Аттестационная работа (ИАР/ВАР) Педагогика/Психология Педагогика

Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Методические приемы изучения служебных частей речи начальных классов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы изучения служебных частей речи начальных классов  6

1.1.
Служебные части речи, их общая характеристика. 6

1.2. Предлоги. 9

1.3. Союзы.. 12

1.4. Частицы.. 19

Глава 2.
Методические аспекты изучения служебных частей речи начальных классов  22

2.1.
Знакомство с предлогами на уроках русского языка
в начальных классах. 22

2.2.
Знакомство с союзами на уроках русского языка в начальных классах. 44

Заключение. 52

Список литературы   54

  

Введение:

 

Успешное развитие
коммуникативных способностей – это часть социальной компетентности, означающей
готовность ребенка к встрече с новой социальной средой. Овладение языком, речью
– необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться четко
и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом,
излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации как в устной,
так и письменной форме, уметь выражать свои эмоции с помощью различных
интонационных средств, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться
необходимо каждому. Поэтому вопрос о речевой грамотности, в том числе
морфологической, несомненно, чрезвычайно актуален.

ФГОС НОО и новые учебные
программы для начальной школы нацеливают учебный процесс на введение
компетентностного подхода в обучении младших школьников. В частности, в этих
документах указано, что содержание и процесс обучения при этом должны строиться
на основе коммуникативно-деятельностного подхода. Действующими учебными
программами по русскому языку для начальной школы предусмотрено изучение таких
частей речи, как существительное, прилагательное, глагол, практическое
ознакомление учащихся с личными местоимениями, наречиями, числительными.

Однако младшие школьники
в своей речи активно употребляют слова не только знаменательных частей речи, но
и служебных – предлогов, союзов, частиц, которые выражают различные
семантико-синтаксические отношения в определенных типах простых и сложных
предложений, предоставляют словам и предложением в целом дополнительных
семантических или грамматических значений. Среди служебных частей речи наиболее
полно младшие школьники знакомятся с предлогом, с союзами (и то в очень малом
количестве) знакомятся в основном при изучении однородных членов предложения в
третьем классе.

Совсем ограничена для
изучения количество частиц, несмотря на значительное их роль в речи, поскольку
именно частицы тесно связаны с эффективностью общения, вместе с интонацией
оформляют высказывание, которое строится в соответствии с определенной
коммуникативной задачей.

Учащиеся начальной школы
при построении устных и письменных высказываний активно используют различные
типы частиц — утвердительные, отрицательные, указательные и другие. Из анализа
действующих учебных программ и учебников по русскому языку для учащихся
начальной школы видно, что служебным частям речи в процессе языковой
образования и речевого развития младших школьников отводится явно недостаточная
роль. Поэтому и ученики не всегда могут точно и правильно выразить свое мнение,
испытывают трудности в подборе правильного предлога в определенных падежных
формах, союза в различных видах предложений, в частности времени, места и т.п.

Затруднения, которые возникают
при знакомстве со служебными частями речи у обучающихся в начальных классах, отмечаются
такими психологами как: Д.Н. Богоявленский, Е.Д. Божович, С.Н. Карпова и др.

Подтверждением актуальности
изучения служебных слов в курсе начальной школы является значение служебных слов
в развитии логики и абстрактного мышления у младших школьников. Возникающие трудности
в процессе усвоения служебных частей речи в курсе русского языка, на наш взгляд
является важным аргументом в целесообразности изучения их в начальных классах.

Объектом исследования являются –
служебные части речи на уроках русского языка в начальной школе.

Предмет исследования –
ознакомление младших школьников со служебными частями речи на уроках русского языка.

Цель исследования –
изучить особенности работы над служебными частями речи в процессе изучения русского
языка.

На основании поставленной
цели выдвинуты следующие задачи:

1. Рассмотреть служебные
части речи, их общая характеристика

2. Изучить методические
аспекты предлогов на уроках русского языка в начальных классах

3. Изучить методические
аспекты союзов на уроках русского языка в начальных классах.

Методы исследования: анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Практическое значение данной
работы состоит в том, что методические разработки могут быть использованы учителями
при подготовке к урокам изучения служебных частей речи в школе

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

служебных частей речи, рассмотрены
их виды, определено отличие служебных частей речи от самостоятельных. Как показало
исследование, в современном русском языке выделяют следующие служебные части речи:
предлоги, союзы и частицы.

В современном русском языке
к служебным частям речи относят слова, не имеющие номинативного значения, т.е. не
называющие предметы, их признаки, процессы и состояния, а служащие для выражения
отношений между понятиями, которые названы знаменательными словами.

В качестве рекомендаций к
изучению раздела «Морфология» необходимо отметить, что успешным его изучение в начальных
классах будет в том случае, если хорошо усвоить принципы выделения частей речи и
использовать эти принципы при изучении каждой их них.

 В соответствии с этим, прежде всего, следует научить
детей приемам сравнения служебных частей речи с самостоятельными (служебные слова,
в отличие от самостоятельных, не имеют собственного общекатегориального значения,
не изменяются (не образуют форм слова), их синтаксическая роль тесно связана с функциями
самостоятельных слов: служебные слова служат для связи между самостоятельными единицами
— словами и предложениями).

Особая роль в формировании
понятий о самостоятельных частях речи отводится системе упражнений.

В процессе практического исследования
были изучены особенности изучения служебных частей речи в начальной школе, рассмотрены
вопросы методики изучения служебных частей речи, изучена система упражнений по развитию
представлений учащихся о служебных частях речи в начальных классах.

В результате проведенного
исследования было выявлено четыре этапа изучения служебных частей речи на
уроках русского языка в начальной школе: 1. Наблюдение за наличием служебных
частей в языковом материале, в процессе которого наряду с грамматическими
решаются и речевые задания на построение словосочетаний, предложений. Ученики находят
служебные части речи в предложенных текстах и определяют их роль. 2. Выбор эффективного
в содержательном отношении варианта служебной части речи, самостоятельное
построение с ним словосочетаний, предложений, связных высказываний. 3.
Изменение или исправление имеющихся в текстах ошибок, связанных с нарушением
норм грамматической сочетаемости слов, позволяет сформировать в учащихся
представление о языковой норме и речевую ошибку. 4. Выполнение творческих
заданий, с помощью которых служебные части речи активно включаются в процесс
речевой деятельности.

Задания и упражнения с
использованием предлогов, союзов и частиц необходимо подчинять достижению
основной цели обучения языку в начальных классах, которое заключается прежде
всего в формировании у учащихся умения строить тексты в пределах доступных для
них типов и стилей высказывания.

Таким образом, на уроках
русского языка в начальной школе необходимо работать над обогащением речи
младших школьников коммуникативно значимыми конструкциями из предлогов, союзов,
частиц; включать знания о предлогах, союзах, частицах, их семантические и
грамматические функции и стилистические свойства с целью формирования
коммуникативно-речевых навыков; совершенствовать умение коммуникативно
целесообразно употреблять предлоги, союзы, частицы; учить младших школьников
стилистически оправданном применению служебных частей речи.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы
изучения служебных частей речи начальных классов 1.1. Служебные части речи,
их общая характеристика

Служебные слова играют очень
важную роль в грамматическом строе русского языка: они служат для выражения различного
рода отношений между словами в словосочетании и предложении или устанавливают отношения
между целыми предложениями, а также вносят дополнительные оттенки в значение самостоятельных
слов.

Служебные части речи
– это «слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а
выражают только отношения между другими словами» [16].

В отличие от знаменательных
слов, служебные слова: 1) не обладают номинативной функцией (способностью называть
предметы, признаки, действия и т. д.), то есть не имеют самостоятельного лексического
значения; 2) не могут быть грамматическими членами предложения; 3) не могут самостоятельно
составлять предложения; 4) не членятся на морфемы: 5) не обладают грамматическими
категориями; 6) чаще всего не имеют ударения; 7) не изменяются [1].

Отличие вспомогательных слов
от «главных»-самостоятельных заключается и в том, что они не могут составить предложения,
а также в том, что они имеют большое своеобразие в значении — «лексическое значение
у них растворяется в грамматическом, хотя и не исчезает бесследно» [18]. Отсюда
наиболее верным является термин, относящийся к служебным словам «неполнознаменательные
слова», так как он подчеркивает, что такие слова не абсолютно лишены знаменательности
и являются носителями определенной информации и некоторого смыслового наполнения
или иного лингвистического значения, но в этом отношении качественно отличаются
от слов полнозначных.

Служебные слова отличаются
от самостоятельных слов и произношением. В устной речи, современной и не только,
большинство служебных слов сливаются с соседними словами. В русском языке способностью
нести фразовое ударение из всех служебных слов обладают только две частицы: «да»
и «нет». Служебные слова не подчиняются некоторым фонематическим закономерностям
русского языка; например, оглушения шумных звонких согласных в конце предлогов перед
гласными. Сравните «над вами» («над этим»; но — «город наш прекрасен, город этот
велик»: в первых двух примерах «д» сохраняется как звонкий согласный, в двух последних
— оглушается в «т».

Современная
грамматическая наука понимает термин «части речи» более широко, применяя его по
отношению ко всем структурно-семантическим типам слов, включая служебные и
модальные слова, а также междометия. Многие исследователи (Ф.Ф. Фортунатов,
И.Е. Аничков, А.В. Исаченко, Н.Ю. Шведова и др.) полагают, что служебными
частями речи в русском языке являются только предлоги и союзы. Частицы не имеют
статуса служебной части речи потому, что, выполняя в высказывании разнообразные
функции, они не представляют собой особой содержательной формы отражения
каких-либо отношений между объектами или ситуациями действительности.

С точки зрения С.И. Богданова,
служебными словами считаются предлог, союз, частица. Междометия противопоставляются
всем остальным частям речи в совокупности (по своим признакам они отличаются и от
самостоятельных, и от служебных частей речи, и от местоимений, если последние рассматриваются
как особый разряд слов). «Дифференциация служебных частей речи, — считает автор,
– проводится на функционально-семантических основаниях». При этом предлоги – часть
речи, наиболее тесно, в сравнении с двумя другими, связанная с морфологией знаменательных
частей речи. Предлог является компонентом синтаксической формы имени (синтаксемы).
Союзы выражают разного рода синтаксические отношения между словами и предложениями
(характеризуются связующей функцией), и в этом смысле предлоги и союзы в совокупности
противопоставлены частицам. Частицы, – в интерпретации учёного, — очень разнородная
в функциональном отношении группа слов, это весьма «разностильная» часть речи. И
есть все основания для разведения частиц по разным лексико-грамматическим классам
[6].

В своем труде А.А. Шахматов
следующим образом характеризует служебные части речи:

1. «Предлог означает ту служебную
часть речи, которая включает в себя слова, способствующие в сочетании с косвенными
падежами более точному и подробному определению отношений, выражаемых этими падежами».

2. «Союз означает ту служебную
часть речи, которая включает в себя слова, соединяющие или разъединяющие сочетавшиеся
слова, словосочетания и предложения и определяющие эти сочетания со стороны тех
или иных отношений».

3. «Префикс означает ту служебную
часть речи, которая включает в себя слова, дополняющие в сочетании с глаголами,
прилагательными, наречиями значение этих частей речи в пространственном, видовом
и количественном отношении».

4. «Частица означает ту служебную
часть речи, которая включает в себя слова, усиливающие или оттеняющие в том или
ином отношении сочетающиеся с ними предикативы».

5. Связка (о ней дано только
добавочное замечание) [48].

Следующим, кто занялся исследованием
системы частей речи русского языка стал Л.В. Щерба. Концепция исследователя отражена
в статье «О частях речи в русском языке». Все части речи Л.В. Щерба называет «лексико-грамматическими
разрядами слов».

Ученым были выделены «две
соотносительные категории: категория слов знаменательных и категория слов служебных»
Основное различие между ними заключается в том, что «первые имеют самостоятельное
значение, вторые выражают отношение между предметами мысли». К словам знаменательным
он относит глагол, существительные, прилагательные, наречия, слова количественные,
категорию состояния (предикативные основы). В состав служебных частей речи входят:
связки, предлоги, частицы, союзы, слова «уединяющие» (и-и, ни-ни), относительные
слова. Отдельно Л.В. Щерба рассматривает междометия и звукоподражательные слова
[12].

Таким образом, каждый вид
служебных слов имеет свои собственные свойства, частично перекрывающиеся в этом
отношении с другими категориями. Но во всех случаях неполнозначным служебным словам
присуща та сумма свойств недосказанности, которая оказывается полной для отнесения
их к классу слов-помощников, а не для выделения их в группу самостоятельных частей
речи. Между в целом устойчивыми частями речи существуют переходные и синкретические
явления (результаты словообразовательного перехода; союзные слова; результаты синтаксических
влияний), на которые мы также постараемся обратить внимание, сделать детальный разбор
этих явлений в русском языке. 1.2. Предлоги

Предлоги – служебные
слова. Они выражают различные отношения имен к глаголам, именам
существительным, именам прилагательным, местоимениям, наречиям: смотреть с
вышки, приятный на вид, дача на озере, грустить о нем, направо от дороги,
удобный для поездок, прибавить к пяти восемь и т. п. Предлоги, ничего не
называя, самостоятельного значения не имеют, почему и не являются членами
предложения. Они в противоположность союзам выражают смысловые отношения, как
видно из приведенных выше примеров, между неоднородными членами предложения.

В зависимости от
происхождения предлоги делятся на непроизводные и производные. Непроизводными,
или первообразными, считаются все предлоги, которые потеряли живую связь с теми
словами, от которых они образованы. К данным группе предлогов относятся – без,
в, до, для, за, из, к, над, о, об, от, по, под, перед (пред), при, про, ради,
с, у, через. Производных

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы