. Гетерохронность;

3. Неустойчивость развития;

4. Сензитивность развития;

5. Кумулятивность развития;

6. Дивергентность-конвергентность хода развития [7].

Области развития:

1) Психофизическая – включает в себя внешние и внутренние измене-ния тела человека;

2) Психосоциальная – предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах.

3) Когнитивная – включает все аспекты познавательного развития.

Возрастная психология, как и любая другая наука, ставит перед собой ряд задач, решая которые она развивается как наука.

Одной из основных теоретических задач возрастной психологии яв-ляется задача создания истинной теоретической модели развития.

Важными прикладными задачами являются следующие задачи:

— построение систем диагностики психического развития; построение систем коррекции психического развития;

— решение задач профилактики возможных нарушений в процессе психического развития [9].

Научные задачи возрастной психологии можно определить следу-ющим образом:

1. Описание развития.

2. Объяснение развития.

3. Прогноз развития.

Возрастная психология как самостоятельная область знания имеет свою структуру. Структура возрастной психологии:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы