Аттестационная работа (ИАР/ВАР) на тему Менеджмент художественно-эстетического воспитания детей начальных классов средствами АРТ терапии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ДЕТИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И НЕОБХОДИМОСТЬ
МЕНЕДЖМЕНТА ИХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ .. 11
1.1. Дети начальных классов и их предрасположенность к
художественно-эстетическому воспитанию.. 11
1.2. Арт-терапия как средство стимулирования
художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. 20
1.3. Необходимость, сущность и технология менеджмента
художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
средствами арт-терапии. 27
Выводы по первой главе. 37
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ТЕХНОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ 39
2.1. Организация экспериментальной проверки технологии
менеджмента художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного
возраста средствами АРТ-терапии. 39
2.2. Реализация технологии менеджмента
художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста на базе Центра
внешкольной работы в городе Муром средствами арт-терапии. 48
2.3. Пути совершенствования менеджмента
художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
средствами арт-терапии. 69
Выводы по второй главе. 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 82
Введение:
Актуальность
темы исследования. Развитие и воспитание ребенка требует
разносторонности. Одним из важных направлений в воспитании является
эстетическое, которое направлено на художественное и эстетическое воспитание.
Художественно-эстетическое
воспитание личности осуществляется в процессе эстетического воспитания. При
этом, система художественно-эстетического воспитания реализуется наряду с
другими составными частями воспитательного процесса. Стоит отметить тесную
взаимосвязь системы художественно-эстетического воспитания эти частями, так как
ведущая идея педагогики ‒ это всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
Гармоничное сочетание умственного и физического развития, моральной чистоты,
эстетического отношения к жизни и искусству – условие формирования целостной
личности. Художественно-эстетическое воспитание всегда связано с
совершенствованием многих качеств и черт ребенка.
Гармоничность художественно-эстетического
развития, как известно, важна для детей разного возраста. Но особенно в ней
нуждаются младшие школьники. Обусловлено это тем, что художественные
впечатления остаются в их памяти надолго, иногда и на всю жизнь. Диспропорции,
избыточность, нарушения в воспитании травмируют в раннем возрасте и наносят
непоправимый вред. Вот почему необходимы правильные соотношения всех
воздействий на ребенка. Учет возрастных особенностей помогает установить, какие
именно формы, средства и виды деятельности для художественного развития
особенно эффективны в том или ином возрасте.
Если дети воспитываются в
духе чувствительности ко всему прекрасному в жизни, если они обогащаются
разносторонними впечатлениями, увлекаются различными видами художественной
деятельности, то их специальные способности развиваются успешно и плодотворно. Для решения данной задачи необходима реализация
менеджмента художественно-эстетического воспитания.
Менеджмент художественно-эстетического воспитания осуществляется
либо в учреждениях дополнительного образования, либо в дошкольной организации.
Важность его сохраняется и в начальных классах.
В учебном процессе
эстетическому воспитанию способствует преподавание всех предметов. Предметы
эстетического цикла –природоведение, изобразительное искусство, музыка
обеспечивают ученикам элементарные знания и навыки практической творчества,
эстетического поведения. Во внеклассной работе эстетическое воспитание
проводится в различных творческих объединениях учащихся (хоровых коллективах,
оркестрах народных инструментов, хореографических, фольклорных, художественных
студиях и т.д.), творческих объединениях школьников, которые связаны с
возрождением народных ремесел и декоративно-прикладного творчества, в
художественных кружках, студиях, клубах, театрах и тому подобное. Способствуют
эстетическому воспитанию учащихся младшего школьного возраста экскурсии на природу,
вечера посвященные жизни и творчеству выдающихся композиторов и исполнителей,
выдающихся художников, выставки, праздники и прочее.
Одним из самых
эффективных средств, которое дает возможность человеку почувствовать
многомерность социокультурной жизни во всех ее проявлениях и гармонизировать
бытие в социуме является само искусство. Оно является одним из действенных не
только воспитательных,
но и терапевтических
средств. Применение его с такой целью находит воплощение в АРТ-терапии.
Всё
это диктует необходимость менеджмента художественно-эстетического воспитания
детей средствами АРТ-терапии.
Исследованность проблемы. Изучение литературы показало, что многие вопросы эстетического воспитания
личности детей нашли в ней отражение в трудах многих исследователей, которые рассматривали: сущность, содержание
особенностей эстетического воспитания детей (Р.Р. Атаджанов,
П.С. Симонова, Н.Ф. Сюзева, Л.К. Фортова); АРТ-терапию, как средство
эстетического воспитания (Л.Д. Лебедева); возможности и особенности
эстетического воспитания детей начальных классов и детей дошкольного возраста (Н.И. Бутенко,
В.И. Козлов, И.М. Мамедова, Е.И. Перминова, П.С. Симонова,
З.А. Степанчук, Н.Ф. Сюзева).
Исследователями
сформулированы основные условия развития творческих способностей, выявлена
специфика влияния различных средств художественно-эстетического воспитания на
развитие творческих способностей младших школьников, определены особенности
проявления творческих способностей младших школьников в различных видах деятельности.
Изучение литературы, в то
же время, показало, что вопросы менеджмента художественно-эстетического
воспитания детей начальных классов средствами АРТ- терапии не получили
достаточного отражения.
Изложенное позволило
выявить сложившееся противоречие
между необходимостью менеджмента эстетического воспитания детей начальных
классов и недостаточным вниманием к технологии его реализации в начальной школе.
Это противоречие определило проблему
исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки технологии
менеджмента художественно-эстетического воспитания детей начальных классов
средствами Арт-терапии. В соответствие с проблемой определена тема магистерской диссертации: «Менеджмент художественно-эстетического
воспитания детей начальных классов средствами АРТ терапии».
Объект исследования
– организация художественно-эстетического воспитания детей начальных классов.
Предмет исследования
– содержание и технология менеджмента художественно-эстетического воспитания
детей начальных классов средствами АРТ- терапии.
Цель исследования –
разработать и экспериментально проверить технологию менеджмента
художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
средствами арт-терапии.
Гипотеза исследования. Эстетическое
воспитание детей младшего школьного возраста является одним из важных
направлений их нравственно-эстетического становления. Одним из средств
эстетического воспитания выступает АРТ- терапия. Её реализация требует
менеджмента эстетического воспитания. Эффективность менеджмента эстетического
воспитания детей младшего школьного возраста средствами АРТ-терапии может быть
обеспечена, если:
— организаторская деятельность охватывает
всех обучаемых с учетом их эстетических предрасположенностей и возможностей средств
АРТ- терапии в их воспитании;
— технология менеджмента строится поэтапно,
с учетом индивидуальных эстетических предрасположенностей каждого обучаемого и
его вовлеченности в реализацию средств АРТ- терапии;
— дети мотивированы и активны в реализации
средств АРТ- терапии.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать детей
начальных классов, предрасположенных к художественно-эстетическому проявлению.
2. Раскрыть потенциал средств
АРТ-терапии в стимулировании художественно-эстетического воспитания детей
младшего школьного возраста.
3. Выявить необходимость
менеджмента художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного
возраста и разработать технологию ее реализации средствами АРТ-терапии.
4. Экспериментально
проверить технологию менеджмента художественно-эстетического воспитания детей
младшего школьного возраста средствами АРТ-терапии.
5. Выявить пути
совершенствования менеджмента художественно-эстетического воспитания детей
младшего школьного возраста средствами АРТ-терапии.
Теоретико-методологические
основы исследования представлены следующими положениями:
‒ положение З.А. Степанчук о том, что младший школьный
возраст является сензитивным для
формирования опыта художественно-творческой деятельности;
‒ положение А.П.
Рудницкой о том, что объекты эстетического отношения могут удовлетворять
потребности человека только тогда, когда имеют соответствующие свойства,
например, цвет, форму, размер, структуру, функции и пр.;
‒ положение О.А. Федия о
том, что основные средства АРТ-терапии ‒ это средства, обусловленные такими
видами искусства как: рисунок (терапия изобразительным искусством); поэзия или
прозаическое произведение (библиотерапия); танец (танцевальная терапия); сказка
(сказкотерапия) и т.д.;
‒ положение
О.В. Денисовой о том, искусство трактуется как средство гармонизации
общественной жизни, достижения экологической чистоты человека и общества,
средство раскрытия сущностных сил человека, выполняет гармонизирующую роль,
уменьшает конфликтность человека с социоприродной и культурной средой;
‒ положение П.С. Базанова
и А.А. Рассохина о том, что основными функциями менеджмента в образовании
являются следующие: принятие разумного решения; организация выполнения принятых
решений, создание условий для эффективной работы образовательного учреждения,
каждого участника образовательного процесса, обеспечения мотивов и стимулов их
деятельности; контроль исполнения решений.
В процессе решения задач
исследования использован комплекс методов,
в том числе: теоретические (анализ и синтез, обобщение, классификация,
систематизация и др.); эмпирические (наблюдение, анализ продуктов деятельности;
беседа, экспериментальная работа), а также методы математической статистики.
Базой исследования
является Центр внешкольной работы в городе Муром Владимирской области.
Новизна исследования состоит
в том, что в процессе исследования была уточнена сущность понятия менеджмента
художественно-эстетического воспитания детей начальных классов средствами АРТ-терапии;
обобщена информация относительно возможностей АРТ-терапии в процессе
художественно-эстетического воспитания младших школьников; разработана
технология менеджмента художественно эстетического воспитания детей младшего
школьного возраста; выявлены пути совершенствования менеджмента художественно
эстетического воспитания.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что в ходе него:
– подобран
диагностический инструментарий для изучения художественно-эстетической
предрасположенности детей;
– разработана технология
менеджмента художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного
возраста средствами АРТ-терапии, которая полдучила экспеиментальную проверку и
может получить практическое применение учителем изобразительного искусства на
уроках в начальной школе;
– выявленные пути
совершенствования менеджмента художественно-эстетического воспитания детей
младшего школьного возраста средствами АРТ-терапии позволяют учителям
изобразительного искусства на уроках в начальной школе обеспечивать его
целенаправленное совершенствование.
Положения, выносимые на
защиту:
1.
Художественно-эстетическая воспитанность младших школьников. Основу
художественно-эстетической воспитанности младших школьников составляет развитие
эмоциональной чувствительности к прекрасному и негативного отношения к
безобразному, а также художественно-творческая деятельность. Уровень художественно-эстетической воспитанности
(предрасположенности) младших школьников определяется: уровнем
художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста;
уровнем владения изобразительной деятельностью и уровнем развития творческих
способностей.
2. АРТ-терапии – это
совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра
эстетических переживаний, потребностей на формирование здорового мировоззрения,
развитие богатой эмоциональной сферы. Арт-терапия выступает одним из методов
художественно-эстетического воспитания и развития младших школьников. К
основным средствам АРТ-терапии относятся: рисунок (терапия изобразительным
искусством); поэзия или прозаическое произведение (библиотерапия); танец
(танцевальная терапия); сказка (сказкотерапия) и пр. Применение средств
арт-терапии в художественно-эстетическом воспитании детей младшего школьного
возраста обеспечивает развитие эмоциональной сферы и позволяет создать условия,
при которых дети становятся одновременно создателями, свидетелями и
интерпретаторами. К таким средствам относятся: рисование и аппликация.
3. Менеджмент
представляет собой организаторскую деятельность в решении какой-либо проблемы.
Менеджмент художественно-эстетического воспитания детей начальных классов
средствами АРТ-терапии представляет собой организаторскую деятельность по наиболее
целесообразной реализации этих средств в художественно-эстетическом развитии
каждого ребенка. Технология менеджмента художественно-эстетического воспитания
детей младшего школьного возраста средствами АРТ-терапии – это наиболее
целесообразная последовательность организаторской деятельности, позволяющая
обеспечить художественно-эстетическое развитие детей средствами АРТ-терапии.
Основными этапами
технологии менеджмента художественно-эстетического воспитания детей является:
диагностико-прогностический; выбор целей; определение задач; выбор способа
средств реализации художественно-эстетического
воспитания ребенка с учетом его предрасположенностей и склонностей; методики их
реализации, носящие личностно ориентированный характер; подготовка; реализация.
4. Пути совершенствования
менеджмента художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного
возраста средствами АРТ-терапии являются следующими: использование разнообразие
средств АРТ-терапии с учетом предпочтений каждого ребенка; развитие мативации и
активности в художественно-эстетическом проявлении детей; поддержка личной
инициативы ребенка в художественно-творческом проявлении; комплексное
использование средств АРТ- терапии.
Исследование
осуществлялось в три
этапа:
На
первом этапе определена тема диссертации, изучена литература, разработана
структура и научный аппарат исследования, раскрыта художественно-эстетическая
предрасположенность детей, охарактеризован АРТ-терапевтический потенциал в
художественно-эстетическом воспитании детей, необходимость и сущность
менеджмента художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного
возраста средствами АРТ-терапии,
а также разработана технология его реализации.
На
втором этапе экспериментально проверена технология менеджмента
художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
средствами АРТ-терапии.
На
третьем этапе обобщены полученные материалы в ходе исследования, обобщены и
систематизированы, сформулированы выводы, литературно оформлена диссертация.
Диссертация состоит
из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Цель данного исследования
состояла в экспериментальной проверке технологии менеджмента
художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
средствами арт-терапии и определении путей совершенствования менеджмента
художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
средствами арт-терапии.
Достижению поставленной
цели способствовало решение ряда задач:
1. Дана характеристика
детям начальных классов и их воспитанности к художественно-эстетическому
воспитанию. На основе проведенного анализа литературы было установлено, что
основу эстетического развития младших школьников составляет развитие
эмоциональной чувствительности к прекрасному и негативного отношения к
безобразному. Одной из главных задач искусства как средства эстетического
развития является стимулирование творческих способностей, инициативы,
самостоятельности. Особенность педагогики искусства в том, что творчеству
научить нельзя. Педагог должен создать условия для пробуждения, активизации у
учащихся творческих импульсов, для познания радости творчества. Чем раньше
начать такую работу с детьми, тем больше шансов, что творческие возможности
учащихся не погаснут, а разовьются, чтобы проявиться впоследствии во всех
сферах деятельности.
2. Рассмотрена
арт-терапия как средство стимулирования художественно-эстетического воспитания
детей младшего школьного возраста. Мы выяснили, что в эстетико-воспитательной
работе с младшими школьниками является целесообразной арт-терапия. Применение
арт-терапевтических средств в художественно-эстетическом воспитании дает младшим
школьникам возможность осмысливать художественно-эстетическую информацию,
личностно ее переживать, свободно выражать свой внутренний мир, понять, как он
отображается в собственных произведениях, приобретать эстетический опыт общения
с искусством, ценностно относиться к произведениям искусства, продуктам
творчества других детей, их духовных потребностей. Применяя средства
арт-терапии в художественно-эстетическом воспитании младших школьников, педагог
обеспечивает развитие эмоциональной сферы, создает условия, при которых дети
становятся одновременно создателями, свидетелями и интерпретаторами.
3. Описана необходимость,
сущность и технология менеджмента художественно-эстетического воспитания детей
младшего школьного возраста средствами арт-терапии. Проведение анализа
литературы показало, что вопрос менеджмента художественно-эстетического
воспитания детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии является
нераскрытым. Было установлено, что современный менеджмент – это теория,
технология и искусство управления, которая постоянно обновляется банком
новейших идей, представлений, наблюдений, практических рекомендаций, обращение
к которым позволяет сознательно осмысливать и выполнять должностные обязанности
менеджера как профессионально подготовленного и функционально грамотного
руководителя художественно-эстетического воспитания детей начальных классов
средствами АРТ терапии.
На основе объективного
анализа литературы мною было сформулировано следующее определение: менеджмент
художественно-эстетического воспитания детей начальных классов средствами АРТ
терапии – это комплекс принципов, методов, организационных форм и
технологических приемов управления процессом художественно-эстетического
воспитания детей начальных классов средствами АРТ терапии, направленный на
повышение его эффективности.
4. Проведена
экспериментальная проверка технологии менеджмента художественно-эстетического
воспитания детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии. Мною была
выдвинута следующая гипотеза: реализация технологии менеджмента
художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
средствами арт-терапии будет способствовать эффективному
художественно-эстетическому воспитанию младших школьников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ДЕТИ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ И НЕОБХОДИМОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ИХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1. Дети начальных
классов и их предрасположенность к художественно-эстетическому воспитанию Период младшего школьного
возраста (от 6-7 лет до 10-11 лет) представляет собой новый этап в развитии
ребенка. Данное время в жизни ребенка становится периодом испытания им
собственных сил, решения сложных задач, возникающих перед ним в следствии
взаимодействия с окружающей средой (уже не только в семье, но и вне ее).
Главное событие младшего школьного возраста является изменение социального
статуса детей, обусловленного их поступлением в школу и началом учебной
деятельности.
Изучение исследователями
различных отраслей науки проблемы формирования ценностей, дает возможность
подчеркнуть, что младший школьный возраст современные отечественные педагоги,
психологи (И.Д. Бех[1],
К.М. Гуревич[2],
В.М. Полищук[3],
Д.И. Фельдштейн[4]
и др.) считают этапом важных социальных изменений в жизни человека, а также,
наиболее благоприятным для развития личностных качеств ребенка, начала
формирования гуманистических ценностей и потребностей учащихся в процессе
обучения и воспитания.
Самое главное событие в
жизни детей младшего школьного возраста –изменение их социального статуса и
социальной роли – их поступление в школу. При этом отметим, что в психике
младшего школьника происходят качественные изменения, отмечается усложнение
системы его социальных связей, мотивационной деятельности.
С.Л. Рубинштейн[5]
считал, что кроме изменения социальной роли, происходит и изменение восприятия
детьми своего статуса в связи с тем, что дети выступают в новой для них роли –
роли ученика. Для большей части детей данного возраста начало школьной жизни
является серьезным испытанием. В этой ситуации, учебная деятельность становится
ведущей по отношению к дошкольному возрасту, когда ведущей была игровая. Они
должны привыкать к новому коллективу, новым требованиям, к повседневным
обязанностям, режима. Обучение становится важной общественно-оценочной
деятельностью.
На пути своего
становления как личности ребенок проходит несколько этапов психического и
физического развития. Эти этапы создают предпосылки формирования и воспитания у
него различных качеств и свойств, развитие способностей и интересов, к которым
он является наиболее сенситивным (наиболее восприимчивым)[6],
в частности это касается и художественно-эстетического воспитания младших
школьников.
Исследовательница В.М.
Полищук пишет, что изменение социальной роли ребенка, появление новых
обязанностей сказывается на его отношениях со сверстниками, учителями,
родителями, так как ученики по-разному реагируют на начало школьного обучение[7].
Внутренняя позиция школьника – сформировано общее
положительное отношение ребенка к школьному обучению, его готовность к
выполнению требований педагога, признание его авторитета. Это значит, что
ребенок [1] Бех И.Д.
Воспитание личности: учеб. для студ. высш. учеб. закл. / И.Д. Бех. К.: Лыбидь,
2008. 848 с. [2] Гуревич К.М.
Дифференциальная психология и психодиагностика / К.М. Гуревич // Избранные
труды. СПб.: Питер, 2008. 336 с. [3] Полищук В.М.
Психологические особенности детей переходного периода от дошкольного к младшему
школьному возрасту: Дис. … Канд. психол. наук / В. Полищук. М., 1995. 198 с. [4] Фельдштейн Д.И.
Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях
значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн //
Педагогика. 2010. № 11. С. 3-11. [5] Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб: Издательство «Питер», 2000. 720 с. [6] Жиенбаева Н.Б.
Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте /
Н.Б. Жиенбаева, А.М. Измайлова // Молодой ученый. – 2018. – № 11 (197). – С.
116-119; Кодермятов Р.Э. К проблеме психологических особенностей личностного
развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения /
Р.Э. Кодермятов, Н.А. Тумакова, Е.В. Павловская // Молодой ученый. – 2015. – №
11 (91). – С. 1733-1736. [7] Полищук В.М.
Психологические особенности детей переходного периода от дошкольного к младшему
школьному возрасту: Дис. … Канд. психол. наук / В. Полищук. М., 1995. 198 с.