Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Методическая грамотность как профессиональная компетенция современного учителя русского языка и литературы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения методической грамотности как профессиональной
компетенции современного учителя русского языка и литературы 5
1.1
Теоретические подходы к формированию профессиональных компетенций педагога. 5
1.2
Содержание понятия «методическая грамотность» в современной научной литературе. 10
Глава 2.
Методические основы развития методической грамотности как профессиональной
компетенции современного учителя русского языка и литературы 15
2.1 Основные
формы развития методической грамотности как профессиональной компетенции
современного учителя русского языка и литературы.. 15
2.2
Рекомендации по развитию методической грамотности как профессиональной
компетенции современного учителя русского языка и литературы.. 23
Заключение. 25
Список
литературы.. 27
Приложение. 30
Введение:
Актуальность темы обусловлена
происходящими в Российской Федерации социально-экономическими изменениями и
модернизацией системы образования, которые предъявляют новые требования к
профессиональным педагогическим кадрам [1]. Вектор сотрудничества с развитыми
странами, реализуемый отечественным образованием, предполагает обязательное
обеспечение аутентичности российского образования на фоне интеграции в единое
информационное и общеевропейское пространство. Объективная потребность
обеспечить конкурентоспособность современного учителя, позволяющую
удовлетворять мобильному рынку труда и динамичным образовательным запросам,
стала основанием для внедрения компетентностного подхода в систему
педагогического образования и повышения квалификации специалистов. В связи с
этим, возникла необходимость модернизации традиционных дидактических подходов в
пользу более индивидуализированного подхода и создания условий, при которых
педагоги получат более широкие возможности для проектирования процесса своего
профессионального развития и формирования профессиональных компетенций.
Объект
исследования: процесс развития профессиональных
педагогических компетенций.
Предмет
исследования: методическая грамотность как
профессиональная компетенция современного учителя русского языка и литературы.
Цель
исследования: изучить теоретические аспекты методической
грамотности как профессиональной компетенции современного учителя русского
языка и литературы и методические пути ее развития.
Объект, предмет, цель
исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть теоретические подходы к
формированию профессиональных компетенций педагога.
2. Изучить содержание понятия «методическая
грамотность» в современной научной литературе.
3. Охарактеризовать основные формы развития
методической грамотности как профессиональной компетенции современного учителя
русского языка и литературы.
4. Сформулировать рекомендации по развитию
методической грамотности как профессиональной компетенции современного учителя
русского языка и литературы.
Заключение:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения методической
грамотности как профессиональной компетенции современного учителя русского
языка и литературы 1.1 Теоретические подходы к
формированию профессиональных компетенций педагога Каждый гражданин вносит
свой вклад в нацию, в целом, поэтому уровень его образования напрямую взаимосвязан с тем,
насколько качественно будет образование педагога, его осуществляющего. Поэтому
необходимо, чтобы образование было, в первую очередь, общедоступным, открытым,
считающимся как с настоящим, так и с будущим, а также позволяющим бороться с ростом
числа безработных, человеческой изоляцией и неравенством. Сказанное ставит
перед учеными задачу изучения необходимых для педагогов профессиональных
компетенций, которые синергизируют знания разнообразных областей педагогической
науки, а также позволяют развить критическое и логическое мышление, обеспечивающее
поиск решения социально-культурных проблем.
Самоопределение педагогов как профессионалов
происходит напрямую в ходе теоретических (лекционных) и практических занятий.
Так, по мнению Э.Ф. Зеера, формирование смысла выполняемого труда у педагога
происходит еще в ходе вузовского образования [11]. В свою очередь Н. С. Пряжников
считает, что в то же время происходит сознательное установление смысла
производимой профессиональной деятельности [16]. А Е.А. Климов высказывает
мнение, что в ходе профессионального обучения происходит формирование
полноценного участника сообщества профессионалов [13]. Необходимо подчеркнуть, что построение учебной
деятельности студентов педагогического вуза ориентировано на развитие у них
профессиональных компетенций будущих педагогов, которые позволят им эффективно
приспособиться к среде как социуму в целом, так и будущему месту трудовой
деятельности, в частности, а также раскрыть себя как профессионалов.
По мнению А.Л. Андреева, компетентностная
модель образования отвечает открытому, динамичному обществу, в котором итогом
социализации, обучения, профессиональной и общей подготовки становится
ответственный индивид, который готов к осуществлению всей совокупности жизненных
функций, а также к выполнению ничем не ограниченного, имеющего гуманистическую
направленность, выбора [3]. Воплощение на практике компетентностного подхода к
профессиональному образованию педагогов подразумевает планирование содержания
образования, определение более результативных технологий обучения, развитие и
воспитание обучаемых, выработку методики диагностики результата формирования
компетенций.
Компетентностный подход в образовательной
сфере реализуется посредством формирования «компетенций» у специалистов
образовательной отрасли. Сам термин («компетенции») трактуется в качестве
обобщенных способов действий, направленных на достижение результата при решении
разного рода задач. Иначе говоря, способности на основе имеющегося опыта и
знаний находить ответы на самые разнообразные вопросы, в т.ч. профессионального
рода.
В ФГОС высшего педагогического образования
содержатся требования к итогам овладения основной образовательной программой,
которые выражаются в виде компетенций, как профессиональных (ПК), так и
общепрофессиональных (ОПК) [2].
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения методической
грамотности как профессиональной компетенции современного учителя русского
языка и литературы 1.1 Теоретические подходы к
формированию профессиональных компетенций педагога Каждый гражданин вносит
свой вклад в нацию, в целом, поэтому уровень его образования напрямую взаимосвязан с тем,
насколько качественно будет образование педагога, его осуществляющего. Поэтому
необходимо, чтобы образование было, в первую очередь, общедоступным, открытым,
считающимся как с настоящим, так и с будущим, а также позволяющим бороться с ростом
числа безработных, человеческой изоляцией и неравенством. Сказанное ставит
перед учеными задачу изучения необходимых для педагогов профессиональных
компетенций, которые синергизируют знания разнообразных областей педагогической
науки, а также позволяют развить критическое и логическое мышление, обеспечивающее
поиск решения социально-культурных проблем.
Самоопределение педагогов как профессионалов
происходит напрямую в ходе теоретических (лекционных) и практических занятий.
Так, по мнению Э.Ф. Зеера, формирование смысла выполняемого труда у педагога
происходит еще в ходе вузовского образования [11]. В свою очередь Н. С. Пряжников
считает, что в то же время происходит сознательное установление смысла
производимой профессиональной деятельности [16]. А Е.А. Климов высказывает
мнение, что в ходе профессионального обучения происходит формирование
полноценного участника сообщества профессионалов [13]. Необходимо подчеркнуть, что построение учебной
деятельности студентов педагогического вуза ориентировано на развитие у них
профессиональных компетенций будущих педагогов, которые позволят им эффективно
приспособиться к среде как социуму в целом, так и будущему месту трудовой
деятельности, в частности, а также раскрыть себя как профессионалов.
По мнению А.Л. Андреева, компетентностная
модель образования отвечает открытому, динамичному обществу, в котором итогом
социализации, обучения, профессиональной и общей подготовки становится
ответственный индивид, который готов к осуществлению всей совокупности жизненных
функций, а также к выполнению ничем не ограниченного, имеющего гуманистическую
направленность, выбора [3]. Воплощение на практике компетентностного подхода к
профессиональному образованию педагогов подразумевает планирование содержания
образования, определение более результативных технологий обучения, развитие и
воспитание обучаемых, выработку методики диагностики результата формирования
компетенций.
Компетентностный подход в образовательной
сфере реализуется посредством формирования «компетенций» у специалистов
образовательной отрасли. Сам термин («компетенции») трактуется в качестве
обобщенных способов действий, направленных на достижение результата при решении
разного рода задач. Иначе говоря, способности на основе имеющегося опыта и
знаний находить ответы на самые разнообразные вопросы, в т.ч. профессионального
рода.
В ФГОС высшего педагогического образования
содержатся требования к итогам овладения основной образовательной программой,
которые выражаются в виде компетенций, как профессиональных (ПК), так и
общепрофессиональных (ОПК) [2].