Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Методические приемы изучения геометрического материала на уроках математики в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.. 6
1.1 Значение изучения геометрического материала для
математического развития учащихся. 6
1.2 Анализ методических рекомендаций по изучению
геометрического материала в начальных классах. 23
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ
ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.. 34
2.1 Организация опытно-экспериментальной работы на
констатирующем этапе. 34
2.2 Методы и приемы, направленные на формирование
геометрических понятий у младших школьников. 40
2.3 Сравнительный анализ результатов
опытно-экспериментальной работы.. 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ… 53
Введение:
Актуальность темы
исследования. Математика в начальной школе считается
одной из важнейших дисциплин. Одной из ключевых компетентностей, определенных
ФГОС НОО, является математическая компетентность, предусматривающая выявление
простых математических зависимостей в окружающем мире, моделирование процессов
и ситуаций с применением математических отношений и измерений, осознание роли
математических знаний и умений в личной и общественной жизни человека.
Математика развивает образное и логическое мышление, наблюдательность,
воображение, без которых не обходится ни одно научное открытие. Именно на
уроках математики формируются личные качества ребенка: организованность,
собранность, способность быстро и качественно принимать решения, доказывать и
отстаивать свое мнение.
Помогает в этом
геометрическая составляющая математической компетентности. Особая роль в
ознакомлении учащихся с данными вопросами отводится начальной школе, так как
именно младшим школьникам присущи образность мышления, острота представлений и
восприятий. Элементарные геометрические знания, полученные в начальных классах,
становятся основой, на которой возводится в будущем точное и прекрасное здание
геометрии. Чтобы это знания было прочным и надежным, необходимо, чтобы понятия,
термины, представления, полученные на начальных этапах обучения, стали крепкой
опорой для их расширения и углубления.
В начальной школе
геометрический материал не составляет отдельных разделов курса математики Он
связывается с арифметическим материалом и с изучением величин и, равномерно
распределенный по всему курсу, встречается почти на каждом уроке. Многие
учителя утверждают, что в начальных классах изучению геометрического материала
уделяется недостаточно внимания, а его усвоение многим учащимся дается с
трудом. Поэтому возникла необходимость в пересмотре методики изучения элементов
геометрии в начальных классах, подборе необходимых развивающих упражнений и
заданий для формирования пространственных представлений учеников, что и
составляет проблему нашего исследования
Объект исследования
– процесс изучения геометрического материала на уроках математики в начальной
школе.
Предмет исследования
– методические приемы изучения геометрического материала на уроках математики в
начальной школе.
Цель исследования
– изучить особенности использования приемов, предназначенных для изучения
геометрического материала на уроках математики в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть значение
изучения геометрического материала для математического развития учащихся.
2. Проанализировать
методические рекомендаций по изучению геометрического материала в начальных
классах.
3. Изучить уровень
сформированности геометрических понятий у младших школьников
4. Подобрать методы и
приемы, направленные на формирование геометрических понятий у младших
школьников.
5. Проанализировать
результаты опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования:
если при изучении геометрического материала на уроках математики будут
использованы приемы, включающие элементы теоретического обоснования,
практического применения полученного знания и использующие творческое
осмысление сути выполняемых заданий, то уровень сформированности геометрических
представлений и первичных геометрических понятий у младших школьников будет
более высоким.
Методы исследования: анализ
психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение за деятельностью
младших школьников в образовательном процессе, анализ контрольных работ
учащихся, педагогический эксперимент.
Теоретико-методологической
базой исследования выступают труды таких авторов, как М.А.
Бантова, Г.В. Бельтюкова, А.В. Белошистая, Н.Б. Истомина, Ш. Курманалина, Н.С.
Подходова, А.М. Пышкало, Л.П. Стойлова, С.Е. Царева, И.В. Шадрина и др.
Структура работы.
Она включает в себя введение, двух глав, заключение, список литературных
источников, которые состоят из 39 источников, приложения. Во введении обоснована актуальность темы
исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и
методы исследования. В первой главе раскрыто
значение изучения геометрического материала для математического развития
учащихся и проанализированы методические рекомендаций по изучению
геометрического материала в начальных классах.
Во второй главе
рассмотрены, диагностика уровня сформированности геометрических понятий у детей
младшего школьного возраста, содержание опытно-экспериментальной работы,
контрольный этап. Результаты исследования уровня сформированности
геометрических понятий у детей младшего школьного возраста.
В заключении обобщены
результаты исследования, изложены его основные выводы.
Заключение:
Проанализировав
методическую, психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что еще
с младших классов нужно проводить знакомство детей с основными геометрическими
понятиями. Работу по изучению геометрического материала необходимо проводить
постепенно и размеренно не только на уроках математики, но и на уроках технологии,
изобразительного искусства, физической культуры, во внеклассной работе – это даст
возможность применять полученные знания, умения и навыки геометрического
характера чаще и тем самым упрочнит их.
Вся работа по изучению
материала геометрического характера в начальной школе должна проводиться с
учетом определенных методических рекомендаций, среди которых кратко можно
обозначить следующие пункты: а) нужно опираться на опыт, который уже имеется у
детей к моменту поступления в 1 класс; б) наглядный и практический методы
обучения являются основными; в) активно использовать наглядный материал
различного характера; г) использовать приемы моделирования и конструирования,
практические и экспериментальные работы, приемы противопоставления и
сопоставления геометрических фигур; д) систематически проводить работу с
используемой символикой и чертежами не только на уроках математики; е) иметь в
классе (и каждому ученику для индивидуальной классной и внеклассной работы)
чертежно-измерительные инструменты для работы на доске; ж) связывать изучение
геометрического материала с алгебраическим и арифметическим и наоборот.
Во второй главе нами
проведено исследование уровня сформированности геометрических понятий. Затем в
течение четырех недель были проведены учебные мероприятия, направленные на
формирование геометрических понятий младших школьников. После чего было
проведено повторное прохождение задания для детей.
В результате анализа
данных опытно-экспериментальной работы было выявлено, что в экспериментальном
классе увеличилось количество детей, проявивших высокий и средний уровень
сформированности геометрических понятий. Шесть учащихся на констатирующем этапе
исследования имели низкий уровень сформированности геометрических понятий, а на
контрольном этапе имеют уже средний уровень сформированности геометрических
понятий. Также можно отметить, что 5 учащихся перешел из среднего уровня
сформированности геометрических понятий на высокий уровень; показатели
контрольного класса претерпели лишь незначительные изменения, во многих случаях
остались на уровне результатов, полученных на констатирующем этапе.
Качественного изменения в работах детей не наблюдалось.
После проведения
сравнительно-сопоставительного анализа по отдельным группам геометрических
понятий было выявлено, что все геометрические понятия в экспериментальной
группе стали более высокого уровня.
Таким образом, цель
исследования достигнута, все поставленные задачи решены.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО
МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1 Значение изучения геометрического материала для
математического развития учащихся
Согласно ФГОС начального
образования целью математического образования являются: формирование
математических компетентностей; развитие мышления, умение распознавать и
моделировать процессы, ситуации из повседневной жизни, которые можно разрешать
с применением математических методов, а также делать выбор [26].
Нормативные документы
регламентируют определенные требования к общим результатам овладения учащимися
из геометрического материала для познания окружающего мира [23].
В.В. Бессонова отмечает:
«Познание геометрических фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор
детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих
предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например,
рисовании, лепке)» [6].
А. Шмакова пишет о том,
что если основной целью уроков математики в начальной школе станет только лишь
формирование навыков вычисления и умения производить решение арифметических
задач, то это может повлечь за собой трудности и отставание при изучении курса
геометрии в средней школе, так как ребенок не будет подготовлен к восприятию
его содержания [38].
Целью изучения геометрии
в начальных классах является: «быть первой ступенью непрерывного школьного
геометрического образования», — так считает С. Е. Царева [34]. Так, изучение геометрического
материала в начальной школе на уроках математики создает стойкую базу для
успешного усвоения курса геометрии в средних и старших классах. Можно сказать,
что начальный курс геометрии (с 1 по 4 классы) считается пропедевтическим, а с
7 по 11 классы – систематическим [11].