Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Методические аспекты рефлексии на занятиях по правовым дисциплинам в профессиональной образовательной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА
ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. 5
1.1. Понятие, метод и принципы преподавания права. 5
1.2. Анализ ФГОС СПО по направлениям и формируемым компетенциям. 15
1.3 Разработка фонда
оценочных средств по модулю «Право». 17
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ
ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ "ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" (НОУ
СПО ЧЮК) 28
2.1. Формы и методы
работы студентов при изучении правовых курсов. 28
2.2 Организация
самостоятельной работы студентов при изучении правовых дисциплин 46
2.3 Организация
практических занятий студентов при изучении правовых дисциплин 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ.. 79
ПРИЛОЖЕНИЯ. 84
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы
обусловлена тем, что правовое образование – одно из важнейших условий успеха в
современной жизни. Однако для того, чтобы обучающиеся освоили достаточно
сложный материал, необходимо сформировать у них интерес к изучаемой дисциплине,
т.е., принимая во внимание цели обучения, педагог с особой ответственностью
должен подходить к методике преподавания правовых дисциплин – совокупности
методов и приемов практической деятельности, приводящей к заранее планируемому
результату.
На сегодняшний день от преподавателей
правовых дисциплин требуется целенаправленное использование активных и
интерактивных методов обучения, тестовых заданий, приемов проблемного обучения
и т. д., чтобы через активную познавательную деятельность студенты
анализировали и постигали противоречивые процессы преобразований нашего
общества.
В связи с этим в настоящей работе
рассмотрены и представлены такие методы и приемы обучения, которые позволят
достичь выше представленной цели и сделать процесс преподавания правовых
дисциплин не только познавательным, но и интересным для обучающихся.
Степень
разработанности темы. Вопросы преподавания правовых дисциплин
изучали такие ученые, специалисты в области педагогики и права как Е.В.
Гнатышина, Е.В.Евплова, В.А. Затонский, Е.М. Ибрагимова, В.В. Лазарев, В.А.
Козбаненко, А.В. Малько, А.Ю. Мамычев. Большая роль в данной области отводится
Е.А. Певцовой, М.В. Чередниковой и Е.М.Кропаневой. Однако изучение особенностей
и содержания процесса преподавания изучения права на уровне среднего
профессионального образования является актуальной, в силу отсутствия
специальной литературы по данным вопросам.
Нами была проведена работа по поиску
научных работ на тему, связанную с преподаванием права непосредственно в
средних профессиональных организациях. Анализ изученной литературы привёл к
выводу о том, что данная тема является актуальной в силу отсутствия специальной
литературы по данному вопросу.
Целью
данной работы является рассмотрение и анализ методических
аспектов рефлексии на занятиях по правовым дисциплинам в профессиональной
образовательной организации с целью его использования в своей дальнейшей
педагогической практике.
Для достижения цели дипломной работы
необходимо решить задачи:
1. Рассмотреть понятие, методы и принципы
преподавания права в СПО;
2. Изучить возможности формирования
правовых компетенций в СПО;
3. Разработать фонд ФОС к разделу (модулю)
«Право»;
4. Рассмотреть формы и методы преподавания
права в СПО;
5. Разработать технологию самостоятельной
и практической работы студентов СПО при изучении правовых курсов;
Объект
исследования — методика преподавания права в средних
профессиональных организациях.
Предмет
исследования — особенности преподавания права в
средних образовательных организациях.
Методы
исследования. В качестве методов исследования нами были
выбраны следующие: анализ — изучение педагогической и методической литературы;
анализ рекомендуемой деятельности педагога по организации правового обучения в
СПО; сравнительный анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих обучение
в СПО; синтез — изучение и обобщение опыта работы передовых преподавателей по
данной дисциплине.
Для более развёрнутого анализа нормативных
документов, регламентирующих содержание правового образования мы использовали в
качестве источниковой базы федеральные государственные образовательные
стандарты (ФГОС) среднего профессионально образования по разным направлениям
подготовки, рабочие программы дисциплин, имеющиеся ФОСы к этим программам.
Научная
и практическая ценность работы выражена в том, что
знания, накопленные за последние десятилетия по методике преподавания права,
систематизированы и дополнены, а ФОС по разделу (модулю) «Право» разработанный
на основе полученных теоретических и практических знаний можно рекомендовать педагогам,
реализующим данное направление.
Структура
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка источников и
литературы и приложения.
Заключение:
Образование является одним из самых важных
факторов развития современного общества. В XXI веке резко увеличивается
потребность государства в высокообразованных, культурных гражданах, уважающих
свою Родину и умеющих вести межнациональные диалоги.
В настоящее время основными направлениями
модернизации процесса образования выступают личностная ориентация содержания
образования; его деятельностный характер, практическая направленность,
вследствие чего обучаемые могут использовать в реальной жизни усвоенные знания,
навыки и умения для решения стоящих задач.
Ведущая цель правового образования
заключается в создании условий для обучения и совершенствования знаний, умений,
навыков каждого студента с опорой на принципы уровневой дифференциации, в том
числе учет их индивидуальных особенностей и способностей.
Дисциплины, формирующие правовые
компетенции преподаются во всех СПО в ходе изучения таких дисциплин как
«Обществознание», Обществознание вкл. экономику и право» и «Правовое
обеспечение профессиональной деятельности». В этой связи можно сделать вывод,
что граждане России после изучения указанного курса должны иметь базовые знания
правовой системе России, о содержании Конституции РФ, важнейших законах,
обеспечивающих их права и законные интересы той или иной сфере деятельности, а
также быть достаточно осведомлены об ответственности за то или иное
правонарушение.
На современном этапе основополагающей
целью изучения права выступает необходимость воспитания у обучающихся глубокого
осознания потребности соблюдения прав человека, формирования у них чувства
собственного достоинства и уважение к другим людям.
Основной целью правового образования в СПО
является формирование правовых компетенций, которые реализуются, по нашему
мнению, в недостаточном объёме. В большинстве программ подготовки специалистов
среднего звена отсутствует «Право», как отдельная дисциплина и изучается лишь
внутри отдельных предметов, в качестве модуля.
Рассмотрев возможные формы и методы
преподавания права в СПО можно сделать вывод, что они являются симбиозом форм и
методов преподавания права в школе и высших учебных заведениях, так как,
необходимо совместить содержание общего образования с формой обучения принятой
в СПО.
Не стоит забывать, что такие дисциплины
как «Обществознание», «Правовое обеспечения введения в профессию» – это лишь
обзорный курс. Он направлен на формирование у учащихся системных представлений
о праве и соответствующих базовых знаний. Студенты профессиональных
образовательных организаций, независимо от профиля и направления подготовки,
имеют право на необходимый им уровень правовых знаний, необходимый им в будущей
профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Иначе говоря, правовое
обучение этой категории является необходимым.
К сожалению педагогического сообщества,
вопросы перехода к профильному правовому образованию во время прохождения
базовых дисциплин средних профессиональных организаций пока еще разработаны не
в полной мере как в дидактическом направление в целом, так и в
конкретно-методическом вопросах в частности. Разработка фонда оценочных средств
служит хорошим практическим помощником при изучении данной дисциплины, так как
сформированные критерии оценивания помогают преподавателю избежать спорных
вопросов в оценивание, сразу формируются представления студентов о том, что
именно им необходимо изучить, предоставляется возможность самостоятельно
организовать процесс своего обучение.
Переход среднего профессионального
образования к формированию правовых компетенций несёт в себе серьёзные
стратегические разработки в сфере усовершенствования модели российского
образования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА В СИСТЕМЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие, метод и принципы преподавания права
Методика учебного предмета является
отраслью педагогики, исследующая содержание учебного предмета, а также характер
учебного процесса, способствует усвоению необходимого уровня знаний, умений,
навыков, развития мышления и формирования мировоззрения учащихся. На основе
изучения различных форм взаимодействия преподавания, изучения, обучения
методика разрабатывает и предлагает преподавателю систему воздействий,
направленных на эффективное обучение.
Эти системы имеют отражение в содержании
образования, в частности, в учебных программах и учебниках, реализуются в
методах, приемах, средствах и формах организации обучения (урок, лекция,
семинар и т.д.). Методика тесно связана с дидактикой (наукой о обучения) и
опирается на ее общие положения. Место методики в системе педагогических наук
схематически можно изобразить так (Рис. 1.1). Рис. 1.1. Система педагогических наук
В современном русском языке термин
«методика» означает совокупность методов обучения чему-то, а также науку о
методах обучения.
Достаточно интересны исследования
известного ученого, профессора С. В. Гончаренко, который считает, что «в конце
50-х и, особенно, в 60-е годы начали использовать понятие «методика обучения»,
поскольку оно включало не только изложения материала учителем, а и обучения
учащихся, причем как единый процесс овладения учебным предметом.