Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему «Методические аспекты рефлексии на занятиях по дисциплине «Право» в профессиональной образовательной организации»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВО» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Психолого-педагогические основы «рефлексии» и её функции в образовательном процессе 8
1.2 Виды рефлексии и методика её проведения на занятиях в профессиональной образовательной организации 18
1.3 Условия развития рефлексии у студентов на занятиях по дисциплине «Право» в профессиональной образовательной организации 23
Выводы по Главе 1 32
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВО» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 34
2.1. Особенности содержания обучения «Права» в профессиональной образовательной организации 34
2.2. Методические аспекты развития рефлексии по дисциплине «Право» в профессиональной образовательной организации 44
2.3. Методические рекомендации развития рефлексии по дисциплине «Право» в профессиональной образовательной организации 50
Выводы по Главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
Введение:
Актуальность исследования. В условиях перехода к постиндустриальной формации общества человек должен обладать рядом дополнительных специфических черт: противостоять информационному давлению и манипуляции, быстро осмысливать и преодолевать проблемные ситуации, осознавать внутренние основы своей деятельности и познавать новые горизонты собственного самосозидания. Поэтому проблематика рефлексии тесно связана с социализацией подрастающего поколения, которая в основном реализуется через образовательные организации и является одной из их основных функций. Рефлексивный характер образовательной деятельности позволяет полно реализовать позитивный потенциал педагога и обучающегося в умственном, социальном и духовном развитии, раскрывает рефлексивно-творческий потенциал личности, культивирует рефлексию как постоянно действующую систему самоорганизации внутренней активности субъектов обучения.
Особое внимание к понятию «рефлексия» представителей различных отраслей научного знания детерминирована развитием общественной жизни, потребностью личности в понимании, оценке самой себя. Понятие «рефлексия» прослеживается уже в идеях Аристотеля и Платона, а затем в трудах таких философов, как Гегель, Р. Декарт, Д. Дидро, А. Лейбниц, Дж. Локк, Б.Спиноза, Л.Фейербах, И.Фихте, Ф.Шеллинг, в исследованиях современных философов и методологов (М. Бахтин, С. Гессе, В. Зинченко, Г. Щедровицкий), в теории аналитической и индивидуальной психологии (А. Адлер, В. Олпорт, С. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг).
Проблема рефлексии рассматривается в контексте научно-естественных исследований высших познавательных процессов и процессов целеполагания, о чем свидетельствуют научные труды П.К. Анохина, Н.А. Берштейна, В.М. Бехтерева, А.Р. Лурии, И.М. Сеченова. Близкими к этим трудам являются работы психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.
Согласно работам И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, А.В. Карпова рефлексия несет в себе важнейшие функции повышения эффективности учебного процесса, как условие продуктивного общения педагога и обучающихся, формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия, определение направленности и целевых установок деятельности. Поэтому важно как можно эффективнее применять рефлексию на всех этапах учебных занятий, для полного раскрытия систематизации и контроля собственных знаний обучающимися.
Для того, чтобы процесс изучения дисциплин был продуктивным, педагоги профессионального образования часто используют разнообразные способы и приемы рефлексии учебной деятельности, которые дают возможность осознать содержание пройденного материала, провести анализ и дать оценку эффективности собственной работы студентов. Умение грамотно оценивать и проводить анализ – это одновременно способность наблюдать за социальным и материальным окружением, замечать его информативные признаки, правильно интерпретировать социально-психологическое содержание определенной ситуации. Также, важно уметь выявлять собственные ошибки и недостатки профессионального взаимодействия, находить способы их преодоления. Становится очевидным, что успешность профессиональной деятельности во многом зависит от развития рефлексии.
Что касается дисциплины «Право», то следует отметить, что она входит в базовую часть дисциплин, изучаемых при получении профессионального образования. Целями освоения данной дисциплины является формирование у студентов представлений о базовых категориях российского права и развитого политико-правового мировоззрения, повышение политикоправовой культуры обучающихся, воспитание гражданской позиции, знание основных законов и приобретение практических умений и навыков использования правовых норм в жизни и в будущей профессиональной деятельности. Право в системе социальных явлений занимает особое место, как верховенствующий регулятор поведения людей — носителей общественных отношений. Так, в праве отражаются и интегрируются устои всех регулируемых им общественных отношений (политических, экономических, нравственных и других). Таким образом, качественное проведение рефлексии на занятиях по дисциплине «Право» играет существенную роль в процессе обучения специалиста, поскольку данная дисциплина затрагивает не только профессиональную деятельность будущего педагога, а охватывает жизнедеятельность человека в целом.
Однако из-за исключительной сложности и специфичности рефлексивных процессов материал, касающийся проблематики рефлексии, является крайне разнородным и слабоструктурированных, а сама она недостаточно четко осмысленная относительно своей качественной содержательной определенности и смысловой специфики. Кроме того, фактически неразработанным вопрос рефлексивной организации образовательного процесса, создание особого рефлексивной среды как комплекса условий и набора специфических форм эффективного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, где возможны самореализация, прогрессивный психосоциальное развитие педагога и обучающихся, развитие процессов рефлексии.
Актуальность данного исследования позволила обозначить следующие противоречия:
– между высокой степенью концентрации теоретического знания о рефлексии в целом и недостаточной теоретической изученностью феномена учебной рефлексии и ее становления у обучающихся на занятиях по дисциплине «Право» в профессиональной образовательной организации;
– между существующими классическими подходами к организации образовательного процесса в профессиональной образовательной организации и изменившимися задачами образования, предполагающими поиск новых форм и методов работы, обеспечивающих развитие у обучающихся умения учиться, в том числе путем формирования у них учебной рефлексии;
– между объективными требованиями к уровню научно-методической оснащенности образовательных программ в части формирования учебной деятельности и недостаточным методическим обеспечением образовательных программ для развития рефлексии как компонента учебной деятельности.
Выявленная актуальность и приведенные противоречия позволили определить проблему исследования, суть которой состоит в изучении научно-методических подходов для разработки методики, обеспечивающей развитие рефлексии на занятиях по дисциплине «Право» в профессиональной образовательной организации, на основе отбора и систематизации научно-методических разработок и практического педагогического опыта.
Таким образом, актуальность данной проблемы и недостаточная ее разработка обусловили выбор темы исследования: «Методические аспекты рефлексии на занятиях по дисциплине «Право» в профессиональной образовательной организации».
Объект исследования – процесс развития рефлексии у обучающихся в профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования – методические аспекты проведения рефлексии на занятиях по дисциплине «Право» в профессиональной образовательной организации.
Цель работы – создание рефлексивной среды как комплекса условий и набора специфических форм эффективного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса, развитие процессов рефлексии
Задачи исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы рефлексии и её функции в образовательном процессе.
2. Изучить виды рефлексии и методика её проведения на занятиях в профессиональной образовательной организации
3. Раскрыть условия развития рефлексии у студентов на занятиях по дисциплине «Право» в профессиональной образовательной организации.
4. Рассмотреть особенности содержания обучения дисциплины «Право» в профессиональной образовательной организации.
5. Раскрыть методические аспекты развития рефлексии по дисциплине «Право» в профессиональной образовательной организации.
6. Разработать методические рекомендации развития рефлексии по дисциплине «Право» в профессиональной образовательной организации.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, синтез и обобщение, сравнение, аналогия; изучение и обобщение опыта педагогической работы с обучающимися профессиональной организации по проведению рефлексии по дисциплине «Право».
Теоретико-методологической базой исследования являются: являются общеметодологический подход к проблеме активности субъекта, выражающимся в работах Б. Г. Ананьева, А. А. Балла, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Д. Максименко, С. Л. Рубинштейна, концепция рефлексивной организации мышления И. М. Семенова, С. Ю. Степанова, рефлексивно-методологический подход Н. Г. Алексеева, В. М. Розина, системный подход к пониманию рефлексивности как интегральной характеристики личности А. В. Карпова, В. И. Слободчиков, А. С. Шарова.
Практическая значимость исследования: разработанные методические рекомендации могут быть использованы педагогами профессиональной образовательной организации при проведении рефлексии на занятиях по дисциплине «Право».
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Заключение:
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты понятия рефлексии, необходимость проведения рефлексии учебной деятельности, методы и средства рефлексии учебной деятельности, особенности развития и проведения рефлексии учебной деятельности.
Рефлексия – это способность управлять личностной активностью благодаря личностным ценностям и смыслам. Она помогает творить и перестраиваться на новые механизмы, благодаря переменившимся условиям, целям, задачам деятельности. В психологии рефлексия понимается как особое качество человека, заключающееся в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли. Рефлексия представляет собой способность наблюдать за собой со стороны, «глазами постороннего». Рефлексия подразумевает умение видеть, на чем сконцентрировано внимание и куда оно направлено.
Проведение рефлексии учебной деятельности дает возможность: зафиксировать новые знания, полученные на занятии, лекции; оценить собственную деятельность, свою работу; установить затруднения как направления будущей учебной деятельности; педагогу проводить анализ и давать оценку деятельности студентов, а также своей деятельности; определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих студентов в активную деятельность.
В ходе рассмотрения методов и средств рефлексии учебной деятельности студентов мы обозначили часто применяемые на практике и эффективные методы рефлексии, таких как рефлексия настроения и эмоционального состояния; рефлексия деятельности; рефлексия содержания учебного материала. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Проанализировав методы проведения рефлексии, мы выявили, что для ее развития большое значение имеет внешняя окружающая среда, личное психологическое и физическое состояние. Таким образом, для успешности развития рефлексии необходимо не только применение вышеизложенных методов, но и использование таких способов расслабления, как релаксация, концентрация, визуализация и самовнушение.
Во второй главе исследования были рассмотрены особенности содержания обучения дисциплины «Право» в профессиональной образовательной организации, раскрыты методические аспекты развития рефлексии по дисциплине «Право» в профессиональной образовательной организации, а также разработаны методические рекомендации развития рефлексии по дисциплине «Право» в профессиональной образовательной организации.
На современном этапе основополагающей целью изучения права выступает необходимость воспитания у обучающихся глубокого осознания потребности соблюдения прав человека, развитие у них чувства собственного достоинства и уважение к другим людям. Основной целью правового образования в профессиональной образовательной организации является формирование правовых компетенций, которые реализуются, по нашему мнению, в недостаточном объёме. Рассмотрев возможные формы и методы преподавания права в профессиональной образовательной организации, можно сделать вывод, что они являются симбиозом форм и методов преподавания права, так как, необходимо совместить содержание общего образования с формой обучения, принятой в профессиональной образовательной организации.
Развитие учебной рефлексии требует специальных мер, к которым относим целенаправленно создаваемые организационно-педагогические условия. В рамках реализации данной задачи от педагога требуется целенаправленное создание организационно-педагогических условий для развития рефлексии учебной деятельности. В рамках нашего исследования под организационно-педагогическими условиями развития рефлексии у студентов на занятиях по дисциплине «Право» в профессиональной образовательной организации понимается характеристика педагогической системы, отражающая совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное развитие учебной рефлексии. В результате исследования были выделены следующие психолого-педагогические условия: создание атмосферы сотрудничества; оптимальное чередование индивидуальных и групповых форм работы; комбинация комплементарных методических приёмов, способствующих развитию учебной рефлексии.
В результате исследования были рассмотрены методические аспекты организации педагогические условия для развития учебной рефлексии у студентов, а именно: создавать атмосфера сотрудничества в процессе учебной деятельности, побуждать студентов к развернутому словесному объяснению всех выполняемых операций, чередование индивидуальных и групповых форм работы в рамках занятия, содержание учебного материала корректируется в направлении развития учебной рефлексии, педагогом комбинируются комплементарные методические приёмы, способствующих развитию учебной рефлексии в соответствие с учетом возрастных особенностей обучающихся и уровня развития рефлексии.
Теоретическое изучение проблемы позволило выделить специфические особенности структурных элементов методики развития рефлексии по дисциплине «Право» в профессиональной образовательной организации – на их основе были сформированы педагогические условия рефлексии на конкретном занятии – эти условия легли в основу методических рекомендаций, которые позволят более эффективно проводить рефлексию, что как итог сделает обучение на занятиях по дисциплине «Право» более качественным и эффективным.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВО» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Психолого-педагогические основы рефлексии и её функции в образовательном процессе
Понятие рефлексия (от латинского reflexio – обращение назад) изначально возникло в философии и обозначало процесс размышления человека о совокупности происходящего в его собственном сознании. Это деятельность самопознания, открывающая для человека содержание его духовного мира.
Считается, что одними из первых понятие «рефлексия» ввели в употребление философы древней Греции. Рефлексия для них отождествлялась с самопознанием человека. Сократ считал одной из важнейших задач, присущих человеку, понимание активности человеческого духа в его познавательной части. Он сформулировал принцип познания самого себя, призывая к рациональному осмыслению процессов собственного мышления человека. Аристотель приписывал рефлексии свойство божественного разума как способности обнаружить единство между предметом знания и самим знанием, процессом мышления и мыслью. Платон делал упор на значимость изучения и познания себя для развития и воспитания благоразумия как добродетели, которую определял в качестве понимания самого себя. В античной философии рефлексия считалась одной из высших ценностей, выполняющих как критическую, так и познавательную функции [24].
Постепенно, с развитием человечества и философских наук, понятие рефлексии изменилось и расширилось. Значительный вклад внесли европейские философы ХVI-XVII веков. Р. Декарт определял рефлексию как способность человека сосредоточиться на содержании собственных мыслей путем отвлечения от внешнего, телесного. Таким образом, Декарт выделил понятие «знание о себе» как единственно достоверное, которое рассматривал в качестве фундамента для последующих мыслей о физических и биологических свойствах внешнего мира, о религии и других жизненных аспектах [4].
Для научного изучения рефлексии поворотным моментом считаются работы английского педагога и философа Д. Локка. Он понимал рефлексию как внутренний опыт, предстающий в виде главного, первоочередного источника знаний. При этом делался акцент на разнице между этим внутренним опытом и внешним, формирующимся посредством работы органов чувств при восприятии окружающего мира.
Важно отметить, что именно от Локка идет традиция научного изучения рефлексии. Он впервые выделил рефлексию как особую психическую реальность и определил ее не только как действие ума над самим собой, т. е. наблюдение, на которое направлена умственная деятельность, но и как причину, вследствие которой происходит появление идей этой деятельности [38].
Согласно двухуровневой структуре психики, созданной Локком, первый уровень – это восприятие, мысли и желания, второй — созерцание или наблюдение за структурами первого. Локк ввел понятие «интроспекция» — метод изучения свойств и законов сознания при помощи рефлексивного наблюдения. Рефлексия, если она направлена на изучение закономерностей, присущих психике человека, является интроспекцией, а индивидуальное самонаблюдение, не имеющее такой цели, только рефлексией.
Д. Локк основал метод интроспекции, перешедший в дальнейшем в психологию интроспекционизма [32]. Под влиянием взглядов Р. Декарта, Д. Локка, а также работ саксонского философа Г. Лейбница, рефлексия начинает трактоваться как самопознание, как поворот духа к Я, и, благодаря этому, более явно приобретает психологическую окраску.
История изучения процесса рефлексии в психологии охватывает значительно меньший промежуток времени, чем история изучения этого вопроса философами. Впервые механизм рефлексии как способа самопознания был применен в психологии интроспекционизма. Это не была рефлексия в ее современном понимании. Интроспекция, что означает взгляд внутрь, использовалась как процесс исследования собственного психического опыта и дальнейшего понимания такого внутреннего взгляда через психическое содержание собственного сознания [4].
Со временем рефлексия заняла важное место в научной психологии. Одним из первых психологов, который в ХХ столетии привлек внимание к данному феномену, являлся американский ученый Д. Дьюи. Он считал, что рефлексивное мышление – это активное, настойчивое и внимательное рассмотрение какого бы то ни было мнения или предполагаемой формы знания при свете оснований, на которых оно покоится, и анализ дальнейших выводов, к которым оно приводит.
Исследование феномена рефлексии в западной психологии восходит к работам Д. Холмса, Т. Ньюкома и Ч. Кули и обусловлено изучением диад — субъектных пар, которые включены в процесс взаимодействия друг с другом в искусственно созданных лабораторных условиях [38]. Значительный вклад внес А. Буземан, который предложил выделить отдельное направление в психологии, основанное на изучении рефлексии и самосознания, и назвать его психологией рефлексии. Его заслуга, по мнению Л. С. Выготского, заключается в экспериментальном подтверждении того, что «рефлексия и основанное на ней самосознание подростка представлены в развитии» [14, с. 231]. А. Буземан описывает рефлексию как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя» [13, с. 228].
В начале второй половины ХХ века исследованиями особенностей развития рефлексивных свойств мышления занимался Ж. Пиаже. Он изучал способность к рефлексивной абстракции, предполагая связь между онтогенезом рефлексивного мышления и этапами интеллектуального развития. Ж. Пиаже представил рефлексивное мышление в виде феномена, обусловленного тем, что индивид знает логические правила процесса взаимосвязи объекта и направленного на него действия, подкрепленного осознанием необходимости этой взаимосвязи.
По П. Пиаже, осознание – это процесс схематической реконструкции действия и преобразования его в некую когнитивную структуру — понятие. Такое осознание детерминировано с абстракциями двух видов – физической (эмпирической) и логической (математической). Первая из них обеспечивает предметно-содержательное наполнение концепта, вторая, через рефлексивное отражение от непосредственного действия, осуществляет реконструкцию содержательного наполнения и дальнейшую трансформацию в структуру понятия в процессе интериоризации. На взгляд Ж. Пиаже, логическая связь между объектом и действием может быть эффектно рефлексируема только на стадиях формальных операций [40].
Вместе с тем в зарубежной психологии ХХ века стали активно развиваться такие направления, как гештальтпсихология, женевская школа, фрейдизм, гуманистическая психология, каждое из которых в той или иной степени внесло свою лепту в развитие взглядов на феномен рефлексии. Особо выделяется метакогнитивистское понимание рефлексии. В рамках развития когнитивного направления психические процессы стали рассматриваться как перерабатывающие информацию, схематично имеющие точки входа, выхода и устройство переработки.
Большое число работ когнитивистов посвящено исследованию процессов мышления и памяти. В этих работах впервые были исследованы такие рефлексивные образования, как метапамять (память о собственной памяти) и метамышление (мышление о мышлении), что привело в 70-х годах ХХ века к возникновению отдельного направления в современной психологии, называемого метакогнитивизм. Важность данного события с точки зрения исследования рефлексии связана с тем, что в рамках нового подхода были сформулированы представления об особом классе процессов (метапроцессов), входящих в подструктуру системы переработки информации, что послужило базой для развития парадигмы исследования рефлексивных способностей [7].