Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Местный референдум:правовая основа и порядок проведения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. РЕФЕРЕНДУМ КАК ИНСТИТУТ
ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ.. 5
§ 1 Основная характеристика местного
референдума. 5
§ 2 Порядок проведения местного
референдума. 10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОНОГО ПРАВА НА ПРОВЕДЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА НА
ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 15
§ 1 Проблемы гражданской инициативы
проведения референдума в Российской Федерации. 15
§ 2 Анализ причин низкой активности
граждан при организации и участии местного референдума. 18
§ 3 Анализ судебной практики. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 37
Введение:
Актуальность исследования в соответствии с
Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 3) референдум наряду со свободными
выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государство
обязано принимать меры, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан на
референдуме Российской Федерации, гарантировать конституционную законность при
реализации данной формы непосредственной демократии. С этой целью в некоторых
странах законодательство предусматривает осуществление судебного
конституционного контроля над организацией и проведением референдума,
установлением его результатов. Речь идёт о реализации особых полномочий органов
конституционной юстиции, связанных с проверкой конституционности правовых актов
о назначении референдума, вопросов государственного значения, которые
предлагается вынести на него, оценкой соответствия Конституции порядка
проведения референдума. Данные полномочия в различных вариациях предусмотрены
законодательством многих зарубежных стран, в том числе входящих в состав СНГ.
Условно эти полномочия можно разделить на два вида: обязательные и
факультативные.
Для того дабы референдум вернее формулировал
волеизъявление народа, ему должно предшествовать свободное и всестороннее
обсуждение выносимого на голосование вопроса. Концепция местного
самоуправления, делимая Российской Федерацией, предполагает решение вопросов
местного значения не лишь муниципальными органами власти, но и жителями страны.
Это твёрдое представление, определившееся в муниципальной теории ещё в XIX – XX
ст. нашло доказательство в законодательстве, нормы которого гарантировали
гражданам возможность непосредственного участия в исполнении местного
самоуправления.
Цель исследования: изучить правовую основу
и порядок проведения местного референдума.
Объект исследования: референдум.
Предмет исследования: правовая основа и
порядок проведения местного референдума в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели нужно
решить следующие задачи:
1. Изучить
основную характеристику местного референдума;
2. Рассмотреть
порядок проведения местного референдума;
3. Выяснить
проблемы гражданской инициативы проведения референдума в Российской Федерации;
4. Проанализировать
причины низкой активности граждан при организации и участии местного
референдума
5. Проанализировать
судебную практику.
Методы — анализ научной литературы,
обобщение, наблюдение, сравнение
Теоретической основой исследования
являются результаты научных исследований представителей отечественной и
зарубежной научной практики. В частности, весомый вклад в изучении местного
референдума осуществили Бабун Р. В., Гранкин И. В., Овчинников И. И., Потапова
А. А., Чаннов С. Е. и др.
Практическая часть работы выполнялась на
основании документов — Конституции Российской Федерации, Федерального закона от
6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации», Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации», Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г.
№ 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».
Структура работы. Работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 39
страниц. Количество литературных источников – 22.
Заключение:
Местное самоуправление в Российской
Федерации — это главный институт гражданского общества, благодаря которому
население имеет возможность самостоятельно решать вопросы местного значения и
принимать непосредственное участие в управлении государством (путем проведения
референдума).
Действующая Конституция РФ говорит о
референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со
свободными выборами (часть 3 статьи 3).
Организация и проведение референдумов в
России (в том числе местных) регулируются различными нормативными правовыми
актами. Основные положения содержатся в федеральных законах от 12.06.2002 №
67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации» и от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Детально
порядок проведения местных референдумов регулируется законами субъектов РФ о
местных референдумах и уставами муниципальных образований.
В местном референдуме в Российской
Федерации могут принимать участие все граждане, проживающие на территории
муниципального образования и достигшие возраста 18 лет.
Инициировать местный референдум имеют
право граждане РФ, проживающие на территории конкретного муниципального
образования. Важная особенность местного референдума заключается в том, что
участвовать в нем также имеют право иностранные граждане, которые постоянно
проживают на территории муниципального образования, но при условии, что данная
возможность закреплена международным договором между Российской Федерацией и
государством, гражданином которого иностранное лицо является.
Еще одной особенностью является
невозможность участия в референдуме военнослужащих, проходящих срочную службу и
проживавших ранее в другом муниципальном образовании.
Кроме этого, в местном референдуме не
имеют права участвовать граждане, признанные судом недееспособными или
содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Законодательством определен исчерпывающий
перечень вопросов, по которым проведение местного референдума невозможно.
Например, это вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий
органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного
самоуправления, о персональном составе органов государственной власти субъекта
Российской Федерации, органов местного самоуправления; о принятии или об
изменении бюджета муниципального образования.
Говоря о юридической силе решения,
принятого на референдуме, стоит сказать, что оно является обязательным и не
нуждается в дополнительном утверждении какими-либо органами. Решение подлежит
обязательному исполнению на всей территории муниципального образования, в
котором проходил местный референдум. Обеспечением исполнения решения занимаются
органы местного самоуправления в муниципальном образовании.
Таким образом, местный референдум — одна
из главных форм прямой демократии в местном самоуправлении, которая позволяет
органам местного самоуправления узнать и учесть мнение населения по решению
конкретных вопросов местного значения.
Благодаря институту местного референдума
активизируется работа муниципальных органов, повышается
общественно-политическая активность граждан, а также их правовая и политическая
культура.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РЕФЕРЕНДУМ КАК
ИНСТИТУТ ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ § 1 Основная характеристика местного
референдума Под местным референдумом разумеется
голосование граждан РФ, живущих
постоянно или предпочтительно в пределах одного муниципального образования, по
вопросам местного значения, проводимое в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,
а также в соответствии с
нормативно-правовыми актами субъектов РФ и актами муниципальных образований.
Местный
референдум – высшее проявление воли населения муниципального образования. В нынешних
российских реалиях, в условиях надобности принятия властными структурами
«непопулярных» управленческих решений, актуален вопрос об ответственности за
такие решения. Дебаты по данному вопросу в Государственной Думе и, в
особенности за ее стенами, приобретают все большую остроту. На наш
взгляд, многих политических расхождений можно избежать, если адресоваться
к ресурсам правовой науки, имея целью понизить риск промахов в принятии
решений, ответственности за них и поиск консенсуса между различными
политическими силами[1]. Одним из таких ресурсов,
хорошо изученных наукой права, укрепленной в нашем законодательстве, является
референдум.
Сам по себе референдум являет собой
механизм управления государством, предусматривающий решение наиболее значимых
для общества вопросов посредством всенародного опроса (голосования), результаты
которого имеют высший правовой статус и неизбежны для осуществления всеми
государственными органами. Референдум – это основной институт демократии,
поскольку являет собой прямое правотворчество народа.
Действующая Конституция Российской
Федерации 1993 года говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении
власти народа наряду со свободными выборами (ч. 3 статьи 3)[2].
Конституцией не ограничивается использование референдума определённым кругом
вопросов. Кроме того, наряду с общефедеральными законами Конституция
предусматривает и местный референдум как институт местного
самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть
предусмотрено их конституциями и уставами. [1]
Айвазян С. С. Особенности местного референдум в Российской Федерации// Научный
форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по
материалам IX междунар. науч.-практ. конф. № 7 (9). М., Изд. «МЦ-НО», 2017. С.
57–62 [2]
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря
1993 г.) // Российская газета. 4.07 2020 г. № 144